Скачать 0.82 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Кафедра философии и социологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура Красноярск 2013 Рабочая программа составлена Б.М.Машевский, к.ф.н., доцент, С.П.Штумпф, к.ф.н., доцент Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Философии и социологии "14" _февраля _2008__ г. Заведующий кафедрой ___А.М.Гендин____ (ф.и.о., подпись) Одобрено учебно-методическим советом "____" ___________2011__ г. Председатель _____________________________ (ф.и.о., подпись) Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности На 2013/14 учебный год
Лист внесения изменений Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/14__ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. 2. 3. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "_14_"_02___2008__г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой А.М.Гендин "___"_________ 2013___ г. Оглавление
Пояснительная записка. Важным аспектом современной эпохи является динамично протекающая, но далеко неоднозначная по возможным последствиям технико-экономическая и социально-политическая модернизация. По мнению многих специалистов, движущей силой модернизации конца ХХ – начала XXI века является процесс культурного перехода, обусловивший резкое повышение роли духовной культуры, а значит, и присущих ей смыслов, норм, целей и ценностей в развитии человечества. Эпоха модернизации открыла перед человеком новые, до настоящего времени во многом еще не ясные горизонты. Однако уже очевидно, что мы живем в стремительно изменяющемся и непрерывно обновляющемся обществе. А участвовать в процессе перемен и меняться вместе с окружающим миром – не просто естественное стремление всякого человека, но и существенный элемент профессиональной деятельности. Курс "Основы культурологии" способствует подготовке студентов к жизни в современном быстроизменяющемся обществе. Культурология – интегративная социогуманитарная научная дисциплина. Известно, что в конце ХХ - начале XXI века происходит постепенный отказ от позитивистского дробления гуманитарного знания, отход от тех или иных форм технологического, экономического, социального или политического детерминизма. Одновременно с этим идет становление новой более универсальной и основательной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества. Курс «Основы культурологии» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности. Место курса «Основы культурологии» в учебном процессе определяется также тем, что он дает историко-культурную и философско-культурную теоретическую и методологическую основу для усвоения других гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в ВУЗе. Настоящий курс призван обеспечить ориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин. В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Это позволяет по-новому взглянуть на необходимость изучения мировой и отечественной культуры. Знание и уважение культурных традиций и ценностей других народов - основное условие гармоничного развития современного мира. Поэтому цель данного курса состоит в том, чтобы помочь студентам осознать свои культурные традиции, понять культуру других народов, определить собственные ценностные ориентиры. Исходя из этого, курс Основы культурологии призван решить несколько взаимосвязанных задач: способствовать формированию у студентов гуманистического мировоззрения; дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры; воспитывать высшие нравственные качества, лежащие в основе овладения профессиональным мастерством; выработать способности к пониманию и уважению различных национально-культурных платформ, к продуктивному общению представителей различных культур; способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, формированию культурных ориентаций и установок личности, т.е. её духовного потенциала. развивать умение адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в современных условиях. Объем курса: лекций - 20 часов, семинарских занятий -10 часов. Предусмотрены такие формы контроля, как тесты, блиц-контрольные по тематике контрольных вопросов и рефераты. Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Основы Культурологии" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования и включает в себя рабочую модульную программу дисциплины, тематическую и технологическую карты дисциплины, карту согласования с другими дисциплинами, методические рекомендации, перечень контрольных вопросов по дисциплине, глоссарий и др. структурные составляющие. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью Физическая культура
Выписка из Госстандарта (для специальностей социально-гуманитарного профиля) Введение Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Курс состоит из трех модулей: теоретическая культурология, социальная культурология и историческая культурология. Цель курса. Цель теоретического модуля курса - познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии; целью социального модуля – является ознакомление студентов с эволюцией отношений между природой и культурой, механизмом взаимодействия культуры и общества, с закономерностями и проблемами процессов инкультурации и социализации; цель исторического раздела - дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий "культуры" и "цивилизации", рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие. Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс Основы культурологии является одной из базовых учебных дициплин оциально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандата высшего образования. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс Основы культурологии, должен знать: 1. Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки. 2. Место культурологии в методологической иерархии социальных наук. 3. Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук. 4. Основные подходы к определению культуры. 5. Основные сферы культурной деятельности общества. 6. Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие переход от животного сообщества к человеческому обществу. 7. Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности. 8. Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры. 9. Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур. 10. Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России. 11. Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения. 12. Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации. 13. Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв. 14. Понятия элитарной и массовой культуры ХХ в. 15. Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины ХХ в. 16. Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России. 17. Специфику русской интеллигенции. 18. Сущность и основные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв. 19. Социокультурную сущность революции 1917 г. 20. Основные черты советской культуры. 21. Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов ХХ века. 22. Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности. Содержание курса Модули курса Модуль I. Теоретическая культурология Предмет культурологии. Понятие о культуре. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Современные культурологические проблемы. Лекция 1. Структура современной культурологии (2 час.) 1. Возникновение культурологии 2. Структура культурологии Лекция 2. Культура и основные понятия культурологии (4 час.) 1. Понятие культуры 2. Структура культуры 3. Функции культуры 4..Цивилизация 5. Субъект культуры 6. Взаимодействие культур Лекция 3. Типология культуры (4 час.) 1. Понятия «тип» и «типология» 2. Основные типологии культур 3. Историческая (линейная) типология культуры 4. Локально-типологическое рассмотрение культуры 5. Современные подходы в типологии культуры Семинар 1. Культура и культурологияПлан1. Проблема начала культуры. Культура как «вторая природа». 2. Функции культуры. 3. Возникновение и эволюция понятия «культура». 4. Понятия цивилизации и культуры. 5. Культурология в системе гуманитарного знания. Литература: Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание. Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2001. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001. Дополнительная: Антология культурологической мысли / Автор-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996. Воеводина Л.Н. Мифология и Культура. – М., 2002. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 2001. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1997. - № 2. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999. Флиер А.Я. Современная культурология. Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. Семинар 2. Основные теоретические направления в культурологии План 1. Культурологическая концепция в трудах просветителей (Вольтер, Руссо, Гердер). 2. Эволюционизм (Тайлор). 3. Циклические теории культуры (Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Сорокин). 4. Психоаналитические концепции культуры (Фрейд, Юнг). 5. Игровая концепция культуры (Хейзинга). Литература: Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999. Дополнительная Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М, 1977. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,2003. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М.,1989. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // По ту сторону принципа наслаждения. - СПб., 1998. Фрейд 3. Хроника-хрестоматия / Сост. Вл. А. Луков, В.А. Луков. -М., 1999. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992. Шумякин Я. Смена парадигмы: размышления над «Постижением истории» Тойнби // Общественные науки и современность. 1993. №2. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. Семинар 3. Типологическая дифференциация культуры. План 1. Формы культуры: а) народная культура; б) элитарная культура; в) массовая культура: понятие, этапы становления, социальные функции. 2. Виды культуры: доминирующая культура, субкультура, контркультура. Литература: Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001. Дополнительная: Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 2001. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М., 2003. Тесты: №№ 1-3 Модуль II. Социальная культурология Культура и природа. Эволюция отношений между природой и культурой. Культура как продолжение природы. Культура и общество. Механизм взаимодействия культуры и общества. Социальные институты. Сохранение культурного наследия Культура и личность. Инкультурация и социализация. Положение человека в социокультурном пространстве. Культура и глобальные проблемы современности. Лекция 4. Природа и культура (2 час.) 1. Эволюция отношений между природой и культурой 2. Аспекты взаимодействия между природой и культурой 3. Культура как продолжение природы Лекция 5. Культура и общество (2 час.) 1. Механизм взаимодействия культуры и общества. 2. Социальные институты 3. Положение человека в социокультурном пространстве 4. Сохранение культурного наследия Лекция 6. Культура и личность (2 час.) 1. Становление культурного феномена 2. Личность в культуре 3. Интерпретации культуры как репрессивного начала Семинар 4. Проблемы современной культурыПлан1. Современная техническая цивилизация и кризис культуры. 2. Проблема отчуждения человека от культуры. 3. Диалог культур в современном мире. Литература: Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., любое издание. Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 2001. Дополнительная: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. Кара-Мурза С. Наука и кризис цивилизации// Вопросы философии. - 1990. - № 9. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993. Тесты: №№ 4-9 Модуль III. Историческая культурология. Антропогенез и начало культуры. Архаическая культура. Культуры Древнего Востока. Античная культура. Культура Византии. Культура арабо-мусульманского Востока. Средневековая европейская культура. Новоевропейская культура. Современная культура Запада. Культура России. Геополитические условия формирования российской культуры. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре. Православие в истории отечественной культуры. Серебряный век русской культуры. Специфика современной социокультурной трансформации в России. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Лекция 7. Культура России, ее место и роль в мировой культуре (4 час.) 1. Геополитические условия формирования российской культуры 2. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре 3. Православие в истории отечественной культуры 4. Серебряный век русской культуры 5. Специфика современной социокультурной трансформации в России Семинар 5. Русская культура План 1. Социально-исторические условия формирования русской культуры. 2. Система ценностей русской культуры. 3. Этапы развития русской культуры. 4. Искусство в системе русской культуры. Литература: Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. – М.,2003. Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М. 2003. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005. Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2001. Основы теории художественной культуры / Под ред. Л.М.Мосоловой. – СПб., 2001. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М., 2002. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999. Дополнительная: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. – М..1991. Т.1-3. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - №№ 1-2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990. Гумилев Л.М. От Руси до России. - М., 1995. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1992. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987 и 1989. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. - М., 1992. Тест № 10 |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |