Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральская государственная медицинская академия (ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России)
Кафедра философии, биоэтики и культурологии
Утверждаю Проректор по научной работе
______________ О.П.Ковтун
«____»___________ 2012 г.
Рабочая программа дисциплины
основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре
Раздел ОД.А.01
«История и философия науки»
(по специальности «ухо горло, нос»)
Екатеринбург
2012 Программа составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) Разработчик: профессор кафедры философии, биоэтики и культурологии, доктор философских наук _________ В.М. Князев.
Рецензент: профессор кафедры общей и экономической истории УрГЭУ, доктор философских наук, действительный член Академии социальных наук Ветошкин А.П.
Программа обсуждена и одобрена ученым советом ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития Российской Федерации
____________________дата Протокол №________________
Цель и задачи дисциплины Цель – соединить творческое мышление аспирантов с классическими образцами мышления мировой и отечественной философии.
Задачи:
- преподать основы философии как мировоззрение разума;
- истолковать основы современного философского мировоззрения в его методологическом, аксиологическом, этическом и духовно-практическом действии;
- особо рассмотреть историю и современность философии сциентизма: от позитивизма, эмпириокритицизма до неопозитивизма, постпозитивизма и постмодернизма;
- дать образцы мировоззренческого опыта выдающихся врачей отечественной и мировой медицины;
- проанализировать исторические типы клинического мышления мировой медицины;
- рассмотреть современное клиническое мышление врачей в контексте философской методологии (в многообразии и единстве философской методологии);
- осуществить анализ природы и сущности человека в свете медицинского и философского познания;
- проанализировать проблему духовно-личностной идентичности современного человека и врача;
- дать развернутый анализ проблем биоэтики в жанре вопросов и ответов. Место, роль дисциплины в структуре ООП Дисциплина «История и философия науки» является обязательной дисциплиной образовательной составляющей учебного плана аспиранта (ОД.А.01). Знание курса «История и философия науки» дает мировоззренческую возможность мыслящему человеку занять позицию Наблюдателя (свидетеля) собственного жизненного пути, наделяет его разум методологической силой логической убедительности, актуализирует аксиологический, этический потенциал человека в деле его совершенствования и самореализации.
Место мировоззренческого знания курса «История и философия науки» в системе ОПД определяется тем, что философия, не смотря на радикальные изменения социально-культурной реальности, не утратила своего «царственного» ранга в сфере мировоззрения и методологии. Поэтому:
- мировоззренческое знание философии является контекстуальной силой развития фундаментального знания современного естествознания. Говоря словами А. Эйнштейна, без «сумасшедших идей» философии не творится новое знание физической реальности. Теория синергетики, теория Д. Бома о голографическом устройстве Вселенной и психики человека, новые прочтение тайн жизни на основе идеи «всеединства» и многое другое, с чем сталкивается в теории современный терапевт, требует от него знания философии;
- методология философии науки с позиции когнитивного конструктивизма активно вторгается в сферу гуманитарного знания, в сферу психиатрии, в диалоговое мышление «врач - пациент»;
- острота экзистенциональных проблем, кризис духовно-личностной идентичности современного человека необычайно актуализировали спрос на философию экзистенциализма, спрос на духовно-мировоззренческие «практики себя».
Таким образом, знание курса «История и философия науки» востребовано в силу своей мировоззренческой контекстуальности развитием современных медицинских наук, в их естественно научном, социально-психологическом и духовно-личностном поиске. Требования к результатам освоения дисциплины
(знать, уметь, владеть) Знание курса «История и философия науки» призваны актуализировать и помочь развить терапевтам следующие компетенции:
Коммуникативную – способность и готовность входить в сетевое пространство глобальной коммуникации, а так же в повседневность локального взаимодействия с людьми, осуществляя в процессе коммуникации свои планы, поступки и деяния, без «растворения» своей личностной сущности в анонимном пространстве информационных технологий.
Духовно-личностную – способность и готовность нести повседневно на «плечах» своего сущего бытия обязательства быть искусным, успешно лечащим врачом.
Самоинструментализацию – конструктивно трансформировать соматические, психические, ментальные и духовные процессы своей жизни по линии самосовершенствования во имя оптимистической и социально созидательной жизни врача.
Подчеркнем, что программа послевузовского профессионального образования
для обучающихся в аспирантуре «История и философия науки» не формирует, не воспитывает, не переучивает личностно и профессионально состоявшихся людей, а актуализирует их сущностные начала, создавая для этого, ментальные условия для адаптивного вхождения их в рациональность современности.
В условиях неоклассической рациональности мы можем дать аспирантам «базу данных», указать способы подключения их разума к ресурсу трансцендентального и трансцендентного опыта жизни, зафиксированного в опыте мировоззренческой культуры человечества, и рекомендовать доступный и понятный набор аналоговых моделей самоинструментализации в духе конструктивистской философии.
Итак, в результате изучения курса «История и философия науки (медицины)» аспирант должен:
Знать:
- исторические, социальные, культурные, теоретические предпосылки возникновения, становления и развития научного мышления;
- структурный характер научного мышления, логику его обоснования;
- возникновение, расцвет и упадок позитивистской философии науки;
- что такое мировоззрение и его философский функционал в разверстке методологии, аксиологии, этики и духовных практик самопознания;
- мировоззренческий потенциал философии постмодерна;
- алгоритм конструирования собственного мировоззрения – мировоззрения врача;
- имидж и духовно-личностную идентичность современного врача;
- основные методологические подходы к пониманию природы и сущности человека с позиции философии;
- историю медицины в свете философского прочтения ее этапов;
- клиническое мышление врача в контексте философской методологии;
- проблемы биоэтической мысли в вопросах и ответах.
Уметь:
- верно и результативно распорядиться даром мировоззренческой культуры общества;
- уметь прочесть мировоззренческую проблематику современности не только с позиции методологии логемы, логистики, но и с позиции логики и логосного мышления;
- уметь верно оценить себя и уметь переоценить антиценности аксиологии зла;
- уметь в условиях эмансипированного инстинкта не потерять чувство ответственности, вменяемости перед действием этического воздаяния за все, что делаешь или в усталости равнодушия не делаешь;
- уметь мыслить на уровне спекулятивно-конкретного мышления, войдя в полноту и силу диалектического разума.
Владеть:
- знанием исторической памяти культуры человечества о становлении и развитии научного мышления человека;
- логосом научного мышления в его акте удивления, внимания от соприкосновения с тайной жизни, структурного постижения тайны жизни, структурно-аналоговой интерпретации эмпирии жизни, методами обоснования и аргументации гипотетических картин реальности и теоретической концептуализации научной мысли;
- функционалом философского мировоззрения:
- вариативностью исторически сложившейся философской методологии от методологии логосного мышления, к методологии логики, логистике и логеме,
- клиническим мышлением в силе методологического ресурса диалектики, феноменологии, фундаментальной онтологии,
- способностью переоценивать прагматически неэффективные ценности, и созидать ценности жизнеутверждения,
- этикой самосовершенствования и жизнеутверждения,
- искусством самоинструментализации своего социального ранга и своего духовно-личностного достоинства;
- способом осуществлять самореализацию в горизонте профессиональных компетенций.
Объем и вид учебной работы
Программа дисциплины «История и философия науки (медицины)» предусматривает трудоемкость 108 часов .
Виды учебной работы
| ЗЕТ
| Трудоемкость
(часы)
| Аудиторные занятия (всего)
|
| 56
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
| 28
| Семинары
|
| 28
| Самостоятельная работа (всего)
|
| 16
| В том числе:
|
|
| Реферат
|
| 6
| Другие виды самостоятельной работы: домашние работы, эссе, статья в сборник аспирантских работ, подготовка выступлений на студенческой научной конференции и др.
|
| 10
| Форма аттестации по дисциплине:
Кандидатский экзамен
|
| 36
| Общая трудоемкость дисциплины
| 3
| 108
|
Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий
№
модуля
| №
ДЕ
| Наименование дидактической единицы
| Всего
| В том числе лекции
| В том числе семинары
| Самост. работа студ.
| Модуль:
семестр.
курс
| ДЕ-1
| Введение в дисциплину «История и философия науки»
| 4
| 2
| 2
| -
|
| ДЕ-2
| Наука ее история и философия
| 10
| 4
| 4
| 2
|
| ДЕ-3
| Философия – мировоззрение разума
| 8
| 4
| 4
| -
|
| ДЕ-4
| Философия постмодерна
| 6
| 2
| 2
| 2
|
| ДЕ-5
| Философское мировоззрение выдающихся врачей
| 4
| 2
| 2
| -
|
| ДЕ-6
| Философия медицины
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| ДЕ-7
| История медицины и типы клинического мышления
| 12
| 4
| 4
| 4
|
| ДЕ-8
| Человек в свете философского и естественнонаучного знания
| 4
| 2
| 2
| -
|
| ДЕ-9
| Философская методология: диалектика, феноменология, фундаментальная онтология
| 4
| 2
| 2
| -
|
| ДЕ-10
| Имидж и личность современного врача
| 6
| 2
| 2
| 2
|
| ДЕ-11
| Биоэтика в вопросах и ответах
| 6
| 2
| 2
| 2
|
|
| Всего:
| 72
| 28
| 28
| 16
|
Тематический план лекций и их аннотированное содержание
Содержание дисциплины
| Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)
| Введение в дисциплину «История и философия науки (медицины)»
(2 часа)
| Предмет, цели, задачи. Специфика историко-философского знания науки. Методы исследования проблем дисциплины.
| Наука ее история и философия.
(4 часа)
| Определение науки. Научная рациональность. Структурный характер научного мышления и логика его обоснования. Исторические, социальные, культурные, теоретические предпосылки возникновения, становления и развития научного мышления. Позитивизм – философия науки.
| Философия – мировоззрение разума (4 часа)
| Определение мировоззрения. Типы мировоззрения. Парадоксы мировоззренческого знания. Методологическое, аксиологическое, этическое и духовно-личностное значение мировоззренческого знания.
| Философия постмодерна
( 2 часа)
| Определение философии постмодерна. Основатели философии постмодерна. Основные категории философии постмодерна. Соотношение модерна постмодерна и архимодерна.
| Философское мировоззрение выдающихся врачей.
(2 часа)
| Мировоззрение Н.Пирогова, А. Швейцера.
| Философия медицины.
(2 часа)
| Предмет, основные проблемы, категориальный аппарат, методология.
| История медицины и типы клинического мышления
(4 часа)
| Медицина Древнего Китая, Древней Индии. Древней Греции. Современная медицина в контексте рациональности постмодерна. Будущее клинического мышления.
| Человек в свете философского и естественнонаучного знания
(2 часа)
| Природа и сущность человека. Диалектика социального и биологического. Философия о духовной сущности человека. Человек с точки зрения теории «виталогии» и «голографии».
| Философская методология: диалектика, феноменология, фундаментальная онтология
(2 часа)
| Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Постмодернизм в культуре.
| Имидж и личность современного врача
(2 часа)
| Понятие личности и пути личностного становления. Философия конструктивизма и практика создания благоприятного имиджа.
| Биоэтика в вопросах и ответах
(2 часа)
| Проблемы современной биоэтики и пути их решения.
|
|