Скачать 97.57 Kb.
|
Педсовет Перевод каждого ученика в субъект обучения как основа для последующего саморазвития и самоопределения. Цель: приобщение педагогов к деятельностным формам организации образовательного процесса. Задачи:
Форма проведения: «Круглый стол». Повестка.
Подготовительный этап
Анкета для учащихся.
Ход педсовета.
- Прежде всего, давайте определимся в терминах: «объект» и «субъект» Объект:
Субъект:
В традиционной педагогике ученик выступает объектом, а учитель – субъектом образовательного процесса. Педагог является носителем объектного, закрытого, абсолютного знания. Задача ученика _ воспроизвести проверенное полученное знание. Цели занятия, способы деятельности, установка на конечный результат жёстко задаются учителем. Ребёнок может быть активен на внешнем уровне, однако необходимость действовать по схеме, думать в соответствии с заданным алгоритмом формирует несвободную личность. Субъектный подход к организации образовательного процесса предполагает, что ученик сам учится добывать знания, постоянно находится в ситуации выбора – для чего, что и как делать. Героем урока становится ученик, а не учитель (как это было раньше). Субъектность как обязательное условие развития ребёнка не может быть навязано извне. Однако она инициируется внешними воздействиями, которые, вместе с тем, не являются определяющими. Внешние воздействия – специально организованная деятельность преподавателя, «работающего» с учениками через преобразованное содержание учебного материала. Ученик становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем работу по преобразованию содержания изучаемого материала. Главное требование к содержанию – диалогичность. Диалогичность содержания образования определяет необходимость преобразования учебного материала в основу для диалога. Диалогичность основана на множестве смыслов, высказываемых участниками учебного общения при условии субъект-субъектных отношений, основным предметом которых выступает совместное обсуждение чего-либо при совместной направленности на разрешение проблемы. Диалогическое общение гуманно, поскольку предполагает субъективную активность всех участников диалога. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников. Основные функции взаимодействия в общении – активизация саморазвития, самоактуализации, взаимного оценивания и самооценки. Они реализуются при творческом сотрудничестве говорящего и слушающего, которое стимулируется в диалогическом общении. В подлинном диалоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределённости. Образование понимается как самодостраивание личности в общении, подразумевающем духовную связь учителя и ученика. Именно в самодостраивании происходит необратимое событие «перемены ума», которое и является целью образования. Условия диалога: установка на партнёрство в общении, признание прав партнёра на собственную точку зрения и её защиту, умение слушать и слышать партнёра, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнёра, способность к сочувствию и сопереживанию. Смысл этих и других критериев становится доступен любому учителю при использовании нескольких смысловых операций. Качество выполнения этих операций учителем должно соответствовать требованиям критериев. Это соответствие проявляется в умениях совместно проектировать цель и содержание занятий, преобразовывать и представлять содержание изучаемых знаний как проблемное, создавать условия для проявления ценностно-смыслового отношения учеников к знаниям, в умениях востребовать эти отношения в процессе занятий и т. д. На заседаниях МО мы рассмотрели сущностные характеристики традиционного и современного образования. МЫ выяснили, что для традиционного образования характерно:
Для субъектного обучения характерно:
Анализ анкет учащихся показал, что качество традиционного обучения далеко не устраивает наших школьников. Так из 23 опрошенных на 1 вопрос анкеты ответили утвердительно только10 человек, остальные не знают, что из полученных в школе знаний им пригодится. Цели урока всегда значимы лишь для 7 человек. Не1 ученик не имеет возможности выбирать на уроке интересные для себя задания. Возможность высказать свою точку зрения ученики имеют только на некоторых уроках (истоки, литература, окружающий мир, математика, история, немецкий язык). Не все учителя объективно, с точки зрения учеников, оценивают их знания, а возможность самому оценить себя предоставляется им раз от разу и очень редко. Анализ анкеты показал, что большинство педагогов нашей школы работают в традиционной парадигме, но это не противоречит представлениям наших учеников об идеальном образовании. Действительно, на уроках наших учителей немало положительных моментов, нам есть чему поучиться у друг друга. На уроках в начальных классах всегда благоприятный положительный микроклимат, доброжелательное отношение учителя к ученикам. Учителя математики всегда готовят учеников к восприятию нового материала, используют субъективный опыт ребят. На уроках Шестова А. А. при объяснении нового материала всегда чёткая, грамотная, научная речь учителя; Чёткая структура материала, выделение главного, опорная схема на доске – всё это помогает ученикам при подготовке домашнего задания. Прекрасно отработана методика работы с учебником на уроках истории и обществознания. Учитель физики Доброхотов А. В., получив новое оборудование для кабинета , успешно применяет его для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ, чем привлекает учеников к своему предмету. Обидина Т. А. на уроках немецкого языка часто использует игровые моменты в соответствии с возрастом учащихся. Учителя русского языка успешно применяют деятельностный подход в обучении школьников. Перечень положительных моментов на уроках наших учителей можно продолжать достаточно долго, однако время предъявляет к нашим воспитанникам серьёзные требования, поэтому наша задача – создать условия для развития личности ребёнка, подготовить его к жизни в современном мире. 3.Обсуждение в группах взаимопосещённых уроков, разработка требований к современному учителю. Модель современного учителя. 1). Современный учитель строит общение с детьми не «от себя», а «от них». Такое общение помогает наиболее точно отражать личность учащегося, а значит более эффективно реализовать собственно педагогические задачи. 2).Современный учитель ощущает психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо: - уметь наблюдать за детьми; - обращать внимание на все детали поведения детей, их настроение; - сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней. 3). Учитель должен видеть себя как бы со стороны глазами детей . Для этого необходимо: - чаще анализировать свою собственную деятельность; - стремиться поставить себя на место учащихся, - посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними; - выявлять, какие личностные недостатки учителя влияют на работу с детьми; - честно признавать свои ошибки, не стесняясь сказать, что чего-то в данный момент не знает; -чаще организовывать контакты с детьми в свободное от занятий время; 4). Хороший учитель умеет слушать детей. 5). Учитель не имеет профессионального права обижаться на детей. 6). Доказывая неправильность мнения ученика, учитель не задевает недостатков его характера. 7). Хороший учитель старается преодолевать негативные установки по отношению к некоторым ученикам. 8). Учитель должен помнить, что голая критика поведения, образа жизни, знаний школьника бесполезна. Она не содержит в себе конструктивного начала, не передаёт ученику личностного позитивного отношения к нему, ставит школьника в позицию обороняющегося, ведёт к формированию заниженной самооценки. 9). Хороший учитель часто улыбается детям. 10). Учитель стремится, чтобы в процессе взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. В результате школьник начинает связывать с личностью учителя и предмет, который он ведёт, собственные положительные эмоции с получаемыми знаниями. 11). Учитель всегда проявляет неподдельный интерес к личности ребёнка, и дети должны это знать. 12). Особое внимание учитель уделяет собственной речи: - не использует вульгаризмов, слов-паразитов, - следит за темпом речи, - обращает особое внимание на интонирование, - исключает из своей речи окрик, резкие интонации 13). Учитель специально организует свои взаимоотношения с трудными детьми, понимает, что их проблемы – следствие педагогической запущенности, возможной физической патологии. 14). Учитель доброжелателен с другими членами педагогического коллектива, стремится к сотрудничеству, демонстрируя тем самым положительные взаимоотношения с людьми. 4.Выступления представителей творческих групп о том, что нам необходимо сделать при переходе на субъект-субъектное обучение. Соболева О. С.
Соловьёва О. Д.
Любимцева Л. А.
Проект решения . Констатирующая часть. На основании представленных на педсовете материалов можно утверждать, что в школе идёт работа по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся субъект-субъектные отношения педагога и учащихся в учебном процессе. С целью успешного продолжения данной работы педсовет постановил:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы диагностики: анкета для родителей, анкета для детей, практическое задание | Анкета по социальным сетям для учащихся Приложение 2 Ответы учащихся... | ||
Анкета оптанта Диагностические возможности Анкета позволяет сделать... А. На тестовом бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место работы или... | Анкета с вклеенной цветной фотографией, заполненная печатными буквами... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | ||
Анкета для учащихся 5- 11-х классов Дорогой друг! Твои искренние суждения помогут сделать наш школьный дом более красивым и комфортным. Предлагаем тебе и твоим одноклассникам выполнить... | Анкета «Учитель – Ученик» Охватывает все разделы учебной программы «Музыка», обеспечивает полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических... | ||
„ Анкета для воспитателей” Беседа о школе” | Анкета выявления отношения учащихся к предмету Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Анкета для педагога По каким направлениям профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения (нужное подчеркнуть) | Тест №1. Ориентировочная анкета. Описание (для опрашивающих) Т. Алексеев, К. Хийема,Т. Кала и др. Человек,культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002 | ||
Анкета самообследования Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену | Анкета в 1 экземпляре Перечень документов, необходимых для подачи заявки на регистрацию программ эвм/баз данных | ||
Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1 | Анкета для отримання про ... | ||
Анкета для первоклассника (конец 3 четверти) Какие индивидуальные особенности вашего ребёнка должен знать и учитывать при обучении педагог | Анкета участников конференции, представивших реферат доклада1 Сведения об авторе если авторов несколько, данная таблица заполняется для каждого из со |