Реферат ученицы 9 класса «А»





Скачать 252.36 Kb.
НазваниеРеферат ученицы 9 класса «А»
страница1/2
Дата публикации23.12.2014
Размер252.36 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2


ГОУ Гимназия 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

ученицы 9 класса «А»

Саркисян Сюзанны

По теме:

Психологические особенности детской речи”

Научный руководитель:

В.В. Глебкин

Москва 2011 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...……..3

§1. Формирование и развитие детской речи.…………………………………………………..5

§2. Формирование речи у детей с психофизиологическими нарушениями.………………..13

§3. Детская речь-ключ к пониманию познавательных процессов…………………………..15

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………………..21

Введение.

Каждый из нас рано или поздно, так или иначе, сталкивается с детьми. Всем известно, что детская речь сильно отличается от взрослой. И в процессе общения часто возникает недоумение, а иногда и недопонимание - ребенок говорит одно, а понимаем мы его совсем по-другому.

Изучение детской речи и мышления ребенка имеет большое значение для педагогики. Например, знания о том, что сначала ребенок овладевает элементарными понятиями, а только потом способен обобщать, в результате овладения новым методом мышления, помогают организовать порядок изучения предметов. Так, в младших классах дети изучают арифметику, а в старших переходят на алгебру. Научные же понятия формируются совсем наоборот, здесь другой принцип. Сначала ребенку легче овладеть сложными понятиями, а потом перейти к более простым. Благодаря всем этим знаниям, процесс обучения становится легче.

Однако не все дети имеют возможность овладеть речью. У некоторых этот процесс затруднен из-за каких-либо дефектов. С этими детьми работают логопеды, дефектологи, учителя специальных школ, но работа эта очень сложная, т.к. нам мало известно о детской речи.

Всё это вызвало интерес к такой загадочной теме, как детская речь.

Цель данного реферата заключается в том, чтобы понять, как формируется речь у здоровых детей и у детей с психофизиологическими нарушениями, как протекает её развитие на разных этапах детства и с чем связано возникновение речи.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. определить, что такое детская речь и, каково её значение;

  2. описать ступени развития мышления, так как формирование речи непосредственно с ними связано;

  3. указать первые слова ребёнка;

  4. описать виды нарушений, из-за которых ребёнок лишен возможности овладеть языком и определить какие знаковые системы могут заменить естественную речь;

  5. рассказать о речи на разных этапах развития ребёнка.

Для написания своей работы я использую следующую литературу: Выготский Л.С. «Мышление и речь» и «Собрание сочинений в шести томах» («Кризис первого года жизни», «Раннее детство»), Фрумкина Р.М. «Психолингвистика», сайты «Академик» и «Большая советская энциклопедия». Книга Выготского «Мышление и речь» посвящена критике работ других авторов на эту тему, объяснению связи между мышлением и речью и самому процессу развития речи у ребенка. Я считаю, что в ней отлично раскрыта выбранная мной тема. Во второй книге Льва Семёновича, мне понадобились только две главы, повествующие о развитии детской речи на первом году жизни и в раннем детстве. В книге «Психолингвистика» Фрумкина говорит о речи в целом, но упоминает и детскую речь, поэтому в своём реферате я использую не целую книгу, а лишь её часть. Ревекка Марковна рассказывает о проблемах изучения детской речи, об аспектах её изучения, о взглядах других психолингвистов и о проблемных детях, с нарушениями. Этот источник также оказался полезным. Сайты «Академик» и «Большая советская энциклопедия» понадобились мне только для того, чтобы дать определения нескольким понятиям.

§1. Формирование и развитие детской речи.

Детская речь - совокупность особенностей речи ребёнка (преимущественно преддошкольника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации1.

Детскую речь изучают не только лингвисты, но и психологи, потому что она позволяет понять, как развиваются психические процессы, прежде всего - познавательные, а также отдельные мыслительные операции. Изучают её ещё и как источник представления о процессе социализации ребенка и как достойный отдельного внимания объект.

Речь ребенка неразрывно связана с мышлением, которое мы и рассмотрим ниже.

1.1.Формы мышления ребёнка.

Существуют несколько ступеней развития мышления, но разные авторы в своих работах определяют их по-своему. Рассмотрим два варианта, один из которых принадлежит Ж. Пиаже, а второй - Л.С. Выготскому. Стоит для начала немного рассказать об обоих.

Работы Пиаже являются одними из первых систематических исследований о детской речи. Он привнес неоценимый вклад в изучение этой проблемы. Л.С. Выготский, в свою очередь, рассмотрел мышление и речь ребенка по-новому, критикуя психологические концепции других, в том числе Пиаже. Выготский понимал огромное значение исследований Пиаже, однако говорил, что они не могут быть объективными, так как Пиаже рассматривал только факты и хотел избежать какой-либо теории.

Итак, Пиаже писал, что сначала развивается внеречевое аутистическое мышление, затем эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, а последняя стадия - это социальная речь и логическое мышление. Выготский же предполагал, что социализированная речь- это первая ступень, вторая- это эгоцентрическая речь и третья- это внутренняя речь.

Прежде всего, необходимо разъяснить, что такое эгоцентрическая речь. Эгоцентрическая речь - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка2. По мнению Пиаже, эгоцентрическая речь является прямым доказательством эгоцентрического мышления ребенка и говорит против социального происхождения его речи3. Однако Выготский не согласился с ним, и чтобы доказать свою точку зрения, видоизменил эксперимент, на основе которого Ж. Пиаже сделал свой вывод. Он организовал поведение ребенка в такой же естественной обстановке, как у Пиаже, но ввёл в нее целый ряд затрудняющих моментов. В опытах Выготского ребенок, поставленный, перед некоторой трудностью, например, обнаружив отсутствие необходимого ему цветного карандаша, дает взрыв эгоцентрической речи. Коэффициент ее стремительно возрастает, почти вдвое по сравнению с контрольными опытами по методу Пиаже. Это дает Выготскому основание полагать, что «затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь»4. Этот вывод прямо противоположен выводу Пиаже и говорит о том, что социализированная речь предшествует эгоцентрической.

Далее Лев Семёнович говорит о детях школьного возраста. Школьник, обнаруживая некие затруднения, использует уже внутреннюю речь, то есть он сам все обдумывает и решает проблему.

Затем, возникает вопрос об аутистическом мышлении. Является ли оно первоначальным, как утверждает Пиаже? Аутистическая мысль похожа на мечту, она никуда не направлена, а лишь стремится удовлетворить желание, следовательно, она индивидуальна. Пиаже утверждает, что это первая ступень, исходя из того, что мысль идет на службу непосредственному удовлетворению потребностей гораздо раньше, чем принуждает себя искать истину5. Выготский не согласился с Пиаже, он ставил аутистическое мышление после действенного, практического, основываясь на том, что все существа реагируют на действительность, но не все способны себе что-то вообразить, так как для этого необходимо обладать способностью к воспоминанию. Таким образом, по мнению Выготского мышление ребенка развивается от социального к индивидуальному.
1.2. Первые слова ребёнка.

Первые слова ребенка- это вовсе не те слова, которые мы имеем в виду, когда говорим о лексиконе взрослого6. Они относятся не к отдельному объекту, действию или состоянию, а к ситуации, мыслимой как целое. Первые слова фиксируются для того, чтобы накопить побольше фактов, ведь это главное при изучении детской речи, так как оно в основном проводится описательным способом. Ясно, что практически невозможно узнать, сколько слов говорит ребёнок, и какие это слова. Во-первых, сложно понять является ли словом то, что произнес ребёнок, так как это могут быть лишь звуковые сигналы, напоминающие это слово. Во-вторых, у маленьких детей ограничены артикуляторные возможности. В-третьих, иногда дети, употребляя одно слово, подразумевают под ним сразу несколько понятий. Это называется сверхгенерализацией или сверхобобщением. Однако не всегда можно понять, когда оно есть, а когда нет, так как некоторые слова просто похожи по звучанию, а обозначают разные понятия.

Несмотря на эти трудности, существует классификация детской речи, предложенная американскими ученными в 1992 году. Выглядит она так:

  1. ПИ - простые имена, которыми ребенок обозначает ситуации и предметы одновременно.

  2. ПОДР - звукоподражания.

  3. ЛИ - личные имена.

  4. ИНТ - слова, обеспечивающие взаимодействия.

