УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ.Ф.09 ФИЛОСОФИЯ
Учебный план всех специальностей, утвержденный 23.06.00, ГОС всех направлений
| Трудоемкость дисциплины: общая – 200 часов, лекции – 68 час., практические занятия– 34 час.
| Форма контроля: | Зачет в 3 семестре, экзамен в 4 семестре
Контрольная работа - 1 реферат в 4 семестре
| Цель изучения дисциплины:
| Приобретение основ философских знаний, формирование мировоззрения и развитие культуры мышления, развитие представлений о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, сущности, назначении и смысле жизни человека
| Программа курса
лекций:
| Часть 1. Возникновение и развитие философии
1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Специфика философского знания. Философия как особая форма освоения мира. Мировоззрение и его формы. Философия как ядро мировоззрения.
Возникновение философии. Мифологическое мировоззрение и предфилософия. Становление древневосточной философии. Древнекитайская и древнеиндийская философия. Ведическая философия и ранний буддизм. Даосизм и конфуцианство. – 2 часа
2. Античная философия. Становление древнегреческой философии. Основные направления и школы древнегреческой философии. Атомизм Демокрита.
Учение Сократа. Философия Платона. Философия Аристотеля. Философия поздней античности.
Теоцентрическая философия поздней античности и средневековья. Религиозная философия Августина. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. – 2 часа
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Антропоцентризм и натурализм. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.
Рационализм Лейбница и Спинозы. Сенсуализм Джона Локка. Философские воззрения Томаса Гоббса.
Философия эпохи просвещения. Натурализм французских просветителей. Формирование антропологического мировоззрения (Дж.Беркли и Д.Юм). – 2 часа
4. Европейская философия конца XVIII – первой половины. Немецкая классическая философия. Кант – основоположник немецкой классической философии.
Философия Фихте и Шеллинга. Философия Гегеля.
Становление постклассической философии. Антропологизм Л.Фейербаха. Позитивизм Конта. Волюнтаризм Шопенгауэра.
Философия марксизма. Антропологизм раннего Маркса. Социоцентризм зрелого марксизма. Социальная философия марксизма. – 2 часа
5. Русская философия. Проблема исторических судеб России и истоки самобытной русской философии. Религиозно-гуманистическая философия в России (В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев). Русский космизм. Социально-философские направления русской общественной мысли. – 2 часа
6. Основные направления современной философии. Философия жизни Философские взгляды Ницше. Фрейдизм.
Философская антропология. Феноменология Гуссерля. Философия экзистенциализма. – 2 часа
7. Современный социоцентризм. Философия истории. Религиозная философия в XX веке. Неотомизм.
Неопозитивизм. Философия науки и техники. Структурализм. – 2 часа
Часть 2. Основные проблемы философии 1. Учение о бытии. Основные виды бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика и метафизика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. – 2 часа
2. Природа человека. Происхождение человека. Природное и социальное, телесное и психическое в человеке. Структура психики.
Сознание, самосознание и личность. Происхождение сознания. Сознание, мышление, воля. Человек как индивидуальность и личность. – 2 часа
3. Человек, культура, общество. Жизненный мир человека и культура. Культура и природа в мире человека. Проблема субъекта культуры.
Философия общества. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Структура общественных отношений. – 2 часа
4. Человек и исторический процесс. Социальный детерминизм. Проблема субъекта истории. Личность и массы. Роль личности в истории.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Исторический процесс как закономерная смена общественно-экономических формаций. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. – 2 часа
5. Отношение человека к миру: практическое, познавательное и ценностное. Понятия субъекта, объекта и деятельности. Свобода и необходимость. Понятие практики. Структура практической деятельности. – 2 часа
6. Духовное освоение действительности. Познание, творчество, практика. Познание, его структура и формы. Многообразие форм познания. Знание, мнение, вера. Преднаучное, научное и вненаучное знание.
Чувственное и рациональное в познавательной деятельности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Теоретическое и эмпирическое познание. Понимание и объяснение. Проблема истины и ее критерия.
Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности. Структура, методы и формы научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
– 2 часа
7. Ценностные ориентации человека. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Фатализм и волюнтаризм. – 2 часа
Духовная жизнь и социальные ценности. Материальные и духовные ценности. Сферы духовной жизни. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Свобода совести. – 2 часа
8. Глобальные проблемы современности. Демографическая ситуация в мире. Экологические проблемы и экология человека. Технофобия и техногенные катастрофы. Информатизация общества. Проблемы войны и мира.
Научно-технический прогресс и научные революции. Философия науки и техники. Закономерности развития науки и техники. Научно-техническая революция ХХ века.
Тенденции общественного развития и будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. – 4 часа
|
Семинарские
занятия:
|
Философии, ее предмет и роль в обществе.
Возникновение философии. – 2 часа
Античная философия. – 2 часа
Философия Нового времени. Фр. Бэкон и Р. Декарт. – 2 часа
Философия XIX века. Немецкая классическая философия. – 2 часа
Русская философия. – 2 часа
Современная философия. Философия жизни. Психоанализ Фрейда..– 2 часа
Философия истории. Экзистенциализм. Неотомизм.– 2 часа
Бытие и его виды. – 2 часа
Сущность и происхождение человека. – 2 часа
Сознание, самосознание и личность. – 2 часа
Общество и его структура. – 2 часа
Человек и исторический процесс. – 2 часа
Познание и его формы. Проблема истины. – 2 часа
Смысл человеческого бытия и ценностные ориентации человека. – 2 часа
Глобальные проблемы современности. – 2 часа
| Самостоятельная работа:
| Подготовка и защита реферата
| Учебник
| Философия. Учебное пособие для ВУЗов. Под редакцией Кохановского В.П.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000
| Справочная и дополнительная литература
| Спиркин А.Г. Философия. Учебник для ВУЗов. М., 2000
Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. Изд. 6. М., 1991
Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева А.Ф. и др.
М., Советская энциклопедия, 1983
4. Философский энциклопедический словарь. М., Изд-во, 1996.
| Программу
составили:
| Кох И.А., Беляев В.П., Шитиков М.М.
кафедра философии и культурологии
| Программа утверждена Методическим советом УГГГА
Председатель Методического совета
| |