3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории





Скачать 149.76 Kb.
Название3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории
Дата публикации23.10.2014
Размер149.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

Тема 3. НЕОМАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ



Цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории..
Основные положения:

  1. Георга (Дьердь) Лукач (1885-1971) – венгер­ский философ, эстетик, политический деятель. Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге. Находился под влиянием Зиммеля и М. Вебера. Затем изучает работы Гегеля и Маркса. В 1918 вступил в Коммунистиче­скую партию Венгрии. Активно участвовал в создании Вен­герской Советской республики, нарком по культуре. После ее падения жил в Вене (1919-1929). В 1929 переехал в Москву, где жил по 1945 (в 1931-1933 работал в Берлине). Был со­трудником Института Маркса-Энгельса-Ленина, работал в журналах. Член Союза писателей СССР. В 1945 вернулся в Венгрию, был профессором эстетики и философии Будапешт­ского университета. С 1949 член Венгерской академии наук. В 1956 вошел в состав правительства И. Надя, за что был об­винен в ревизионизме и исключен из партии (восстановлен во второй половине 1960-х). Основные сочинения: "Душа и формы" (1911); "Теория романа" (1914-1916); "История и классовое сознание" (1923); "Исторический роман" (1936); "Литературные теории и марксизм" (1937); "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества" (1938, опублико­вана в 1948); "К истории реализма" (1939); "Экзистенциализм или марксизм" (1948); "Разрушение разума. Путь иррациона­лизма от Шеллинга к Гитлеру" (1954); "Своеобразие эстети­ческого" (т. 1-4, русск. изд. - 1985-1987); "Ленин. Исследова­тельский очерк о взаимосвязи его идей" (русск. изд. - 1990); "К онтологии общественного бытия" (русск. изд. - 1991) и др. Работа Л. "История и классовое сознание", содержащая его "теорию овеществления", по мнению Мерло-Понти, "долгое время была библией того, что можно назвать западным мар­ксизмом".

Теория овеществления Лукача явилась первой комплексной попыткой философского осмысления марксовой диалектики 20 в. В ней нашел отражение ряд принципиально важных характеристик современных общественных процессов: очевидная неспособность общество- и человековедения выработать осмысленное представление об эволюции социального целого; возрастающая и всеобъемлющая рационализация мира, делающая избыточными метафизику и онтологию классического типа; как следствие - диссонанс между иррациональным характером эволюции социума (нередко сопровождающейся экономическими катаклизмами) и достижением весьма изощренной степени рационализации при конструировании приватного мира "вещей, удобных для жизни". В интерпретации Лукача, аутентичный марксизм должен трактоваться и пониматься как определенная систематизированная совокупность критически интерпретированных феноменов отчуждения в мире вкупе с сопряженными диалектическими парафразами на эту тему.

Лукач, введя и обосновав категорию "овеществление", вывел веберовский анализ социальной рационализации за пределы теории действия, связав его с безличными экономическими процессами. Сопряженный тип мышления - "овеществленный" - являет собой инструментарий господства над деятельностью человека, что одновременно результируется в стремлении людей дистанцироваться, самоустраниться от объекта пора­бощения (в данном контексте - от результатов своего труда). По мнению Лукача, процесс овеществления человеческого особо "брутален" и унизителен. Применительно к историческим судьбам проле­тариата ("экзистенциально потерянной" общественной груп­пировки) лишь его "революционный порыв", его мессианская практика "рациональной гуманизации" "фактов и вещей" -практика в подлинном диалектическом и философском изме­рении - могут выступить средством радикального преодоле­ния отчуждения людей вообще.

  1. Антонио Грамши (1891-1937) – итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. В 1911-1915 учился в Туринском университете, откуда ушел по болезни. Занялся журналистикой. Сотрудничал в изданиях социалистов: газете "Аванти!" (с 1915 - член редакции турин­ского издания) и еженедельнике "Гридо дель пополо". Испы­тал воздействие идей итальянского неогегельянства (Кроче и Джентиле), был сторонником идей "сардинизма" (освобожде­ния острова Сардиния от гнета "пришельцев с континента"), увлекся марксистским социализмом. Г. ставил перед собой задачу "корректировки" марксизма, интерпретируемого им как "экономический детерминизм", с позиций культурной и исторической проблематики. С 1913 – в Итальянской социа­листической партии (ИСП). Во время и после Первой миро­вой войны происходит радикализация его взглядов: вошел в "революционную фракцию непримиримых" (1917), стал од­ним из организаторов (совместно с П. Тольятти, У. Террачини и А. Тоской) нового еженедельника "Ордине нуово" (1919), был одним из идеологов движения фабрично-заводских советов как формы самоуправления рабочих (1919-1920). Неудача всеобщей забастовки в апреле 1920 в Турине послужила ос­нованием для написания и направления доклада Националь­ному совету ИСП, в котором Г. дал принципиальную критику деятельности и общей линии руководства партии (опублико­ван под заглавием "За обновление социалистической пар­тии"), а также сделал прогноз возможности диктатуры бур­жуазии в Италии. После раскола ИСП в 1921 вошел в ЦК образованной Коммунистической партии Италии (КПИ). Од­новременно Грамши был утвержден главным редактором "Ордине нуово" (который стал ежедневным органом КПИ). В 1922-1923 и в 1925 участвовал в работе Коминтерна в Москве. С 1923 – в Вене, где готовил издание газеты "Унита". В апреле 1924 избран в парламент, что позволило ему вернуться на родину. С августа 1924 - генеральный секретарь ЦК КПИ. В 1926 пишет работу "Некоторые аспекты южного вопроса", где выдвинул ряд идей, развиваемых им во всем последую­щем творчестве (идеи гегемонии, структуры господства, роли интеллигенции). В ноябре 1926 арестован. В 1929 осужден на 20 лет Особым трибуналом в Риме по обвинению в заговоре с целью свержения государственной власти, с 1929 по 1935 (пока позволяло здоровье) работает в тюрьме над своим ос­новным трудом "Тюремные тетради". С 1933 по 1935 - в кли­нике, куда был помещен после очередного обострения болез­ней. В октябре 1934 получил условное освобождение. По­следние годы жизни провел в клинике в Риме. В 1947 опубли­кованы его "Письма из тюрьмы", в 1948-1951 - "Тюремные тетради". В Италии вышло его 12-томное собрание сочинений (в 1980-х было предпринято новое расширенное издание).

"Гегемония" - одно из центральных понятий социологии и политологии Грамши. Она включает в себя два уровня: горизон­тальный, обеспечивающий союз под руководством доминант­ных группы или класса социальных сил, и вертикальный – занятие группой или классом господствующего положения в общественной жизни, возвышение их роли до общенацио­нального, государственного уровня. Ступени гегемонии: 1) экономико-корпоративная; 2) осознания общности классо­вых интересов; 3) выхода интересов за рамки класса и пре­вращения их в интересы других классов, т.е. полная гегемо­ния. Экономика лишь создает почву для распространения определенного мышления, постановки и решения актуаль­ных задач. Полная гегемония предполагает не только эко­номическое и политическое, но и интеллектуальное и мо­ральное единство действующих субъектов на основе выра­ботанной органической интеллигенцией философии и идеологии, оправдывающей (обосновывающей) историче­скую миссию доминирующего класса (группы). Полная гегемония предполагает осознание себя как субъекта об­щенационального процесса ("субъективная ступень геге­монии"). Неполнота гегемонии класса или группы ведет к диктатуре как форме компенсации собственной ущербно­сти, - это искушение "цезаризмом", одной из форм которо­го является фашизм (см.).

Учение о гегемонии тесно связано у Грамши с его теорией вла­сти и господства. Гегемония включает в себя две стороны: насилие (принуждение, подчинение) и согласие (убеждение, руководство), которые, взаимопроникая друг в друга, и кон­ституируют феномен власти, реализующийся в господстве определенных социальных групп и классов.

  1. Макс Хоркхаймер (1895-1973) – немец­кий философ и социолог. Директор Института социальных исследований (1931-1965). В 1934-1949 - в эмиграции в США. Один из авторов программной работы Франкфуртской школы "Диалектика просвещения" (в соавторстве с Адорно - 1948). Основные сочинения: "Штудии о семье и авторитете" (1936), "Традиционная и критическая теория" (1937), "Затмение разума. Критика индустриального разума" (1947), "Исследования предрассудка" (в 5 томах, 1949-1950), "Ностальгия по совершенно Иному" (1961), "Социологика" (в соавторстве с Адорно, в 2 томах, 1962), "Критическая тео­рия" (в 2 томах, 1968), "Заметки с 1950 по 1969 и сумерки" (1974) и др.

Придерживаясь благородного принципа идейного проти­водействия тоталитаризму в любых его обличьях, опи­раясь на ценности либерального общества, Xоркхаймер опасался избы­точного усиления механизмов социального контроля также и в рамках современной демократической индустриальной ци­вилизации (эволюция капитализма от либерализма рыночного типа до монополистического капитализма, всегда чреватого тоталитаризмом, которую проследил и прокомментировал Xоркхаймер, – по его мнению, предоставляла для этого достаточный материал). По Xоркхаймеру, эта тенденция неизбежно сковывает свободную инициативу, воспроизводит социальные характеры автори­тарных ориентации и поэтому пагубна для механизмов обще­ственного самообновления.

В контексте этих исследований Xоркхаймер в известной мере опи­рался на парадигму марксового типа: законы капитализма, по его убеждению, предполагают фашизм: "Фашистская идеоло­гия на манер старой идеологии гармонии маскирует истин­ную суть: власть меньшинства, владеющего средствами про­изводства. Стремление к прибыли выливается в то, чем всегда было, - в стремление к социальной власти". Задача же фило­софии 20 в., согласно Хоркхаймеру - оказать содействие индивиду в его противодействии тем формам тотальной организации соци­ального бытия, которые оказываются инициированными ав­торитарными режимами.

  1. Герберт Маркузе (1898-1979) – немецко-американский социолог и философ, представитель Франк­фуртской школы. Основатель Франкфуртского инсти­тута социальных исследований вместе с Адорно и Хорк-хаймером (с 1933). В 1933 - эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической раз­ведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954). Калифорнийском (1955-1964) университетах и университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды: "Онтология Гегеля и основание теории историчности" (1932); "Разум и револю­ция. Гегель и становление социальной теории"; "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда"; "Советский марксизм. Критическое исследование" (1958); "Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества"; "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессо­рами Свободного университета в Западном Берлине" (1967); "Негации. Эссе по критической теории" (1968); "Психоанализ и политика" (1968); "Эссе об освобождении" (1969); "Идеи к критической теории общества" (1969); "Контрреволюция и восстание" (1972); "Эстетическое измерение: К критике мар­ксистской эстетики" (1977) и др.

  2. Теодор Адорно (Визенгрунд-Адорно ) (1903-1969) – немецкий философ, со­циолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представи­телей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность Адорно начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критиче­ской статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи пре­имущественно о музыке. В них предметом рассмотрения А. становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа Адорно феноменов передачи музыкального содержания характери­зуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. С нача­ла 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфурт­ского института социальных исследований, вокруг которого стала складываться так называемая Франкфуртская школа.

Важнейшую часть теоретического наследия Адорно составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Философия новой музыки" (1949), "Опыт о Вагнере" (1952), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955), "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956), "Введе­ние в социологию музыки" (1962).

  1. Эрих Фромм (1900-1980) – немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основате­лей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. В 1923-1924 прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1925 занимался психоаналитической практикой. В 1929-1932 - сотрудник. Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководитель отдела социальной психологии. В 1933 эмигрировал в США. Работал в Институте социальных исследований в Нью-Йорке, в Институ­те психиатрии им. У. Уайта, преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. Основал и возглавлял Институт пси­хоанализа при Национальном университете в Мехико. С 1974 жил в Швейцарии. Основные сочинения: "Бегство от свободы" (1941), "Человек для себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Искусство любить" (1956), "Дзен-буддизм и психоанализ" (1960), "Концепция человека у Маркса" (1961), "Из плена ил­люзий" (1962), "Сердце человека" (1964), "Революция надеж­ды" (1968), "Анатомия человеческой деструктивное™" (1973), "Иметь или быть?" (1976) и др.

Концептуальными истоками творчества Фромма являлись идеи 3. Фрейда, Маркса (главным образом, "раннего"), а также буддизм, труды Б. Спинозы, Ф. Ницше и др. Ф., акценти­руя внимание на проблеме человека, стремился к комплексно­му рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенци­альных аспектов.

  1. Жана Поль Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель, представи­тель так называемого атеистического экзистенциализма. Формирование философских взглядов Сартра протекало в атмосфере сближения феноменологии и экзистенциализма, впервые осущест­влённого М. Хайдеггером. Основной трактат Сартра – «Бытие и ничто» (1943) – представляет со­бой сплав идей Э. Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля; вместе с тем в его «феноменологической онтологии» звучат отголоски картезианского дуализма и фихтеанских идей. С позиций феноменологии онтологическая проблема сводится у Сартра к интенциональному анализу форм прояв­ления бытия в человеческой реальности. По Сартру, подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого».

  2. Юрген Хабермас (1929) – немецкий со­циальный философ и социолог, концепция которого выступа­ет рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму. Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франк-фурт-на-Майне, 1956-1962). В 1962-1964 - профессор Гей-дельбергского университета, в 1964-1971, 1983-1994 - про­фессор во Франкфурте-на-Майне, в 1971-1983 - содиректор (наряду с К.Ф. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира им. Макса Планка (Штарнберг). Выступал последовательно представителем "второго" ("среднего") поколения Франкфуртской школы, одним из идеологов "новых левых", представителем неомарксизма; для зрелого периода творчества Xабермаса характерна умеренная позиция традиционного либерализма и гуманизма (в самооценке - "либеральный гуманизм"), фундированная идеалом правового государства и преодоления отчуждения.

В концепции Xабермаса творчески ассимилированы идеи Франк­фуртской школы, психоанализа, аналитической философии, герменевтики и структурализма. Исследовательские интересы реализуются в сфере социальной философии, теории комму­никации, методологии и философии права. Основные сочине­ния: "Структурное изменение общественности" (1962), "Тео­рия и практика" (1963), "Познание и интерес" (1968), "Техни­ка и наука как идеология" (1968), "Движение протеста и ре­форма высшей школы" (1969), "К логике социальных наук" (1970), "Теория общества или социальная технология" (совм. с Н. Луманом, 1971), "Культура и критика" (1973), "Теория общества или социальные технологии?" (1973), "Проблемы легитимации в условиях позднего капитализма" (1973), "К реконструкции исторического материализма" (1976), "Что такое универсальная прагматика" (1976), "Теория коммуника­тивного действования" (в 2 томах, 1981), "Моральное созна­ние и коммуникативное действование" (1983), "Ранние иссле­дования и дополнения к теории коммуникативного действо­вания" (1984), "Философский дискурс модерна" (1985), "Мо­раль и коммуникация" (1986), "Постметафизическое мышле­ние" (1988), "Фактичность и значимость" (1992), "Разъясне­ние к этике дискурса" (1994) и др.

  1. Иммануил Валлерштайн (Валлерстайн) (1930) - американский социолог, представитель неомарксистского направления в исторической социологии. В 1960-х занимался изучением экономических проблем развивающихся стран Африки. С начала 1970-х Валлерштайн работает над теорией мировой системы, еще не получившей окончательного завершения.

Объектом исследования выступает для Валлерштайна мировая капи­талистическая экономика. В своих работах Валлерштайн прослеживает формирование капиталистического рыночного хозяйства в 16 в. и его последующее превращение в глобальную систему. В рамках этой системы Валлерштайн выделяет ядро, состоящее из эконо­мически развитых государств, и периферийные регионы, на­ходящиеся в зависимом положении. Теория мировой системы Валлерштайна завоевала авторитетные позиции в американской социоло­гии, а сам Валлерштайн в 1994 был избран президентом Международной социологической ассоциации.
Основные понятия: гегельянский марксизм, субъективный фактор, овеществление, классовое сознание, ложное сознание, товарный фетишизм, гегемония, тоталитаризм, Франкфуртская школа, модернизм, постмодернизм, ортодоксальный и неортодоксальный марксизм, авторитарная личность, атеистический экзистенционализм, бытие-в-себе, бытие-для-себя, бытие-для-другого, миро-системный ана­лиз, немарксистская экономическая социология, постмарксистская теория.
План семинара:

  1. Гегельянский марксизм Георга Лукача (1885-1971): овеществление, классовое и ложное сознание.

  2. Антонио Грамши (1891-1937) и его представление о гегемонии одного класса над другим.

  3. Критическая теория Макса Хоркхаймера (1895-1973).

  4. Неомарксистская теория Герберта Маркузе (1898-1979).

  5. Теодор Адорно (1903-1969) и его идея отчуждения человека в условиях капитализма на Западе.

  6. Концепция авторитарной личности Эриха Фромма (1900-1980).

  7. Аналитический марксизм.

  8. Экзистенциальный марксизм Жана Поля Сартра (1905-1980).

  9. Критическая теория Юргена Хабермаса (1929).

  10. Неомарксистская экономическая социология.

  11. Исторически ориентированный марксизм Иммануила Валлерштайна (1930).

  12. Постмарксистская теория.


Темы докладов и рефератов:

    1. Сущность и содержание неомарксисткого направления в социологии

    2. Разновидности неомарксистской теории

    3. Феномен «бегство от свободы» Э.Фромма.


Задания и упражнения:

  1. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники).

  2. Сравните марксистское и неомарксисткое направление социологии. В чем заключается сходство и различие данных теоретических позиций?

  3. В процессе творчества Г. Маркузе выделяют три этапа. Первый характеризуется как «хайдеггерианский марксизм», второй отличается отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий, третий этап представляет собой попытку разработки новых моделей и типов рациональности. Охарактеризуйте каждый из выделенных этапов более подробно.

  4. В левом столбике указаны имена социологов, а в правом – их произведения. Укажите социологов-марксистов и произведения принадлежащие их перу.

    Р. Миллс (1916-1962)

    Властвующая элита

    Р. Арон (1905-1983)

    Восемнадцать лекций об индустриальном общест­ве (1962). Демократия и тоталитаризм (1965)

    М. Хоркхаймер (1895-1973).

    История и классовое сознание (1923). Литературные теории и марксизм (1937)

    Д. Белл (р. 1919)

    Конец идеологии (I960) Приход постиндустри­ального общества (1973)

    К. Mapкc (1818-1883)

    Немецкая идеология. Критика Готской программы

    Г Маркузе( 1898- 1979)

    Одномерный человек (1964). Контрреволюция и бунт (1972)

    Г. Спенсер (1820-1903)

    Основание социологии (1896)

    М. Вебер (1864-1920)

    Протестантская этика и дух капитализма (1904— 1905). О некоторых категориях понимающей со­циологии (1913). Хозяйственная этика мировых религий (1915)

    Т. Парсонс (1902—1979)

    Социальная система (1951). Социальная система и эволюция теории действия (1977)

    Р. Мертон (р. 1910)

    Социальная теория и социальная структура (1957)

    Р. Дарендорф (р. 1929)

    Социальные классы и классовый конфликт в ин­дустриальном обществе (1957)

    Ю. Хабермас (1929)

    Теория общества или социальная технология (1971), Культура и критика (1973)

    Г. Лукач (1885-1971)

    Традиционная и критическая теория (1937). Затмение разума. Критика индустриального разума (1947)

    Э. Тоффлер (g. 1928)

    Шок будущего (1970). Третья волна (1980)

  5. Представьте классификацию специфических человеческих потребностей по Э. Фромму.

  6. Представьте модель общественного развития государства по Р. Арону (краткая характеристика).

  7. Заполните следующие графы таблицы по теме «Неомарксистская теория»

Основные представители

Общая характеристика воззрений

Основные идеи

О положении человека в обществе

О государстве

О законах в обществе



Литература:

  1. Бачинин, В.А. История западной социологии: Учебник /В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов. - СПб.: Лань, 2002. - 384с.

  2. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь Collins: Русско-английский, англо-русский. Основные термины и понятия по социологии. В 2т./Д.Джери, Д.Джери; Пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, 2001. - 526с.

  3. Добреньков, В.И. Социология: В 3т. Т.1. Методология и история./ В.И. Добреньков, Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

  4. Очерки по истории теоретической социологии XIX-нач. ХХвв.: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Ю.Н.Давыдов и др. - М.: Наука, 1994. - 238(1)с.

  5. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Пособие для гуманит. вузов /(Ю.Н. Давыдов и др.). - М.: Наука, 1994. – 379с. - (Обновление гуманитарного образования в России).

  6. Плахов В.Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемиологическое обозрение. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2003. – 384 с.

  7. Ритцель, Дж. Современные социологические теории. /Дж. Ритцель. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

  8. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - 672с.

  9. Смелзер, Н. Социология: Учебное пособие /Пер. с англ./Н. Смелзер. -М.:Феникс,1994. -687с.

  10. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1312 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория и практика перевода» имеет целью познакомить студентов с основными положениями современной теории перевода и способствовать...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconУчебно-методический комплекс опд. В. 04 Психолого-педагогическая антропология
Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconМатематическая логика и теория алгоритмов
Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Аудиторные занятия составляют 54 часа в 3 семестре и 72 часа...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации. По распоряжению президента Российской Федерации В. В. Путина этому событию посвящен целый ряд интересных и...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана в соответствии...
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 Теория языка
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности: 10. 02. 19 «Теория языка»
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомиться с основными событиями из жизни писателя. Составить представление о личности Толстого
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02....
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по английскому...
Настоящая рабочая программа по английскому языку разработана согласно с основными положениями образовательной программы «Красноключинской...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconЦель: Показать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомиться с классификацией персональных компьютеров, с понятием “персональный компьютер”, его основными характеристиками,...
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма разработана в соответствии с основными положениями: Национальной...

3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории iconПрограмма применима для учащихся 9 11 классов
Цель: выяснить основные задачи культуры речи; усвоить термин «культура речи»; познакомиться с основными аспектами культуры речи
3. неомарксистская теория цель занятия: познакомиться с основными положениями неомарксисткой теории icon«Конституция Основной закон нашей страны»
Ознакомить учащихся со структурой и основными положениями Конституции Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск