Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия»





Скачать 141.05 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия»
Дата публикации16.01.2015
Размер141.05 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа гуманитарных наук


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Философская герменевтика

Направление <030100.68> «Философия»

Очная форма обучения

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс 1,2, семестр 2,3

лекции - 18 (час.)

практические занятия – 10 час.

лабораторные работы __ час.

всего часов аудиторной нагрузки – 28 (час.)

самостоятельная работа - 44 (час.)

контрольные работы - 0

Зачет 2, 3-й семестр

Экзамен __ семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта ДВФУ, утвержденного приказом ректора от 04.09.2012 № 12-13-449
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии, протокол № 8 от «08» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой философии: С.Е. Ячин 2012г.

Составитель: С.Е. Ячин д. филос.н., профессор, зав. кафедрой философии; М.Е. Буланенко к. филос.н., доцент кафедры философии.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация
В рамках данного курса студент получит знания в области одной из ведущих методологических направлений современной философии – герменевтики. Герменевтика это теория и методология интерпретации (понимания). Данная философская дисциплина является необходимой для понимания законов общения, в том числе общения представителей разных культур. Герменевтика межкультурной коммуникации получила распространение за рубежом в последние 20 лет, как применение общефилософского подхода к специфической области межкультурного диалога. В России это направление исследований мало известно. Проблемы, которые рассматриваются в данном курсе и в соответствующей области научных исследований касаются всех философских дисциплин. Среди них: зависимость философского познания от языка, условия возможности взаимопонимания людей разных убеждений и верований, источник конфликта интерпретаций, возникающий в межкультурном диалоге. Курс предназначен для магистров по специальности «философия».

Цели и задачи курса

Цель курса - овладение теорией и методологий герменевтики как одним из современных направлений исследования межкультурной коммуникации и практики межкультурного диалога, в том числе в сфере международных политических и экономических отношений.

В результате изучения курса, студенты должны знать и уметь:

  • Иметь знание современных проблем в области философской герменевтики,

  • предлагать и аргументировано обосновывать применение методологии философской герменевтики для решения проблем межкультурной коммуникации;

  • творчески адаптировать достижения зарубежной философии и науки к отечественной философии и учебной практике,

  • формулировать новые цели и достигать новых результатов в решении проблем межкультурного понимания,

  • применять принципы герменевтики к управлению экспертными знаниями при выработке согласованных решений представителями разных культур.

Компетенции, формируемые дисциплиной:


  • способность творчески адаптировать достижения зарубежной науки, техники и образования к отечественной практике, высокая степень профессиональной мобильности (ОК-1);

  • умение быстро осваивать новые предметные области, выявлять противоречия, проблемы и вырабатывать альтернативные варианты их решения (ОК-4);

  • способность генерировать идеи в научной и профессиональной деятельности (ОК-5);

  • способность вести научную дискуссию, владение нормами научного стиля современного русского языка (ОК-6);

  • способность к свободной научной и профессиональной коммуникации в иноязычной среде, с учетом региональной специфики (ОК-7).

  • знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать применение философской методологии для решения комплексных социально значимых задач (ПК - 1);

  • способность осуществлять анализ данных прикладных социологических, политологических, экономических исследований с использованием качественных и количественных методов (ПК – 9);

  • способность к разработке проектных решений социальных проблем и сценариев социальных процессов в составе междисциплинарных научно-исследовательских и проектных коллективов (ПК - 10 ).


I. Структура и содержание теоретической части курса
Тема 1. Предмет и основные понятия герменевтики (2 часа)
Основные задачи курса. Реконструкция истории идей, задание проблемного поля, проработка ключевых понятий, экспликация «многовекторности» философской герменевтики. Исторический экскурс в герменевтику: (1) назначение и (2) основные проблемы. Генеалогия понятий и принципов, концептуализация проблемного поля, вариативность решения герменевтических задач. Преемственность и «прерывность» теоретического развития герменевтики, «незавершенная универсализация», актуальность и потенциал.

Характер понимания традиции для герменевтического опыта: «позитивный» и «негативный» аспекты опыта. Феномен герменевтического круга и фундаментальное значение предрассудков понимания. Историзм: «действенно-историческое» сознание интерпретатора и «история воздействий» предания в их конститутивной связи. Критика понятия реконструкции и обоснование интегративных задач герменевтики. Аппликативный характер герменевтического опыта: диалогическая природа понимания и его постоянная актуальность.

Понимание и интерпретация: различие понятий. Символ как основной предмет герменевтического вопрошания. Историчность символического, концепция тройного «мимесиса». Понятие герменевтической дуги, связь интерпретатора с традицией: понимание как трансмиссия. Понимание и язык: значение метафорического.
Тема 2. Основные этапы становления герменевтики. Принципы герменевтического подхода (2 ч.)

Истоки герменевтической философии: ранняя экзегетическая традиция. Особенности экзегетики и ее отличие от герменевтики. Ранняя христианская экзегетика: внутренняя экзегеза, гомилетика. Аллегорическая (Филон Иудей, Александрийская школа) и буквальная экзегеза (Антиохийская школа). 4 принципа толкования Писания в библейской экзегетике (Ориген, Иоанн Кассиан, Иоанн Златоуст). Исторические, этимологические и аналогические приемы истолкования в экзегетике бл. Августина. Специфика перехода к библейской герменевтике в эпоху Реформации.

Пролиферация герменевтик (библейская, филологическая, историческая). Обоснование герменевтики как «универсальной науки» (Л. Хамфри) и «универсальной грамматики» (И.К. Даннхауэр) в Новое время: логические и методические аспекты интерпретации. Канонические правила и принципы понимания: правило благожелательности к автору (И. Клауберг); правило временной несоразмерности (Х. Томазиус); презумпция речевой эффективности (Кристиан Вайзе); презумпция герменевтической вероятности (Христиан А. Крусиус); презумпция согласованности речи (Х. Крусиус); принцип видимой справедливости (aequitas cerebrina) (Г.Фр. Майер, Хр. Вольф, И. Ламберт). Система средств интерпретации („media interpretandi“) по И. Даннхауэру. Специфика и проблемы «универсальной герменевтики» Нового Времени.
Тема 3. Понимание как центральная проблема герменевтики (2 ч.)

Общение как лоно понимания. Понимание и мышление. Онтологическая трактовка понимания. Человек как понимающее бытие. Понимание другого и понимание языка.

От проблемы понимания к проблеме непонимания. Техническая (психологическая) и грамматическая стороны интерпретации. Компаративный и дивинаторный методы понимания. Понятие герменевтического круга. Герменевтика как универсальная методология гуманитарного знания. «Экзистенциальный» характер понимания (анализ переживаний и их знаков) и расширение предметного горизонта герменевтики. Науки о природе и духе: объяснение и понимание. Герменевтика как составляющая описательной психологии.
Тема 4. Онтологическая герменевтика М.Хайдеггера и ее значение для современной межкультурной коммуникации (2 ч.)

Значение феноменологии для герменевтики. Понятие феномена и импликации его смыслового содержания в герменевтическом ключе. Проект «герменевтики фактичности» М. Хайдеггера: герменевтика как «деструкция» традиции и критика самоотчуждения самости. Фактичность (Дазайн) как требующая самоистолкования исходная предметность герменевтики. Бытие-возможным и феномен падения. Оппозиция герменевтики и теоретической антропологии, герменевтика и философия. Основные задачи герменевтики в «Бытии и времени»: герменевтика как практика толкования, трансцендентальное условие онтологии бытия и экзистенциальная аналитика. «Набросковый» характер понимания и его структура, герменевтический круг и его смысл. Понимание и речь: равноисходность и связь.

Предпосылки лингвистического поворота: язык как репрезентация духа и культуры (И. Гердер, В. фон Гумбольдт), онтологизация понятия языка в феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Концептуализация языка как универсальной среды осуществления понимания в учении Г. Гадамера. Связь опыта языка с опытом мира. Расширение предметного поля герменевтики: язык произведения искусства и его истина. Феномен игры как конститутивный момент бытия предмета понимания в его возможных артикуляциях (репрезентациях). Вербальность как характеристика предмета герменевтики: критика логоцентризма гадамеровской концепции языка.
Тема 5. Конфликт интерпретаций в герменевтике П.Рикера (2 ч.)

Соотношение феноменологического, психоаналитического и экзистенциального планов П. Рикер «Конфликт интерпретаций» как условие полидискурсивного диалога. Понимание и самопонимание: герменевтика как рефлексивная философия. Герменевтика и структурализм. Структура, слово, событие. Объяснение как составляющая интерпретации, связь герменевтики и семиологии. Герменевтика как методология социально-гуманитарного знания: аппликация понимания на сферу социального. Герменевтика и психоанализ.
Тема 6. Взаимопонимание культур как герменевтическая проблема (2 ч.)

Смысл как предмет понимания: содержательная эволюция. Смысл как инстанция единства сущего. Смысл и истина. Два аспекта смысла, как значения и как местоположения. Две традиции работы со смыслами: нормативная – смысл как усвоение чего-то данного, и дескриптивная – смысл как приписывание и наделение чего-либо статусом понимаемого бытия. Смысл и феномен. Критика логоцентризма лингвистической модели языка. Экстраполяция сферы понимания на пространство культуры. Расширение предмета понимания на материальные артефакты человеческой культуры различной природы, на культурно оформленное «миметическое» поведение людей, а также социальные образования и культурные символы, обретающие свое бытие в формах межличностных и межкультурных отношений.
Тема 7. Основные проблемы межкультурной коммуникации (2 ч.)

Проблематизация фигуры понимающего: критика понятия интерпретирующего субъекта. Понимающий как трансцендентальное основание интерпретативной деятельности. Основные характеристики бытия понимающего: историчность, социальность и обусловленность. Временность и историчность как важные элементы самоопределения понимающего в герменевтическом опыте. Феномен социальности как пространство интерсубъективности и традиции. Коллективный и индивидуальный опыты социальности (язык и образование). Обусловленность как общая соотнесенность сознательного и бессознательного в понимании (габитус, предрассудки).
Тема 8. Герменевтика как методология исследования межкультурной коммуникации (2 ч.)

Герменевтика как всеобщая теория истолкования и канон в учении Э.Бетти. Неокантианские и гегельянские идеи в герменевтике Э. Бетти. Ценности как основной предмет герменевтики; понятие «смыслосодержащей формы» и ее значение в процессе понимания. Реконструкция как воссоздание смысловых посланий чуждого д уха, категория вчувствования. Расширение предметного поля понимания и экспликация различных его уровней. Установление герменевтического канона: 1) правило герменевтической автономии объекта; 2) правило целостности и согласованности герменевтической оценки; 3) правило актуальности понимания; 4) правило смысловой адекватности понимания (герменевтического соответствия). Понимание и интерпретация: связь и различие понятий.

Перспективы герменевтики как интегральной теории понимания. Герменевтика и теория познания: связь и оппозиция. Теория понимания (герменевтика) как автономный компонент гносеологии, ориентированный на работу со смыслами познаваемых предметов и как самостоятельная (взаимосвязанная с теорией познания и философией творчества) область философских знаний. Концепция герменевтической истины. Теоретическая форма организации герменевтики: предпосылки и основания.
Тема 9. Герменевтика межкультурной коммуникации в метакультурной перспективе (2 ч.)

Современные феноменологические проекции герменевтики. «Герменевтическое» как преимущественный предмет герменевтической философии в концепции Г. Фигаля. Понимание, интерпретация и предметность как определяющий моменты герменевтического. Феноменологический характер герменевтики и основные измерения пространства герменевтического опыта: свобода, время и язык. Диалектика времени и присутствия в герменевтике: основные виды герменевтической временности и их взаимное переплетение. Основные аспекты понимания: текст, интерпретация, дискурс. Связь герменевтики и лингвистической философии. «Лингвистический поворот» как лейтмотив современной философии в учении К.-О. Апеля. «Трансцендентально-герменевтическая» концепция языка как синтез трансцендентальной прагматики и феноменологической дескрипции. Феномен «языкового понимания» в коммуникативном сообществе: «языковые игры» как основа коммуникации, понятие «языкового консенсуса», понимание как реконструкция содержательных смыслов коммуникативных сообщений на межсубъектном уровне. «Марксистская герменевтика»: основания и задачи. Кризис феномена «произведения искусства» в эпоху массового производства: влияние идеологии на эстетические смыслы в герменевтике В. Беньямина. Континуальная и дисконтинуальная историография как основания альтернативной интерпретации прошлого. Апроприация прошлого и реконструкция «истории побежденных» как гарантия социальной эмансипации. «Негативная герменевтика» Ф. Джеймисона: диалектика формы и содержания. Реконструкция и реставрация как основные задачи марксистской герменевтики как альтернатива интерпретационному диктату доминирующих идеологических форм.




II.Структура и содержание практической части курса
Семинарские занятия (10 часов)
Занятие 1. Значение герменевтики в современной философии (2 ч.)

1) Реконструктивные и интегративные задачи герменевтики

2) Герменевтический круг и проблема предрассудков понимания

3) «Действенно-историческое сознание» и принцип истории воздействий

4) Сущность герменевтического опыта и его границы

5) Аппликация как основная задача актуализации герменевтического опыта

Занятие 2. Основные направления философской герменевтики (2 ч.)

1) Основные задачи и принципы герменевтики как искусства толкования у Ф. Шлейермахера

2) Герменевтика как методология гуманитарного знания: оппозиция понимания и объяснения.

3) Элементарные и высшие формы понимания в герменевтическом анализе человеческих переживаний В. Дильтея

Занятие 3. Приложения герменевтики в научных исследованиях (2 ч.)

1) Фундаментальные основания герменевтики фактичности М. Хайдеггера: понятие фактичности, задачи и цели герменевтики как истолкования фактичности

2) Конститутивные моменты понимания в герменевтике присутствия

3) Набросковый характер понимания, связь понимания с языком

Занятие 4. Современные исследования в области Intercultural hermeneutics за рубежом (2 ч.)

1) Парадигматический статус герменевтики и ее значение для эпистемологии в концепции Р. Рорти.

2) Герменевтика как «нигилистическая онтология» обществ постмодерна в концепции Дж. Ваттимо.

3) Понимание как истина интерпретации в концепции Г. Фигаля. Предметность и временность понимания.

4) Проект трансцендентально-герменевтического анализа языка К.-О. Апеля.

Занятие 5. Метакультурные перспективы межкультурной герменевтики (2 ч.)

  1. Состояние метакультры.

  2. Специфика межкультурного взаимопонимания.

  3. Межличностное общение как модель межкультурного сотрудничества.

  4. Принцип рефлексивности и творчества в межкультурной коммуникации. Рефлексивные методологии.




III. Контроль достижения целей курса
Вопросы к экзамену


  1. Предмет и метод герменевтики.

  2. Экзегетика и герменевтика

  3. Герменевтика Г.-Г.Гадамера.

  4. Понятие предрассудка в герменевтике.

  5. Понятие герменевтического круга.

  6. Понимание как проблема герменевтической онтологии.

  7. Дискурс и текст как проблемы герменевтики.

  8. Проблема межкультурного понимания в работах М. Мерло-Понти.

  9. Герменевтика П.Рикёра.

  10. Герменевтика как проблема языковой компетенции.

  11. Герменевтика и проблема лингвистической относительности.

  12. Отличие внутрикультурной от межкультурной коммуникации.

  13. Значение герменевтики в философии жизни.

  14. Фундаментальные основания герменевтики фактичности М. Хайдеггера: понятие фактичности, задачи и цели герменевтики как истолкования фактичности

  15. Конститутивные моменты понимания в герменевтике присутствия

  16. Набросковый характер понимания, связь понимания с языком

  17. Роль герменевтики в современной философии.

  18. Восток и Запад: проблемы взаимопонимания.

  19. Метакультурный подход к межкультурной коммуникации.

  20. Принцип рефлексивности и творчества в межкультурной коммуникации. Рефлексивные методологии.




IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов
Рефераты

  1. Экзегетика и герменевтика

  2. Ф.Шлейермахер и В.Дильтей.

  3. Герменевтика Г.-Г.Гадамера.

  4. Понятие предрассудка в герменевтике.

  5. Понятие герменевтического круга.

  6. Понимание как проблема герменевтической онтологии.

  7. Дискурс и текст как проблемы герменевтики.

  8. Проблема межкультурного понимания в работах М. Мерло-Понти.

  9. Герменевтика П.Рикёра.

  10. Герменевтика как проблема языковой компетенции.

  11. Герменевтика и проблема лингвистической относительности.

  12. Отличие внутрикультурной от межкультурной коммуникации.

  13. Значение герменевтики в философии жизни.

  14. Роль герменевтики в современной философии.

  15. Восток и Запад: проблемы взаимопонимания.

  16. Метакультурный подход к межкультурной коммуникации.



V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Барковский П.В. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии. – Мн.: Экономпресс, 2008. – 176 с.

  2. История философии XIX - начала XX века: Учебное пособие / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 304 с. http://znanium.com/bookread.php?book=228457

  3. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР и др. , 2010. - 411 с. http://znanium.com/bookread.php?book=183199

  4. Основы философии: Учебное пособие / С.В. Борисов. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 424 с. http://znanium.com/bookread.php?book=241732


Дополнительная литература

  1. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991 – с.43-60.

  2. Гадамер Г.-Г. Человек и язык // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога – Мн., 1997. – С.130-143.

  3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова – М.: Прогресс, 1988. – С.446-471; 508-567.

  4. Герменевтика: история и современность. Критические очерки: Сб. ст. / Редкол.: Бессонов Б.Н. и др. – М.: Мысль, 1985

  5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. Философско-литературный журнал. № 10, 1999. – С.43-88.

  6. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

  7. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. И Сергеевой. – М. Меиум и др., 1995. – С. 3-37; 37-94; 362-412.

  8. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // Рикѐр, Поль. Герменевтика. Этика. Политика: Моск. Лекции и интервью / [Отв. ред. и авт. послесл. И.С.Вдовина]; Рос. АН, Ин-т философии. – М.: АО «Ками». Изд. центр «AKADEMIA», 1995. – с.3-18. Хайдеггера // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. – 2000. – № 5. – С. 48-62.

  9. Херманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. – Мн.: Пропилеи, 2000. – С. 167-188.

  10. Гронден Ж. Герменевтика фактичности как онтологическая деструкция и критика идеологии. К актуальности герменевтики Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике – Мн.: ЕГУ, 2001. – С. 45-55.

  11. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. – Мн.: Изд-во «Университетское», 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» icon2. Профиль: Философская антропология
Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) философия права направление...
...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» составлена в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск