Скачать 61.83 Kb.
|
Из журнала «Естествознание в школе». – 2004. – №6Урок – игра «Атмосфера»Космодамианский Александр Владимирович учитель естествознания школы № 91 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования, учитель высшей категории. Сергеичева София Юрьевна Учитель естествознания школы № 91 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования, учитель высшей категории. Учителя естествознания знают, с каким интересом изучают этот предмет учащиеся 5-6 классов. И дело не только в том, что очень интересен предмет изучения, и дети этого возраста, как правило, любознательны. Преподавание интегрированного курса естествознания предполагает большое разнообразие форм проведения уроков. Это уроки-практикумы и уроки-экскурсии, уроки-игры и уроки- дискуссии, а так же уроки в музее или на природе. Каждая из этих форм организации учебного процесса содержит большой воспитательный потенциал, их можно рассматривать как переходные от классно-урочной системы к организации учебно-познавательной деятельности. . Игра «Атмосфера» — это пример игры-соревнования, которая проводится в 6 классе после изучения темы «Атмосфера». Игра рассчитана на 2 урока. В процессе игры учащимся предлагаются задачи разного типа:
Конкурс « Разминка» Правила проведенияВедущий задает каждой команде по 14-15 вопросов, которые требуют односложного ответа (название процесса, явления, объекта). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Примеры вопросов
Конкурс «Менделеевские чтения»Правила проведения Каждая команда получает карточку с химической формулой оксида, например, NO2, SO3, P2O5, CO2,. Учащиеся должны дать химическое название этого вещества и определить валентность каждого из химических элементов, входящих в состав оксида. Задание выполняется на время. Максимальное время выполнения задания 1 минута. Конкурс « Блеф клуб» Правила проведения Предлагаются вопросы, на которые необходимо отвечать односложно: словами «да» или «нет». Один правильный ответ — 1 балл. Примеры вопросов
Конкурс «Что? Где? Когда?» Правила проведения Командам задается вопрос, и после 1 минуты обдумывания каждая команда сообщает свой вариант ответа. После ответов всех команд ведущий объявляет правильный ответ, и команды, давшие правильный ответ, получают по 1 баллу. Примеры вопросов
Можно использовать волчок и стол с секторами. Карточки с вопросами раскладываются по секторам. В зависимости от степени сложности вопросы могут быть оценены разным количеством баллов. Каждая команда имеет возможность один раз раскрутить волчок, и она же получает право первой ответить на вопрос. Конкурс «Брейн - ринг» Правила проведенияНа столе у каждой команды стоит лампочка с выключателем. Ведущий задает вопрос. Отвечает та команда, которая первой зажжет лампочку. В случае неверного ответа остальные команды получают время для того, чтобы дать верный ответ. Полное время на обдумывание 1 минута. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Примеры вопросов
Конкурс «Пантомима» Правила проведенияОт каждой команды приглашается по одному или по два участника, умеющих пользоваться приемами пантомимы. У ведущего есть карточки, на которых написаны 3-4 слова, которые необходимо изобразить пантомимой. Участники игры поочередно «показывают» своей команде слова, записанные на карточке. Команда должна угадать загаданное слово. В случае верного ответа команда получает 1 балл. Примеры слов на карточках
Конкурс « Угадай слово»Правила проведения Ведущий загадывает какое-то слово (понятия, термины) и разрешает команде задать 5 - 7 вопросов, на которые он может отвечать только «да» или «нет». После того, как все вопросы будут заданы, команда должна назвать это слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Примеры слов кислород, барометр, погода, атмосферное давление, ветер, углекислый газ, озоновый слой, осадки, облако. *** Результатом игры-соревнования является победа одной из команд и совместное обсуждение коллективных действий, характера взаимодействия в группе, степени участия каждого. В ходе проведения таких игр отрабатываются умение решения задач (проблем) и умение работать в группе: выслушивать мнение другого и принимать ответственное решение. Организация игры. Учитель, ведущий игру, контролирует проведение конкурсов и оценивает правильность выполнения заданий. Судейская коллегия в течение всей игры ведет подсчет очков каждой команды, отмечает наиболее активных участников, следит за временем выполнения заданий, принимает участие в решении спорных вопросов, может присуждать дополнительные баллы за оригинальное выполнение заданий. До начала игры класс разбивается на команды по 7-8 человек. |