Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва





НазваниеРоссийская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва
страница1/6
Дата публикации31.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

НОВЫЙ КУРС:
СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА


Научный доклад
Сергей Глазьев

Глеб Фетисов


АВТОРЫ:
С.Ю. Глазьев, академик РАН

Г.Г. Фетисов, член-корреспондент РАН
В настоящем докладе предлагается системный, прагматичный и творческий подход к анализу состояния и перспектив развития российской экономики в условиях глобальной нестабильности. Этот подход отличает понимание экономической реальности во всей ее сложности, характеризующейся нелинейностью, неравновесностью и неопределенностью процессов социально-экономического развития, знанием их закономерностей. На основе его применения авторы разработали предложения по осуществлению целостной системы мер государственной политики развития и модернизации экономики на передовой структурно-технологической основе, реализация которой позволит ускорить темпы экономического роста и перейти на инновационный путь развития.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ



Стратегия развития российской экономики, ее перевода на инновационные рельсы развития, подъема инвестиционной активности, другие меры «ухода от нефтяной зависимости» - многократно декларировались на высшем уровне государственного управления и в программных документах органов государственной власти. Однако при отсутствии адекватных методов проведения экономической политики достичь их в поставленные сроки не удастся.

И вместе с тем, запрос на формирование «субъекта национального развития» крепнет – люди ощущают «дух времени», тесную связь их собственного бытия и сознания с мировым и российским общим бытием и сознанием (тем, что В.Вернадский назвал «ноосферой»). В общем комплексе проблем политики, экономики, демографии, экологии, состоянии семьи и общества необходимо начать с осмысления ситуации, с выработки Стратегии устойчивого развития. Но не стабильности «любой ценой» (такой настрой – «лишь бы не было войны» - был присущ позднесоветскому человеку), что невозможно в современном мире, находящимся на пределе возможностей природы и человека, - а устойчивости в процессе созидания (в том числе, и «разрушительного созидания», чем являются инновации), общего и индивидуального творчества. И мы начинаем построение этой стратегии с экономики – сферы, в которой происходит битва за конкурентоспособность и ресурсы для развития страны.

Несмотря на усталость от обещаний, от интеллектуального бессилия «импортных» моделей и подходов, мы убеждены, что цели перевода экономики на инновационный путь развития и подъема инвестиционной активности должны и могут быть достигнуты в течение 5–10 лет. А задачи модернизации экономики с достижением мирового уровня конкурентоспособности и технологического развития могут быть реализованы поэтапно в течение 15–20 лет, с получением первых значимых результатов технологической модернизации уже через 3–5 лет.

При этом главной задачей социально-экономической политики должно быть достижение значимых, именно подобного масштаба, результатов, а не только создание благоприятных условий для осуществления модернизации в расчете на автоматическое действие рыночных механизмов. Создание таких условий можно формулировать в качестве промежуточных (инструментальных) целей социально-экономической политики, но не как критерий ее успешности. При этом цели проведения институциональных реформ и социальной модернизации не должны подменять собой цели структурно-технологической модернизации, определяющей технический уровень и эффективность экономики. При всей важности институциональных реформ ключевым условием успешного развития российской экономики является создание технологически передовой перерабатывающей промышленности с мощным экспортным потенциалом и состоящей из высокотехнологичных и инновационно активных компаний, получающих основную часть доходов от продажи высокотехнологичной продукции.

Пора перестать мыслить в «прокрустовом ложе» монетаристских подходов, когда все стимулы и ограничения развития сводятся к наличию (отсутствию) денег, к формированию «кубышки» (резервных фондов где-то «за бугром»). Надо вспомнить собственный опыт запуска крупных проектов – начиная с ГОЭЛРО (придумана еще в царской России), строительства индустриальной экономики в 1930-х и её воссоздание в 1940-х, атомной и космической программы 1950-х и 1960-х, освоения нефтегазовых месторождений Севера и трубопроводов в Европу в 1970-х.

Успех страны был всегда связан с созиданием, с применением новейших достижений науки и техники, с творчеством и управленцев и широких народных масс.

Такая стратегия прорыва нужна нам и сегодня.

Чтобы добиться значимых успехов в проведении структурно-технологической модернизации, политика и государственное управление развитием экономики должны осуществляться системно, прагматично и творчески, без искусственного сужения области возможных мер надуманными правилами, теоретическая обоснованность и практическая применимость которых в российских условиях весьма сомнительна. В частности, речь идет о таких требованиях: бездефицитности бюджета; отмены экспортных пошлин и других протекционистских институтов; отказа государства от владения предприятиями или их акциями; стерилизации «избыточной» денежной массы; невозможности эффективного использования инструментов регулирования цен, валютного контроля, целеориентированной кредитной политики и многих других догмах рыночного фундаментализма, основанных на поверхностной убежденности их адептов в стремлении экономики к идеальному состоянию рыночного равновесия, в котором достигается максимум эффективности благодаря оптимальному использованию ресурсов. И хотя в теории и на практике давно доказана неадекватность аксиом, лежащих в основе этого подхода (а следовательно, и выводов, полученных с их использованием), свойствам реальной экономики, он продолжает использоваться в качестве обоснования устранения государства от решения задач развития экономики. Следствием такого подхода неизбежно становятся систематические ошибки в экономическом прогнозировании, неверная постановка задач реформирования экономики, провалы в достижении декларируемых целей, примитивизация структуры и деградация технического уровня экономики, утрата ею целостности и распад на фрагменты, поглощаемые более организованными внешними структурами.. Пора забыть импортное слово «реформы» и вернуться к задачам развития.