  5. ПРОЧ - другие слова

Когда у ребёнка маленький словарный запас, тогда он в основном пользуется ПОДР и ЛИ. А в случае владения большим объёмом слов, у детей преобладают ПИ (простые имена).

1.3.Кризис первого года жизни.

Содержание этого кризиса выражается в трех моментах, но мы рассмотрим только тот, который связан с речью ребенка. На первом году жизни ребенка, происходит такой процесс образования речи, при котором нельзя точно сказать является ли ребенок говорящим или нет, когда речь и есть и её ещё нет.

Существуют несколько теорий, касающихся возникновения речи. Первая из них – теория постепенного возникновения речи на ассоциативной основе. Эта теория уже умерла, но всё же стоит узнать о сделанных ею выводах. Суть ассоциативной теории в том, что связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя членами7. Например, ребенку показали и назвали пенал, у ребенка устанавливается связь между названием и внешним видом этого предмета. Когда ребенок в следующий раз услышит слово «пенал», он сможет вспомнить предмет, который связан с услышанными звуками.

Если допустить, что данная теория верна, то можно сделать вывод, что всё развитие детской речи – это развитие словаря, т.е. увеличение и обогащение ассоциативных связей и, что значение слова приобретается раз и навсегда.

Как уже было сказано, данная теория уже не действует, но выводы, сделанные из неё, сохранились и в последующих теориях. Вопрос о развитии значений слов даже не затрагивался в других теориях.

Вторая группа теорий – это теории В. Штерна. Он утверждал, что первое слово является фундаментальным шагом в детском развитии8. В этой теории есть несколько положений:

  1. Ребёнок узнает, что каждая вещь имеет своё имя и тем самым открывает для себя символизирующую функцию речи (всякую вещь можно обозначить в знаке).

  2. Переход ребенка от пассивного к активному увеличению словаря. Ребенок знает столько слов, сколько ему было дано, а потом начинает интересоваться названиями других предметов. Штерн считает, что это детское открытие должно быть названо первым общим понятием ребёнка.

  3. У ребёнка появляются первые вопросы о названиях новых вещей («Что это?»).

Выготский приводит несколько причин, по которым данная теория является правильной. Во-первых, все три симптома, названные в теории, позволяют узнать, произошёл фундаментальный перелом в развитии речи ребёнка или нет. Во-вторых, эта теория глубоко освещает акт образования первого детского осмысленного слова, т.е. отрицает ассоциативную связь. Наконец, изменение в развитии речи несёт почти мгновенный характер.

Однако есть и неверные моменты. Например, годовалый ребёнок не на столько интеллектуально развит, чтобы понять, что каждая вещь имеет своё имя. Это понимание, по мнению Выготского, является смыслом речи для взрослого, которым ребёнок в таком возрасте овладеть не может. Во-вторых, ребенок в 1,5 года не делает открытия о логической природе речи, как показывают экспериментальные исследования. Даже большинство школьников не могут отделить имя предмета от его свойств. В-третьих, понятие о речи не выводится самим ребёнком. Представление о нём вырабатывается в процессе речи.

Следующая точка зрения принадлежит Бюлеру. Он называет мгновенное открытие Штерна открытием молекулярной формации (это открытие является результатом микроскопического движения, нарастающего изо дня в день и растянутого на протяжении нескольких месяцев).

Точка зрения А. Валлона. Он, как и Штерн, считает, что ребёнок в этом возрасте делает открытие. Однако, думает, что он открывает не общее понятие, а способ обращения с вещами, т.е. ребёнку открыли возможность наименования вещи, а он затем сам начинает использовать её.

Теория К. Коффки. Для него и для всей структурной психологии, первое открытие ребёнка – это структурный акт. В этот момент ребёнок открывает структуру «вещь-имя».

Все эти три теории более соответствуют фактам, нежели теория Штерна, т.к. они построены на её критике. Однако, у всех присутствует одна и та же ошибка, заключающаяся в том, что ребёнок делает открытие раз и навсегда, т.е. допускается неизменность в возникновении и развитии детских слов.

1.4. Периоды развития детской речи.

Выделяется три периода развития детской речи:

  1. Безъязычный – этот период характеризуется тем, что ребёнок ещё не способен говорить, но у него уже появляется потребность в общении. Например, когда младенец не может приблизить или отдалить от себя предмет, то ему нужно действовать через других. В этих случаях ребёнок должен каким-то образом взаимодействовать со взрослыми, например, он может использовать жесты.

  2. Автономная детская речь. Название этого периода предложил В. Элиасберг. Он считает, что прежде, чем ребёнок начинает говорить на нашем языке, он заставляет говорить нас на своём. Переход от безъязычного периода к языковому и осуществляется с помощью автономной речи. Этот период нуждается в более подробном анализе, потому что начало и конец автономной детской речи и знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.

Первым, кто описал автономную речь, был Ч. Дарвин. Благодаря наблюдениям за своим внуком, он выяснил, что между первым и последним этапами развития речи, ребёнок говорит на своеобразном языке. Своеобразие это заключалось в том, что с артикуляционной и с фонетической стороны, эта речь не совпадает с нашей (примеры слов: «пу-фу», «бо-бо»).

Второе отличие – это, то что слова, употребляемые ребёнком на этом этапе, отличаются по значению от обычных. Дарвин, подтверждая это, приводит следующий пример. Как-то его внук увидел плавающую в пруду утку и стал называть её «уа» (либо из-за звуков, которые она издавала, либо из-за названия, данного взрослым). Далее мальчик стал называть так все жидкости. После он увидел на монетке изображение птицы и тоже стал называть монеты «уа». В конце концов, все предметы, похожие на монеты, получили такое название.

Итак, одним словом у ребёнка называется целый комплекс вещей, которые у взрослых никак не могут иметь одно название.

Из первых двух отличий (фонетического и смыслового) вытекает третье – общение с помощью такой речи должно резко отличаться от нашего. Общение по средствам такого своеобразного языка может протекать только между ребёнком и человеком, понимающим значения его слов. Более того, такое общение возможно только в конкретной ситуации. Слово может быть понятно только тогда, когда предмет перед глазами.

Четвертая и последняя отличительная особенность – это своеобразие связи между словами. У взрослых слова и значения соединяются в связную речь при помощи синтаксиса и этимологии. А у детей действуют законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний, которые мы издаем, находясь в сильном аффекте и волнении9.

Все четыре особенности были описаны Дарвином, но его наблюдения не были по-настоящему оценены и поняты. Следующим, кто возобновил изучение автономной речи, был К. Штумпф. Его ребёнок задержался на этом этапе до четырёх лет, хотя обычно период длится не более двух лет. Это и позволило Штумпфу накопить больше наблюдений и заметить два основных факта, которые сейчас являются основой учения о детской речи.

Первый факт говорит о том, что автономная речь представляет собой закон, который наблюдается в развитии каждого ребёнка. Вот как он звучит: прежде, чем ребёнок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь10.

Второе положение заключается в том, что при многих формах недоразвития речи, при расстройствах речевого развития, автономная речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития.

  1. Языковой – это последний период, который характеризует развитие речи в раннем детстве, когда ребёнок усваивает в основном язык взрослых.

Таким образом, самое главное приобретение ребёнка в критическом возрасте – это автономная речь, но она не остается на всю последующую жизнь, в отличии от приобретений стабильного возраста, таких как умение говорить, ходить, писать и т.д.

1.5. Раннее детство.

Чтобы понять, что на этом этапе приобретает ребёнок, по мнению Выготского, нужно рассмотреть несколько моментов. В своём реферате я затрону только новообразования, относящиеся к речи. Развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребёнка этого возраста и существенно меняет отношение ребёнка к окружающей среде.

Изучение речи с внешней стороны, т.е. только звучащей речи, началось давно. Отмечали, что речь состоит из отдельных звуковых элементов, наиболее легко символизируемых при письме. Сначала ребенок не обладает всеми элементами звуковой речи, а к 2,5 годам (конец раннего детства) ребёнок овладевает всем звуковым багажом. Далее К. и В. Штерны полагали, что умея произносить отдельные звуки, ребёнок может овладеть определенными звукосочетаниями. Но, если считать, что эта теория верна, то следующие положения должны быть верны:

  1. Развитие речи заключается только в количественном увеличении словаря.

Были так же подвергнуты сравнению развитие звуковой и письменной речи. Развитие письменной речи действительно обусловлено овладением элементами, но представляет собой овладение не отдельными словами, а принципом письма. Предполагалось, что усвоение родного языка идёт так же, как усвоение иностранного. Ребёнок овладевает словом, как комплексом звуков и поэтому надо каждый раз заучивать новое слово, как в иностранном языке. Но оказалось, что усвоение слов родного языка идёт иначе. Здесь присутствуют методы усвоения и устной, и письменной речи. Овладев структурой, дети получают возможность овладения всеми словами, но они не должны заучивать их, а должны каждым словом овладевать отдельно.

  1. В письменной речи легче выделить элемент, т.е. ребёнку легче написать букву, чем слово. А в звучащей речи наоборот. Таким образом, аналогия между звучащей речью и письменной неверна.

  2. Если бы путь развития речи лежал от звука к комплексу, то ребёнку бы пришлось выполнять труднейшую работу, которая не может выполняться на таком уровне развития. А именно, ребёнок должен вылавливать отдельные звуки – буквы и сам создавать азбуку.

Итак, теория полна противоречий и не может быть верной.

Новая фонетика вывела следующие положения о развитии звучащей стороны речи. Во-первых, эта речь подчинена смысловой стороне детской речи. Во-вторых, слово может быть узнано на фоне других слов. Для ребёнка раннего возраста фоном является речь окружающих его людей. В-третьих, рост и развитие речи связаны с дифференциацией смыслов. И наконец, путь речевого развития – это не путь развития элементов речи, т.к. звучащая речь подчиняется смысловой.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат по творчеству Э. Асадова реферат по литературе ученицы 9...
Реферат по литературе ученицы 9 класса Крошнозерской основной общеобразовательной школы
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат по истории Ученицы 8 класса Школы «Взмах»

Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат по истории Ученицы 8 класса Школы «Взмах»

Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы 6 «А» класса средней школы имени В. М. Комарова Темеровой Светланы
...
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат по английскому языку ученицы 8 «А» класса Седовой Анны
Введение. Цель, задачи, методы, актуальность исследования стр
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы 6 «Н» класса мбоу «Лицея №9 им. А. С. Пушкина»
«Мой дедушка Гарипов Габдулгазиз Гарифович, ветеран Великой Отечественной войны»
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы 8 «А» класса
Слово метеор происходит от греческого «метеорос» и дословно означает «явление вверху» или «предмет, парящий в воздухе»
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы 8 «А» класса
Слово метеор происходит от греческого «метеорос» и дословно означает «явление вверху» или «предмет, парящий в воздухе»
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат состоит из введения, основной части, которая в себя включает...
Отзыв руководителя Бычковой Ольги Анатольевны, учителя истории на реферат ученицы 8 «б» класса Мишиной Александры
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат по теме «Пифагор и его теорема»
Авторы: ученицы 8 класса моу леботерская оош с. Леботер, Томской области, Чаинского района Макарова Надежда и Пчелкина Ирина
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы 10-го класса Приморской средней школы Алены Рыжевой
Земли первого в мире космонавта гражданина, Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина объявлен годом российской космонавтики
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы Тема: «История развития математики в Древнем Египте и Индии»
Автор: ученица 10 «Л» класса моу сош №5 п. Айхала Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Томилова Ирина
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат на тему «Элетротравмы»
Реферат подготовили ученицы Средней школы №20 г. Бреста Лукичёва Юлия и Светлана Черкас
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРецензия на реферат ученицы 9 класса Гавриковой Анастасии
Тема, выбранная ученицей для написания реферата, сформулирована корректно. Она предполагает изучение биографических данных как М....
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРецензия на реферат ученицы 9 класса Гавриковой Анастасии
Тема, выбранная ученицей для написания реферата, сформулирована корректно. Она предполагает изучение биографических данных как М....
Реферат ученицы 9 класса «А» iconРеферат ученицы 9 класса «А» Ройтерштейн Анастасии По теме: «Женщины-ученые...
Быть может, именно благодаря тому что, женщина стала принимать активное участие в общественной и научной жизни еще с древнейших времен,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск