Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи





Скачать 449.22 Kb.
НазваниеРуководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи
страница1/4
Дата публикации19.10.2013
Размер449.22 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Экономика > Руководство
  1   2   3   4

Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи


Принято

Конференцией Российской библиотечной ассоциации

XVII Ежегодная сессия

17 мая 2012 года, город Пермь

Введение

Современная российская молодёжь — это 39,6 миллионов молодых граждан, или 27 % от общей численности населения страны.

Молодёжь, в силу своих социально-психологических, возрастных особенностей, выполняет социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства; с одной стороны, отличается определёнными собственными ценностными ориентациями и недостатком собственного жизненного опыта; с другой – является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания. Молодежь – главный участник социальной мобильности и экономической инициативы, вместе с тем, налицо ее неполная включённость в социально-политические отношения, индифферентность; как социальный слой молодежь является источником социально-экономического возрождения страны.
Этим в значительной степени объясняется всё возрастающее внимание к молодежи, которое активно демонстрируют разные страны, в том числе Россия.
В Федеральном Законе РФ «О библиотечном деле» (ст. 14) подчеркнуто, что государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов. Этим же Законом (ст. 8) закреплено право данных групп населения «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами».

В «Руководстве ИФЛА по развитию публичных библиотек» говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи».
В «Руководстве ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества» так определена миссия библиотеки: «Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества, состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития».

Настоящее «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи» (далее – Руководство) является результатом коллективной работы. Документ разработан специалистами Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) под руководством И.Б. Михновой, члена Совета, председателя секции по библиотечному обслуживанию молодежи Российской библиотечной ассоциации (РБА), с привлечением членов постоянного комитета секции.

Он был обсуждён группой директоров молодежных, юношеских и детско-юношеских библиотек во время рабочей встречи в апреле 2011 г., на ежегодном заседании секции в Тюмени в мае 2011 г., на Форуме публичных библиотек (Санкт-Петербург, декабрь 2011 г.).

При подготовке «Руководства» учитывались такие серьезные, тщательно проработанные документы Российской библиотечной ассоциации, как «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», «Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации», «Руководство для детских библиотек России» (фактически также выполняющее функции модельного стандарта) и ряд других. В этих документах содержатся все необходимые нормативы, регламенты, ограничения, которые применимы во всех публичных библиотеках, обслуживающих молодежь наряду с другими пользовательскими категориями.

Рекомендации настоящего документа основаны на хорошем знании практики и основных тенденций библиотечного обслуживания молодёжи, как в России, так и за рубежом. При разработке учитывались идеи и рекомендации, изложенные в «Руководстве ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества», а также в концепциях информационно-библиотечного обслуживания этой категории населения, имеющиеся в ряде регионов России.
«Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи» определяет базовые положения, содержательные и организационно-технологические условия, соблюдение которых позволит публичным библиотекам России полнее, квалифицированнее удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности этой категории пользователей. Изучая интересы и потребности молодёжи, библиотека доступными ей средствами и методами способствует их развитию и возвышению, утверждению позитивных жизненных установок, социализации и

самореализации молодёжи.

Основная цель «Руководства» – закрепить за библиотеками, органами власти, органами управления, заинтересованными организациями и самими пользователями право самостоятельного выбора той системы/структуры библиотечного обслуживания молодежи, которая в наибольшей степени отвечает её стремительно изменяющимся интересам и потребностям; вписывается в социокультурную ситуацию конкретной территории; совпадает с общемировыми тенденциями библиотечного обслуживания этой категории пользователей.
Положения «Руководства» носят рекомендательный характер и дают принципиальные ориентиры для работников библиотечной отрасли, представителей организаций, профессионально работающих с молодежью, а также для властных структур.

Настоящий документ адресован:

  • сотрудникам библиотек всех типов, расположенных как в городах, так и в районных и сельских населённых пунктах;

  • теоретикам библиотечного дела;

  • преподавателям, студентам и аспирантам учебных заведений, готовящих библиотечные кадры;

  • руководителям отраслью культуры;

  • библиотечной общественности;

  • специалистам организаций, работающих с библиотеками на условиях социального партнёрства.


Цели и базисные условия развития библиотечного обслуживания молодежи


Следует констатировать, что проблема привлечения молодых людей в стены библиотеки напрямую связана с проблемой выживания библиотек: если сегодня молодежь туда не пойдет, то завтра она не приведёт своих детей.
Библиотекам нужно учитывать ряд препятствий объективного характера, которые, являясь сами по себе позитивными факторами, при определенных обстоятельствах способны оказывать нежелательное влияние на отношение молодёжи к библиотекам, но и чреваты серьезными негативными последствиями для настоящего и будущего существования библиотек. Наиболее очевидные из них:
- наличие в стране свободного книжного рынка, ожесточенная конкуренция на котором вынуждает производителей ориентироваться на весь спектр потребностей покупателей и осознанно выделять как наиболее перспективный сегмент рынок книг для молодежного чтения, активно используя при этом библиотечные формы и методы работы с покупателями;

- стремительно расширяющиеся и модифицирующиеся благодаря техническому прогрессу возможности получения информации из различных источников (прежде всего электронных, сетевых, мобильных), являющихся наиболее привлекательными и привычными для молодежи;

- разнообразная структура возможностей для проведения досуга молодежи (как правило, на коммерческой основе), учитывающая ее быстро меняющиеся потребности и ориентированная на общекультурные приоритеты и те или иные образцы молодежных субкультур;

- знание молодежью (благодаря информации, почерпнутой в Интернете, в ходе личных наблюдений и общения с зарубежными сверстниками) того, как работают и как выглядят публичные и университетские библиотеки развитых стран, и несовпадение этого знания с обликом большинства российских библиотек.
Главная цель библиотек, обслуживающих молодёжь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Библиотечное обслуживание молодых людей должно содействовать поддержке и развитию чтения, повышению информационной и компьютерной грамотности, расширению кругозора личности, усвоению духовных ценностей в целях их позитивной самореализации.
Библиотека должна добиться того, чтобы её образ ассоциировался в сознании молодёжи: с (а) «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации; (б) помощью в социальной и профессиональной адаптации, безболезненном вхождении во «взрослый» мир; (в) местом проведения интеллектуального досуга и общения; (г) средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций.

Для реализации этих целей необходимо, чтобы:
- деятельность и сфера влияния библиотеки не ограничивалась её территорией, а в той же мере продолжалась на виртуальных и внешних площадках, представляющих интерес для молодёжи;

- особое внимание уделялось молодым людям со специальными потребностями, с ограниченными физическими возможностями, а также представителям общественных и языковых меньшинств;

- информационно-ресурсная составляющая деятельности библиотеки была

равнозначна ее социализирующей, культурно-досуговой, коммуникационной функции;

- библиотека, работающая с молодежью, в своей деятельности отражала сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, разумно подходила к пропаганде тех или иных направлений молодёжной субкультуры;

- библиотека располагала сформированным с расчётом на молодёжь универсальным фондом, современными информационными технологиями, системой проверенных практикой и инновационных методов работы с молодыми пользователями.
К базовым условиям развития библиотечного обслуживания молодёжи можно отнести следующие:

- главным и определяющим условием развития библиотечного обслуживания молодёжи является понимание органами власти и руководством отраслью культуры важности направления внимания на молодежь как приоритетную, наряду с детьми, группу населения, требующую специального библиотечного обслуживания;
- деятельность библиотек, занимающихся обслуживанием молодёжи, должна обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами и средствами от приносящей доход деятельности;
- основными инструментами развития обслуживания являются комплексная автоматизация и компьютеризация всех информационных и библиотечно-библиографических процессов, качество фондов печатных изданий, отвечающих интересам и потребностям молодёжи, совершенствование структуры библиотеки, выделение в библиотеках специальных зон для свободного общения молодых пользователей, подготовка и переподготовка персонала для работы с молодёжью;
- серьезными ресурсами остаются социальное партнёрство, освоение инновационных решений, накопленных библиотечной системой страны в целом, творческое заимствование зарубежного опыта, укрепление системы методической поддержки библиотек со стороны профильных библиотек более высокого уровня, система пиар акций с целью привлечения читательского и общественного интереса к библиотеке как социальному институту, повышение её престижа;

- особую роль в становлении и развитии системы библиотечного обслуживания молодёжи призвана играть Российская библиотечная ассоциация, способная привлечь внимание к этой проблеме законодателей, общественности, потенциальных попечителей, установить и укрепить международные связи и реализовать международные проекты, участниками которых будут как молодые библиотечные специалисты, так и молодые пользователи.


Пользователи библиотеки


В настоящем «Руководстве» к категории «молодежь» относятся граждане России от 14 до 30 лет, что соответствует «Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006г. N 1760-р.

В большинстве (свыше 60) субъектов Российской Федерации также приняты законы о государственной (региональной) молодежной политике, в которых молодёжью признаются лица в возрасте 14 (18) – 30 лет (исключение составляет Москва – от 14 до 25 лет и Чеченская Республика, где верхние возрастные границы определены до 35 лет). Стандарты оказания услуг, осуществляемых государственными и муниципальными учреждениями по работе с молодёжью, также рассчитаны на граждан от 14 до 30 лет. Федеральная служба государственной статистики в категорию «молодёжь» включает возрастные группы населения в возрасте 15-29 лет.

Каждая публичная (общедоступная) библиотека должна принять собственное решение, на какую возрастную группу молодёжи, прежде всего, будет распространяться их специализированное обслуживание. Это может зависеть от того, является ли специализированное обслуживание молодёжи основным предметом деятельности библиотеки в целом, её отдельного подразделения или эта категория пользователей выделяется из общего состава пользователей на уровне отдельных видов услуг и связанных с ними библиотечных ресурсов. Эту возрастную группу молодых пользователей следует отразить в уставных документах библиотеки.

Молодые люди, приходящие в публичную библиотеку, находятся на разных этапах физического взросления и социализации, входят в состав различных социальных и социокультурных групп. Это старшеклассники, гимназисты, учащиеся лицеев и колледжей, студенты; рабочие и предприниматели, журналисты и компьютерщики, врачи и преподаватели, экономисты и юристы; это молодые семьи и молодые родители. Их социальные позиции определяют информационные, культурные, коммуникационные, досуговые и другие потребности, удовлетворению которых и должна содействовать библиотека, Чтобы деятельность библиотеки была эффективной, необходимо собирать и анализировать информацию о потребностях различных групп молодых пользователей данной библиотеки – реальных, виртуальных, потенциальных.

Структура библиотеки и соответствующий набор предлагаемых ею услуг в разных библиотеках могут не вполне совпадать, главное, чтобы обеспечивалось компетентное, углубленное, дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание, максимально отвечающее интересам молодых пользователей при самом тесном взаимодействии с ними и в повседневных делах, и в перспективных проектах.


Виды специализированного обслуживания


Молодёжь, являющаяся существенной и значимой с точки зрения перспектив развития публичной библиотеки группой пользователей, требует особого отношения к её потребностям, стиля общения, формирования соответствующих услуг и мероприятий и, что очень важно, выделения в помещении библиотеки специального «молодёжного» пространства.
«Молодежная зона» в публичной библиотеке.

Самый распространенный в зарубежных библиотеках и не сложный в реализации способ привлечения и закрепления молодёжи – выделение специального пространства в виде т.н. «молодёжной зоны». Соответственно «молодёжная зона» должна быть оформлена и оснащена с учетом возрастных особенностей пользователей и иметь особый набор ресурсов, технологий, услуг, форм клубной и публичной работы.

Тогда приходящая в публичную библиотеку молодёжь во «взрослой зоне» (с её обширным универсальным фондом) сможет удовлетворять потребности в образовании, самообразовании, расширении общего кругозора, повышении профессионального уровня, а в «молодёжной зоне» – потребности в литературе для досугового чтения, в фактографической, правовой, справочной информации по проблемам данного возраста, в психологической поддержке, помощи в профессиональной ориентации и социальной адаптации, наконец, в общении со своими сверстниками.

Такого рода «молодёжные зоны» следует выделять в центральных библиотеках городских и районных ЦБС, целесообразно их выделение также в центральных библиотеках субъектов РФ.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи icon1. Статистические показатели по работе с юношеством в публичных библиотеках рк
Краеведческая работа библиотек – молодежи
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconПроектная деятельность общедоступных (публичных) библиотек: развитие...
В докладе говорится о проектной деятельности муниципальных библиотек за период 2011–2013 гг. Уделено внимание развитию интернет-проектов...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconРуководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва...
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconРуководство пользователя Ассоциация эбнит москва 2009 удк 025. 32:...
Система автоматизации библиотек ирбис. Арм «Каталогизатор». Руководство пользователя. — М. Гпнтб россии, 2009. — 124 с
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconОбзор деятельности библиотек новосибирской области по обслуживанию юношества в 2011 году
Обзор деятельности библиотек Новосибирской области по обслуживанию юношества в 2011 году / Сост. О. В. Ковалёва. – Новосибирск: ноюб,...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconСправка о работе с юношеством в публичных библиотеках Самарской области в 2013 г
Современный, изменившийся мир, в котором существуют библиотеки, заставляет как практиков, так и ведущих специалистов в области библиотечного...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconИз опыта работы муниципальных библиотек городского округа г. Бор
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconУказатель изданий
Широкий спектр информационных ресурсов варьируется от общих библиографических собраний до специально разработанных, предметно-специализированных...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconИспользование инструментальной панели (Toolbar)
Широкий спектр информационных ресурсов варьируется от общих библиографических собраний до специально разработанных, предметно-специализированных...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconРуководство ифла / юнеско для школьных библиотек Основные международные...
Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconРуководство по эксплуатации Редакция 3
Трк bmp2000 модельного ряда ocean. Рэ содержит основные сведения о конструкции изделия, его составных частей и указания, необходимые...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconРуководство ифла по библиотечному обслуживанию аудиовизуальными материалами
Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconКаталоги библиотек. Электронные библиотеки
Здесь и классика, и современная литература. Раздел содержит перечень детских сетевых библиотек. С помощью различных библиотек можно...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconМетодические рекомендации «Читай не затем, чтобы противоречить и...
От составителей; Вступление; Формы и методы работы с литературно-художественными журналами: из опыта работы публичных библиотек
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconРуководство для школьников и абитуриентов / И. В. Алимова, В. И....
Представляем Вашему вниманию Список изданий для докомплектования фондов библиотек области, который содержит информацию о литературе,...
Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи iconПроект договора договор № на оказание услуг по техническому обслуживанию...
На оказание услуг по техническому обслуживанию объектов калининградского отделения №8626 ОАО «сбербанк россии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск