Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу





Скачать 96.02 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу
Дата публикации30.12.2014
Размер96.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП ТГПУ

__________________
«_____» __________2008г.

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПД.Р.01.


  1. Цели дисциплины

Сформировать у студентов знания об основных закономерностях строения, развития и функционирования нервной системы как базы для формирования психических механизмов и механизмов организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза. Любые психолого-педагогические воздействия на детский организм опосредуются функциональными возможностями центральной нервной системы. Поэтому грамотный педагог, психолог должны знать основные закономерности развития мозга. Они должны также уметь оценивать адекватность методов и условий обучения и воспитания функциональным и возрастным возможностям ребенка, их влияние на рост, развитие и здоровье. Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса, выбора адекватных средств, методов и условий обучения и воспитания детей.

  1. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения студент должен:

    • ясно представлять регуляцию функций человеческого организма;

    • усвоить принципы функционирования ЦНС и ВНД;

    • знать структуру и функции отделов ЦНС, систем мозга;

    • знать возрастные особенности функционирования ЦНС ребенка, нейрофизиологические механизмы психических процессов;

    • знать этапы формирования ВНД ребенка;




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов
Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

80

1










Аудиторные занятия

10

10










Лекции

10

10










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















И (или) другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

70

70










Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет













  1. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)



Раздел дисциплины

Всего

часов

Форма занятий

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы


1

Строения нервной системы. Принципы функционирования.

2

2







2

Высшая нервная деятельность.

2

6







3



Механизмы психических процессов.

2



2







4.2 Содержание разделов дисциплины



  1. Общий план строения нервной системы, ее значение. Нейрон, нервные волокна, их строение, функции, возрастные особенности. Иерархия функций отделов ЦНС. Строение и функции коры больших полушарий головного мозга. Локализация функций. Принципы функционирования ЦНС: рефлексы и рефлекторное кольцо, принцип доминанты, прямые и обратные связи.

  2. Нервная система и высшая нервная деятельность. Принципы ВНД (принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза). Выработка и торможение условных рефлексов, их особенности у детей. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, динамический стереотип, особенности его образования у детей разного возраста.

  3. Особенности ВНД человека. 1 и 2 сигнальные системы. Типы ВНД. Этапы формирования ВНД у ребенка.

  4. ВНД в разных функциональных состояниях. Механизмы развития стресса. Значение биоритмов.

  5. Нейрофизиологические механизмы речи, памяти, эмоций.



  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Леонтьева Н.Н. Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М., - 1986.

  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М., - 1997.

  3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 256с.

  4. Низкодубова С. В., Хоч Н. С., Байков А. Н. / Под ред. Акад. РАМН и РАЕН Медведева М. А.. – Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебное пособие. – Томск: Изд. Томского ун-та, 2002.- 169с.

  5. Чуфистова О.Н., Ласукова Т.В., Низкодубова С.В. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Учебное пособие.- Томск: Изд. ТГПУ 2009.-205с.

б) дополнительная литература:

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248с.

  2. Агаджанян Н.А., Тель В.И., Циркин В.И., Чеснокова В.А. Физиология человека С.-Пб., 1998.

  3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968.

  4. Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. - М., 1974.

  5. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. - М., 1988.

  6. Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем: Руководство / Серия «Мир медицины». – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 224с.


    1. Средства обеспечения усвоения дисциплины

Видеофильмы, компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На кафедре имеются учебные планшеты различных органов, таблицы.


  1. Методические рекомендации по усвоению дисциплины.

Для лучшего усвоения дисциплины студенты должны выполнить три контрольные работы и реферат по любой из предложенных тем. В целях эффективности освоения данного курса студентами необходимо проводить текущий и итоговый контроль знаний при помощи электронного тестирования, разработанного для студентов очного отделения. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов предполагает углубленное изучение предложенной литературы.

8.1. Методические рекомендации преподавателю


  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом современности.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы.


8.2. Методические указания для студентов
Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений наук и оформить ее на бумажных или электронных носителях.



Темы реферативных работ

  1. Биоэлектрические явления: механизмы возникновения потенциала покоя и потенциала действия.

  2. Строение клеточной мембраны. Ионный транспорт.

  3. Проведение возбуждения и торможения через синапс.

  4. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам.

  5. Морфофункциональные основы образования условных рефлексов.

  6. Биохимические основы условного рефлекса.

  7. Механизмы торможения условных рефлексов.

  8. Структурно-функциональные основы памяти.

  9. Кора больших полушарий: строение, функции, развитие.

  10. Функциональная специализация полушарий головного мозга

  11. Структурно-функциональные основы речевой деятельности.

  12. Структурно-функциональные основы мотиваций и эмоций.



Требования к оформлению реферата


  1. Работа должна быть написана разборчиво, иметь поля для замечаний преподавателя.

  2. Титульный лист оформляется с указанием кафедры, темы работы, автора и преподавателя, проверяющего работу.

  3. Работа должна содержать необходимые рисунки и схемы с пояснениями.

  4. В тексте необходимо делать ссылки на используемую литературу.

  5. В конце реферата необходимо указать список использованной литературы с соблюдением требований библиографического стандарта.


Программа составлена в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности




Специальность 031000 «Педагогика и психология».


Программа составлена:

профессором кафедры

медико-биологических дисциплин С.В. Низкодубовой

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры медико-биологических дисциплин протокол № ________от «____»___________2008г.

Зав. кафедрой МБД Низкодубова С.В.

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ.

Председатель метод. комиссии ИПП______________
Согласовано:

Директор ИИП__________________________Е.А. Каюмова


Программу составила:

кафедры МБД ТГПУ ______________________________

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры_МБД_ протокол № ______ от «______»________________ 200 г


Зав. кафедрой __МБД____ _______________________Низкодубова С.В.


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики, психологии управления ТГПУ

Председатель методической комиссии:________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Педагог должен уметь видеть и бороться с отдаленными последствиями различных воздействий современного окружающего мира. Эти знания...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Студент должен освоить диалектику развития компьютерных презентационных технологий и области применения. Уметь самостоятельно создавать...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск