Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин





НазваниеКафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
страница1/5
Дата публикации10.04.2015
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5


СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин



Учебно-методический комплекс

обсужден на заседании кафедры


«___»______________2008 г

Зав.кафедрой Ефременков К.Н

__________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Грибкова Л.П.

«____»____________2008 г.

__________________________



ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»

(для студентов дневной формы обучения)

Курс 2

Семестр 3

Форма контроля - экзамен

Комплекс разработал:


доцент кафедры Боблак В. Е.

Смоленск 2008
Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..…...3

    1. Краткая характеристика основной образовательной программы……….3

    2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы)…...4

2. Рабочая учебная программа………………………………………........8

2.1. Цель курса. Задачи курса……………………………………………….………8

2.2. Содержание курса по разделам (структура по темам)…………………..10

2.3. Содержание дисциплины по видам занятий………………….........................16

2.3.1. Содержание аудиторных занятий………………………………….………...16

2.3.2Самостоятельная работа студентов ………….……………………………....26

2.4. Требования к уровню освоения программы ………………………….. …….28

2.4.1. Основные требования предъявляемые к специалисту …………..…...........28

2.4.2. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля:……………….29

3. Учебно- методическое обеспечение дисциплины………......32

3.1. Основная и дополнительная литературы……………………………..............32

3.2. Методические рекомендации(материалы) преподавателю. ……….. ……..34

3.3. Методические рекомендации студентам………………………………..........38

3.4.Перечень технических средств обучения……………………………………..39

Приложение………………………………………………………………….....41-56



    1. Пояснительная записка

1.1. Краткая характеристика основной образовательной программы

Программа дисциплины философия (ГСЭ.Ф.05) федерального компонента ООП составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.

Место курса. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия, сознания и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории, культурологии, биологии, психологии.

Нормативная продолжительность обучения по курсу философии – 70 часов. Изучение дисциплины предусматривает контрольную работу (итоговый тест) по I разделу курса «Основные направления, школы и этапы развития философии» и завершается экзаменом по всему курсу.


1.2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы).

Индекс

Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы

Всего часов на освоение учебного материала

ОПД.Р.16

ГСЭ.Ф.

Философия (Всего часов на основание учебного курса) Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концептивы бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Структура и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.

130



Дидактические единицы.

Контролируемое

содержание дисциплины

Перечень контролируемых учебных элементов

Студент должен…

ДЕ№ 1 Что есть философия




Предмет философии

знать: исторические и современные представления о предмете философии; круг философских проблем; структуру философского знания




Специфика и функции философии

знать: особенности философского мировоззрения; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира; основное содержание функций философии




Генезис философии

знать: историю возникновения философии, основные этапы ее развития, их основные черты




Отечественная философия

знать: черты отечественной философской мысли; этапы ее становления; основные идеи представителей русской философии




Предмет философии

знать: исторические и современные представления о предмете философии; специфику философии; круг философских проблем и соответствующие им разделы философского знания




Специфика и функции философии

знать: особенности философского мировоззрения; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира; основное содержание функций философии




Генезис философии

знать: историю возникновения философии; основные этапы ее развития, их основные черты




Философия древности

знать: круг философских проблем, основные школы, философские позиции ведущих представителей Древневосточной и Древнегреческой философии




Философия Средних веков и Возрождения

знать: этапы развития Средневековой философии; основные черты философии Возрождения; проблемы и основные подходы в их решении наиболее известными представителями




Философия Нового времени

знать: круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли




Современная философия Запада

знать: особенности развития современной западной философии; многообразие проблем и методов; основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей




Отечественная философия

знать: особенности развития философской мысли России, ее характерные черты; основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей


ДЕ№ 2 Философия бытия




Концепции бытия

знать: основные подходы в решении проблемы бытия, основные типы бытия и их взаимосвязь




Картины мира

знать: основные картины мира; смысл понятий дух, материя и сознание




Движение, пространство и время

знать: содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени




Диалектика бытия

знать: исторические типы диалектики; основные принципы и законы




Картины мира

знать: характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки




Концепции бытия

знать: основные подходы в решении проблемы бытия; основные типы бытия и их взаимосвязь




Системность бытия

знать: сущность системного подхода; содержание понятий движение, развитие, самоорганизация; основные концепции пространства и времени; сущность детерминизма и идетерминизма




Диалектика бытия

знать: исторические типы диалектики; основные модели развития; принципы и законы развития

ДЕ№ 3 Философия познания




Сущность и природа познания

знать: основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира; соотношение знания и веры




Сознание и познание

знать: основные подходы в решении проблемы происхождения сознания и его сущности; взаимосвязь сознательного и бессознательного в жизнедеятельности человека; структуру познавательной деятельности




Проблема истины

знать: основные концепции истины, взаимосвязь истины и заблуждения




Научное познание

знать: специфику научного знания; уровни, формы и методы научного познания; сущность научных революций




Сознание и познание

знать: основные подходы в решении проблемы происхождения сознания и его сущности, его структуру; связь сознания с языком; соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека




Сущность и природа познания

знать: основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира, сущность и природу познания; соотношение понимания и объяснения




Структура познава-тельной деятельности

знать: уровни и основные формы познания; взаимосвязь знания и веры




Проблема истины

знать: основные концепции истины, взаимосвязь истины и заблуждения




Научное и вненаучное знание

знать: основные критерии научного знания; его отличие от вненаучного знания




Методы и формы научного познания

знать: структуру научного познания, классификацию его методов




Развитие науки

знать: основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания




Наука и техника

знать: роль науки и техники в общественном развитии; смысл научных и технологических революций; позиции сциентизма и антисциентизма; особенности научно-технического познания

ДЕ№ 4 Философия человека




Происхождение и сущность человека

знать: основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности




Человек и природа

знать: развитие представлений о природе в истории философии; ее роль в жизни человека и общества




Человек и культура

знать: содержание понятия культура; взаимосвязь материальной и духовной, массовой и элитарной культуры, современные тенденции развития культуры




Ценности и смысл жизни человека

знать: понятие и природу ценностей, их роль в жизни человека и общества; основные подходы в решении вопроса о смысле жизни




Происхождение и сущность человека

знать: основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности




Человек, индивид, личность

знать: содержание и соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность; основные философские теории личности




Человек и культура

знать: содержание понятия культура; взаимосвязь материальной и духовной, массовой и элитарной культуры; современные тенденции развития культуры; представления о совершенном человеке в различных культурах




Ценности и смысл человеческой жизни

знать: понятие и природу ценностей, соотношение нормы, оценки, идеала; мировоззренческие основания


II. Рабочая учебная программа

2.1. Цель курса. Задачи курса.

Цель. Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачи. Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мировосприятия.

Освоение курса философии должно содействовать:

  • выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

  • формированию способностей выявлять экологический, космопланетарный аспект изучаемых вопросов;

  • развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

  • овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

(дипломированный специалист) в области философии должен:

а) иметь представление о своеобразии философии, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современным противоречиям существования человека в ней;

в) знать условия, механизм формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль гуманности (ненасилия) в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и к самому себе;

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, знать структуру, формы и методы научного познания, закономерности развития материи и сознания

2.2. Содержание курса по разделам. (структура по темам)
Тематический план курса философии для студентов очного обучения.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

аудиторных

Самост. работа.

лекции

семинары

Введение. Что такое философия?

2

2

2

Раздел I. Основные типы, школы и этапы исторического развития философии.

12

10

22

Тема 1.1. Философия древности. Античная философия.

2

2

4

Тема 1.2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

2

2

4

Тема 1.3. Философия Нового времени

2

2

2

Тема 1.4. Европейская философия XIX-XX вв.

2

2

6

Тема 1.5. Русская философия XIX – середины XX вв.

2

2

2

Тема 1.6. Современная западная философия XX в.

2

-

4

Итого:

14

12

24

резервных 6 часов

Раздел II. Теоретический, системный курс философии

16

28

36

Тема 2.1. Учение о бытии (онтология). Научно-философская, религиозная картины мира.

2

4

2

Тема 2.2. Философские идеи развития. Философское учение о развитии.

2

4

6

Тема 2.3. Философия человека, его ценности (антропология).

2

2

2

Тема 2.4. Учение об обществе (социальная философия).

2

4

4

Тема 2.5. Проблемы сознания и познания.

2

4

6

Тема 2.6. Культура духовной жизни человека и общества.

2

4

2

Тема 2.7. Будущее человечества. Глобальные проблемы современной цивилизации.

2

4

6

Тема 2.8. Философия как методология.

2

2

2

Всего:

30

40

60


Тематический план курса философии для студентов заочного обучения.

Наименование

разделов

и тем

Количество часов

аудиторных

Самост. работа

лекции

семинары

Введение. Что такое философия?

2

2

2

Раздел I. Основные типы, школы и этапы исторического развития философии.










Тема 1.1. Философия древности. Античная философия.

2

-

2

Тема 1.2. Европейская философия XIX-XX вв.

2

-

2

Тема 1.3. Русская философия XIX – середины XX вв.

2

-

-

Тема 1.4. Современная западная философия XX в.

-

-

2

Раздел II. Теоретический, системный курс философии










Тема 2.1. Учение о бытии (онтология). Научно-философская, религиозная картины мира.

2

-

2

Тема 2.2. Философские идеи развития. Философское учение о развитии.

2

-

2

Тема 2.3. Проблемы сознания и познания.

2

2

2

Тема 2.4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современной цивилизаций.

2

-

2

Тема 2.5. Философия как методология.

2

-

2

Всего:

18

4

18

Контрольные работы

20

70

ИТОГО 130ч

18

24

78


Тематика контрольных работ, литература даны в рекомендациях по написанию контрольных работ студентами заочного факультета (приложение 7).
Разделы дисциплины «философии»

Введение. Что такое философия? Предмет и место философии в жизни человека, общества, культуре.

I раздел.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconПрограмма курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных...
«Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconРоль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке...
Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Дисциплина «Философия»...
Дисциплина «Философия» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Философия как учебная дисциплина принадлежит...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconТопчий Юрий Александрович кафедры «Философия, социология и история»
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов,...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconОтчет о результатах самообследования
Анализ цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (гсэ)
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconВысшего профессионального образования «московский институт права»...
Автор: Бобкова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconРабочая программа учебной дисциплины
Пендюрина И. С. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин гбоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум»...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconОбщих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Центры объединения Руси: проблема лидерства ( Тверь, ввеликое княжество Литовское и Русское, Москва)
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин icon1. Введение. Методологические основы курса
Статус дисциплины: относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной дисциплиной
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconРабочая программа учебной дисциплины
Пендюрина И. С. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин гбоу спо «Армавирский зооветеринарный техникум»...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconТемы рефератов по политологии
Место и роль политологии в системе социально – гуманитарных и экономических дисциплин
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconВалдайцев С. B. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник
Статус дисциплины: относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, является обязательной
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconПрограмма самостоятельной работы студентов по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconУчебно-методический комплекс «Международный бизнес»
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных м социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору студентов
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных...
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Философия»
Составитель: В. А. Юрьев – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин сф рпа минюста России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск