Скачать 286.03 Kb.
|
На правах рукописи Голубева Юлия Васильевна ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 24.00.01 – теория и история культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону – 2011 Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Защита состоится «22» декабря 2011 г., в 14.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434). С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан «22» ноября 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета М.В. Заковоротная ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования определяется важностью для философского и культурологического дискурса осмысления трансформации социокультурного статуса отечественной интеллигенции в дореволюционный, советский и постсоветский периоды и анализа ее функций и перспектив влияния в современной России. Сегодня одной из наиболее популярных тем, занимающих общественное сознание, является тема роли российской интеллигенции в мировой цивилизации. Вопросы о роли современной интеллигенции на данном историческом этапе занимают исследователей. Ответить на этот вопрос может лишь человек, осознавший свое место в обществе, уяснивший социальные потребности и интересы своей социальной группы. При множественности исследований на эту тему ученые лишь не намного продвинулись вперед в понимании сущности понятия «интеллигенция» в сравнении с тем периодом времени, когда был предложен этот термин. До сих пор идут споры о том, каковы границы социальной группы интеллигенции, каковы критерии отнесения к этой группе, является ли интеллигенция специфически русским явлением, которое отличается от западных интеллектуалов, являются ли работники сфер науки, культуры, искусства, образования и просвещения наследниками российской дореволюционной интеллигенции или же они – представители новой социальной группы, возникшей в реальности СССР. В современных условиях глобализующегося общества роль интеллигенции и ее социокультурный статус существенно изменились в сравнении с предшествующими современной российской действительности историческими периодами. Новая Россия переживает ситуацию социальной и нравственной нестабильности вследствие отказа от ценностей, лежащих в основе прежней общественно-политической системы. Интеллигенция, занятая в сфере науки, находится в ситуации рыночной конкуренции, в то время как результативность научных исследований не всегда носит сиюминутный характер. Направления исследований, не выступающие на первый план сегодня в будущем могут стать определяющими в стратегии развития общества. Поэтому необходимость поддержки фундаментальной науки государством, по нашему мнению, является очевидной. Проблема определения статуса, влияния и роли отечественной интеллигенции требует разрешения, т.к. напрямую связана с проблемой ответственности. Желание понять себя и свою культуру, внести ясность в понимание этого феномена в масштабах отечественной философской, культурологической и общественно-политической мысли стимулирует академический интерес к теме данной работы. Степень разработанности проблемы Динамика социокультурного статуса интеллигенции в данной работе рассматривается в рамках трех исторических периодов: дореволюционном, советском и постсоветском. История российской интеллигенции в дореволюционный период отражена не только в трудах мыслителей, поставивших проблемы роли интеллигенции в развитии России, но и в их собственных биографиях. П.Я. Чаадаев в «Философическом письме», содержащем его размышления о развитии России дал толчок к острой полемике среди представителей дворянской интеллигенции и формированию течений славянофилов и западников, споры которых актуальны и сегодня. М.О. Гершензон высоко оценивал русскую интеллигенцию и видел ее предназначение в служении русскому народу. Знаменитый сборник «Вехи» внес существенный вклад в развитие интеллигентоведческого дискурса и является наследием российской культуры. А.С. Хомяков видел перспективу развития России в укреплении представителями интеллигенции православия, самодержавия и народности, являясь ярким представителем славянофильства. Ф.М. Достоевский полемизировал с приверженцем социализма В.Г. Белинским и считал, что Россия должна быть православной и результатом социализма видел вседозволенность. Н.А. Бердяев отличал русскую интеллигенцию от западных интеллектуалов и считал, что она подготовила революцию 1917 года. Анализом функций интеллигенции в российском обществе также занимались И.В. Киреевский Н.Г. Чернышевский В.П. Федотов и др. А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачев, С.Л. Франк, А.И. Солженицын, Ю.М. Лотмана, П.Б.Струве и др. исследовали интеллигенцию в советский период. Современные исследователи С.Г. Кара-Мурза, М.С. Каган, Л.А. Булавка, А.И. Клибанов, А.М. Амфитеатров, В.С. Павлов, С.С. Неретина, В.С. Савчук рассматривают особенности развития советского общества, многочисленность представителей советской интеллигенции, ее деление, условия существования в идеологическом поле. Социокультурный статус интеллигенции и перспективы влияния на процессы модернизации в постсоветском пространстве исследуют Т.В. Наумова, С.Г. Кара-Мурза, М.С. Каган, Р.В. Рывкина и др. ой.нию,ть поддержки фундаментальной науки государством являем могут стать определяющими в стратегии развития обществ Российский социологический дискурс, представляющий интеллигенцию как социальную группу представлен именами Ю.А. Левады, Б.В. Дубина, Л.Д. Гудкова, К.З.Акопяна, И.В. Нарского и др. Зарубежные социологи, исследующие феномен интеллектуальных групп – П. Бурдье, Р.Арон, Р. Коллинз и др. О специфике российской интеллигенции в отличие от западных интеллектуалов написано в трудах В.А. Куренного, И.С. Кона, Г.С. Померанца и др. Сущности интеллектуала посвящены работы М.Фуко, Ж.-П. Сартра и П. Бурдье. Функции интеллигенции описаны в трудах В.А. Куренного, И.С. Кона и др. Интеллигенция в литературе и кинематографе описана широко, образы интеллигенции в культуре проанализированы в работах М.Ю. Лотмана, Л.Н. Когана и др. Судьба современной российской интеллигенции и проблемы ее функционирования поднимаются в работах Ю.М. Лотмана, Б.В. Дубина, Л.Д. Гудкова и др. Интеллигентоведческая проблематика поднимается в следующих диссертационных исследованиях: «Интеллигенция в дискурсивной проекции: проблемы идентификации и влияния» (Т.В. Ерова), «Социокультурный статус интеллигенции» (А.С. Емельянова), «Феномены власти в бытии человека» (С.В. Соловьева), «Свобода и научное творчество» (Е.В. Дармограй). Необходимо отметить, что специфика российской интеллигенции на основе литературоведения и кинематографии и проблема нового социокультурного статуса интеллигенции требует междисциплинарного анализа, попытка которого предпринимается в данной работе. Объектом диссертационного исследования выступает современная российская интеллигенция как социокультурный феномен. Предмет исследования – специфика и социокультурный статус интеллигенции, динамика социокультурного статуса, его функции, образы и перспективы влияния на российскую культуру. Цель исследования – междисциплинарное рассмотрение сущности российской интеллигенции посредством анализа социокультурного, и исторического аспектов. В соответствии с поставленной целью, предполагается решение следующих задач:
Методологические и теоретические основы исследования Диссертационное исследование представляет собой междисциплинарное рассмотрение российской интеллигенции. Теоретической основой выступают деятельностная концепция культуры (Ю.А.Жданов, В.Е.Давидович, Г.В.Драч, Е.Я. Режабек, О. М. Штомпель), в рамках которой культура понимается как способ человеческой жизнедеятельности, сохраняющий общественную целостность и ее структуру, исторический, социологический, аксиологический, сравнительный, литературоведческий анализ, герменевтическая методология. Исторический анализ позволяет выявить тенденцию развития российской интеллигенции. Сравнительный анализ российской интеллигенции и западных интеллектуалов позволяет выявить функциональный и содержательный критерии их различения. Социологический анализ, опирающийся на социально-конструктивистскую методологию П. Бурдье, российскую социологическую школу (И.С. Кон, Ю.А. Левада, Б.В. Дубин, Л.Д. Гудков) представляет российскую интеллигенцию как социальную группу и позволяет анализировать ее динамику в социокультурном контексте. Элементы литературоведческого анализа образов российской интеллигенции, представленные в работе, опираются на труды М.Ю. Лотмана и Л.Н. Когана. Аксиологический подход раскрывает значимость интеллигентоведения для развития российской культуры в ценностном аспекте. Герменевтическая методология применяется для анализа философских текстов, литературных и кинематографических произведений. Также методологической основой исследования выступают общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, позволяющие рассматривать динамику социокультурного статуса российской интеллигенции. Научная новизна исследования
Основные положения, выносимые на защиту
Теоретическая и практическая значимость исследования Вопросы, поднятые в исследовании, позволяют глубже исследовать историю российской культуры в целом и феномен интеллигенции в частности. Сравнение российской интеллигенции и западных интеллектуалов дает теоретический и практический инструментарий для анализа современных социокультурных явлений в России и за рубежом, основанных на трансформации интеллектуального и культурного производства. Междисциплинарный анализ образа интеллигенции, описанного в литературных произведениях Ф.М. Достоевского, Б.Л. Пастернака, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова, А.И. Солженицына и показаного в кинематографических картинах В.А. Никифорова, Э.А. Рязанова, В.В. Бортко, А.А. Прошкина и др. позволяет целостно рассматривать интеллигенцию как социокультурный феномен и увидеть трансформацию его социокультурного статуса. Материалы диссертации могут быть использованы для составления учебно-методических комплексов и пособий по истории русской интеллигенции, истории интеллектуального творчества (история российской науки) и др. Результаты исследования позволяют анализировать феномен российских интеллектуалов, выполняющих роль экспертов социокультурных проблем в различных областях гуманитарного знания. |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... На тему «Динамика статуса великой державы в мировой политике: Россия в сравнительной перспективе» | Конспект лекции по теме 1 «Права человека и современное национальное... Понятие и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации | ||
Дизайн архитектурной среды как способ моделирования социокультурного пространства города Охватывает не только материальные элементы и пространственные связи между ними, но и осуществляемые в этом пространстве поведенческие... | Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений... Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также равноправия субъектов Российской Федерации... | ||
Российско-швейцарские торгово-экономические отношения Швейцария является традиционным торговым партнером Российской Федерации. Динамика товарооборота между Россией и Швейцарией за последние... | Российской федерации Дать общее представление о развитии европейской и американской литератур в единстве литературного, социокультурного, философского,... | ||
Декабристы, идеи и деятельность реферат 2006г. Источник Скованное "наивным монархизмом", российское крестьянство не могло самостоятельно ликвидировать самодержавно-крепостнические порядки.... | Железнодорожное строительство на юге российской империи в пореформенный... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное На тему: «Динамика показателей инновационного развития регионов на примере Санкт-Петербурга» | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное На тему: «Динамика показателей инновационного развития регионов на примере Санкт-Петербурга» | ||
Динамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Экологически обусловленные особенности статуса курения и состояния... Учреждение Российской Академии Медицинских Наук Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза рамн | ||
Правила вождения мопеда. Трогание с места (с остановкой) Скутер заправляется бензином марки аи95(92) и моторным маслом для 2х-тактных двигателей. Можно конечно заправлять и аи-92, но тогда... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Кроме того, история русской литературы тесно связана и с культурными практиками повседневности: именно со второй половины XVIII века... | ||
Пространственно-временнáя динамика атмосферного озона и связанных с ним газовых примесей Работа выполнена в Институте физики атмосферы им. А. М. Обухова Российской Академии наук | Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин Предполагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина,... |