Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки»





Скачать 357.05 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки»
страница1/3
Дата публикации07.12.2014
Размер357.05 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральская государственная медицинская академия
(ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России)



Кафедра философии, биоэтики и культурологии

Утверждаю
Проректор по научной работе

______________ О.П.Ковтун

«____»___________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре

Раздел ОД.А.01

«История и философия науки»

(по специальности «ухо горло, нос»)

Екатеринбург

2012
Программа составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Разработчик: профессор кафедры философии, биоэтики и культурологии, доктор философских наук _________ В.М. Князев.

Рецензент: профессор кафедры общей и экономической истории УрГЭУ, доктор философских наук, действительный член Академии социальных наук Ветошкин А.П.

Программа обсуждена и одобрена ученым советом ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития Российской Федерации

____________________дата Протокол №________________

Цель и задачи дисциплины
Цель – соединить творческое мышление аспирантов с классическими образцами мышления мировой и отечественной философии.

Задачи:

- преподать основы философии как мировоззрение разума;

- истолковать основы современного философского мировоззрения в его методологическом, аксиологическом, этическом и духовно-практическом действии;

- особо рассмотреть историю и современность философии сциентизма: от позитивизма, эмпириокритицизма до неопозитивизма, постпозитивизма и постмодернизма;

- дать образцы мировоззренческого опыта выдающихся врачей отечественной и мировой медицины;

- проанализировать исторические типы клинического мышления мировой медицины;

- рассмотреть современное клиническое мышление врачей в контексте философской методологии (в многообразии и единстве философской методологии);

- осуществить анализ природы и сущности человека в свете медицинского и философского познания;

- проанализировать проблему духовно-личностной идентичности современного человека и врача;

- дать развернутый анализ проблем биоэтики в жанре вопросов и ответов.
Место, роль дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История и философия науки» является обязательной дисциплиной образовательной составляющей учебного плана аспиранта (ОД.А.01). Знание курса «История и философия науки» дает мировоззренческую возможность мыслящему человеку занять позицию Наблюдателя (свидетеля) собственного жизненного пути, наделяет его разум методологической силой логической убедительности, актуализирует аксиологический, этический потенциал человека в деле его совершенствования и самореализации.

Место мировоззренческого знания курса «История и философия науки» в системе ОПД определяется тем, что философия, не смотря на радикальные изменения социально-культурной реальности, не утратила своего «царственного» ранга в сфере мировоззрения и методологии. Поэтому:

- мировоззренческое знание философии является контекстуальной силой развития фундаментального знания современного естествознания. Говоря словами А. Эйнштейна, без «сумасшедших идей» философии не творится новое знание физической реальности. Теория синергетики, теория Д. Бома о голографическом устройстве Вселенной и психики человека, новые прочтение тайн жизни на основе идеи «всеединства» и многое другое, с чем сталкивается в теории современный терапевт, требует от него знания философии;

- методология философии науки с позиции когнитивного конструктивизма активно вторгается в сферу гуманитарного знания, в сферу психиатрии, в диалоговое мышление «врач - пациент»;

- острота экзистенциональных проблем, кризис духовно-личностной идентичности современного человека необычайно актуализировали спрос на философию экзистенциализма, спрос на духовно-мировоззренческие «практики себя».

Таким образом, знание курса «История и философия науки» востребовано в силу своей мировоззренческой контекстуальности развитием современных медицинских наук, в их естественно научном, социально-психологическом и духовно-личностном поиске.
Требования к результатам освоения дисциплины

(знать, уметь, владеть)
Знание курса «История и философия науки» призваны актуализировать и помочь развить терапевтам следующие компетенции:

Коммуникативную – способность и готовность входить в сетевое пространство глобальной коммуникации, а так же в повседневность локального взаимодействия с людьми, осуществляя в процессе коммуникации свои планы, поступки и деяния, без «растворения» своей личностной сущности в анонимном пространстве информационных технологий.

Духовно-личностную – способность и готовность нести повседневно на «плечах» своего сущего бытия обязательства быть искусным, успешно лечащим врачом.

Самоинструментализацию – конструктивно трансформировать соматические, психические, ментальные и духовные процессы своей жизни по линии самосовершенствования во имя оптимистической и социально созидательной жизни врача.

Подчеркнем, что программа послевузовского профессионального образования

для обучающихся в аспирантуре «История и философия науки» не формирует, не воспитывает, не переучивает личностно и профессионально состоявшихся людей, а актуализирует их сущностные начала, создавая для этого, ментальные условия для адаптивного вхождения их в рациональность современности.

В условиях неоклассической рациональности мы можем дать аспирантам «базу данных», указать способы подключения их разума к ресурсу трансцендентального и трансцендентного опыта жизни, зафиксированного в опыте мировоззренческой культуры человечества, и рекомендовать доступный и понятный набор аналоговых моделей самоинструментализации в духе конструктивистской философии.

Итак, в результате изучения курса «История и философия науки (медицины)» аспирант должен:

Знать:

- исторические, социальные, культурные, теоретические предпосылки возникновения, становления и развития научного мышления;

- структурный характер научного мышления, логику его обоснования;

- возникновение, расцвет и упадок позитивистской философии науки;

- что такое мировоззрение и его философский функционал в разверстке методологии, аксиологии, этики и духовных практик самопознания;

- мировоззренческий потенциал философии постмодерна;

- алгоритм конструирования собственного мировоззрения – мировоззрения врача;

- имидж и духовно-личностную идентичность современного врача;

- основные методологические подходы к пониманию природы и сущности человека с позиции философии;

- историю медицины в свете философского прочтения ее этапов;

- клиническое мышление врача в контексте философской методологии;

- проблемы биоэтической мысли в вопросах и ответах.

Уметь:

- верно и результативно распорядиться даром мировоззренческой культуры общества;

- уметь прочесть мировоззренческую проблематику современности не только с позиции методологии логемы, логистики, но и с позиции логики и логосного мышления;

- уметь верно оценить себя и уметь переоценить антиценности аксиологии зла;

- уметь в условиях эмансипированного инстинкта не потерять чувство ответственности, вменяемости перед действием этического воздаяния за все, что делаешь или в усталости равнодушия не делаешь;

- уметь мыслить на уровне спекулятивно-конкретного мышления, войдя в полноту и силу диалектического разума.

Владеть:

- знанием исторической памяти культуры человечества о становлении и развитии научного мышления человека;

- логосом научного мышления в его акте удивления, внимания от соприкосновения с тайной жизни, структурного постижения тайны жизни, структурно-аналоговой интерпретации эмпирии жизни, методами обоснования и аргументации гипотетических картин реальности и теоретической концептуализации научной мысли;

- функционалом философского мировоззрения:

- вариативностью исторически сложившейся философской методологии от методологии логосного мышления, к методологии логики, логистике и логеме,

- клиническим мышлением в силе методологического ресурса диалектики, феноменологии, фундаментальной онтологии,

- способностью переоценивать прагматически неэффективные ценности, и созидать ценности жизнеутверждения,

- этикой самосовершенствования и жизнеутверждения,

- искусством самоинструментализации своего социального ранга и своего духовно-личностного достоинства;

- способом осуществлять самореализацию в горизонте профессиональных компетенций.

Объем и вид учебной работы

Программа дисциплины «История и философия науки (медицины)» предусматривает трудоемкость 108 часов .

Виды учебной работы

ЗЕТ

Трудоемкость

(часы)

Аудиторные занятия (всего)




56

В том числе:







Лекции




28

Семинары




28

Самостоятельная работа (всего)




16

В том числе:







Реферат




6

Другие виды самостоятельной работы: домашние работы, эссе, статья в сборник аспирантских работ, подготовка выступлений на студенческой научной конференции и др.




10

Форма аттестации по дисциплине:

Кандидатский экзамен




36

Общая трудоемкость дисциплины

3

108



Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий





модуля



ДЕ

Наименование дидактической единицы


Всего

В том числе лекции

В том числе семинары

Самост. работа студ.

Модуль:

семестр.

курс

ДЕ-1


Введение в дисциплину «История и философия науки»

4

2

2

-




ДЕ-2


Наука ее история и философия



10

4

4

2




ДЕ-3

Философия – мировоззрение разума

8

4

4

-




ДЕ-4

Философия постмодерна


6

2

2

2




ДЕ-5

Философское мировоззрение выдающихся врачей

4

2

2

-




ДЕ-6

Философия медицины


8

2

2

4




ДЕ-7

История медицины и типы клинического мышления

12

4

4

4




ДЕ-8


Человек в свете философского и естественнонаучного знания

4

2

2

-




ДЕ-9


Философская методология: диалектика, феноменология, фундаментальная онтология

4

2

2

-




ДЕ-10

Имидж и личность современного врача

6

2

2

2




ДЕ-11

Биоэтика в вопросах и ответах

6

2

2

2







Всего:

72

28

28

16


Тематический план лекций и их аннотированное содержание

Содержание дисциплины


Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)

  1. Введение в дисциплину «История и философия науки (медицины)»

(2 часа)

Предмет, цели, задачи. Специфика историко-философского знания науки. Методы исследования проблем дисциплины.

  1. Наука ее история и философия.

(4 часа)

Определение науки. Научная рациональность. Структурный характер научного мышления и логика его обоснования. Исторические, социальные, культурные, теоретические предпосылки возникновения, становления и развития научного мышления. Позитивизм – философия науки.

  1. Философия – мировоззрение разума (4 часа)

Определение мировоззрения. Типы мировоззрения. Парадоксы мировоззренческого знания. Методологическое, аксиологическое, этическое и духовно-личностное значение мировоззренческого знания.

  1. Философия постмодерна

( 2 часа)

Определение философии постмодерна. Основатели философии постмодерна. Основные категории философии постмодерна. Соотношение модерна постмодерна и архимодерна.

  1. Философское мировоззрение выдающихся врачей.

(2 часа)

Мировоззрение Н.Пирогова, А. Швейцера.

  1. Философия медицины.

(2 часа)

Предмет, основные проблемы, категориальный аппарат, методология.


  1. История медицины и типы клинического мышления

(4 часа)

Медицина Древнего Китая, Древней Индии. Древней Греции. Современная медицина в контексте рациональности постмодерна. Будущее клинического мышления.

  1. Человек в свете философского и естественнонаучного знания

(2 часа)

Природа и сущность человека. Диалектика социального и биологического. Философия о духовной сущности человека. Человек с точки зрения теории «виталогии» и «голографии».

  1. Философская методология: диалектика, феноменология, фундаментальная онтология

(2 часа)

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Постмодернизм в культуре.

  1. Имидж и личность современного врача

(2 часа)

Понятие личности и пути личностного становления. Философия конструктивизма и практика создания благоприятного имиджа.

  1. Биоэтика в вопросах и ответах

(2 часа)

Проблемы современной биоэтики и пути их решения.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочей программы кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине...
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Рабочая программа дисциплины основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре Раздел од. А. 01 «История и философия науки» iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск