Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной





Скачать 356.76 Kb.
НазваниеКафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной
страница1/3
Дата публикации25.11.2014
Размер356.76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина
кафедра философии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ


КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «ЭТИКА»
для студентов очной, очно-заочной

форм обучения
2010-2011 учебный год


Москва 2010
Программа и учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО.

Составители: профессор кафедры философии МГЮА имени О.Е. Кутафина,

доктор философских наук Артемов В.М.;

доцент кафедры философии МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат философских наук Шмакова Л.Е.

Рецензенты:

  1. Никитина И.П. – доктор философских наук, профессор;

  2. Шемякина Е.М. – кандидат философских наук, доцент.


Программа и учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры философии МГЮА имени О.Е. Кутафина 28 апреля 2010 года (Протокол № 10).

ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека в обществе, включая его профессиональную деятельность в любой сфере, особенно в политико-правовой и духовной, необходимым образом связана с межчеловеческими отношениями, стержнем которых выступает нравственность. Наукой о нравственности является этика, которую исторически и логически можно назвать вершиной философского знания в целом. Её освоение помогает определять ценностные, прежде всего, морально-нравственные приоритеты применительно к личностному и социокультурному бытию, уверенно принимать разного рода жизненно-практические решения, быть на высоте в любом деле, поступать должным образом.

Целями освоения учебной дисциплины «этика» являются:

формирование целостного представления об этике, её основных категориях и современных проблемах, приобретение этико-правовой компетентности через освоение методологии этического анализа, специфики предмета нравственной философии, основных антиномий морали и права, возможностей нравственно-философской экспертизы применительно к правовой теории и практике.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: предмет, базовые понятия и проблемы этики; основные исторические вехи развития этики; этические направления и школы; основные категории этики и нравственные ценности; тенденции современного развития этической теории и нравственной практики в их взаимодействии с эволюцией права; основные проблемы прикладной этики; особенности морально-нравственной регуляции применительно к юридической деятельности.
2) Уметь: самостоятельно анализировать нравственные проблемы современного человека и общества; оценивать социальные явления и проблемы с точки зрения морально-нравственных ценностей; соотносить полученные при изучении курса этики знания с нравственным самоанализом, сферой личностных смыслов, профессиональной самореализацией в области права.
3) Владеть: навыками использования знаний курса этики для личностного самоопределения, самоанализа и самовоспитания; для эффективной профессиональной адаптации и деятельности, для повышения личностного и правового уровня культуры, для формирования смысложизненных ориентиров и ценностей.
Учебная дисциплина «Этика» тесно связана с учебной дисциплиной «Философия» и изучается в четвертом семестре в Институте Правоведения и в Институте Прокуратуры. Освоение данной дисциплины предполагает наличие у студентов знаний основных дидактических единиц, прежде всего, по таким дисциплинам, как философия, социология и история государства и права.

Курс этики включает: 18 часов – лекции, 28 часов - семинарские занятия для студентов очной формы обучения; 10 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия для студентов очно-заочной формы обучения.

При изучении курса целесообразно пользоваться еженедельными консультациями преподавателей кафедры философии.

К формам текущего контроля знаний относятся устное выступление, письменная творческая работа (эссе, реферат), презентация проблемы по теме в электронном виде, тестирование.

По данному курсу сдается экзаменационный зачет.

ПРОГРАММА КУРСА







п/п

Наименование раздела и тем дисциплины

Содержание раздела

I

1.

ВВЕДЕНИЕ
Предмет этики

Место этики в структуре философского знания. Этика как практическая философия. Задачи этики. Нравственность и мораль. Императивность морали. Золотое правило нравственности. Этика эвдемонизма, ригоризма, гедонизма, утилитаризма, этика ненасилия, благоговения перед жизнью и др. Гуманистическая этика.


II

2.

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Этические учения Древнего Востока


Общая характеристика этических воззрений Древнего Востока. Этика «Вед» и буддизма.

Этическая мысль даосизма. Этика конфуцианства.

Этические воззрения в зороастризме и иудаизме.



3.


Античная этика

Нравственная философия древних греков и римлян; общая характеристика и основные направления. Этический релятивизм софистов. Этика Сократа. Сократические школы: гедонизм киренаиков, ригоризм киников. Этическое учение Платона. Платоновская трактовка морали как знания об объективном благе. Эвдемонистическая этика Аристотеля. «Никомахова этика»: создание этики как специфической отрасли философского знания. Систематизация этики как учения о добродетелях. Принцип «золотой середины». Единство этики и политики.

Эллинистический период развития античной этики. Культура удовольствия и борьба с иллюзиями. Эвдемонизм Эпикура: учение о счастье как отсутствии страданий. Этические учения Древнего Рима. Нравственный ригоризм стоиков. Диалектика предопределенности и свободы воли. Свобода как господство над самим собой.

4.



Этика средневековья

Специфика и содержание нравственно-религиозного сознания. Этика иудаизма. Этика Ветхого Завета. Закон Моисея («десять заповедей»).

Нравственная доктрина христианства: основные этические идеи. Этика Нового Завета. Этика любви в Новом Завете. Христианская и общечеловеческая мораль. Принцип любви и принцип долга. Метафизические основания христианской этики: грех, ответственность, искупление. Свободная воля и предопределение. Теодицея. Аврелий Августин «Исповедь»: о свободной воле и божественной благодати. Фома Аквинский: человек может творить добро и по своей воле, но в границах, предопределенных Богом.

Этические воззрения позднего средневековья в Западной Европе (мистика, еретические учения).

Этика ислама. Этическое своеобразие Корана. Нормы мусульманской этики.



5.


Этика Нового времени

Характерные черты и основные идеи этики Возрождения и Нового времени. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения. Лоренцо Валла: нравственная апология человеческой чувственности и наслаждений.

Основные этапы развития этической мысли в Новое время. Особенности этической рефлексии в учениях XVII–XVIII вв. Рациональность как основа нравственности. Ф. Бэкон: цель этики как выявление полезного и истинного. Б. Спиноза о свободе как познанной необходимости. Этический индивидуализм Т. Гоббса и «предварительная мораль» Р. Декарта.

Моральная философия эпохи Просвещения. Концепция нравственного преобразования «природного индивида» в «разумного эгоиста». Общественные реформы и действие просвещенной личности: «реформа нравов начинается с реформы законов».

Этика в системе немецкой классической философии. И. Кант. «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Этика долга, категорический императив и мораль как сфера чистого разума. Автономность и независимость морали от других сфер бытия. Гипотетический и категорический императивы. Взаимодополнительность морали и права.  Учение о морали и нравственности Г.В.Ф. Гегеля. Мораль и система общественных отношений. Своеобразие личностного и социального бытия морали. Различение понятий «мораль» и «нравственность». Совесть как форма перехода от морали к нравственности. Эвдемонистическая этика «туизма» Л. Фейербаха. Нравственная ценность любви.



6.


Этика XIX-XX веков

Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике. Марксистская этика. Учение К. Маркса о социально-исторической природе морали. Гуманистическая сущность критики капитализма.

Моральная рефлексия в неклассической философии (XIX-XX веков). Этика «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). А. Шопенгауэр «О свободе воли». Страдание и сострадание как единственная основа нравственности. Воля как «тотальное себялюбие».

Ф. Ницше о генеалогии морали. Критика христианской морали. «Мораль господ» («аристократическая») и «мораль рабов» («стадная»). Концепция сверхчеловека.

А. Швейцер. Нравственность как основа культуры.

Этика психоанализа. З. Фрейд о морали как сублимированном выражении бессознательных влечений. Гуманистическая этика Э. Фромма. Нравственная дилемма современного человека: «иметь или быть».

Этические идеи позитивизма. Позитивистская этика О. Конта. Эволюционная этика Г. Спенсера. Утилитаризм Дж.С. Милля. Аналитическая философия ХХ века и метаэтика. Дж.Э.Мур: критика «натуралистической ошибки». Неопозитивизм и метаэтика (Л.Витгенштейн, Б.Рассел, М.Шлик, Р.Карнап). Факты и ценности. Основные функции метаэтики: анализ языка этики, выявление логической структуры этических суждений.

Э. Дюркгейм о морали как «форме коллективного сознания». Солидарность как высший моральный принцип. Т. Парсонс о морали как регуляторе социальных отношений. Экзистенциальная этика (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). С. Кьеркегор о нравственном восхождении. К. Ясперс о совести как фундаменте нравственности. М. Хайдеггер о собственном (подлинном) и несобственном (неподлинном). Проблема свободы и причинности в экзистенциализме.

М. Шелер об абсолютизме и релятивизме в понимании морали, о формализме в этике.

Этические аспекты феноменологии Э. Гуссерля. Проблема интерсубъективности. Э. Гуссерля.

Герменевтический анализ основных понятий этики (Х.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас).

Этический релятивизм прагматизма. Практическая целесообразность как критерий моральности. Теория справедливости Дж. Ролса.

«Этика истин» А. Бадью.

Этика постмодернизма. Постмодернизм как завершение антинормативистской критики морали. Деконструкция классических этических оппозиций и преувеличение единичности, ситуативности. Статус этики в современном мире, многообразие этических подходов.


7.


Этика в России XIX-XX веков

Российская этическая мысль XIХ-ХХ вв. Материалистическая трактовка нравственности в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Концепция «разумного эгоизма» в интерпретации революционных демократов. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и его трактовка соотношения права и нравственности. Нравственные основания права. Проблема смысла жизни в русском идеализме (Л.И. Шестов, Н.И. Бердяев). Этические учения русского зарубежья.

Проблемы этики в трудах советских философов.


8.


История развития нравственности

Социально-историческая природа морали. Возникновение нравственных норм и обычаев при родовом строе. Принципы равенства и коллективизма. Сословно-корпоративная мораль древнего мира. Золотое правило нравственности. Нормы и идеалы христианской морали. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Различие коллективистского и индивидуалистического принципов единения людей. Основные тенденции развития современной морали. Проблема нравственного прогресса.



9.


Мораль: понятие, структура и функции

Понятие морали. Мораль и нравственность: специфика определений. Феноменология морали  Интенциональность морали.


Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств. Структура морали. Общественное и индивидуальное нравственное сознание. Нравственная деятельность. Нравственное отношение. Функции нравственности.

Нравственная деятельность как реализация нравственных ценностей. Свобода и нравственная деятельность. «Воля» в системе моральной детерминации. Рационалистическая трактовка «доброй воли». Понятие логики морали. Свобода выбора и ответственность. Проблема нравственной личности. Достоинство человека. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Мораль как фундамент права.


III

10.


ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Нравственная аксиология

Добро и зло. Понятие добродетели. Свобода и нравственность. Долг и личный интерес. Стыд и совесть (природа и содержание совести). Природа и содержание справедливости. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Счастье как этическая категория. Смысл жизни как нравственная ценность. Дружба, любовь – способы нравственного освоения мира.

Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Императивность нравственных ценностей.
Моральные суждения как вид ценностных суждений. Нормативные и оценочные суждения.
Морально-нравственные ценности и их взаимосвязь.


11.


Нравственная культура личности

Целостность нравственной мотивации и поведения. Культура нравственных чувств. Воспитание, образование, и обучение как составляющие процесса формирования нравственной культуры личности. Мораль как знание и мотивационная программа личности.



IV

12.



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ
ЭТИКИ И ПРАВО


Этико-прикладные исследования и особенности юридической этики.

Содержание и функции прикладной этики в современном мире. Альтруизм против эгоизма: проблемы и решения. Нравственно-правовые аспекты проблем смертной казни, биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологической этики и др. Наказание, его соразмерность преступлению. Анатомия наказания, по М. Фуко. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы против смертной казни. Гаагские и Женевские конвенции как результат развития международного гуманитарного права. Профессиональные армии и всеобщая воинская обязанность: нравственно-правовые аргументы «за» и «против». Информационные войны. Нравственно-правовая оценка террора. Этические истоки и следствия исследований искусственного интеллекта. Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения.

Этика права как составная часть философии права. Нравственные принципы права: гуманизм, честь, толерантность и др. Нравственная культура работника правоохранительных органов. Этическая интерпретация правовых проблем. Средства повышения эффективности использования этических норм в правовой сфере.

Юридическая этика как вид профессиональной этики. Судебная этика. Этический смысл процессуальных норм и нравственные аспекты осуществления правосудия. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации. Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной деятельности юриста и пути их разрешения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconКафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «социология»...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconТюменский государственный университет
Щербинин М. Н. Этика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05. Этика очной и заочной...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 12 Для студентов...
Финансовый учет и отчетность : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент Н....
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Семейное право: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский институт...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. Г. Н. Павлов; Кузбасский...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост....
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин сд. 07. Для студентов...
Бюджетная система рф: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. В. А. Новикова; Кузбасский...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и...
Целью курса является: ознакомление слушателей с психологическим подходом в изучении религиозных явлений, что является основополагающим...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения
Болотина Г. К. Методы совершенствования смк. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс по курсу «Страхование» составлен в соответствии...
Мазаева М. В. Страхование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080115. 65 «Таможенное дело»...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения
Болотина Г. К. Управление экономикой качества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм...
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для студентов очной, очно-заочной iconУчебно-методический комплекс по научно-исследовательской работе направление подготовки
Экономика по магистерской программе «Экономика фирмы» всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной и заочной с применением дистанционных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск