Тема 3. НЕОМАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории.. Основные положения:
Георга (Дьердь) Лукач (1885-1971) – венгерский философ, эстетик, политический деятель. Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге. Находился под влиянием Зиммеля и М. Вебера. Затем изучает работы Гегеля и Маркса. В 1918 вступил в Коммунистическую партию Венгрии. Активно участвовал в создании Венгерской Советской республики, нарком по культуре. После ее падения жил в Вене (1919-1929). В 1929 переехал в Москву, где жил по 1945 (в 1931-1933 работал в Берлине). Был сотрудником Института Маркса-Энгельса-Ленина, работал в журналах. Член Союза писателей СССР. В 1945 вернулся в Венгрию, был профессором эстетики и философии Будапештского университета. С 1949 член Венгерской академии наук. В 1956 вошел в состав правительства И. Надя, за что был обвинен в ревизионизме и исключен из партии (восстановлен во второй половине 1960-х). Основные сочинения: "Душа и формы" (1911); "Теория романа" (1914-1916); "История и классовое сознание" (1923); "Исторический роман" (1936); "Литературные теории и марксизм" (1937); "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества" (1938, опубликована в 1948); "К истории реализма" (1939); "Экзистенциализм или марксизм" (1948); "Разрушение разума. Путь иррационализма от Шеллинга к Гитлеру" (1954); "Своеобразие эстетического" (т. 1-4, русск. изд. - 1985-1987); "Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей" (русск. изд. - 1990); "К онтологии общественного бытия" (русск. изд. - 1991) и др. Работа Л. "История и классовое сознание", содержащая его "теорию овеществления", по мнению Мерло-Понти, "долгое время была библией того, что можно назвать западным марксизмом".
Теория овеществления Лукача явилась первой комплексной попыткой философского осмысления марксовой диалектики 20 в. В ней нашел отражение ряд принципиально важных характеристик современных общественных процессов: очевидная неспособность общество- и человековедения выработать осмысленное представление об эволюции социального целого; возрастающая и всеобъемлющая рационализация мира, делающая избыточными метафизику и онтологию классического типа; как следствие - диссонанс между иррациональным характером эволюции социума (нередко сопровождающейся экономическими катаклизмами) и достижением весьма изощренной степени рационализации при конструировании приватного мира "вещей, удобных для жизни". В интерпретации Лукача, аутентичный марксизм должен трактоваться и пониматься как определенная систематизированная совокупность критически интерпретированных феноменов отчуждения в мире вкупе с сопряженными диалектическими парафразами на эту тему.
Лукач, введя и обосновав категорию "овеществление", вывел веберовский анализ социальной рационализации за пределы теории действия, связав его с безличными экономическими процессами. Сопряженный тип мышления - "овеществленный" - являет собой инструментарий господства над деятельностью человека, что одновременно результируется в стремлении людей дистанцироваться, самоустраниться от объекта порабощения (в данном контексте - от результатов своего труда). По мнению Лукача, процесс овеществления человеческого особо "брутален" и унизителен. Применительно к историческим судьбам пролетариата ("экзистенциально потерянной" общественной группировки) лишь его "революционный порыв", его мессианская практика "рациональной гуманизации" "фактов и вещей" -практика в подлинном диалектическом и философском измерении - могут выступить средством радикального преодоления отчуждения людей вообще.
Антонио Грамши (1891-1937) – итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. В 1911-1915 учился в Туринском университете, откуда ушел по болезни. Занялся журналистикой. Сотрудничал в изданиях социалистов: газете "Аванти!" (с 1915 - член редакции туринского издания) и еженедельнике "Гридо дель пополо". Испытал воздействие идей итальянского неогегельянства (Кроче и Джентиле), был сторонником идей "сардинизма" (освобождения острова Сардиния от гнета "пришельцев с континента"), увлекся марксистским социализмом. Г. ставил перед собой задачу "корректировки" марксизма, интерпретируемого им как "экономический детерминизм", с позиций культурной и исторической проблематики. С 1913 – в Итальянской социалистической партии (ИСП). Во время и после Первой мировой войны происходит радикализация его взглядов: вошел в "революционную фракцию непримиримых" (1917), стал одним из организаторов (совместно с П. Тольятти, У. Террачини и А. Тоской) нового еженедельника "Ордине нуово" (1919), был одним из идеологов движения фабрично-заводских советов как формы самоуправления рабочих (1919-1920). Неудача всеобщей забастовки в апреле 1920 в Турине послужила основанием для написания и направления доклада Национальному совету ИСП, в котором Г. дал принципиальную критику деятельности и общей линии руководства партии (опубликован под заглавием "За обновление социалистической партии"), а также сделал прогноз возможности диктатуры буржуазии в Италии. После раскола ИСП в 1921 вошел в ЦК образованной Коммунистической партии Италии (КПИ). Одновременно Грамши был утвержден главным редактором "Ордине нуово" (который стал ежедневным органом КПИ). В 1922-1923 и в 1925 участвовал в работе Коминтерна в Москве. С 1923 – в Вене, где готовил издание газеты "Унита". В апреле 1924 избран в парламент, что позволило ему вернуться на родину. С августа 1924 - генеральный секретарь ЦК КПИ. В 1926 пишет работу "Некоторые аспекты южного вопроса", где выдвинул ряд идей, развиваемых им во всем последующем творчестве (идеи гегемонии, структуры господства, роли интеллигенции). В ноябре 1926 арестован. В 1929 осужден на 20 лет Особым трибуналом в Риме по обвинению в заговоре с целью свержения государственной власти, с 1929 по 1935 (пока позволяло здоровье) работает в тюрьме над своим основным трудом "Тюремные тетради". С 1933 по 1935 - в клинике, куда был помещен после очередного обострения болезней. В октябре 1934 получил условное освобождение. Последние годы жизни провел в клинике в Риме. В 1947 опубликованы его "Письма из тюрьмы", в 1948-1951 - "Тюремные тетради". В Италии вышло его 12-томное собрание сочинений (в 1980-х было предпринято новое расширенное издание).
"Гегемония" - одно из центральных понятий социологии и политологии Грамши. Она включает в себя два уровня: горизонтальный, обеспечивающий союз под руководством доминантных группы или класса социальных сил, и вертикальный – занятие группой или классом господствующего положения в общественной жизни, возвышение их роли до общенационального, государственного уровня. Ступени гегемонии: 1) экономико-корпоративная; 2) осознания общности классовых интересов; 3) выхода интересов за рамки класса и превращения их в интересы других классов, т.е. полная гегемония. Экономика лишь создает почву для распространения определенного мышления, постановки и решения актуальных задач. Полная гегемония предполагает не только экономическое и политическое, но и интеллектуальное и моральное единство действующих субъектов на основе выработанной органической интеллигенцией философии и идеологии, оправдывающей (обосновывающей) историческую миссию доминирующего класса (группы). Полная гегемония предполагает осознание себя как субъекта общенационального процесса ("субъективная ступень гегемонии"). Неполнота гегемонии класса или группы ведет к диктатуре как форме компенсации собственной ущербности, - это искушение "цезаризмом", одной из форм которого является фашизм (см.).
Учение о гегемонии тесно связано у Грамши с его теорией власти и господства. Гегемония включает в себя две стороны: насилие (принуждение, подчинение) и согласие (убеждение, руководство), которые, взаимопроникая друг в друга, и конституируют феномен власти, реализующийся в господстве определенных социальных групп и классов.
Макс Хоркхаймер (1895-1973) – немецкий философ и социолог. Директор Института социальных исследований (1931-1965). В 1934-1949 - в эмиграции в США. Один из авторов программной работы Франкфуртской школы "Диалектика просвещения" (в соавторстве с Адорно - 1948). Основные сочинения: "Штудии о семье и авторитете" (1936), "Традиционная и критическая теория" (1937), "Затмение разума. Критика индустриального разума" (1947), "Исследования предрассудка" (в 5 томах, 1949-1950), "Ностальгия по совершенно Иному" (1961), "Социологика" (в соавторстве с Адорно, в 2 томах, 1962), "Критическая теория" (в 2 томах, 1968), "Заметки с 1950 по 1969 и сумерки" (1974) и др.
Придерживаясь благородного принципа идейного противодействия тоталитаризму в любых его обличьях, опираясь на ценности либерального общества, Xоркхаймер опасался избыточного усиления механизмов социального контроля также и в рамках современной демократической индустриальной цивилизации (эволюция капитализма от либерализма рыночного типа до монополистического капитализма, всегда чреватого тоталитаризмом, которую проследил и прокомментировал Xоркхаймер, – по его мнению, предоставляла для этого достаточный материал). По Xоркхаймеру, эта тенденция неизбежно сковывает свободную инициативу, воспроизводит социальные характеры авторитарных ориентации и поэтому пагубна для механизмов общественного самообновления.
В контексте этих исследований Xоркхаймер в известной мере опирался на парадигму марксового типа: законы капитализма, по его убеждению, предполагают фашизм: "Фашистская идеология на манер старой идеологии гармонии маскирует истинную суть: власть меньшинства, владеющего средствами производства. Стремление к прибыли выливается в то, чем всегда было, - в стремление к социальной власти". Задача же философии 20 в., согласно Хоркхаймеру - оказать содействие индивиду в его противодействии тем формам тотальной организации социального бытия, которые оказываются инициированными авторитарными режимами.
Герберт Маркузе (1898-1979) – немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Основатель Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хорк-хаймером (с 1933). В 1933 - эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954). Калифорнийском (1955-1964) университетах и университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды: "Онтология Гегеля и основание теории историчности" (1932); "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории"; "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда"; "Советский марксизм. Критическое исследование" (1958); "Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества"; "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине" (1967); "Негации. Эссе по критической теории" (1968); "Психоанализ и политика" (1968); "Эссе об освобождении" (1969); "Идеи к критической теории общества" (1969); "Контрреволюция и восстание" (1972); "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др.
Теодор Адорно (Визенгрунд-Адорно ) (1903-1969) – немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность Адорно начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения А. становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа Адорно феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. С начала 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфуртского института социальных исследований, вокруг которого стала складываться так называемая Франкфуртская школа.
Важнейшую часть теоретического наследия Адорно составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Философия новой музыки" (1949), "Опыт о Вагнере" (1952), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955), "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956), "Введение в социологию музыки" (1962).
Эрих Фромм (1900-1980) – немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. В 1923-1924 прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1925 занимался психоаналитической практикой. В 1929-1932 - сотрудник. Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководитель отдела социальной психологии. В 1933 эмигрировал в США. Работал в Институте социальных исследований в Нью-Йорке, в Институте психиатрии им. У. Уайта, преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. Основал и возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. С 1974 жил в Швейцарии. Основные сочинения: "Бегство от свободы" (1941), "Человек для себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Искусство любить" (1956), "Дзен-буддизм и психоанализ" (1960), "Концепция человека у Маркса" (1961), "Из плена иллюзий" (1962), "Сердце человека" (1964), "Революция надежды" (1968), "Анатомия человеческой деструктивное™" (1973), "Иметь или быть?" (1976) и др.
Концептуальными истоками творчества Фромма являлись идеи 3. Фрейда, Маркса (главным образом, "раннего"), а также буддизм, труды Б. Спинозы, Ф. Ницше и др. Ф., акцентируя внимание на проблеме человека, стремился к комплексному рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенциальных аспектов.
Жана Поль Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель, представитель так называемого атеистического экзистенциализма. Формирование философских взглядов Сартра протекало в атмосфере сближения феноменологии и экзистенциализма, впервые осуществлённого М. Хайдеггером. Основной трактат Сартра – «Бытие и ничто» (1943) – представляет собой сплав идей Э. Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля; вместе с тем в его «феноменологической онтологии» звучат отголоски картезианского дуализма и фихтеанских идей. С позиций феноменологии онтологическая проблема сводится у Сартра к интенциональному анализу форм проявления бытия в человеческой реальности. По Сартру, подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого».
Юрген Хабермас (1929) – немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму. Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франк-фурт-на-Майне, 1956-1962). В 1962-1964 - профессор Гей-дельбергского университета, в 1964-1971, 1983-1994 - профессор во Франкфурте-на-Майне, в 1971-1983 - содиректор (наряду с К.Ф. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира им. Макса Планка (Штарнберг). Выступал последовательно представителем "второго" ("среднего") поколения Франкфуртской школы, одним из идеологов "новых левых", представителем неомарксизма; для зрелого периода творчества Xабермаса характерна умеренная позиция традиционного либерализма и гуманизма (в самооценке - "либеральный гуманизм"), фундированная идеалом правового государства и преодоления отчуждения.
В концепции Xабермаса творчески ассимилированы идеи Франкфуртской школы, психоанализа, аналитической философии, герменевтики и структурализма. Исследовательские интересы реализуются в сфере социальной философии, теории коммуникации, методологии и философии права. Основные сочинения: "Структурное изменение общественности" (1962), "Теория и практика" (1963), "Познание и интерес" (1968), "Техника и наука как идеология" (1968), "Движение протеста и реформа высшей школы" (1969), "К логике социальных наук" (1970), "Теория общества или социальная технология" (совм. с Н. Луманом, 1971), "Культура и критика" (1973), "Теория общества или социальные технологии?" (1973), "Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма" (1973), "К реконструкции исторического материализма" (1976), "Что такое универсальная прагматика" (1976), "Теория коммуникативного действования" (в 2 томах, 1981), "Моральное сознание и коммуникативное действование" (1983), "Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действования" (1984), "Философский дискурс модерна" (1985), "Мораль и коммуникация" (1986), "Постметафизическое мышление" (1988), "Фактичность и значимость" (1992), "Разъяснение к этике дискурса" (1994) и др.
Иммануил Валлерштайн (Валлерстайн) (1930) - американский социолог, представитель неомарксистского направления в исторической социологии. В 1960-х занимался изучением экономических проблем развивающихся стран Африки. С начала 1970-х Валлерштайн работает над теорией мировой системы, еще не получившей окончательного завершения.
Объектом исследования выступает для Валлерштайна мировая капиталистическая экономика. В своих работах Валлерштайн прослеживает формирование капиталистического рыночного хозяйства в 16 в. и его последующее превращение в глобальную систему. В рамках этой системы Валлерштайн выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные регионы, находящиеся в зависимом положении. Теория мировой системы Валлерштайна завоевала авторитетные позиции в американской социологии, а сам Валлерштайн в 1994 был избран президентом Международной социологической ассоциации. Основные понятия: гегельянский марксизм, субъективный фактор, овеществление, классовое сознание, ложное сознание, товарный фетишизм, гегемония, тоталитаризм, Франкфуртская школа, модернизм, постмодернизм, ортодоксальный и неортодоксальный марксизм, авторитарная личность, атеистический экзистенционализм, бытие-в-себе, бытие-для-себя, бытие-для-другого, миро-системный анализ, немарксистская экономическая социология, постмарксистская теория. План семинара:
Гегельянский марксизм Георга Лукача (1885-1971): овеществление, классовое и ложное сознание.
Антонио Грамши (1891-1937) и его представление о гегемонии одного класса над другим.
Критическая теория Макса Хоркхаймера (1895-1973).
Неомарксистская теория Герберта Маркузе (1898-1979).
Теодор Адорно (1903-1969) и его идея отчуждения человека в условиях капитализма на Западе.
Концепция авторитарной личности Эриха Фромма (1900-1980).
Аналитический марксизм.
Экзистенциальный марксизм Жана Поля Сартра (1905-1980).
Критическая теория Юргена Хабермаса (1929).
Неомарксистская экономическая социология.
Исторически ориентированный марксизм Иммануила Валлерштайна (1930).
Постмарксистская теория.
Темы докладов и рефератов:
Сущность и содержание неомарксисткого направления в социологии
Разновидности неомарксистской теории
Феномен «бегство от свободы» Э.Фромма.
Задания и упражнения:
Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники).
Сравните марксистское и неомарксисткое направление социологии. В чем заключается сходство и различие данных теоретических позиций?
В процессе творчества Г. Маркузе выделяют три этапа. Первый характеризуется как «хайдеггерианский марксизм», второй отличается отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий, третий этап представляет собой попытку разработки новых моделей и типов рациональности. Охарактеризуйте каждый из выделенных этапов более подробно.
В левом столбике указаны имена социологов, а в правом – их произведения. Укажите социологов-марксистов и произведения принадлежащие их перу.
Р. Миллс (1916-1962)
| Властвующая элита
| Р. Арон (1905-1983)
| Восемнадцать лекций об индустриальном обществе (1962). Демократия и тоталитаризм (1965)
| М. Хоркхаймер (1895-1973).
| История и классовое сознание (1923). Литературные теории и марксизм (1937)
| Д. Белл (р. 1919)
| Конец идеологии (I960) Приход постиндустриального общества (1973)
| К. Mapкc (1818-1883)
| Немецкая идеология. Критика Готской программы
| Г Маркузе( 1898- 1979)
| Одномерный человек (1964). Контрреволюция и бунт (1972)
| Г. Спенсер (1820-1903)
| Основание социологии (1896)
| М. Вебер (1864-1920)
| Протестантская этика и дух капитализма (1904— 1905). О некоторых категориях понимающей социологии (1913). Хозяйственная этика мировых религий (1915)
| Т. Парсонс (1902—1979)
| Социальная система (1951). Социальная система и эволюция теории действия (1977)
| Р. Мертон (р. 1910)
| Социальная теория и социальная структура (1957)
| Р. Дарендорф (р. 1929)
| Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе (1957)
| Ю. Хабермас (1929)
| Теория общества или социальная технология (1971), Культура и критика (1973)
| Г. Лукач (1885-1971)
| Традиционная и критическая теория (1937). Затмение разума. Критика индустриального разума (1947)
| Э. Тоффлер (g. 1928)
| Шок будущего (1970). Третья волна (1980)
| Представьте классификацию специфических человеческих потребностей по Э. Фромму.
Представьте модель общественного развития государства по Р. Арону (краткая характеристика).
Заполните следующие графы таблицы по теме «Неомарксистская теория»
Основные представители
| Общая характеристика воззрений
| Основные идеи
| О положении человека в обществе
| О государстве
| О законах в обществе
|
Литература:
Бачинин, В.А. История западной социологии: Учебник /В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов. - СПб.: Лань, 2002. - 384с.
Джери, Д. Большой толковый социологический словарь Collins: Русско-английский, англо-русский. Основные термины и понятия по социологии. В 2т./Д.Джери, Д.Джери; Пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, 2001. - 526с.
Добреньков, В.И. Социология: В 3т. Т.1. Методология и история./ В.И. Добреньков, Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.
Очерки по истории теоретической социологии XIX-нач. ХХвв.: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Ю.Н.Давыдов и др. - М.: Наука, 1994. - 238(1)с.
Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Пособие для гуманит. вузов /(Ю.Н. Давыдов и др.). - М.: Наука, 1994. – 379с. - (Обновление гуманитарного образования в России).
Плахов В.Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемиологическое обозрение. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2003. – 384 с.
Ритцель, Дж. Современные социологические теории. /Дж. Ритцель. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - 672с.
Смелзер, Н. Социология: Учебное пособие /Пер. с англ./Н. Смелзер. -М.:Феникс,1994. -687с.
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1312 с.
|