Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/7
Дата публикации15.11.2014
Размер0.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура


Красноярск 2013
Рабочая программа составлена Б.М.Машевский, к.ф.н., доцент, С.П.Штумпф, к.ф.н., доцент
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Философии и социологии
"14" _февраля _2008__ г.
Заведующий кафедрой ___А.М.Гендин____

(ф.и.о., подпись)


Одобрено учебно-методическим советом


"____" ___________2011__ г.
Председатель _____________________________

(ф.и.о., подпись)

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности

На 2013/14 учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения т.д.

Принятое решение (протокол № 6, 14.02.08) кафедрой разработавшей программу

История Отечества и зарубежных стран

Кафедра истории







Философия

Кафедра философии и социологии







Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/14__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.

2.

3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "_14_"_02___2008__г.


Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой А.М.Гендин

"___"_________ 2013___ г.

Оглавление


1. Пояснительная записка




2. Рабочая программа дисциплины




2.1. Выписка из ГОС ВПО об обязательном содержании дисциплины




2.2. Введение




2.3. Содержание теоретического курса дисциплины




2.4. Тематический план




2.5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины




2.6. Карта литературного обеспечения дисциплины




2.7. Технологическая карта рейтинга




3. Методические рекомендации для студентов




4. Банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине




5. Вопросы к зачёту




6. Тематика рефератов





Пояснительная записка.
Важным аспектом современной эпохи является динамично протекающая, но далеко неоднозначная по возможным последствиям технико-экономическая и социально-политическая модернизация. По мнению многих специалистов, движущей силой модернизации конца ХХ – начала XXI века является процесс культурного перехода, обусловивший резкое повышение роли духовной культуры, а значит, и присущих ей смыслов, норм, целей и ценностей в развитии человечества. Эпоха модернизации открыла перед человеком новые, до настоящего времени во многом еще не ясные горизонты. Однако уже очевидно, что мы живем в стремительно изменяющемся и непрерывно обновляющемся обществе. А участвовать в процессе перемен и меняться вместе с окружающим миром – не просто естественное стремление всякого человека, но и существенный элемент профессиональной деятельности. Курс "Основы культурологии" способствует подготовке студентов к жизни в современном быстроизменяющемся обществе.

Культурология – интегративная социогуманитарная научная дисциплина. Известно, что в конце ХХ - начале XXI века происходит постепенный отказ от позитивистского дробления гуманитарного знания, отход от тех или иных форм технологического, экономического, социального или политического детерминизма. Одновременно с этим идет становление новой более универсальной и основательной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества.
Курс «Основы культурологии» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности. Место курса «Основы культурологии» в учебном процессе определяется также тем, что он дает историко-культурную и философско-культурную теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в ВУЗе.

Настоящий курс призван обеспечить ориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин. В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Это позволяет по-новому взглянуть на необходимость изучения мировой и отечественной культуры. Знание и уважение культурных традиций и ценностей других народов - основное условие гармоничного развития современного мира. Поэтому цель данного курса состоит в том, чтобы помочь студентам осознать свои культурные традиции, понять культуру других народов, определить собственные ценностные ориентиры.

Исходя из этого, курс Основы культурологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:

способствовать формированию у студентов гуманистического мировоззрения;

дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры;

воспитывать высшие нравственные качества, лежащие в основе овладения профессиональным мастерством;

выработать способности к пониманию и уважению различных национально-культурных платформ, к продуктивному общению представителей различных культур;

способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, формированию культурных ориентаций и установок личности, т.е. её духовного потенциала.

развивать умение адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в современных условиях.

Объем курса: лекций - 20 часов, семинарских занятий -10 часов.

Предусмотрены такие формы контроля, как тесты, блиц-контрольные по тематике контрольных вопросов и рефераты.

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Основы Культурологии" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования и включает в себя рабочую модульную программу дисциплины, тематическую и технологическую карты дисциплины, карту согласования с другими дисциплинами, методические рекомендации, перечень контрольных вопросов по дисциплине, глоссарий и др. структурные составляющие.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура


ГСЭ.Ф.04

Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.



Выписка из Госстандарта

(для специальностей социально-гуманитарного профиля)

Введение

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс состоит из трех модулей: теоретическая культурология, социальная культурология и историческая культурология.

Цель курса. Цель теоретического модуля курса - познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии; целью социального модуля – является ознакомление студентов с эволюцией отношений между природой и культурой, механизмом взаимодействия культуры и общества, с закономерностями и проблемами процессов инкультурации и социализации; цель исторического раздела - дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.

Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий "культуры" и "цивилизации", рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования.

Курс Основы культурологии является одной из базовых учебных дициплин оциально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандата высшего образования.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент, прослушавший курс Основы культурологии, должен знать:

1. Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки.

2. Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.

3. Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.

4. Основные подходы к определению культуры.

5. Основные сферы культурной деятельности общества.

6. Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие переход от животного сообщества к человеческому обществу.

7. Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.

8. Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры.

9. Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур.

10. Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.

11. Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения.

12. Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации.

13. Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.

14. Понятия элитарной и массовой культуры ХХ в.

15. Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины ХХ в.

16. Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России.

17. Специфику русской интеллигенции.

18. Сущность и основные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв.

19. Социокультурную сущность революции 1917 г.

20. Основные черты советской культуры.

21. Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов ХХ века.

22. Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.

Содержание курса
Модули курса
Модуль I. Теоретическая культурология
Предмет культурологии. Понятие о культуре. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры.

Современные культурологические проблемы.
Лекция 1. Структура современной культурологии (2 час.)
1. Возникновение культурологии

2. Структура культурологии
Лекция 2. Культура и основные понятия культурологии (4 час.)
1. Понятие культуры

2. Структура культуры

3. Функции культуры

4..Цивилизация

5. Субъект культуры

6. Взаимодействие культур
Лекция 3. Типология культуры (4 час.)
1. Понятия «тип» и «типология»

2. Основные типологии культур

3. Историческая (линейная) типология культуры

4. Локально-типологическое рассмотрение культуры

5. Современные подходы в типологии культуры

Семинар 1. Культура и культурология

План

1. Проблема начала культуры. Культура как «вторая природа».

2. Функции культуры.

3. Возникновение и эволюция понятия «культура».

4. Понятия цивилизации и культуры.

5. Культурология в системе гуманитарного знания.
Литература:

Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001.

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание.

Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2001.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001.

Дополнительная:

Антология культурологической мысли / Автор-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

Воеводина Л.Н. Мифология и Культура. – М., 2002.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 2001.

Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1997. - № 2.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

Флиер А.Я. Современная культурология. Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2.
Семинар 2. Основные теоретические направления в культурологии

План

1. Культурологическая концепция в трудах просветителей (Воль­тер, Руссо, Гердер).

2. Эволюционизм (Тайлор).

3. Циклические теории культуры (Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Сорокин).

4. Психоаналитические концепции культуры (Фрейд, Юнг).

5. Игровая концепция культуры (Хейзинга).
Литература:

Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005.

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.
Дополнительная

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М, 1977.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,2003.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М.,1989.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // По ту сторону принципа наслаждения. - СПб., 1998.

Фрейд 3. Хроника-хрестоматия / Сост. Вл. А. Луков, В.А. Луков. -М., 1999.

Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

Шумякин Я. Смена парадигмы: размышления над «Постижением истории» Тойнби // Общественные науки и современность. 1993. №2.

Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.
Семинар 3. Типологическая дифференциация культуры.
План
1. Формы культуры:

а) народная культура;

б) элитарная культура;

в) массовая культура: понятие, этапы становления, социальные функции.

2. Виды культуры: доминирующая культура, субкультура, контркультура.
Литература:

Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001.

Дополнительная:

Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 2001.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М., 2003.
Тесты: №№ 1-3
Модуль II. Социальная культурология
Культура и природа. Эволюция отношений между природой и культурой. Культура как продолжение природы.

Культура и общество. Механизм взаимодействия культуры и общества. Социальные институты. Сохранение культурного наследия

Культура и личность. Инкультурация и социализация. Положение человека в социокультурном пространстве.

Культура и глобальные проблемы современности.
Лекция 4. Природа и культура (2 час.)
1. Эволюция отношений между природой и культурой

2. Аспекты взаимодействия между природой и культурой

3. Культура как продолжение природы
Лекция 5. Культура и общество (2 час.)
1. Механизм взаимодействия культуры и общества.

2. Социальные институты

3. Положение человека в социокультурном пространстве

4. Сохранение культурного наследия
Лекция 6. Культура и личность (2 час.)
1. Становление культурного феномена

2. Личность в культуре

3. Интерпретации культуры как репрессивного начала

Семинар 4. Проблемы современной культуры

План

1. Современная техническая цивилизация и кризис культуры.

2. Проблема отчуждения человека от культуры.

3. Диалог культур в современном мире.
Литература:

Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005.

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание.

Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 2001.

Дополнительная:

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

Кара-Мурза С. Наука и кризис цивилизации// Вопросы философии. - 1990. - № 9.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.
Тесты: №№ 4-9
Модуль III. Историческая культурология.
Антропогенез и начало культуры. Архаическая культура. Культуры Древнего Востока.

Античная культура. Культура Византии. Культура арабо-мусульманского Востока.

Средневековая европейская культура. Новоевропейская культура. Современная культура Запада.

Культура России. Геополитические условия формирования российской культуры. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре. Православие в истории отечественной культуры. Серебряный век русской культуры. Специфика современной социокультурной трансформации в России.

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Лекция 7. Культура России, ее место и роль в мировой культуре (4 час.)
1. Геополитические условия формирования российской культуры

2. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре

3. Православие в истории отечественной культуры

4. Серебряный век русской культуры

5. Специфика современной социокультурной трансформации в России

Семинар 5. Русская культура
План
1. Социально-исторические условия формирования русской культуры.

2. Система ценностей русской культуры.

3. Этапы развития русской культуры.

4. Искусство в системе русской культуры.
Литература:

Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.,2003.

Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М. 2003.

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005.

Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2001.

Основы теории художественной культуры / Под ред. Л.М.Мосоловой. – СПб., 2001.

Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М., 2002.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.
Дополнительная:

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. – М..1991. Т.1-3.

Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - №№ 1-2.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

Гумилев Л.М. От Руси до России. - М., 1995.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1992.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987 и 1989.

Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. - М., 1992.
Тест № 10

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск