Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования





Скачать 90.51 Kb.
НазваниеМамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования
Дата публикации07.08.2014
Размер90.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы



Мамитько

Валентина Николаевна
учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования

Российской Федерации

МОУ СОШ № 22 х.Зайцев

Курского муниципального района

Ставропольского края




Тема: «Технология деятельностного типа в образовательном процессе

начальной школы («Всё течёт, всё изменяется»)»


Добрый день, уважаемые коллеги!

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит и увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. А ведь благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Поэтому актуальная проблема, которую необходимо решать уже сегодня - это использование современных образовательных технологий в практике обучения, которые помогут в развитии мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуального, творческого и нравственного потенциала.

Начать наш разговор я хочу с вопроса: «Что для вас означает современный урок?» «Стихийное бедствие» (преобладают плохие ожидания)? «Осуществление мечты» (преобладают хорошие ожидания) ?

(высказывания коллег . В это время завязываются узелки на верёвке).

Современный урок – это урок, подготовка и проведение которого вызывает на данный момент массу вопросов. Мы создаём его, отбирая материал, планируя цепочку действий, прогнозируя достижения и анализируя полученный результат.

Сегодня мы понимаем, что возможности современного урока состоят в том, чтобы ученик умел управлять полученной информацией, находить в ней смысл, применять её в жизни и тем самым меняться самому и изменять вокруг себя окружающий мир.

Как говорил А.Толстой «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён; был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека».

И я уверена, что возможности современного урока при использовании современных образовательных технологий в практике обучения позволяют нам показать величие каждого ученика независимо от его способностей и возраста.

Тема моего мастер – класса: «Всё течёт, всё изменяется…».

Готовясь к урокам, я каждый раз задаю себе вопрос:

«Как сделать так, чтобы урок был современным и отвечал всем требованиям ФГОС?»

Ответить на этот вопрос помогло знакомство с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Ведь именно приёмы данной технологии позволяют формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия. Об этом же писали современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.).

Работая третий год по новым государственным образовательным стандартам начального общего образования по программе «Перспективная начальная школа», я убедилась, что элементы этой технологии позволяют на каждом занятии предусматривать диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, партнёрские отношения между учеником и педагогом, формировать свой взгляд на мир как на уроках, так и во внеурочное время.

В связи с введением государственного образовательного стандарта второго поколения преимущества образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» состоят в том, что

во-первых, учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации;

во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) позволяют учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации и в каждый момент времени;

в-третьих, технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Именно эти важные элементы технологии я попробую вам сегодня показать.
Посмотрите на этот лист (розовый), что вы можете о нём рассказать, ваши ассоциации, а какие по вашему мнению ассоциации японцев с данным цветом (сакура). Легенда гласит, что цветок сакуры несет в себе судьбу ребенка.

Да, Япония – удивительная страна, она расположена на островах. Наверно, поэтому у жителей этой страны необыкновенное, трепетное отношение к природе и ко всему окружающему миру.

Я предлагаю вам разделить на 2 группы понятия по вашему усмотрению и объяснить выбор

сакура, хокку, сумо, икебана, Хиросима,

развивающее обучение, проблемное обучение, диалог-культур, педагогическая мастерская, кейс-технология

Хокку - это японское стихотворение.

Я могу утверждать, что хокку это и есть технология развития критического мышления. Хотите поспорить?


Хокку


Технология развития критического мышления


1строка – О чем пойдет речь



1-этап «Вызов»

2 строка – раскрывает смысл первой


2этап – «Осмысление

3строка – неожиданный вывод всего произведения


3этап - «Рефлексия»



Хокку - это трёхстишье. Казалось бы, что эти три строчки не могут быть технологией, но ведь известная вам технология критического мышления тоже состоит из 3 этапов.

Давайте сопоставим строки стихотворения с этапами технологии развития критического мышления.

Более подробно хочу остановиться на каждой из этих стадий. А начну с подготовительного (мобилизационного) этапа, необходимого для проведения уроков в начальных классах, потому что именно начало урока настраивает учащихся и педагога на конструктивный диалог.

Ситуация вызова

- (жёлтый лист) Когда вы видите жёлтый цвет, с чем он у вас ассоциируется! (ответы)

А если к жёлтому цвету добавить круг? Что это, по-вашему? (ответы) ----

- (чёрный лист) А если к понятию чёрный круг я добавляю чёрный цвет? (ответы)

Так о чём будет говориться в стихотворении?


Хокку


Технология развития критического мышления

На луну загляделись….


1-этап «Вызов»




2этап – «Осмысление
Учитель зачитывает выдержку из рассказа.

«Луна – такая далёкая и в то же время близкая нам планета. Мы почти каждый день можем вглядываться в этот соседний нашей планете мир, лунные пейзажи, любоваться и восхищаться этими прекрасными, неповторимыми и загадочными картинами, созданными вселенной».

В технологии критического мышления этот этап называется стадией «Вызов».

Таким образом, на этапе «Вызов» происходила актуализация знаний, побуждение интереса к новому, постановка собственных целей обучения.

Моя деятельность как учителя была направлена на вызов уже имеющихся знаний, активизацию деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Работая в парах, группах, индивидуально через такие приемы, как рассказ-предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, вы «вспоминали», что вам известно по данному вопросу, делали предположения, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы, т.е начали мыслить.

На следующем этапе «Осмысление» мы с вами познакомимся с новой информацией, ответим на поставленные вопросы и проверим первоначальные предположения. Проблема обозначена в первой строке хокку: «Почему загляделись на луну?» ( ответы)

Я знаю, что Луна опасна,
Хотя она весьма прекрасна!
Шутить с Луной небезопасно,
Ей очень многое подвластно,

Давайте попробуем проанализировать первую строку, заполняя предложенную таблицу. (ответы)

Причины

возникновения

проблемы

Какое состояние у человека, когда он на что- то засматривается?.



Что может помешать любоваться луной?

потому что был один,

красивая, необычная

настороженность

вдохновение, мечтательность




время дождь шум туча

- на экран выводится 2 строка: Наконец-то мы можем вздохнуть!

- А почему мы смогли вздохнуть? (ответы)

- А чем мы можем ещё любоваться?

- Почему именно этими предметами?

- А почему мы не любуемся этим каждый день?

- Почему мы запоминаем именно эти моменты?

- А как решить эту проблему? (Любоваться всегда)

Ведь японцы ищут прекрасное во всём и секрет хокку в тайне особого зрения на мир. Надо быть внимательным, наблюдательным, иметь фантазию, воображение, то, что требуется от каждого ученика и учителя на современном уроке и то, что подразумевает технология критического мышления.

Вернёмся к хокку.

На луну загляделись…. О чем пойдет речь

Наконец-то можем вздохнуть! раскрывает смысл первой строки, неожиданный вывод всего произведения

Что может помешать любоваться луной? (ответы) открывается слайд
Мимолётная тучка.
« В небе, подернутом полупрозрачной пеленой, шла ожесточенная схватка между сворой голодных грязно-серых облаков и луной. Облака с остервенением пытались разорвать вечную страницу на части, и она, сопротивляясь, судорожно вспыхивала и гасла. Наконец луне удалось вырваться, она стряхнула с себя остатки цепляющегося мрака и засияла во всем величии своей гордой холодной красотой ».

Переходя к самой содержательной стадии – «осмысление», направленной на сохранение интереса при получении новой информации осуществляется постепенная непосредственная работа над изучением нового материала. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.

Вот и в современном уроке моменты общения детей между собой, моменты поиска истины должны стать главным средством обучения.

Как мы видим, ситуация, рассмотренная в хокку, может происходить и в реальной жизни. Таким образом, мы видим, что видение проблемы с разных точек зрения - это главная составляющая не только хокку, но и технологии развивающего обучения при проведении современного урока.
Вернёмся к началу нашего обсуждения, где мы предположили, что хокку - это литературная трактовка технологии критического мышления. А в итоге пришли к заключению, что как хокку, так и технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает развить в человеке нестандартное мышление, несёт в себе сильный эмоциональный заряд, т.е. учит всему тому, что предъявлено в требованиях к современному уроку в рамках государственного образовательного стандарта:

 •  открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса)

  деятельность (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания)

•  идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся)

•   обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:

  • изменить отношение детей к урокам;

  • повысить познавательное отношение к прочитанному;

  • развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

  • изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы;

  • мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности;

  • создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности

  • повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.


В заключении хочу сказать, что благодаря технологии критического мышления через чтение и письмо достигаются как личностные так и метапредметные образовательные результаты определенные ФГОС; каждый школьник получает возможность весь учебный процесс тесно связывать с конкретными жизненными задачами, навыками коллективной работы и условиями для формирования гражданских принципов.

Всем известно, что движение - это жизнь, движение к цели – разумная жизнь, а движение в неведомое – творчество. Я вам желаю творчества в вашей педагогической деятельности, которое помогает управлять нашими парусами и учит наших учеников, управлять ими в жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconОтзыв руководителя
Беляева Ольга Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Сысоева Ирина Борисовна, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconМуклинова Ольга Владимировна
Учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования Российской федерации»
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования, учитель высшей категории
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconХромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов
Автор: Шикунова Наталья Борисовна, учитель биологии высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
Котлярова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма дополнительного образования по английскому языку автор...
Автор Калашник Нелли Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconВотинова Татьяна Сергеевна, учитель высшей категории, Почётный работник...
Наименование оу, организатора мероприятия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский...
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....
Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск