Скачать 159.37 Kb.
|
Урок по трагедии А. С. Пушкина«Моцарт и Сальери» ТЕМА: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» ЭПИГРАФ Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому. А.С. Пушкин. УЧИТЕЛЬ: На первый взгляд все очень просто, Да вот попробуй-разберись! Веками копятся вопросы, А жизнь все та же – тайна жизнь. В чем смысл ее и назначенье? Зачем, когда весь мир постыл, Мы ждем, мы молим не забвенья, А новых дней и новых сил? Что в ней велико? Что ничтожно? К чему любить, творить, страдать?… Прожить ее еще возможно, Но невозможно - разгадать. -Это стихотворение написал наш современник и земляк поэт Роберт Паль. Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение? -Поэт Роберт Паль размышляет над вечными вопросами бытия, хочет понять, в чем состоит назначение человеческой жизни. -Мы тоже с вами на уроке попытаемся окунуться в непостижимую тайну природы и бытия человека - тайну гениальности и постараемся ответить на вопрос, поставленный А.С. Пушкиным в своем стихотворении. Этот вопрос – тема нашего сегодняшнего урока: (читаю тему урока, написанную на доске). -Давайте вспомним стихотворение, из которого взяты эти строки (ответ ученика наизусть) (запись темы и эпиграфа в тетрадь). -Предметом нашего сегодняшнего диалога станет трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Давайте поближе познакомимся с ее героями. Рассказ ученицы о Моцарте (под звуки музыки композитора) Диалог обывателей (инсценировка): Ведущий: - В ночь на понедельник 5 декабря 1791 года, когда часы показывали без пяти минут час, скончался Вольвганг Амадей Моцарт. На улицах Вены царило напряженное оживление… 1 обыватель: -Вы слышали, какой диагноз роковой болезни Моцарта поставил доктор Клоссет, лечивший больного? «Вне всякого сомнения, - сказал он, - это тяжелая форма брюшного тифа». 2обыватель: -А главный врач Всеобщей венской больницы доктор фон Саллаба, приглашенный на консилиум доктором Клоссетом, со всей определенностью вчера заявил: «Моцарт умер от прилива к голове». 3 обыватель: -Нет, друзья мои, вчера я была у доктора Гульденера, который близко знаком с доктором Клоссетом. Так вот, он определенно утверждал, что Моцарт умер от ревматически воспалительной лихорадки. 4 обыватель:
??? 1 обыватель:
Ведущий: - В 1825 году в печати широко распространилось известие, что известный итальянский композитор Антонио Сальери на смертном одре признался в отравлении им Вольфганга Амадея Моцарта. Друзья Сальери выступили против этого сообщения, как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери в 1833 году он пишет: “ В первое представление “Дон-Жуана”, в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью… Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать “Дон-Жуана”, мог отравить его творца.” Учитель:
Ученик (стихотворение Р.Паля): см. в приложении № 1. (Пока ученик читает стихотворение, учащиеся готовятся к инсценировке). Инсценировка суда Гонг. Секретарь:
Судья: - Прошу защиту, обвинение, уважаемых присяжных заседателей, почтенную публику занять свои места. Слушается дело Антонио Сальери, который обвиняется в отравлении великого Моцарта (секретарю):
Секретарь:
Судья:
Обвинитель:
Констанца:
Защитник:
Констанца:
Защитник:
Констанца:
Звучит «Реквием» Моцарта. Судья: - Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания обвиняемого. Антонио Сальери, вам предоставляется слово. Антонио Сальери: Со слов: «Все говорят: нет правды на земле…» до слов «Товарищей моих в искусстве дивном». Обвинитель: -Позвольте, ваша честь, вопрос обвиняемому. Хорошо известно, что сам Моцарт был убежден в том, что его отравили, и сказал об этом своей жене. По мнению многих ваших современников, именно вы, Антонио Сальери, ближайший друг Моцарта, отравили его, и движущей силой вашего преступления стала зависть. Вы завидовали Моцарту, Сальери? Защитник: Я протестую, ваша честь, как адвокат своего подзащитного, я утверждаю, что у Антонио Сальери, весьма крупного, талантливого и преуспевающего композитора не было причин завидовать, тем более Моцарту, жившему в последние годы в полузабвении, переставшему быть любимцем публики. Судья: Протест отклоняется. Отвечайте, подсудимый! Были ли вы подвержены чувству зависти? Сальери: Со слов: «Нет! Никогда я зависти не знал…» До: «О Моцарт, Моцарт! Судья: Антонио Сальери! Вы признаете себя виновным в смерти Вольвганга Амадея Моцарта? Сальери: со слов: «Нет! не могу противиться я доле…» До слов: «Так улетай же! Чем скорей, тем лучше». Судья: Чтобы понять обвиняемого и вынести единственно правильное решение, слово предоставляется вам, присяжные заседатели! Учитель: (обращаясь к учащимся) -Итак, уважаемые присяжные заседатели, наша задача – разобраться в причинах поступка Сальери.“Зависть”-так озаглавлена в черновиках Пушкина трагедия об убийстве Моцарта. Как вы думаете, почему Пушкин изменил название произведения? Что такое зависть? -Зависть – это один из пороков человеческого общества, легкая страсть, трагедия иследует более глубокие вопросы. Причина смерти Моцарта, скорее всего, кроется в том, что Сальери завидовал Моцарту. -Как еще мог Пушкин назвать свою трагедию? -Гений и злодейство, Смерть и бессмертие. -Почему все-таки Пушкин остановился на заголовке “Моцарт и Сальери”? -Трагедия рассказывает осложном, богатом внутреннем мире героев и размышляет о причинах их поступков, уже в заголовке заключён прием антитезы. -Автор исследует проблему совместимости творящего начала (гений) и начала разрушающего сознательно, античеловеческого. -О чем же это произведение? -О смысле жизни. -В каких еще произведениях Пушкин и его герои ищут смысл в жизни? -В “Сказке о золотой рыбке” старуха видит смысл жизни в беспредельной власти; В “Евгении Онегине” Татьяна видит смысл своей жизни в самопожертвовании и верности: “Я вас люблю к чему лукавить; но я другому отдана, и буду век ему верна;” в “Сказке о царе Салтане” одна из трех девушек видит счастье и смысл своей жизни в семье и материнстве: “Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря”. - Пьеса Пушкина носит название “Моцарт и Сальери”. Однако одному лишь композитору писатель уделяет наибольшее внимание. Кому? -Сальери. -Почему? Почему именно духовный путь Сальери так интересует автора? (Беседа по содержанию первого монолога Сальери). -Как происходило становление Сальери как композитора? -Когда он понял свое призвание? -Легко ли давалась Сальери учеба? -Какие качества характера обнаружил он в годы учёбы? -В чем видит смысл своей жизни Антонио Сальери? Какова его высшая цель? -Стать композитором, служить одной музыке. -Что мешает Сальери стать истиным музыкантом? Почему он недоволен собой? Почему вдохновение приходит к нему нечасто? -Сальери полон противоречий, он не ощущает гармонии в душе, он разделил сферы жизни и музыки, в его душе постоянно идет борьба, он чувствует разлад с миром, недоволен им. -Какие слова Сальери говорят нам о том, что его душа полна противоречий, недовольства? -Что означают слова Сальери: «Но правды нет и выше »? -Верующий человек, Сальери усомнился в божьей справедливости. Не свидетельство ли это тяжелейшего душевного кризиса? В чём он состоит? -Почему, едва появившись на сцене, Сальери вспоминает своё детство? -Истоки душевного кризиса - в прошлом. –Чтобы понять, в чём состоит душевный кризис Сальери, проведём не6ольшой сопоставительный анализ жизненных и творческих позиций героев трагедии: Моцарта и Сальери. В тетради готовим таблицу: (Таблица заполняется по ходу беседы; можно подготовить её заранее, но раскрыть только после анализа позиций).
Вопросы для работы над таблицей: -Как Сальери относится к жизни, людям? -Как относится к жизни и людям Моцарт? -Каким, по мнению Сальери, должен быть гений? (смотреть конец 1 монолога Сальери). Можно ли назвать гением человека, равнодушного к человеческой жизни, бездушного и злого? -Каково отношение Сальери к музыке? -Каково отношение Моцарта к музыке? -Моцарт – обыкновенный человек, он любит детей, простых людей, не гнушается их творчества, всегда приветлив, немного наивен, добр, не тщеславен: не ставит себя выше других: «но божество мое проголодалось»; композитор и человек в Моцарте едины. -Что вы скажете о его характере? -По характеру Моцарт веселый, не прочь пошутить, жизнерадостный, не знает зависти, доброжелательный, не способный творить зло.
-Гуляка праздный, бог, херувим, творец песен райских, бессмертный гений, священный дар. -Как Моцарт относится к Сальери? -По-дружески, откровенен, называет его «мой друг», «гений», восхищается его талантом. -Каким видит мир вокруг себя Моцарт, каким Сальери? Почему у них разное восприятие мира? -Чем добрее, нравственней, чище человек, тем больше он видит доброго и прекрасного вокруг. -Как вы понимаете слова Г. Винклера: «Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства». -В чём преимущество Моцарта перед Сальери? -Моцарт любил жизнь, людей, своё искусство искренне, для него это так же естественно, как дышать; он открыт для жизни, любит её и видит вокруг себя только добро. -В Библии есть такие слова: “Если я говорю на языке людей и ангелов, а любви не имеют, я медь звенящая или кимвал бряцающий. Если я имею пророческий дар, и проник во все тайны, и обладаю полнотой познания и веры, так что могу двигать горами , а любви не имею, я ничто. Если я раздам все достояние мое и предам мое тело сожжению, а любви не имею, то все это напрасно. Любовь великодушна, милосердна, любовь независтлива, любовь не превозноситься, не гордится, не бесчинствует, не ищет себе выгоды, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; она все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит.» (Ответы учащихся). -Думаю, что комментарии в данном случае излишни и преимущество добра перед злом неизмеримо. Пушкин в трагедии представил нам духовный путь Сальери, представил трудный путь роста композитора, Но не стоит думать, что в жизни Моцарта все было легко и просто. Вернемся к словам Винклера: «Музыка Моцарта изящна, благородна, грациозна. Этот человек испытал так много страданий, что отклик их должен бы звучать в его музыке, между тем она полна света, мира, душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни божественные стороны этого человека; а если по временам и проносится тень скорби, то за ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности проведению.» Звучит музыка Моцарта
-Сальери завидует Моцарту, считает, что его талант – дар случайный и напрасный; его раздражает праздность и веселость Моцарта, его несерьезность. - Какие противоречия раздирают душу Сальери? -С одной стороны он восхищается талантом Моцарта, приравнивает его творения к созданиям Рафаэля Санти и Данте Алигьери, с другой – принимает решение, что этот талант – гибель для окружающих его мастеров музыки. -Следовательно, в душе Сальери сталкиваются два начала: низменное (злобное, завистливое) и высокое (творческое, выражающееся в служении музыке, в преклонении перед гением) -Какое начало в душе Сальери побеждает? -Какое событие укрепляет в Сальери мысль о необходимости убить Моцарта? -Можно ли назвать Сальери хладнокровным убийцей? Почему в конце пьесы он плачет? Это слезы потрясения и боли? Преклонения перед талантом Моцарта? Слезы облегчения, сознание исполненного долга? Или слезы раскаяния? -Как повлияла на Сальери мысль Моцарта, что “гений и злодейство – две вещи несовместные”(чтение последних слов Сальери) -Теперь, когда Сальери остался один, когда он совершил свое злодейство, герой понимает, что совершил. Со смертью Моцарта умер и Сальери. Никогда не стать ему гением, потому что он злодей. - Нет, никогда я зависти не знал, – утверждает Сальери. Какие его же слова опровергают это заявление? (Анализ второго монолога Сальери)
«Немного творилось бы на свете зла, если бы последнее не проходило под фирмою добра» (Мария Эшенбах); «Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе это не гений» (Фридрих Шиллер). - С кем ассоциируется у вас образ Моцарта? -С А. С. Пушкиным. Их характеры очень похожи. - Почему? - Он, несмотря на свою гениальность и талант, был простым и искренним с окружающими; будучи преданным и любящим мужем, создавал о себе легенду как о гуляке праздном, каким, несомненно, и был. * Слушание в записи о Пушкине (аудио) 4 мин. Воспоминания цыганки Тани (Татьяны Демьяновны) из знаменитого московского цыганского хора. * Задание творческое (на 5-10 мин.):
Проверка задания (заслушивается несколько работ). Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Зависть» Оценивание отвечавших на уроке. Литература
Приложение 1 Память, память, падший ангел… Память, память, падший ангел, Ты опять со мною в ссоре. Ты опять со мною в ссоре, Память, брошенная в ад. Стук твой громче стука сердца, Лик ужасен, облик чёрен… Ты о чём кричишь мне в полночь, В час, когда все люди спят? Память, память, ну зачем ты Мне стыдом сжигаешь щёки, Вновь и вновь терзаешь душу, Малодушием коря? Да, наверно, я напрасно Родился в сей век жестокий, Да, наверное, полжизни Я прожил не так и зря. Память, память, ты несносна, Не даёшь мне сна и ночью, Всё когтишь, пытаешь сердце, Обвиняя и кляня. Ты права: я слаб и жалок, Я кричу, когда нет мочи, Сам себя казню за слабость Злей, чем ты казнишь меня. Память, память, падший ангел, Ангел, изгнанный из рая, Ангел, сброшенный в пучину, Богом преданный костру, Ты – моя больная совесть, Ты – душа моя больная, Ты живёшь, пока живу я, Ты умрёшь – и я умру. Приложение 2 Судья Когда-то завтра будущий историк Наш грешный день захочет изучить. Но что поймёт он в жарком нашем споре? Как будет нас, сегодняшних, судить? Какие лики явят киноленты В архивной тишине его очам? Какие он изучит документы? Каких историй перероет хлам? Кому поверит, искренний и честный: Мечу иль жертве, правде или лжи? Сумеет ли на честь и на бесчестье Накрученное нами разложить? Увидит ли, как мы хотели счастья, Как жаждали себе судеб иных, Как мучились, не в силах разобраться В делах своих и помыслах своих? Как разрушали, созидать мечтая, Борясь со злом, опять творили зло; Как мучились, с трудом осознавая, Куда нас повело и занесло… Увидит ли, поверит ли, поймёт ли Потомок наш и потому – судья? Какой статьёй отметит наши взлёты, Восторг и взлёт над бездной бытия? Что скажет? Проклянёт иль оправдает? Вздохнёт иль молча усмехнётся в ус? Поверит ли, поймёт ли нас? – не знаю. Простит ли нас он? – вот чего боюсь. Викторина (подведение итогов)
(«Моцарт и Сальери». Главное в пьесе – не зависть, а столкновение 2 типов мировосприятия и творчества, гениальности и злодейства. Пушкин не хотел давать в заглавии дидактическую указку)
|
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование:... Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери», иллюстрации к трагедии, музыка Моцарта «Реквием» | Духовно-нравственное воспитание школьников Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова... | ||
Ирвин Ялом Дар психотерапии «Дар психотерапии»: Эксмо; Москва; 2005 isbn 5-699-13766-1 Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько... | Пояснительная записка Здоровье это бесценный дар, который преподносит... Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но... | ||
Урок здоровья Тема: «Здоровье бесценный дар» «Здоровье бесценный дар». Действительно, здоровье- это одна из главных составляющих счастья каждого человека. Ведь не зря говорят,... | Урока: Просмотр отрывка из фильма «Моцарт и Сальери» ... | ||
Здоровый образ жизни – наш выбор! Его необходимо беречь и приумножать, ведь это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать... | Урок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию... Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела» | ||
Литература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери.... Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Силам не наградить меня этой способностью? Чего я мучаюсь-то? Зачем что-то всё время мешает мне безусловно любить всех и всё, что... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она дана человеку в дар, и любовь к малой родине подобна живительному дыханию. Дом, родное поле, улицы и сады, любимые родители,... | Взаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина... Взаимопроникновение культур на примере произведений А. С. Пушкина «Маленькие трагедии» | ||
«Качество воды и его влияние на здоровье человека» Воду, драгоценный дар природы, академик А. Н. Карпинский назвал живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было. Вода – основа... | Урок по теме «Витамины» «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы» Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Показать взаимосвязь наук «Биология» и «Химия» в изучении витаминов | ||
Когда ты начинаешь понимать: Кто ты? Чего ты на самом деле хочешь? Ты перестаёшь бояться и сомневаться, ты просто с любовью и удовольствием реализуешь самый чудесный... | В каком из своих стихотворений Бунин обращается к теме «слова», призывает... |