Скачать 112.07 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Директор ИПП ТГПУ ______________________ «______» _________________2008г. П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ ОПД.Ф. 06 ОПД.Ф.06. Основы генетики Составители программы: Седокова М.Л - доцент кафедры МБД ИПП ТГПУ 1. Цели и задачи дисциплины 1. Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства, генотип, геном, кариотип, фенотип, взаимодействие генов, норма реакции, хромосомная теория наследственности, мутации). 2. Дать студентам основные положения концепции генетического груза человека, генофонда человека, генетического здоровья человека, а также характеристику и патогенез наследственных заболеваний. 3. Сформировать у студентов четкие представления о роли генетических факторов в возникновении расстройств речи, интеллектуальных нарушений, эмоционально-личностных расстройств и дивиантного поведения детей. Изучить наследственные формы глухоты и тугоухости, слепоты и слабовидения у детей. 4. Дать студентам медицинское и социальное значение наследственной патологии, основные направления и виды профилактики. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения курса «Основы генетики» студент обязан:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Основные понятия и положения современной генетики Введение в генетику: предмет генетики, основные положения и понятия. Наследственный материал и уровни его организации. Ген, структура гена. Геном человека. Генотип. Фенотип. Взаимодействие генов. Норма реакции. 2. Законы наследственности. Наследование генов. Наследственная изменчивость. Законы наследственности. Основные положения хромосомной теории наследственности. Наследование генов и признаков. Наследственная изменчивость. Полиморфизм признаков. 3. Хромосомная теория наследственности. Цитогенетика. Хромосомная теория наследственности. Цитогенетика. Хромосома как носитель наследственной информации. Классификация хромосом. Методы исследования кариотипа. Хромосомные нарушения и их значения. 4. Концепция генетического груза. Генофонд. Наследственная патология. Концепция генетического груза. Генофонд. Форма и характеристика наследственной патологии. Моногенные болезни. Хромосомные болезни. Связь хромосомного дисбаланса с отклонениями в развитии. Механизм патогенеза, особенности диагностики и принципы лечения наследственной патологии. 5. Значение генетических факторов в возникновении расстройств речи, интеллекта, слуха и зрения у детей. Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи. Наследственные формы интеллектуальных нарушений. Генетика эмоционально-личностных расстройств и девиантного поведения. Наследственные формы нарушений опорно-двигательного аппарата. Наследственные формы глухоты и тугоухости у детей. Генетически обусловленные формы детской слепоты и слабовидения. 6. Медицинское и социальное значение наследственной патологии, основные направления и виды профилактики. Медико-генетическое консультирование. Расчеты риска при болезнях с наследственной предрасположенностью. Методы пренатальной диагностики. Характеристика отдельных видов профилактики наследственных болезней. 5. Лабораюрнмм практикум не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература Седокова М.Л. Основы генетики / М.Л.Седокова, С.А.Легостин - Основы генетики - учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ. 2008 - 115 с. б) дополнительная литература: 1. Дубинин П.II. Общая генетика / П.II. Дубинин.- .ЛИ СССР Ин-т общей генетики. - М.: Наука, 1976 -590с. 2. Мастюкова Е.М. Основы генетики / Е.М Мастюкова., А.Г. Московкина.- Основы генетики. - М.: Владос. 2003 — 367 с. 3.Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции / С.Г. Инге-Вечтомов.- Учеб. для биол. спец ун-ов. -М.: Высшая школа, 1989. - 591с. 4. Заяц Р.Г. Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики / Р.Г.Заяц, И.В. Рачковская - Мн. 2003.- 239 с. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Задачи. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Набор диаграмм и рисунков на прозрачных листах А4 для демонстрации на спец. проекторе. Влажные препараты (эмбрионы), муляжи, учебные планшеты, таблицы. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В целях эффективности освоения данного курса студентами необходимо проводить текущий контроль выполнения заданий и самостоятельной работы. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов предполагает углубленное изучение литературы. подготовку рефератов по всем разделам программы. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности): 031800 «Логопедия». Программу составили: к.б.н., доцент кафедры МБД ТГПУ Седокова М.Л. Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры_МБД_ протокол № 1от « 29 » августа 2008г. Зав. кафедрой _МБД Низкодубова СВ. Пpoграмма дисциплины одобрена метод, комиссией ИПП ТГПУ Протокол №_______от « » _____________2008г. Председатель метод, комиссии ИПП_факультета Согласовано: директор ИПП Каюмова Е.А. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Директор ИПП ТГПУ ______________________ «______» _________________2008г. П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы «Безопасность жизнедеятельности» ОПД.Ф. 06, ОПД.Ф.05,ОПД.Ф.07 |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Студент должен освоить диалектику развития компьютерных презентационных технологий и области применения. Уметь самостоятельно создавать... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Педагог должен уметь видеть и бороться с отдаленными последствиями различных воздействий современного окружающего мира. Эти знания... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения |