«Промыслы и ремесла на Кубани»





Скачать 52.61 Kb.
Название«Промыслы и ремесла на Кубани»
Дата публикации25.06.2014
Размер52.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок






Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Цели урока:


- познакомить с видами промыслов и ремесел на Кубани;
- способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
- развивать любознательность, расширять кругозор, знания
старины, творчество, трудовые навыки и умения.
- воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край,
уважение к людям различных профессий.



Наглядность и оборудование:

карта Краснодарского края, иллюстрации,
предметы быта (вышитые полотенца, гончарные
изделия, плетеные изделия).

Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение.

Блиц- опрос:

- Как называется край в котором мы с вами живем?

- Как называется главный город Краснодарского края?

- Кто является губернатором нашего края?

- Назовите выдающихся людей нашего края?

- Как называется главная река Краснодарского края?

- Как назывались жилища казаков?


Учитель:
- На уроках кубановедения вы уже успели познакомиться с жизнью наших предков. Узнали в каких домах жили, какое хозяйство вели. Я думаю, что вы будете активны, и урок пройдет плодотворно. А начнем мы его красивыми и теплыми словами. Повторяйте за мной

.
Я желаю вам добра,
Вы желаете мне добра
Если вам будет трудно,
Я помогу.

Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие в прошлое с помощью колеса времени. А сейчас послушайте легенду.

Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота.
И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.

- В этой легенде вся наша Кубань.
- Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края.
- Назовите города и станицы, которые вам знакомы.

Земля моя приметная
Зоря моя рассветная
Дороженька заветная



Пшеничные поля
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся



Ты все – Кубань моя.



- А сейчас мы с вами проведем «мозговой штурм» и отгадаем кроссворд.
Кроссворд.



  1. Не летит, не пьет, в воде клюет. /Рыба./
    2. Хлопотун Егорка
    Взялся за уборку
    Впляс по комнате пошел,
    Оглянулся, чистый пол! /Веник/
    3. У реки стеной стоит и все время шелестит. /Камыш/
    4. На стене висит, болтается,
    Всяк за него хватается и вытирается. /Полотенце, рушник./
    5. Под крышей четыре ножки
    А на крыше суп да ложки. /Стол/
    6. Если встретишь на дороге
    То увязнут сильно ноги
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. /Глина/
    7. Как написать одним словом « сухая трава»? /Сено/
    Учитель.
    - Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? /ремесло/
    - Что такое ремесло?/ Профессиональное занятие, профессия/
    - А что такое промысел? /Добывание чего-нибудь, добыча, охота./

    Учитель.
    - Прочитайте тему урока.
    - По данной теме можно предположить, о чем пойдет речь на уроке?
    - С какими промыслами и ремеслами на Кубани вы знакомы?
    / Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное, гончарное, обработка дерева, ковроплетение, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти/
    Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.
    - Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
    - Расшифруйте название ремесел, о которых мы будем говорить на уроке.


ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. Среди глиняной посуды есть и макитры – для варений и солений. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать ее разными красками. Гончарное производство развивалось во многих станицах, но особенно славилась станица Пашковская. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Особой областью применения глины явилось производство черепицы, плитки, кирпича.
/ Появляется слова: глэчик, макитра /
Учитель.
- Ребята, давайте еще раз хором прочитаем диалектные слова и обьясним их смысл:
- Что такое «глэчик»?
- Что такое «макитра?

  1. Физминутка.

  2. Продолжение.


-Продолжаем наше путешествие. Следующая станция» ткачество и вышивка.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин.


Учитель.
Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:

Геометрический
Растительный
Животный
Предметный
Смешанный.

Каждая линия каждый знак были полны смыслом.
Прямой линией обозначали поверхность земли.
Волнистой горизонтальной – воду.
Волнистой вертикальной – дождь.
Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.
Женская фигура символизировала образ матери-земли.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.
Птица – символ счастья, богатства и радости.
Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! /Появляется слово: рушник/
-Прочитаем хором слово – рушник.

Учитель:
- Следующая станция
Плетение, лозоплетение.


Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

Лозоплетение – одно из древнейших промыслов восточных славян. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари жители кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные корзины, верши (емкости для хранения зерна), коробы плелись из гибкой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - большие шляпы /брыль/, из камыша, плелись колыбели, столы и стулья корзины, лукошки. В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно, мебельные гарнитуры.

Учитель.
- В начале XX века в крае стала развиваться торговля, появились ярмарки, базары, в которых ремесленники продавали свой товар.
Приходи, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет,
Вот ремесленник трудяга,
Свой товар доставил вам
Он его не продает, а даром отдает
На ярмарке бывайте,
Ничего не забывайте.
На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.

- А теперь поработаем с пословицами.

- Прочитайте 1 пословицу.
- Назовите общерусский вариант.
- Прочитайте 2 пословицу.
- Как вы ее понимаете?




6. Обобщение.


1. А в этой посуде хранят молоко и сметану /кувшин – глэчик /
2. Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? /полотенцем – рушником/

3. С какими видами ремесел вы сегодня познакомились?


7. Итог урока.


- И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.
Учитель.
- Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.


8. Организация на перемену.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Промыслы и ремесла на Кубани» iconПрограмма проведения III городской детской научно-практической конференции...
Югры и России, и в соответствии с планом мероприятий управления по делам молодёжи, культуры и спорта Администрации городского поселения...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconУрок №4 Тема: Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
Цель: формирование целостного представления об истории и культуре Кубани; воспитание уважительного отношения к этносам Кубани
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconПояснительная записка Дисциплина «Народные художественные ремесла и промыслы Тюменского региона»
Тюменского региона прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности, отражающих их этногенетические и историко-культурные...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconПояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира»
Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconТема: «9 марта день освобождения Кубани»
...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconРабочая программа для студентов специальности 071202 «Библиотековедение»
Курс предмета «История библиотечного дела Кубани» рассчитан на один учебный год. Он включает в себя все этапы становления библиотечного...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconПрика з
«Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2009-2010 учебном году» для успешного проведения всех этапов конкурса научных проектов...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconТема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани
Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь...
«Промыслы и ремесла на Кубани» icon«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России»
Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России»
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconЧем пахнут ремесла
Цель: прививать любовь к труду, расширять знания детей различных профессиях, развивать память, речь
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconДорогие ребята!
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconПоложение о проведении III
Городской детско-юношеской научно-практической конференции «Традиционные ремёсла и декоративно-прикладное искусство: прошлое, настоящее,...
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconРеферат «Народные промыслы Нижегородской области»
Муниципальное образовательное учреждение Роженцовская средняя общеобразовательная школа
«Промыслы и ремесла на Кубани» iconЖизненный путь М. Горького
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск