Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.02.2014
Размер75.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


НОВЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проскурина И.Г., учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

st_sh28@mail.ru

Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.

Что такое здоровье? По определению римского врача, представителя античной медицины К.Галена, «…это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…». «Здоровье – всему голова, - гласит народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами. «Здоровье – это оптимальный баланс всего, чем мы являемся», говорил Ф.Перлз. Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в ХХI в. она становится первостепенно. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь. Или мы занимаемся физкультурой, или отдаем себя во власть разрушающей гиподинамии и накапливания отрицательных эмоций. Мышечная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, включая головной мозг, способствует развитию умственных способностей. Регулярные занятия физкультурой укрепляют сердце, улучшают функцию дыхательной системы.

Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников и младшего школьного возраста – наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Как отметил академии Д.В.Колесов, «… только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование…». Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорный систем Института медицинских проблем Севера профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущий мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Стоя за конторкой, сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая. Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте шести-семи лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приемах, которые позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приемов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей рабочей дистанции. На расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов. В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе. Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» - размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см, а самые крупные – не более 2-3 см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8-10 минут, эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии.

Если при предъявлении учебного материала в условиях максимального удаления дети плохо различают отдельные детали, его нужно немного приблизить. Сделать два-три шага вперед, затем вновь отойти. Еще лучше, если учитель будет плавно передвигаться вдоль доски, принося тем самым дополнительную активность для всех групп мышц.

Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняют через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приемы:

1. Высоко на стенах классной комнаты развешиваются мелкие сюжетные (или предметные) картинки размером не более 3-5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или ной картинки.

2. Использование траектории, по которым дети «бегают глазами» (размер листа ватмана). Желательно придать упражнению игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют желтый кленовый листочек или бабочку и предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка будут «кружиться» по заданной траектории под порывом ветра.

3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Веселые человечки». Показывают нарисованную фигурку человека размером 1-2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движения сами.

Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводят к переутомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или в хроническое утомление. Утомление проявляется в снижении работоспособности. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности. Этому помогут оздоровительные мероприятия в учебном процессе: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, динамические паузы, уроки здоровья, дни здоровья и спорта, проводимые школой.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объем двигательной активности.

Гимнастика до занятий. Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 минут. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок – письмо или русский язык, то целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок – литературное чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8-20-й минутах занятия). Занимают 1-3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Выполнив физкультурную минутку раньше, дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по тренажеру или выполнить мудры. С помощью различных упражнений для глаз стараюсь выработать правильные привычки зрения:

  • моргать и подвигаться непрерывно и автоматически;

  • дышать легко и непрерывно;

  • смотреть на ближние и удаленные объекты, «путешествовать глазами» по объектам;

  • часто моргать и закрывать глаза, чтобы дать им отдых.

Дети научились снимать напряжение с уставших глаз в любых обстоятельствах. Они используют такие приемы, как пальминг, моргание, «путешествие глазами» по траекториям на табло или по своим произвольным. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду. Йоги советуют утром при восходе и вечером на закате фиксировать свой взгляд на солнце. Зрение становится подобно орлиному.

Динамические паузы. Они, как правило, проводятся в середине рабочего дня, на третьем уроке. При хорошей погоде проводятся на свежем воздухе, в плохую погоду – в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. А систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние. Ритмическая гимнастика выполняется под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминок, в которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игр.

Уроки здоровья. На уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке программы таких уроков я, например, за основу использовала программы Л.А.Обуховой и Н.Г.Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», а также материалы из книги Н.И.Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». В уроки здоровья ввожу аффирмации (целительные утверждения), например: «Изо дня в день с каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше».

Уделяю внимание релаксации - расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях): 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 – вдох, 1-2-3-4- задержка дыхания; 1-2 – выдох).

Урок проходит в хорошем настроении, дети много улыбаются, смеются, а смех – это вечный целитель. Он стимулирует иммунную систему, производит массаж живота и кишечника. В конце каждого урока дети получают совет: умей себе помочь, помог себе – помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, зависти, злости, страха, грусти, - а тихо звучащая классическая музыка во время выполнения физкультурных минуток, пауз, длительного расслабления приносит дополнительные положительные эмоции. И медицинские работники школы будут бороться уже не с болезнью, а помогать детям быть здоровыми. Не будут освобожденные дети сидеть на скамеечке спортзала и накапливать статическую усталость, а станут заниматься в специальных группах по разным направлениям.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск