Скачать 375.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Современная философия и методология науки Направление - 040400.68 «Социальная работа» Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук Кафедра социальных наук курс – 1, семестр − 2 лекции – час. практические занятия − 14 час. лабораторные работы всего часов аудиторной нагрузки − 14 час. самостоятельная работа − 58 час. зачет экзамен − 2 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом 07.02.2011 г. № 170. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социальных наук протокол № 1 от «01» октября 2012 г. Заведующая кафедрой социальных наук Кузина И.Г. Составитель - к.ф.н., профессор Залунин В.И. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) Изменений нет. II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация Дисциплина «Современная философия и методология науки» относится к базовой части общенаучного блока учебного плана 040400.68 ОП «Социальная работа» и преподается магистрам 1 курса очной формы обучения во втором семестре. Курс разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебного плана подготовки магистров социальной работы по направлению 040400.68. Необходимым условием эффективного изучение дисциплины является овладение знаниями дисциплин социально-гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков программ и планов обучения бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» на уровне предъявляемых ими требований Курс "Современная философия и методология науки" тематически и содержательно соприкасается с такими дисциплинами учебного плана как "Современные проблемы теории и практики социальной работы", «Методика исследования в социальной работе». Цели освоения дисциплины Профессиональная модель и образовательная программа подготовки магистра, ориентированного на научно-исследовательскую, экспертную и научно-педагогическую деятельность предполагают овладение высоким уровнем культуры самостоятельного научного поиска, творческими методами и приемами решения постоянно возникающих проблем в избранной области деятельности. Академическая степень магистра не мыслима без овладения эффективными средствами описания и объяснения социальных явлений и процессов, проектирования и прогнозирования развития социальных систем, их рационализации и оптимизации. Достижение обозначенных целей предполагает решение целого ряда задач. Задачи:
Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины. Выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями: ПК-1 – способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работы ПК-3 – способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной работы Интерактивные формы обучения (6 часов). Средством реализации мотива- ционных, коммуникативных, эвристических, логико-методологических, развивающих, мировоззренческих функций учебного процесса является использование таких активных и интерактивных форм обучения как оппонирования и рецензирования ответов и докладов, конференций, круглого стола и др. В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
Теоретическая часть курса не предусмотрена учебным планом
Семинарские занятия (14 час.) Занятие 1. Философия и методология науки: факторы возникновения, этапы развития, предмет и основные направления (1 час)
Занятие 2. Научное знание и познание в системе основных форм знания и познавательной деятельности (2 час)
Занятие 3. История науки. Факторы, этапы, модели и тенденции развития науки (занятие проводится в интерактивной форме – оппонирования, 2 часа)
Занятие 4. Методология, логика и семиотика науки. Специфика научного дискурса (2 часа) 1. Знание, как выраженная в знаково-символических формах информация. Проблемы семиотики науки. 2. Логика научного познания. Система и структура логики науки. Формы, законы и принципы логики научного познания. Логика и металогика. 3. Логика открытия, обоснования, вывода, формализации. Теория как содержательная логика объекта. 4. Методология науки: сущность, этапы развития, структура. Методы получения, обоснования и применения научного знания. 5. Основные парадигмы научного исследования и их принципы. Занятие 5. Специфика, структура и методология социальных и гуманитарных наук (2 часа) 1. Этапы развития, проблемы технологизации и институционализации социальных и гуманитарного наук. 2. Сущность, сецифика и структура социальных и гуманитарных наук. Социально-культурная реальность как система как объект социального познания. 3. Социальные проблемы и социальные законы: специфика и типология. 4. Парадигмальный репертуар социально-гуманитарных наук. 5. Применения общенаучных методов в социальном познании. Частнонаучные методы. Качественные и количественные методы в социальном познании. Занятие 6. Наука-образование-производство. Наука в контексте научно-технического прогресса и современной НТР (занятие проводится в интерактивной форме – конференции, 2 часа) 1. Производство как родовая жизнедеятельность человека. Понятие и структура способа общественного производства. Духовное, социальное и материальное производство. 2. Технологический способ производство. Сущность технологии и техники. 3. Исторические типы взаимосвязи науки, образования и техники. 4. Движущие силы, источники и фазы развития техники. Научно-технической деятельность. Научно-технический прогресс. 5. Сущность, фазы развертывания, проблемы и последствия (социальные, антропологические, экологически) современной НТР. 6. Факторы возникновения и научный базис и последствия новой НТР в контексте становления постиндустриального общества. Занятие 7. Наука как социальный институт и подсистема инновационного комплекса. Основные аспекты социологии и антропологии науки (занятие проводится в интерактивной форме – круглого стола, 2 часа) 1. Наука как объект социологии и социальной антропологии: анализ основных подходов. Наука как социальный институт: сущность, специфика, функции. 2. Формы стимулирования, контроля и признания результатов научной деятельности научным сообществом и обществом. 3. Формы организации и коммуникации в научном сообществе. Научные учреждения. Система управления наукой: структура, формы и функции. 4. Наука и бизнес (экономика). Наука как подсистема и основа инновационного комплекса страны. Фазы инновационного цикла. 5. Научно-технический потенциал общества и его структура. Формы и методы финансирования НТП и стимулирования инновационной деятельности. 6. Наука и политика. Научно-техническая политика развитых стран и ее правовые основы. Стратегия инновационного развития России. 7. Антропология науки. Ученый как антропологический тип. Мотивы выбора науки как профессии и профессионального роста. Ролевая структура научной деятельности. Типология ученых. 8. Система подготовки научных кадров и воспроизводства научной профессии Занятие 8. Культурологические, аксиологические и этические проблемы науки (1 час) 1. Культурология науки: предмет и проблемное поле. Культурно-антропологические и этнокультурные основания науки. 2. Наука как подсистема культуры и ее связь с другими подсистемами культуры. 3. Ценности, идеалы и нормативные основания науки. Этос науки. 5. Механизм социализации и социального контроля в науке. 4. Когнитивная и академические свобода и профессиональная и социальная ответственность ученого. 5. Этика науки. Роль этического регулирования науки в современных условиях. Этическая экспертиза, этические комитеты, кодексы профессиональной этики. |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Психология в социальной... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Квалитология в социальной... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Концептуальные основы... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная | Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04.... | Рабочая программа дисциплины история Отечества образовательная программа... Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №709от 8 декабря 2009 г. Зарегистрировано... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и социальная... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:... Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа в планировании семьи» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... |