Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?»





Скачать 159.37 Kb.
НазваниеУрок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?»
Дата публикации30.07.2014
Размер159.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Урок по трагедии А. С. Пушкина


«Моцарт и Сальери»

ТЕМА: «Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?»

ЭПИГРАФ

Нравственное чувство,

как и талант,

дается не всякому.

А.С. Пушкин.

УЧИТЕЛЬ:

На первый взгляд все очень просто,

Да вот попробуй-разберись!

Веками копятся вопросы,

А жизнь все та же – тайна жизнь.
В чем смысл ее и назначенье?

Зачем, когда весь мир постыл,

Мы ждем, мы молим не забвенья,

А новых дней и новых сил?
Что в ней велико? Что ничтожно?

К чему любить, творить, страдать?…

Прожить ее еще возможно,

Но невозможно - разгадать.

-Это стихотворение написал наш современник и земляк поэт Роберт Паль. Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

-Поэт Роберт Паль размышляет над вечными вопросами бытия, хочет понять, в чем состоит назначение человеческой жизни.

-Мы тоже с вами на уроке попытаемся окунуться в непостижимую тайну природы и бытия человека - тайну гениальности и постараемся ответить на вопрос, поставленный А.С. Пушкиным в своем стихотворении. Этот вопрос – тема нашего сегодняшнего урока: (читаю тему урока, написанную на доске).

-Давайте вспомним стихотворение, из которого взяты эти строки (ответ ученика наизусть)

(запись темы и эпиграфа в тетрадь).

-Предметом нашего сегодняшнего диалога станет трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Давайте поближе познакомимся с ее героями.

Рассказ ученицы о Моцарте (под звуки музыки композитора)
Диалог обывателей (инсценировка):
Ведущий:

- В ночь на понедельник 5 декабря 1791 года, когда часы показывали без пяти минут

час, скончался Вольвганг Амадей Моцарт. На улицах Вены царило напряженное оживление…

1 обыватель:

-Вы слышали, какой диагноз роковой болезни Моцарта поставил доктор Клоссет, лечивший больного? «Вне всякого сомнения, - сказал он, - это тяжелая форма брюшного тифа».

2обыватель:

-А главный врач Всеобщей венской больницы доктор фон Саллаба, приглашенный на консилиум доктором Клоссетом, со всей определенностью вчера заявил: «Моцарт умер от прилива к голове».

3 обыватель:

-Нет, друзья мои, вчера я была у доктора Гульденера, который близко знаком с доктором Клоссетом. Так вот, он определенно утверждал, что Моцарт умер от ревматически воспалительной лихорадки.

4 обыватель:

  • Почему же в придворном некрологе объявили, что третий императорский капельмейстер скончался от водянки сердца.

???

1 обыватель:

  • Вы знаете, а Антонио Сальери, самый знаменитый венский композитор и первый императорский капельмейстер, прослышав о смерти своего соперника, сказал: «Туда ему дорога! Иначе все мы в скором времени остались бы без куска хлеба». Сальери причиной смерти Моцарта считал его разгульную жизнь. Один только «Дон-Жуан» его чего стоит.

Ведущий:

- В 1825 году в печати широко распространилось известие, что известный итальянский композитор Антонио Сальери на смертном одре признался в отравлении им Вольфганга Амадея Моцарта. Друзья Сальери выступили против этого сообщения, как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства.

Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери в 1833 году он пишет:

“ В первое представление “Дон-Жуана”, в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью… Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать “Дон-Жуана”, мог отравить его творца.”

Учитель:

  • Итак, загадка смерти Моцарта стала загадкой для Пушкина и его современников, осталась она загадкой и для нас. Давайте попробуем вернуться в далекий 18 век и совместно с поэтом Пушкиным представим, как могли бы развиваться события тех лет, память о которых жива по сей день…

Ученик (стихотворение Р.Паля): см. в приложении № 1.

(Пока ученик читает стихотворение, учащиеся готовятся к инсценировке).

Инсценировка суда

Гонг.

Секретарь:

  • Встать, суд идет!

Судья:

- Прошу защиту, обвинение, уважаемых присяжных заседателей, почтенную публику занять свои места. Слушается дело Антонио Сальери, который обвиняется в отравлении великого Моцарта (секретарю):

  • Уважаемый коллега! Ознакомьте суд с обвиняемым!

Секретарь:

  • Антонио Сальери, учитель Бетховена и Шуберта, был хорошо известен во времена Пушкина, как выдающийся композитор. Он славился своей принципиальностью в вопросах искусства. Его кумиром был немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк, преобразователь оперы, превративший её из блестящего концерта в костюмах и декорациях в подлинную драму. О Сальери Глюк однажды заметил, что “только этот иностранец” усвоил его стиль, который не хотел изучать ни один немец. Сальери считался прекрасным педагогом, он долгие годы состоял на службе при дворе императора Австрии Иосифа II в качестве музыкального директора. За верную службу Сальери была пожалована императором медаль на золотой цепи, а король Франции наградил его орденом Почетного легиона. Являясь первым императорским капельмейстером, Сальери жил в роскоши и достатке, ни в чём не нуждался. Спустя три с лишним десятилетия после смерти маэстро Моцарта, осенью 1823 года, неожиданно для всех Сальери признался в том, что отравил композитора, и пытался покончить с собой, перерезав себе бритвой горло.

Судья:

  • Для дачи показаний вызывается жена потерпевшего Констанция Вебер. Слово обвинителю:

Обвинитель:

  • В обществе бытует мнение, что ваш муж вел разгульную жизнь. Что вы думаете об этом?

Констанца:

  • Это грязная ложь и клевета, которые не соответствуют действительности. За несколько месяцев до смерти у моего мужа начались недомогания, и его стали одолевать предчувствия скорой смерти. А когда при самых таинственных обстоятельствах ему заказали реквием, он уверовал в то, что сочиняет его для самого себя.

Защитник:

  • Правда ли, будто ваш супруг усматривал в своей болезни чью-то злую волю?

Констанца:

  • Это верно. В последние недели перед смертью он часто во тьме ночи шептал, что кто-то пытается свести с ним счеты.

Защитник:

  • Кто же?

Констанца:

  • У него было много заклятых врагов, которые преследовали его до самой смерти…

Звучит «Реквием» Моцарта.

Судья:

- Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно

справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания обвиняемого. Антонио Сальери, вам предоставляется слово.

Антонио Сальери:

Со слов: «Все говорят: нет правды на земле…» до слов «Товарищей моих в искусстве дивном».

Обвинитель:

-Позвольте, ваша честь, вопрос обвиняемому. Хорошо известно, что сам Моцарт был убежден в том, что его отравили, и сказал об этом своей жене. По мнению многих ваших современников, именно вы, Антонио Сальери, ближайший друг Моцарта, отравили его, и движущей силой вашего преступления стала зависть. Вы завидовали Моцарту, Сальери?

Защитник:

Я протестую, ваша честь, как адвокат своего подзащитного, я утверждаю, что у Антонио Сальери, весьма крупного, талантливого и преуспевающего композитора не было причин завидовать, тем более Моцарту, жившему в последние годы в полузабвении, переставшему быть любимцем публики.

Судья:

Протест отклоняется. Отвечайте, подсудимый! Были ли вы подвержены чувству зависти?

Сальери:

Со слов: «Нет! Никогда я зависти не знал…» До: «О Моцарт, Моцарт! Судья:

Антонио Сальери! Вы признаете себя виновным в смерти Вольвганга Амадея Моцарта?

Сальери: со слов: «Нет! не могу противиться я доле…»

До слов: «Так улетай же! Чем скорей, тем лучше».

Судья: Чтобы понять обвиняемого и вынести единственно правильное решение, слово предоставляется вам, присяжные заседатели!

Учитель: (обращаясь к учащимся)

-Итак, уважаемые присяжные заседатели, наша задача – разобраться в причинах поступка Сальери.“Зависть”-так озаглавлена в черновиках Пушкина трагедия об убийстве Моцарта. Как вы думаете, почему Пушкин изменил название произведения? Что такое зависть?

-Зависть – это один из пороков человеческого общества, легкая страсть, трагедия иследует более глубокие вопросы. Причина смерти Моцарта, скорее всего, кроется в том, что Сальери завидовал Моцарту.

-Как еще мог Пушкин назвать свою трагедию?

-Гений и злодейство, Смерть и бессмертие.

-Почему все-таки Пушкин остановился на заголовке “Моцарт и Сальери”?

-Трагедия рассказывает осложном, богатом внутреннем мире героев и размышляет о причинах их поступков, уже в заголовке заключён прием антитезы.

-Автор исследует проблему совместимости творящего начала (гений) и начала разрушающего сознательно, античеловеческого.

-О чем же это произведение?

-О смысле жизни.

-В каких еще произведениях Пушкин и его герои ищут смысл в жизни?

-В “Сказке о золотой рыбке” старуха видит смысл жизни в беспредельной власти; В “Евгении Онегине” Татьяна видит смысл своей жизни в самопожертвовании и верности: “Я вас люблю к чему лукавить; но я другому отдана, и буду век ему верна;” в “Сказке о царе Салтане” одна из трех девушек видит счастье и смысл своей жизни в семье и материнстве: “Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря”.

- Пьеса Пушкина носит название “Моцарт и Сальери”. Однако одному лишь композитору писатель уделяет наибольшее внимание. Кому?

-Сальери.

-Почему? Почему именно духовный путь Сальери так интересует автора? (Беседа по содержанию первого монолога Сальери).

-Как происходило становление Сальери как композитора?

-Когда он понял свое призвание?

-Легко ли давалась Сальери учеба?

-Какие качества характера обнаружил он в годы учёбы?

-В чем видит смысл своей жизни Антонио Сальери? Какова его высшая цель?

-Стать композитором, служить одной музыке.

-Что мешает Сальери стать истиным музыкантом? Почему он недоволен собой? Почему вдохновение приходит к нему нечасто?

-Сальери полон противоречий, он не ощущает гармонии в душе, он разделил сферы жизни и музыки, в его душе постоянно идет борьба, он чувствует разлад с миром, недоволен им.

-Какие слова Сальери говорят нам о том, что его душа полна противоречий, недовольства?

-Что означают слова Сальери: «Но правды нет и выше »?

-Верующий человек, Сальери усомнился в божьей справедливости. Не свидетельство ли это тяжелейшего душевного кризиса? В чём он состоит?

-Почему, едва появившись на сцене, Сальери вспоминает своё детство?

-Истоки душевного кризиса - в прошлом.

–Чтобы понять, в чём состоит душевный кризис Сальери, проведём не6ольшой сопоставительный анализ жизненных и творческих позиций героев трагедии: Моцарта и Сальери.

В тетради готовим таблицу: (Таблица заполняется по ходу беседы; можно подготовить её заранее, но раскрыть только после анализа позиций).

Позиции героев


Моцарт

Сальери

Отношение к жизни

Жизнелюбивый, неунывающий

“Хоть мало жизнь люблю”; мрачное , недоверчивое отношение.

Отношение к людям

Открытый, доверчивый, добрый, любит простых людей.

Презирает людей, равнодушен к человеческой жизни, злой, бездушный. (пример со стариком)

Отношение к музыке

Щедрый, не тщеславный, не высокомерный , композитор и человек в нем едины.

Считает себя жрецом музыки, видит в ней святыню, высшую ценность.



Отношение друг к другу

Считает Сальери другом, гением: ”мой друг”; отношение сердечное, дружеское.

Считает Моцарта “гулякой», “безумцем праздным”, но одновременно восхищается его талантом, называет его “бог”, ”херувим” “бессмертный гений” “творцом райских песен”

Вопросы для работы над таблицей:

-Как Сальери относится к жизни, людям?

-Как относится к жизни и людям Моцарт?

-Каким, по мнению Сальери, должен быть гений? (смотреть конец 1 монолога Сальери). Можно ли назвать гением человека, равнодушного к человеческой жизни, бездушного и злого?

-Каково отношение Сальери к музыке?

-Каково отношение Моцарта к музыке?

-Моцарт – обыкновенный человек, он любит детей, простых людей, не гнушается их творчества, всегда приветлив, немного наивен, добр, не тщеславен: не ставит себя выше других: «но божество мое проголодалось»; композитор и человек в Моцарте едины.

-Что вы скажете о его характере?

-По характеру Моцарт веселый, не прочь пошутить, жизнерадостный, не знает зависти, доброжелательный, не способный творить зло.

  • Как называет Моцарта Сальери?

-Гуляка праздный, бог, херувим, творец песен райских, бессмертный гений, священный дар.

-Как Моцарт относится к Сальери?

-По-дружески, откровенен, называет его «мой друг», «гений», восхищается его талантом.

-Каким видит мир вокруг себя Моцарт, каким Сальери? Почему у них разное восприятие мира?

-Чем добрее, нравственней, чище человек, тем больше он видит доброго и прекрасного вокруг.

-Как вы понимаете слова Г. Винклера:

«Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства».

-В чём преимущество Моцарта перед Сальери?

-Моцарт любил жизнь, людей, своё искусство искренне, для него это так же естественно, как дышать; он открыт для жизни, любит её и видит вокруг себя только добро.

-В Библии есть такие слова:

Если я говорю на языке людей и ангелов, а любви не имеют, я медь звенящая или кимвал бряцающий. Если я имею пророческий дар, и проник во все тайны, и обладаю полнотой познания и веры, так что могу двигать горами , а любви не имею, я ничто. Если я раздам все достояние мое и предам мое тело сожжению, а любви не имею, то все это напрасно. Любовь великодушна, милосердна, любовь независтлива, любовь не превозноситься, не гордится, не бесчинствует, не ищет себе выгоды, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; она все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит.»

(Ответы учащихся).

-Думаю, что комментарии в данном случае излишни и преимущество добра перед злом неизмеримо. Пушкин в трагедии представил нам духовный путь Сальери, представил трудный путь роста композитора, Но не стоит думать, что в жизни Моцарта все было легко и просто. Вернемся к словам Винклера:

«Музыка Моцарта изящна, благородна, грациозна. Этот человек испытал так много страданий, что отклик их должен бы звучать в его музыке, между тем она полна света, мира, душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни божественные стороны этого человека; а если по временам и проносится тень скорби, то за ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности проведению.»

Звучит музыка Моцарта


  • Но вернемся к нашему обвиняемому.

  • Можно ли считать Сальери бездушным человеком?

  • Какие черты его характера вызывают уважение автора?

  • Считает ли Сальери свою жизнь «даром напрасным, даром случайным»?

  • Что тревожит Сальери? Какое чувство его мучает? Почему? С чем он не может смириться?

-Сальери завидует Моцарту, считает, что его талант – дар случайный и напрасный; его раздражает праздность и веселость Моцарта, его несерьезность.

- Какие противоречия раздирают душу Сальери?

-С одной стороны он восхищается талантом Моцарта, приравнивает его творения к созданиям Рафаэля Санти и Данте Алигьери, с другой – принимает решение, что этот талант – гибель для окружающих его мастеров музыки.

-Следовательно, в душе Сальери сталкиваются два начала: низменное (злобное, завистливое) и высокое (творческое, выражающееся в служении музыке, в преклонении перед гением)

-Какое начало в душе Сальери побеждает?

-Какое событие укрепляет в Сальери мысль о необходимости убить Моцарта?

-Можно ли назвать Сальери хладнокровным убийцей? Почему в конце пьесы он плачет? Это слезы потрясения и боли? Преклонения перед талантом Моцарта? Слезы облегчения, сознание исполненного долга? Или слезы раскаяния?

-Как повлияла на Сальери мысль Моцарта, что “гений и злодейство – две вещи несовместные”(чтение последних слов Сальери)

-Теперь, когда Сальери остался один, когда он совершил свое злодейство, герой понимает, что совершил. Со смертью Моцарта умер и Сальери. Никогда не стать ему гением, потому что он злодей.

- Нет, никогда я зависти не знал, – утверждает Сальери. Какие его же слова опровергают это заявление? (Анализ второго монолога Сальери)

  • Следовательно, зависть – одно из низших чувств человеческих – всегда жила в душе Сальери, дремала, сдерживалась им долгие годы, а гений Моцарта, его неиссякаемое вдохновение и творческая плодовитость разбудили черную зависть в душе героя, которую он не смог перебороть, встав на путь преступления.

  • Что же погубило Антонио Сольери ?

  • Таким образом, маленькая трагедия Пушкина вылилась в 2 трагедии: Моцарта и Сольери

  • Почему жизнь Сальери можно назвать трагической?

  • Обращаем внимание к эпиграфу урока. Работа с высказываниями известных людей, их анализ:

«Немного творилось бы на свете зла, если бы последнее не проходило под фирмою добра» (Мария Эшенбах); «Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе это не гений» (Фридрих Шиллер).

- С кем ассоциируется у вас образ Моцарта?

-С А. С. Пушкиным. Их характеры очень похожи.

- Почему?

- Он, несмотря на свою гениальность и талант, был простым и искренним с окружающими; будучи преданным и любящим мужем, создавал о себе легенду как о гуляке праздном, каким, несомненно, и был.

* Слушание в записи о Пушкине (аудио) 4 мин. Воспоминания цыганки Тани (Татьяны Демьяновны) из знаменитого московского цыганского хора.

* Задание творческое (на 5-10 мин.):

  • Письменно ответить на вопрос темы урока: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Проверка задания (заслушивается несколько работ).

Заключительное слово учителя.

  • Мы не можем за давностию лет быть до конца убеждены, что именно Сальери виновен в смерти Моцарта, однако надо высоко оценить талант и мастерство Пушкина, в центре внимания которого оказались 2 выдающиеся личности с их достоинствами и недостатками. История Моцарта и Сальери позволила писателю выполнить свой замысел – рассказать о сложности человеческой души - и понять, в чем смысл человеческой жизни.

  • Завершим мы наш урок, как и вначале, стихотворением Р. Паля «Судья».В приложении № 2.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Зависть»

Оценивание отвечавших на уроке.

Литература


  1. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки. – М.: ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс,1998 – 608 с. (Серия «Русская классика»)

  2. Пушкинский альманах. – М.: «Народное образование», 1999 г.

  3. Дэвид Вейс «Убийство Моцарта», роман. – М.: Издательство «Правда», 1991 г.

  4. «пути анализа литературного произведения». Пособие для учителя. Под редакцией доктора филологических наук Б. Ф. Егорова. – М. «Просвещение», 1981

  5. Паль Роберт. Книга судьбы. – Уфа: Китап, 1999.


Приложение 1
Память, память, падший ангел…
Память, память, падший ангел,

Ты опять со мною в ссоре.

Ты опять со мною в ссоре,

Память, брошенная в ад.

Стук твой громче стука сердца,

Лик ужасен, облик чёрен…

Ты о чём кричишь мне в полночь,

В час, когда все люди спят?
Память, память, ну зачем ты

Мне стыдом сжигаешь щёки,

Вновь и вновь терзаешь душу,

Малодушием коря?

Да, наверно, я напрасно

Родился в сей век жестокий,

Да, наверное, полжизни

Я прожил не так и зря.
Память, память, ты несносна,

Не даёшь мне сна и ночью,

Всё когтишь, пытаешь сердце,

Обвиняя и кляня.

Ты права: я слаб и жалок,

Я кричу, когда нет мочи,

Сам себя казню за слабость

Злей, чем ты казнишь меня.
Память, память, падший ангел,

Ангел, изгнанный из рая,

Ангел, сброшенный в пучину,

Богом преданный костру,

Ты – моя больная совесть,

Ты – душа моя больная,

Ты живёшь, пока живу я,

Ты умрёшь – и я умру.
Приложение 2
Судья
Когда-то завтра будущий историк

Наш грешный день захочет изучить.

Но что поймёт он в жарком нашем споре?

Как будет нас, сегодняшних, судить?
Какие лики явят киноленты

В архивной тишине его очам?

Какие он изучит документы?

Каких историй перероет хлам?
Кому поверит, искренний и честный:

Мечу иль жертве, правде или лжи?

Сумеет ли на честь и на бесчестье

Накрученное нами разложить?
Увидит ли, как мы хотели счастья,

Как жаждали себе судеб иных,

Как мучились, не в силах разобраться

В делах своих и помыслах своих?
Как разрушали, созидать мечтая,

Борясь со злом, опять творили зло;

Как мучились, с трудом осознавая,

Куда нас повело и занесло…
Увидит ли, поверит ли, поймёт ли

Потомок наш и потому – судья?

Какой статьёй отметит наши взлёты,

Восторг и взлёт над бездной бытия?
Что скажет? Проклянёт иль оправдает?

Вздохнёт иль молча усмехнётся в ус?

Поверит ли, поймёт ли нас? – не знаю.

Простит ли нас он? – вот чего боюсь.
Викторина (подведение итогов)


  1. Какую трагедию Пушкин вначале назвал «Зависть» и почему отказался от этого заглавия?

(«Моцарт и Сальери». Главное в пьесе – не зависть, а столкновение 2 типов мировосприятия и творчества, гениальности и злодейства. Пушкин не хотел давать в заглавии дидактическую указку)

  1. Что играет слепой старик скрипач и какую реакцию вызывает его игра у Моцарта и Сальери? (Арию из «Дон-Жуана». Моцарт хохочет, Сальери негодует и возмущается)

  2. «Теперь пора! Заветный дар любви, переходи сегодня в чашу дружбы!» Что означают эти слова? (яд был подарен Сальери любимой женщиной Изорой 18 лет назад).

  3. Что советовал Бомарше, французский драматург, Сальери: «Как мысли чёрные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль…?» (перечти « Женитьбу Фигаро»)

  4. Кто кого «называет «Безумец, расточитель молодой» и «Безумец, гуляка праздный»? (Сальери Моцарта)

  5. С творениями каких авторов сравнивает Сальери сочинения Моцарта? (с творениями, Рафаэля Санти («Сикстинская Мадонна») и Данте Алигьери («Божественная канндия»)).

  6. «Послушай: отобедаем мы вместе… Где назначил встречу Сальери Моцарту? (В трактире «Золотой лев»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconУрок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование:...
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери», иллюстрации к трагедии, музыка Моцарта «Реквием»
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconИрвин Ялом Дар психотерапии «Дар психотерапии»: Эксмо; Москва; 2005 isbn 5-699-13766-1
Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconПояснительная записка Здоровье это бесценный дар, который преподносит...
Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconУрок здоровья Тема: «Здоровье бесценный дар»
«Здоровье бесценный дар». Действительно, здоровье- это одна из главных составляющих счастья каждого человека. Ведь не зря говорят,...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconУрока: Просмотр отрывка из фильма «Моцарт и Сальери»
...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconЗдоровый образ жизни – наш выбор!
Его необходимо беречь и приумножать, ведь это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconУрок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию...
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела»
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Силам не наградить меня этой способностью? Чего я мучаюсь-то? Зачем что-то всё время мешает мне безусловно любить всех и всё, что...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она дана человеку в дар, и любовь к малой родине подобна живительному дыханию. Дом, родное поле, улицы и сады, любимые родители,...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconВзаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина...
Взаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина «Маленькие трагедии»
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» icon«Качество воды и его влияние на здоровье человека»
Воду, драгоценный дар природы, академик А. Н. Карпинский назвал живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было. Вода – основа...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconУрок по теме «Витамины» «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Показать взаимосвязь наук «Биология» и «Химия» в изучении витаминов
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconКогда ты начинаешь понимать: Кто ты?
Чего ты на самом деле хочешь? Ты перестаёшь бояться и сомневаться, ты просто с любовью и удовольствием реализуешь самый чудесный...
Урок по трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» тема: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» iconВ каком из своих стихотворений Бунин обращается к теме «слова», призывает...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск