Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама»





Скачать 120.27 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама»
Дата публикации02.12.2014
Размер120.27 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии,



Специальность Реклама 012401.65 подготовки бакалавра

Программа дисциплины


Этика

Автор Лифинцева Т.П., докт. филос. наук, профессор кафедры истории философии ф-та философии

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.
Москва

Пояснительная записка

Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама». Реклама как феномен культуры предполагает, что ею должны заниматься люди творческие, широко образованные и способные к авторефлексии. В этом аспекте курс этики (который является, увы, небольшим), ни в коем случае не превращаясь в морализаторство или «проповедь», может помочь им глубже понять поступки собственные и окружающих, осмыслить свою жизнь и деятельность в перспективе целей и средств, идеалов и ценностей (которые у слушателей могут быть весьма разнообразными).

Целью курса также является развитие рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме, выделять главное; умение соотносить и сравнивать различные этические парадигмы.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1) Посещение лекций и семинарских занятий (обсуждение поставленных вопросов, доклады, выступления) – 50% от итоговой оценки

2) Домашнее эссе (3-4 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки

3) Реферат (15-18 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки

4) Устный экзамен – 30% от итоговой оценки.

Тематический план






Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа















Лекции

Семинары и практические занятия










1. Предмет этики. Мораль в жизни человека и общества. Возникновение морали в истории человечества (различные подходы).




6

6

4







2. Табу, обычай, талион, кровная месть.




2

2

2







3. Важнейшие моральные и этические учения. «Учителя человечества»: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.




8

6

6







4. Философы-моралисты: Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур, Кант, Ницше




8

6

6







5. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг, совесть, свобода.




6

4

4







6. Важнейшие этические парадигмы: эгоизм, альтруизм, утилитаризм, гедонизм, ригоризм, цинизм, стоицизм.




6

4

4







7. Любовь и ненависть как моральные парадигмы




4

2

4







Итого:

108















Литература :
Базовый учебник:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика М.: Гардарика, 1998
Дополнительная дитература:
1. Аристотель Никомахова этика. // Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4. C. 54 – 77.
2. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. // Толстой Л.Н. В чём моя вера? Тула, 1989.

С. 330 – 374.
3. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3 -16, 173 – 201.

4. Померанц. Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. М., СПб.: Университетская книга,

1995.

5. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1995.

6. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Мысль, 1993.

7. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Наука, 1998.

8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение»,

2000

9. Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М.: Восточная литература, 2001.

10. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского

ун-та, 1999.

11. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М.: ИФ РАН, 2003.

12. Бонгард-Левин Г.М. Мудрецы и философы древней Индии. М.: Мысль, 1973.

13. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Восточная литература, 1992.

14. Лао-Цзы Дао-Дэ Цзин. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение, 1989, 1995,

2001.

15. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1991.

16. Библия (Ветхий и Новый Завет) М.: Изд. Московской Патриархии, 1991, 1995, 2006, …

17. Христианство. Энциклопедия. В 3 т. М.: Изд.: «Большая Российская Энциклопедия»,

1995-1997.

18. Коран (Перевод И.Ю. Крачковского). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

19. Рукайя Максуд. Ислам. М.: Гранд, 2006.

20. Платон «Апология Сократа», «Критий», «Протагор» // Соч. в 3 т. М., 1970. Т. 1.

21. Эпикур Письмо к Менекаю. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях

Знаменитых философов. М., 1979. С. 432 – 436.

22. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч., М., 1997. Т. III.

С. 39 – 275.

23. Этика Канта и современность. Рига, 1989.

24. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 407 – 555.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

26. Сенека О счастливой жизни. // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

М., 1995. С. 167 – 192.

27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология

Бессознательного: Сб. произведений. М., 1989. С. 382 – 424.

28. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

29. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 119 – 126.

30. Льюис К.С. Любовь // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

С. 208 – 261.

Содержание курса:

1. Предмет этики. Мораль в жизни человека и общества. Возникновение морали

в истории человечества (различные подходы).
Обыденные представления о морали. Научное определение морали как понятия, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются такие обычаи, законы, поступки, которые выражают высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо, которые обеспечивают правильное поведение, «порядок в нравах», а также определяют условия и пределы соизволения человека. Основные теории происхождения морали: теологическая и мифологическая, натуралистическая, социологическая.
2. Табу, обычай, талион, кровная месть.

Табу и обычай как формы «протоморали». Возникновение представлений о человеке как моральном субъекте. Этика воздаяния «равным за равное».
3. Важнейшие моральные и этические учения. «Учителя человечества»: Конфуций,

Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

Этика Конфуция как этика ритуала. Человеколюбие, добродетель и счастье по Конфуцию. «Золотое правило нравственности».

Внутреннее отрешение от мира и преодоление желаний как суть учения Будды. «Серединный путь».

Моисей как законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма. Учение о том, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, верховенство Божественного закона.

Этика Иисуса Христа как этика любви. Противопоставление реально практикуемому людьми порядку нового порядка ценностей: «Царствие моё не от мира сего».

Мухаммед как основатель мусульманской религии и цивилизации. Этика ислама – этика покорности Богу.
4. Философы-моралисты: Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур, Кант, Ницше
Путь к счастью через познающий разум в учении Сократа. Добродетель как знание.

Этика нигилизма и свободы в учении Диогена Синопского.

«Этика долга» стоиков. Учение о преодолении страстей. Автаркия.

«Этика счастья» Эпикура. Счастье как отсутствие страданий и высший идеал.

Кантовское утверждение всеобщности морального закона и внутреннего достоинства личности.

Ницшеанский моральный нигилизм и учение о переоценке ценностей.
5. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг, совесть, свобода.

Моральный идеал как вершина шкалы ценностей, как высшая степень ценного или наилучшего, завершённое состояние бытия человека или общества

Понятие долга. Природа морального долженствования. Учение И. Канта о категорическом императиве.

Совесть и стыд. Различные представления о природе совести. Негативная и позитивная трактовка совести.

Добро и зло как категории этики и морального сознания, выражающие морально отрицательное и положительное значение явлений. Различные нормативно-ценностные определения добра и зла, в соответствии с различными трактовками идеала.

Различные представления о свободе: «свобода от…» и «свобода для…». Свобода и ответственность.
6. Важнейшие этические парадигмы: эгоизм, альтруизм, утилитаризм, гедонизм,

ригоризм, цинизм, стоицизм.
Типология этических учений (по содержанию полагаемых в их основание высших ценностей): этика удовольствия (гедонизм); этика счастья (эвдемонизм); этика разумного эгоизма; этика пользы (утилитаризм); этика совершенства (перфекционизм); этика долга; этика добродетели; этика любви; этика ненасилия; этика потребления (консьюмеризм) и т.д.
7. Любовь и ненависть как моральные парадигмы
Подходы к пониманию соотношения любви ненависти в философии: взаимоисключение любви и ненависти; ненависть в любви; вторичность ненависти по отношению к любви.

Идея любви как центростремительной и соединяющей силы в европейской мысли. Моральные и внеморальные значения понятия любви. Любовь-eros, любовь-philia и любовь-agape. Отношение к другому как к целостности и целостное отношение к другому в любви. Нормативность и наднормативность в любви.

Идея вражды-ненависти как разъединяющей и разрушающей силы. Проявления ненависти в человеческих отношениях (геноцид, расизм, ксенофобия). Ненависть и зложелательство. Избирательность и тотальность ненависти в отношении к другому.

Тематика рефератов и эссе.
1. Ф. Ницше об исторических источниках совести (работа «К генеалогии морали»).


2. Нравственный смысл консерватизма конфуцианского образа жизни.
3. Проблема переоценки ценностей и морального нигилизма в философии Ницше.
4. Проблема выбора и ответственности в философии Ж.-П. Сартра.
5. Соотношение цели и средств в этико-политическом учении Никколо Макиавелли.
6. «Зло во благо»: практические и теоретические аспекты проблемы.
7. Альтруизм в соотношении с принципами уважения и справедливости.
8. Эгоизм и себялюбие; забота о собственном благе; стремление к частному интересу.

Виды эгоизма (индивидуальный, корпоративный, экономический).
9. Нравственный смысл эвтаназии.

10. «Талион» и «кровная месть» как исторические формы воздаяния «равного за равное».
11. Теория «разумного эгоизма». Её основные принципы и представители.
12. Идея нравственного совершенства в произведениях Ф.М. Достоевского.
13. «Категорический императив» Канта и его нравственный смысл.
14. Этический смысл различения З. Фрейдом «принципа удовольствия» и «принципа

реальности».
15. Гедонизм в этике и его основные принципы и представители.
16. Этика римского стиоцизма (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет).
17. Идеалы индивидуализма и коллективизма в этике.
18. Различные трактовки понятия «совесть» в этике.
19. Заповедь «непротивления злу» Л. Толстого.
20. Этическое учение киренаиков.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
1. Что такое «мораль» и «нравственность»? Почему они являются специфическими

свойствами личности?
2. Что такое «гедонизм»?
3. В чём смысл этического рационализма Сократа?
4. Что такое «золотое правило нравственности»?
5. В чём нравственный смысл «Декалога» (десяти заповедей Моисея)?
6. Что такое «альтруизм» как этическая доктрина?
7. Почему в конфуцианском нравственном идеале «благородный муж» становится

сановником?
8. Что означает «заповедь любви» в христианстве?
9. Каковы важнейшие нормативно-ценностные определения добра и зла в истории этики?
10. В чём нравственный смысл фразы Ивана Карамазова «Бога нет. Всё дозволено.»?
11. Каковы четыре основные истины, составившие завет Будды?
12. Как можно интерпретировать фразу Ницше «сколько крови и ужаса заложено в основе

всех «хороших вещей»!»?
13. Что такое «эвдемонизм» в этике? Какие возможны представления человека о счастье?
14. В чём состоит этический смысл проблемы целей и средств?
15. Что такое «серединный путь» Будды?
16. В чём смысл фразы «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?
17. Как соотносятся между собой Нагорная проповедь Иисуса Христа и Десятисловие

Моисея?
18. В чём заключается этико-культурный смысл идеи божественного происхождения

моральных принципов?
19. Что такое прагматизм в этике?
20. Охарактеризуйте этику киников. Что для них означала свобода?


Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./

Подпись обязательна.
Т.П. Лифинцева, д.ф.н., профессор кафедры истории

философии факультета философии НИУ - ВШЭ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconДанный курс рассчитан на студентов факультета журналистики, обучающихся...
Данный курс рассчитан на студентов факультета журналистики, обучающихся по специальности «связи с общественностью» и «реклама»
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconFür alle, die Grimms Märchen gern lesen. Пояснительная записка
Данный учебный курс по выбору состоит из 12 часов и рассчитан на учащихся 8-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки с практической...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПояснительная записка Программа курса «Антропология»
Программа курса «Антропология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПояснительная записка курсу
Курс поддерживает темы: тепловые явления, электрические явления, оптические явления и рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПояснительная записка Педагогическая практика является важным звеном...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПрограмма дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама»
Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПрограмма дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама»
Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПояснительная записка Курс истории зарубежной литературы рассчитан...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Западноевропейских языков и переводоведения от...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 032401. 65 «реклама»
Охватывает тематику дисциплин теоретической и практической подготовки по соответствующей специальности
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconМетодические указания к самостоятельной работе
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconПояснительная записка: «Этика и социальная политика» специальный...
Иванов Г. А., к ф н., председатель Совета молодых ученых Мурманского государственного технического университета
Пояснительная записка Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама» iconС. Э. Мартынова Зарубежная и российская реклама лекция
В австрии на радио и по тв запрещена реклама алкоголя и табачных изделий, реклама лекарств, реклама политического и религиозного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск