Скачать 90.51 Kb.
|
Тема: «Технология деятельностного типа в образовательном процессе начальной школы («Всё течёт, всё изменяется»)» Добрый день, уважаемые коллеги! Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит и увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. А ведь благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Поэтому актуальная проблема, которую необходимо решать уже сегодня - это использование современных образовательных технологий в практике обучения, которые помогут в развитии мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуального, творческого и нравственного потенциала. Начать наш разговор я хочу с вопроса: «Что для вас означает современный урок?» «Стихийное бедствие» (преобладают плохие ожидания)? «Осуществление мечты» (преобладают хорошие ожидания) ? (высказывания коллег . В это время завязываются узелки на верёвке). Современный урок – это урок, подготовка и проведение которого вызывает на данный момент массу вопросов. Мы создаём его, отбирая материал, планируя цепочку действий, прогнозируя достижения и анализируя полученный результат. Сегодня мы понимаем, что возможности современного урока состоят в том, чтобы ученик умел управлять полученной информацией, находить в ней смысл, применять её в жизни и тем самым меняться самому и изменять вокруг себя окружающий мир. Как говорил А.Толстой «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён; был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека». И я уверена, что возможности современного урока при использовании современных образовательных технологий в практике обучения позволяют нам показать величие каждого ученика независимо от его способностей и возраста. Тема моего мастер – класса: «Всё течёт, всё изменяется…». Готовясь к урокам, я каждый раз задаю себе вопрос: «Как сделать так, чтобы урок был современным и отвечал всем требованиям ФГОС?» Ответить на этот вопрос помогло знакомство с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Ведь именно приёмы данной технологии позволяют формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия. Об этом же писали современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.). Работая третий год по новым государственным образовательным стандартам начального общего образования по программе «Перспективная начальная школа», я убедилась, что элементы этой технологии позволяют на каждом занятии предусматривать диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, партнёрские отношения между учеником и педагогом, формировать свой взгляд на мир как на уроках, так и во внеурочное время. В связи с введением государственного образовательного стандарта второго поколения преимущества образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» состоят в том, что во-первых, учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации; во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) позволяют учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации и в каждый момент времени; в-третьих, технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Именно эти важные элементы технологии я попробую вам сегодня показать. Посмотрите на этот лист (розовый), что вы можете о нём рассказать, ваши ассоциации, а какие по вашему мнению ассоциации японцев с данным цветом (сакура). Легенда гласит, что цветок сакуры несет в себе судьбу ребенка. Да, Япония – удивительная страна, она расположена на островах. Наверно, поэтому у жителей этой страны необыкновенное, трепетное отношение к природе и ко всему окружающему миру. Я предлагаю вам разделить на 2 группы понятия по вашему усмотрению и объяснить выбор сакура, хокку, сумо, икебана, Хиросима, развивающее обучение, проблемное обучение, диалог-культур, педагогическая мастерская, кейс-технология Хокку - это японское стихотворение. Я могу утверждать, что хокку это и есть технология развития критического мышления. Хотите поспорить?
Хокку - это трёхстишье. Казалось бы, что эти три строчки не могут быть технологией, но ведь известная вам технология критического мышления тоже состоит из 3 этапов. Давайте сопоставим строки стихотворения с этапами технологии развития критического мышления. Более подробно хочу остановиться на каждой из этих стадий. А начну с подготовительного (мобилизационного) этапа, необходимого для проведения уроков в начальных классах, потому что именно начало урока настраивает учащихся и педагога на конструктивный диалог. Ситуация вызова - (жёлтый лист) Когда вы видите жёлтый цвет, с чем он у вас ассоциируется! (ответы) А если к жёлтому цвету добавить круг? Что это, по-вашему? (ответы) ---- - (чёрный лист) А если к понятию чёрный круг я добавляю чёрный цвет? (ответы) Так о чём будет говориться в стихотворении?
«Луна – такая далёкая и в то же время близкая нам планета. Мы почти каждый день можем вглядываться в этот соседний нашей планете мир, лунные пейзажи, любоваться и восхищаться этими прекрасными, неповторимыми и загадочными картинами, созданными вселенной». В технологии критического мышления этот этап называется стадией «Вызов». Таким образом, на этапе «Вызов» происходила актуализация знаний, побуждение интереса к новому, постановка собственных целей обучения. Моя деятельность как учителя была направлена на вызов уже имеющихся знаний, активизацию деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Работая в парах, группах, индивидуально через такие приемы, как рассказ-предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, вы «вспоминали», что вам известно по данному вопросу, делали предположения, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы, т.е начали мыслить. На следующем этапе «Осмысление» мы с вами познакомимся с новой информацией, ответим на поставленные вопросы и проверим первоначальные предположения. Проблема обозначена в первой строке хокку: «Почему загляделись на луну?» ( ответы) Я знаю, что Луна опасна, Хотя она весьма прекрасна! Шутить с Луной небезопасно, Ей очень многое подвластно, Давайте попробуем проанализировать первую строку, заполняя предложенную таблицу. (ответы)
- на экран выводится 2 строка: Наконец-то мы можем вздохнуть! - А почему мы смогли вздохнуть? (ответы) - А чем мы можем ещё любоваться? - Почему именно этими предметами? - А почему мы не любуемся этим каждый день? - Почему мы запоминаем именно эти моменты? - А как решить эту проблему? (Любоваться всегда) Ведь японцы ищут прекрасное во всём и секрет хокку в тайне особого зрения на мир. Надо быть внимательным, наблюдательным, иметь фантазию, воображение, то, что требуется от каждого ученика и учителя на современном уроке и то, что подразумевает технология критического мышления. Вернёмся к хокку. На луну загляделись…. О чем пойдет речь Наконец-то можем вздохнуть! раскрывает смысл первой строки, неожиданный вывод всего произведения Что может помешать любоваться луной? (ответы) открывается слайд Мимолётная тучка. « В небе, подернутом полупрозрачной пеленой, шла ожесточенная схватка между сворой голодных грязно-серых облаков и луной. Облака с остервенением пытались разорвать вечную страницу на части, и она, сопротивляясь, судорожно вспыхивала и гасла. Наконец луне удалось вырваться, она стряхнула с себя остатки цепляющегося мрака и засияла во всем величии своей гордой холодной красотой ». Переходя к самой содержательной стадии – «осмысление», направленной на сохранение интереса при получении новой информации осуществляется постепенная непосредственная работа над изучением нового материала. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Вот и в современном уроке моменты общения детей между собой, моменты поиска истины должны стать главным средством обучения. Как мы видим, ситуация, рассмотренная в хокку, может происходить и в реальной жизни. Таким образом, мы видим, что видение проблемы с разных точек зрения - это главная составляющая не только хокку, но и технологии развивающего обучения при проведении современного урока. Вернёмся к началу нашего обсуждения, где мы предположили, что хокку - это литературная трактовка технологии критического мышления. А в итоге пришли к заключению, что как хокку, так и технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает развить в человеке нестандартное мышление, несёт в себе сильный эмоциональный заряд, т.е. учит всему тому, что предъявлено в требованиях к современному уроку в рамках государственного образовательного стандарта: • открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса) • деятельность (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания) • идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся) • обратная связь (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
В заключении хочу сказать, что благодаря технологии критического мышления через чтение и письмо достигаются как личностные так и метапредметные образовательные результаты определенные ФГОС; каждый школьник получает возможность весь учебный процесс тесно связывать с конкретными жизненными задачами, навыками коллективной работы и условиями для формирования гражданских принципов. Всем известно, что движение - это жизнь, движение к цели – разумная жизнь, а движение в неведомое – творчество. Я вам желаю творчества в вашей педагогической деятельности, которое помогает управлять нашими парусами и учит наших учеников, управлять ими в жизни. |
Отзыв руководителя Беляева Ольга Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Сысоева Ирина Борисовна, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования | ||
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | Муклинова Ольга Владимировна Учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования Российской федерации» | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования, учитель высшей категории | ||
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов Автор: Шикунова Наталья Борисовна, учитель биологии высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации | Программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона... Котлярова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Программа дополнительного образования по английскому языку автор... Автор Калашник Нелли Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории | Вотинова Татьяна Сергеевна, учитель высшей категории, Почётный работник... Наименование оу, организатора мероприятия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г.... |