Комитет по образованию администрации
Усманского муниципального района Липецкой области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей станция юных натуралистов
Усманского муниципального района Липецкой области СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете директор МБОУ ДОД СЮН
МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального
района
Усманского муниципального района ___________Т.И.Зверева
протокол №5 от 11 октября 2013 г приказ №75 от «11» октября 2013г.
Дополнительная общеразвивающая программа
эколого-биологической направленности
«За здоровый образ жизни»
Модуль – окружающий мир, биология. Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации – 3 года. Составила: педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района
Ряскина Зоя Николаевна
Год создания - 2011
Внесены изменения- 2013г.
1. Пояснительная записка
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вернуть его очень трудно.
В связи с бурным развитием биологии и медицины в последнее время среди школьников возрос интерес к этим наукам.
Дополнительной общеразвивающей образовательной программой «За здоровый образ жизни» предусмотрено ознакомление обучающихся с методиками медицинских и физиологических исследований, с приемами оказания доврачебной помощи, развитие у обучающихся творческой инициативы и качеств, необходимых медицинскому работнику.
Для решения задач современной школы большое внимание сейчас уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Направленность образовательной программы эколого-биологическая. Актуальность программы заключается в раскрытии психологического воздействия растений на человека.
Новизна программы заключается в использовании инновационных методов: модульно- блочной системы занятий, занятий-соревнований, тренинговых занятий с использованием мультимедийных установок.
Дополнительная общеразвивающая программа «За здоровый образ жизни» направлена на внедрение поэтапно-постепенного способа работы: от мини-исследований, рефератов, проектной деятельности до взвешенных исследований.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12)
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.
- Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.»
- Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 0666-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
-Учебный план на 2013 – 2014 учебный год.
- Локальный нормативный акт МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района от 30.08 2013 г. « Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения».
- правовое воспитание
Данная программа комплексная, предназначена для детей младшего (10-11 лет), среднего (10- 15 лет) и старшего (15- 18 лет) школьного возраста.
Работа по дополнительной общеразвивающей программе «За здоровый образ жизни» рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа);
2 год обучения -3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов);
3 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа).
Занятия - спаренные, по 35 минут с перерывом 10 минут для младшего школьного возраста, по 45 минут с перерывом 10 минут для среднего и старшего школьного возраста. Цель программы – создание условий для приобретения обучающимися навыков по формированию здорового образа жизни.
Для достижения данной цели ставятся задачи:
образовательные:
- расширение научных знаний о важнейших лекарственных растениях, их биологических особенностях,
- вооружение обучающихся практическими умениями и навыками по применению лекарственных растений,
- использование подсобного материала для оказания первой помощи;
развивающие:
-развитие потребности общения с природой;
воспитательные:
- воспитание оздоровительно-гигиенических навыков,
Формы, методы и средства обучения.
Методы:
- словесные (объяснения, беседы, лекции)
- наглядные (плакаты, слайды, фотографии, видеофильмы)
- практические (проведение опытов, наблюдений, выполнение исследований)
В программе, наряду с обычными занятиями, используются
инновационные формы обучения:
-сказки, - экологические проекты,
-конкурсы, - исследовательские работы,
-викторины, - экологические игры,
-познавательные игры, - экологический десант,
-мониторинг.
Особое место в программе занимают практические занятия: оказание первой медицинской помощи, составление гербария лекарственных растений, экскурсии, цель которых – приобретение обучающимися практических навыков и знаний. Кроме того, во время этих занятий ведется основная работа по воспитанию детей -развитие сотрудничества, мобильности.
Средства обучения: печатные (учебники, книги для чтения, раздаточный материал);
электронные и аудивизуальные (презентации, слайды, видеофильмы и др.); наглядные (плакаты, гербарии, стенды); оборудование и приборы
Типы занятий: комбинированный; первичного ознакомления с материалом; усвоение новых знаний; применение полученных знаний и умений на практике; закрепления, повторения; итоговое.
Занятия внеурочной деятельности проводятся в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «За здоровый образ жизни».
Основными формами деятельности программы являются теоретические и практические занятия, экскурсии, игры, творческие конкурсы, массовые мероприятия.
Типы занятий: комбинированный, первичного ознакомления с материалом, усвоение новых знаний, применение полученных знаний и умений на практике, закрепление повторения, итоговое
Наличие результативности образовательной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся приобретают:
- предметные навыки – умение оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться специальной терминологией, подбирать и анализировать научно- медицинскую литературу для участия в экологических конференциях и конкурсах (потфолио),
- личностные качества- развитие коммуникативности, активности.
Результатом реализации данной учебной программы являются проектная и исследовательская работа обучающихся, выставка творческих работ
Дополнительная общеразвивающая программа «За здоровый образ жизни» включает в себя воспитательный блок, затрагивающий основные сферы жизни ребенка: частная жизнь, право, межличностные отношения, интересы, здоровье, семья, экология, культура, мораль.
В программе использованы различные формы диагностики:
наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование.
Цели диагностики.
1 год обучения:
- определение интересов и наклонностей;
- уровень любознательности и кругозора;
- характер поведения.
2 год обучения:
- определение уровня воспитанности и его характера;
- характер взаимоотношений между людьми;
- уровень внимания, памяти, мышления;
- уровень ответственности за порученное дело.
3 год обучения:
- корректировка воспитания;
- уровень сознательного отношения к полученным знаниям и навыкам;
- уровень нравственной устойчивости, культуры поведения, общения, речи;
- профессиональное самоопределение.авовому), оздоровительно-гигито-гигитеническому нравственному, экономическому, естественно-научному, идеологическому, юридиче
- формирование социально адаптированной, активной личности ребенка, готовой к творческой деятельности.
Таким образом, осуществляется преемственность основного дополнительного образования детей.
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки, конференции, семинары.
Формы контроля.
Оценка успехов обучающихся - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, мной широко используется тестирование как форму проведения аттестации, цель которого выявление уровня знаний, умений и навыков.
При анкетировании обучающихся выявляются их индивидуальные способности и уровень их развития.
При изучении дополнительной общеразвивающей программы «За здоровый образ жизни» обучающиеся могут применить свои знания в процессе жизнедеятельности; в случаях поступления в медицинские образовательные учреждения.
2. Учебно – тематический план
1 год обучения, 144 часа в год, 4 часа в неделю
№
п/п
| Тема
| Количество часов
| всего
| теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие.
| 6
| 6
| -
| 2
| Организм как целостная система.
| 6
| 4
| 2
| 3
| Лесные опасности.
| 8
| 6
| 2
| 4
| Кожа - удивительное изобретение природы.
| 10
| 8
| 2
| 5
| Царственная осанка- залог здоровья.
| 10
| 8
| 2
| 6
| Привычки – вредные и полезные.
| 12
| 12
| _
| 7
| Лекарственные растения.
| 20
| 18
| 2
| 8
| Пища - живой лабиринт.
| 10
| 8
| 2
| 9
| Путешествие кислорода.
| 10
| 10
| _
| 10
| Маленькая царапина - большая беда.
| 8
| 8
| _
| 11
| Органы чувств.
| 4
| 4
| _
| 12
| Самый мощный компьютер.
| 6
| 6
| _
| 13
| Инфекционные заболевания.
| 4
| 4
| _
| 14
| Помощь при несчастных случаях.
| 12
| 10
| 2
| 15
| Удивительные тайны.
| 6
| 6
| _
| 16
| Итоговое занятие.
| 12
| 6
| 6
|
| Всего:
| 144
| 124
| 20
|
3 Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Вводное занятие - 6ч.
Теоретические сведения. Знакомство с планом объединения и профессиями врач и медсестра Встреча с медработником. Зарождение медицины.
2. Организм как целостная система - 6 ч.
Теоретические сведения. Связь организма с окружающей средой. Осень. Охрана и укрепление здоровья осенью.
Экскурсия: “Значение леса для человека”.
3. Лесные опасности - 8 ч.
Теоретические сведения. Тихая, но опасная “Охота” (ягоды, грибы). Оказание первой помощи при отравлении. Ядовитые растения, их значение в медицине. Когда кусают насекомые. Оказание первой помощи при укусе насекомых.
Практическая работа. “Съедобные и ядовитые ягоды и грибы”.
4. Кожа - удивительное изобретение природы - 10 ч.
Теоретические сведения. Кожа её значение. Гигиена и её соблюдение. Домашние животные и опасности связанные с ними. Репчатый лук, огурец и петрушка Тайны этих растений. Уход за кожей.
Практическая работа. “Гигиена рук”. “Первая помощь при ожогах, ушибах, обморожениях”.
|