Лучших представителей отечественной науки (Вернадский и Менделеев, Кондратьев и Леонтьев, Канторович и Анчишкин) всегда отличало понимание экономической реальности во всей ее сложности, характеризующейся нелинейностью, неравновесностью и неопределенностью процессов социально-экономического развития, знанием их закономерностей.

При таком подходе предъявляются высокие требования к обоснованию решений, которые должны приниматься не на основании идеологических мало адекватных для условий России установок, игнорирующих реальные обратные связи и закономерности поведения экономических систем, а исходя из сценарного моделирования вероятных последствий принимаемых решений в сопоставлении с заданными целями. Применение такого подхода является необходимым условием успешности политики социально-экономического развития в условиях сохраняющейся нестабильности и крупномасштабных структурных изменений мировой экономики.

В мировой экономике надвигается «девятый вал», а наши капитаны из Правительства и их помощники из «лоцманской команды» предпочитают исходить из того, что вот-вот всё утихнет и «будет как всегда». А если уже не будет? Надо быть готовым ко всему в этом «новом дивном» мире, перегруженным долгами, дисбалансами и без четкого понимания «куда ж нам плыть»!

Исходя из прогноза глобальных экономических изменений и анализа состояния российской экономики должны быть четко определены перспективные направления ее развития и меры по их реализации, созданы необходимые для этого условия. При этом основное внимание требуется уделить ключевым проблемам развития российской экономики, неразрешимым в рамках политики рыночного фундаментализма.

При разработке и реализации Стратегии прорыва требуется совместить глубокий научный (академический) подход с практическим опытом, трезвым расчетом, социальным и политическим чутьем. Требуются своего рода «чувство времени», а также «ответственность за пространство» тех крайне серьезных решений, которые предстоят всем нам и нашей стране в целом.

Россия несколько раз в своей истории, всегда после мучительного провала, смуты и заглядывания в бездну исторического небытия, могла мобилизовать все свои силы, и совершала казалось бы невозможное – открывая себе и миру новые горизонты исторического творчества. «Золотой» девятнадцатый век, «серебряный век» рубежа столетий, эпоха «русского космизма» середины 20-го столетия – все это достойный вклад в мировую сокровищницу.

После поражения советской империи в Холодной войне, распада страны и 20-летия бури, натиска и некоторого «прихода в себя» наступает время для очередного прорыва.

Авторы Стратегии, много лет являясь академическими учеными, вместе с тем имеют разносторонний опыт в политике, бизнесе, руководстве крупными коллективами и поэтому Стратегия прорыва учитывает не только сложность и комплексность предлагаемых мер, но и их реализуемость, включая создание необходимой «Коалиции успеха» из заинтересованных в прорыве к общему желаемому «образу России» самых разных политических, предпринимательских и общественных сил.

Мы совершенно уверены в том, что без выработки стратегического понимания «на стыке» науки, государственного управления и социальной практики не может быть движение вперед.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconПоддержка: Минсельхоз рф, Россельхознадзор, Совет Федерации рф, Государственная...
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Российская наука» (иброН). Учредителями стали Российская академия наук, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»,...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийская академия сельскохозяйственных наук всероссийский институт...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconФизиологическое общество имени и. П. Павлова российская академия...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Вильде Т. Н., канд пед наук, зав кафедрой дизайна и изобразительных искусств ноу впо «Новый гуманитарный институт» Евстифеева М....
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconФизический взгляд на мир 42
Хх в и происходит с тех пор все с нарастающей скоростью. Мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Постиндустриальное...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийская академия наук Учреждение Российской академии наук Институт...
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconШ. Н. Хазиев (Институт государства и права ран)
Российская академия наук внесла существенный вклад в становление и развитие судебной экспертизы. В свою очередь судебные эксперты...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconУровень развития производительных сил в районе тяготения дороги
Под эксплуатационной работой понимается рационально организованный процесс использования всех технических средств железнодорожного...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Багрова А. Я., канд пед наук, доцент, факультета иностранных языков ноу впо «Новый гуманитарный институт»
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение...
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconДемографические аспекты развития рынка труда
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижегородский институт управления)
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconРоссийская академия наук Институт психологии психология человека...
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Российская академия наук совет по изучению производительных сил национальный институт развития новый курс: стратегия прорыва iconЛ. В. Ким (подпись) (Инициалы, Фамилия)
Современный характер размещения и территориальной организации производительных сил


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск