Скачать 80.39 Kb.
|
УДК 161.2 Исследование релятивизма в аксиологических ценностях современной студенческой молодежи: анализ проблем. Курочкина Е., студентка гр. МТ 09-16 Научный руководитель: Яценко М.П., доктор философских наук, профессор кафедры глобалистики и геополитики Политехнический институт, Сибирский федеральный университет Тема данного – исследование взаимосвязи релятивизма и аксиологии в проекции на современную молодежь, рассмотрение проблем молодежи с точки зрения аксиологии и нахождение путей решения данных проблем. Данная тема является актуальной по следующим причинам: во-первых – релятивизм угрожает человеку потерей ценностной шкалы, очень важной для формирования полноценной личности, во-вторых – изучение проблемы с точки зрения аксиологии не случайно, потому что аксиологические ценности в большей мере подвержены размытию границ. В качестве наработок мы используем материал, разработанный нами ранее, но ввиду ограниченности данной статьи мы не будем давать подробных ссылок предыдущих работ. Целью нашей работы является выявление современных аксиологических тенденций и рассмотрение их с позиции релятивизма. В своей работе мы предполагаем, что решить данные проблемы можно путем возвращения к традиционным ценностям человеческой жизни, что даст возможность избавиться от релятивистских настроений и снять многие вопросы. В данной работе поставлены следующие задачи: - исследование современных аксиологических приоритетов среди молодежи, их оценка и взаимосвязь с аксиологическими предпочтениями предыдущего поколения; - исследование проблем релятивизма и аксиологии среди современной студенческой молодежи. Ранее мы рассматривали уже данную проблему, но с позиции волюнтаризма и императива, или исследования релятивизма в основных аспектах деятельности молодежи. В предыдущих работах мы подчеркивали, что именно императив как незыблемый постулат может устранить двойственность современной жизни, а также помочь в привитии многих навыков студентам с целью создания успешной, развитой, гармоничной личностью, способной свободно мыслить и творить. Данная тема интересна тем, что молодежь является динамичной группой среди которой возникают все основные процессы психологической и философской мысли. Рассмотрение аксиологических ценностей среди молодого поколения может помочь в решении основных современных проблем молодежи и повышения уровня жизни, уровня самосознания, а самое главное – в формировании ценной и полной философской картины мира. Акцент в работе делается на студенческую молодежь, потому что именно эта категория молодого поколения в большей степени подвержена всевозможному давлению: со стороны государства, в виде бюрократических проволочек, со стороны института, а также со стороны общества. В работе использованы ведущие ключевые слова: релятивизм – относительность чего-либо, отрицание аксиом, попытка поставить под сомнение установленные научные сведения. В исследовании мы будем опираться на понятийную базу представителей классической философии, подробнее об этом было рассмотрено в предыдущих статьях. Стоит отметить, что по нашему мнению категорический императив – это нерелятивизированная константа, которая устанавливает незыблемы вещи, а значит постановка под сомнение данных постулатов ведет к необратимым последствиям разложения личности духовно и морально. Конечно, среди негативного действия релятивизма есть и его положительное влияние. Например, по отношению к специальным наукам, таким как физика, химия и т.д. релятивизм может носить конструктивный характер, может помочь в развитии дальнейших теорий и исследований. Но существуют науки, в которых релятивизм крайне опасен: в этике релятивизм может привести к отрицанию двух основ, составляющих человеческое сознание – это добро и зло. Попытка подмены местами этих понятий может привести к устрашающим для общества последствиям. В эстетике релятивизм проявляет чуть меньшую опасность, но все же сохраняется угроза подмены понятий о прекрасном, о творческом и созидательном. Для человека релятивизм опасен также потерей идентичности, ведь когда аксиологические ценности и границы размыты, то человек теряет четкое и определенное понимание своих действий и мыслей, теряется некоторый смысл человеческой жизни. Еще одним из последствий релятивизма для человека можно назвать отчуждение, т.е. когда человек утрачивает связь с близкими людьми, с обществом и т.д. из-за того, что он просто не способен сам для себя четко определить что ему нужно. Исходом данной проблемы является переход к жесткому волюнтаризму, душевные страдания, переживания и суицидальные наклонности. В изучении проблемы релятивизма в аксиологии мы использовали представителей классической философии. Жан-Поль Сартр писал: «...Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл». Выбор пал на этого ученого неслучайно: экзистенциализм, в некоторой степени помогает устранять релятивизм, ведь когда молодой человек занимается постоянным изучением своего внутреннего мира, пытается самостоятельно осознать бытие и раскрыть свою личность, то он обращается к более устойчивым и нерушимым постулатам, нежели к кратковременным настроениям релятивизма. Сартр и экзистенциалисты в общем повлияли на создание уникальной психологии человека, в которой и нашли свое отражение вечные и нерушимые законы. «Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл»,-пишет Сартр. Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение «добродетели и благой жизни». Стоит также заметить И. Канта, который впервые высказал суждение о ценности, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека. Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни. Кант в данной работе является определенным маяком, помогающим не уйти в размышлениях на сторону релятивизма. Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им положительную социальную значимость, отражают органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего - эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Для работы было проведено исследование, с помощью которого определились основные направления аксиологических ценностей среди студентов 3-4 курса. Были выделены следующие группы: - семейные ценности (важность семьи, брака); - культурные ценности (важность развития духовной культуры, потребность в культуре); - социальные ценности (важность общения, признания, одобрения коллективом); - материальные ценности (важность денег, работы, материальных благ); - научные ценности (важность получения образования, развития науки). Ниже представлен график, который показывает как распределены приведенные ценности в рамках личных приоритетов среди студентов. Рисунок 1 – График распределения аксиологических ценностей среди студентов. Рассмотрим более конкретно релятивизм в каждой категории. Материальные ценности являются на сегодняшний день одними из самых актуальных ценностей. Релятивизм в данной области проявляется в том, что неверное формирование своих целей и смысла своей жизни только на материальную сторону жизни несомненно ведет к разрушению гармоничной личности, проявлению волюнтаризма в его худшем виде и отчужденности. К сожалению, современное общество и СМИ настраивают молодое поколение именно на получение сиюминутной прибыли, ценности денег и прочих благ. Молодому человеку просто необходимо научиться рационализировать свои материальные ценности и свои моральные принципы и научиться выдерживать строгий баланс между ними. Следующая не менее важная ценность – это ценность общения и потребность в обществе. Молодежь в данной категории ищет признания, общения с интересными людьми и принятие социумом. Двойственность социальных ценностей заключается в том, что ввиду постоянного отсутствия времени молодежь стремиться как можно «быстрее» общаться, т.е. с помощью интернета и мобильной связи. Данная быстрота и мобильность ведет к отчуждению человеком важных принципов и навыков общения, пропадает способность грамотно и правильно подать себя людям, ведь в интернете этого не нужно. Здесь важно не допустить перекоса в сторону виртуального общения, важно сохранить и даже улучшить навыки грамотного живого общения, т.к. рано или поздно любой студент обретет профессию и для достижения его целей просто необходимо будет умение правильно общаться. На третьем месте расположились семейные ценности. О них мы говорили в предыдущей статье «Релятивизм как проблема современной молодежи». Двойственность семьи можно очень легко продемонстрировать: современное общество и СМИ абсолютно лояльно и даже положительно относятся к гражданским и однополым бракам, все реже поднимая вопрос об ответственности супругов друг перед другом, пытаясь все более упростить данный институт государства. Однако релятивистские тенденции ведут к необратимым разрушениям норм морали и этики, которые складывались веками. Во времена молодости наших родителей такое понятие как «гражданский брак» не признавалось, считалось аморальным, но на сегодняшний день подобная система отношений становится почти нормой. Чтобы решить данную проблему среди молодежи необходимо еще в институте закладывать основы ценностей, проверенных годами. Предпоследнее место занимают культурные ценности. В современном мире формируется новый вид культуры – информационная. Для молодежи, с одной стороны, она кажется привлекательной, ведь так легко можно все посмотреть и узнать, однако новую информационную культуру наполняет только «нужная» и «быстрая» информация, в ней не закладываются идеи и традиции культурно-исторического наследия. В новой культуре молодежь пытается отобразить повседневные и краткосрочные идеи, воспринимая это за искусство, потому что у молодежи нет понимания о важности и значимости традиций культуры. Последнее место занимают научные ценности. Среди современной студенческой молодежи наука не играет важной и ведущей роли. СМИ сейчас активно поддерживают идею о том, что и без образования можно добиться богатства и признания, но, на наш взгляд, имеется существенная разница между человеком с высшим образованием и без него. Разница эта заключается в различии способности мыслить и правильно формировать свое мировоззрение и свою личность в целом. Опасность релятивизма состоит в том, что современная молодежь стремится получить знания без труда, как можно быстрее, ведь сейчас высшее образование часто становится фомальным. Проблема в том, что, получая быстрые знания или быструю оценку, студенты лишают себя возможности приобрести единственно ценную вещь – знания, которые в жизни могут пригодиться не раз. Исследование дало возможность приступить к разработке путей решения данных проблем. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, современная молодежь имеет очень много проблем, связанных с нарушением аксиологической шкалы. Эти проблемы нужно решать, т.к. невозможно сформировать устойчивую, мыслящую и развитую личность без фундамента, на котором должно быть четкое понимание своих приоритетов и ценностей. Во-вторых, необходимо разграничить и устранить двойственность среди аксиологических понятий для того, чтобы не допустить развития безнравственной и пустой личности, нацеленной только на удовлетворение собственных потребностей и получение прибыли. Путем решения данной проблемы мы видим создание новой философии, которую необходимо будет довести до молодого поколения, помочь ему найти свой путь среди заманчивых путей релятивизма. Именно в создании новой философии на базе классической школы философии заключается наша дальнейшая работа. |
Социальные нормы российской студенческой молодежи в условиях неопределенности:... Охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает в жизни отношения повелений и подчинения | «Речевая культура современной молодежи» В научных изданиях, сми и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика... | ||
Анализ рынка недвижимости г Ярославля С этих позиций изучение рынка недвижимости как объекта управления, исследование финансово-экономических и организационных проблем... | Реферат по дисциплине «Введение в профессию» Академик Российской академии образования И. С. Кон говорил: "В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем... | ||
Реферат выступление презентация Мурзаева Яна 7А 6 5 4 «Язык современной... «Язык современной молодежи. Школьный сленг» (Речевой портрет учеников 7-8 классов) | Российской Федерации Федеральное агентство по делам молодежи Международный... Анализ работы общественных движений и объединений в области патриотического воспитания молодежи | ||
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской,... | «Проблемы молодёжи» Германии и сопоставление с жизнью молодёжи в современной России; воспитание чувства ответственности, уважения к родителям | ||
В. В. Галыга Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью... Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью в последние десятилетия, рассматриваются деятельность коллектива кафедры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Третьих Всероссийских аксиологических чтениях «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи». На чтениях планируется работа следующих... | ||
Исследование операций и системный анализ Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа | «Философские вопросы математики» Цель дисциплины: формирование целостного системного представления о теоретических и методологических основаниях математики, анализ... | ||
Гражданско-правовое и патриотическое События последнего десятилетия изменили отношение общества к ряду проблем в работе с детьми и молодежью. В ряд социальных проблем... | Ростовской области В целях выявления и поддержки талантливой молодежи, стимулирования интереса обучающихся к углубленному изучению проблем развития... | ||
Исследование Вспышки гриппа во время массовых мероприятий, посвященных... И dominic E. Dwyer, от имени Группы по исследованию гриппа, возникшего после Всемирного Дня Молодежи 2008 года2 | Темы вашего учебного проекта Шекспир, обратиться к культуре Ренессанса вообще, сравнить ее с современной культурой и решить, будет ли полезен современной молодежи... |