Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа»





Скачать 375.33 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа»
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер375.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3


описание: описание: лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

h:\040400.68.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Современная философия и методология науки

Направление - 040400.68 «Социальная работа»

Форма подготовки очная

Школа гуманитарных наук

Кафедра социальных наук

курс – 1, семестр − 2

лекции – час.

практические занятия − 14 час.

лабораторные работы

всего часов аудиторной нагрузки − 14 час.

самостоятельная работа − 58 час.

зачет

экзамен − 2 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом 07.02.2011 г. № 170.

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социальных наук протокол № 1 от «01» октября 2012 г.

Заведующая  кафедрой социальных наук Кузина И.Г.

Составитель - к.ф.н., профессор Залунин В.И.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)



Аннотация

Дисциплина «Современная философия и методология науки» относится к базовой части общенаучного блока учебного плана 040400.68 ОП «Социальная работа» и преподается магистрам 1 курса очной формы обучения во втором семестре. Курс разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебного плана подготовки магистров социальной работы по направлению 040400.68. Необходимым условием эффективного изучение дисциплины является овладение знаниями дисциплин социально-гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков программ и планов обучения бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» на уровне предъявляемых ими требований

Курс "Современная философия и методология науки" тематически и содержательно соприкасается с такими дисциплинами учебного плана как "Современные проблемы теории и практики социальной работы", «Методика исследования в социальной работе».

Цели освоения дисциплины
Профессиональная модель и образовательная программа подготовки магистра, ориентированного на научно-исследовательскую, экспертную и научно-педагогическую деятельность предполагают овладение высоким уровнем культуры самостоятельного научного поиска, творческими методами и приемами решения постоянно возникающих проблем в избранной области деятельности. Академическая степень магистра не мыслима без овладения эффективными средствами описания и объяснения социальных явлений и процессов, проектирования и прогнозирования развития социальных систем, их рационализации и оптимизации. Достижение обозначенных целей предполагает решение целого ряда задач.

Задачи:

  1. овладеть проблемным полем, концептуально-теоретическим содержанием, эвристическим и логико-методологическим потенциалом, понятийно-категориальным аппаратом современной философии и методологии науки;

  2. овладеть знаниями онтологических, гносеологических, логико-методологических, эвристических, социологических, культурологических, аксиологических, этических и антропологических оснований научно-исследовательской деятельности;

  3. овладеть знанием специфики, функций, структуры, этапов развития, источников и движущих сил развития науки, закономерностей ее технологизации, форм и факторов эффективной взаимосвязи с образованием, производством (техникой и технологией) и управлением;

  4. достигнуть понимания роли и значения науки в современном обществе, духовном и материальном производстве, системе обеспечения социальной безопасности, инновационном комплексе страны;

  5. овладеть методами научного описания и объяснения, диагностики состояния и проектирования социальных систем, их рационализации и оптимизации, обоснования и оценки научных знаний.

Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины.

Выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК-1 – способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работы

ПК-3 – способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной работы

Интерактивные формы обучения (6 часов). Средством реализации мотива- ционных, коммуникативных, эвристических, логико-методологических, развивающих, мировоззренческих функций учебного процесса является использование таких активных и интерактивных форм обучения как оппонирования и рецензирования ответов и докладов, конференций, круглого стола и др.

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

  • сущность, основные формы, функции знания и познания, условия их возможности, онтологические, культурно-антропологические и технологические основания;

  • диалектику взаимосвязи рационального и иррационального, веры и разума в процессе познавательной деятельности;

  • сущность, специфику, структуру, функции науки как объективно-истинной специализированной формы познания, формы общественного сознания и социального института;

  • закономерности, факторы, этапы развития науки, исторические типы и предметно-отраслевые формы рациональности и их критерии;

  • основными понятия и категории, отражающие закономерности научно-позна- вательной деятельности;

  • основные концепции, формы и критерии истинного знания;

  • логику науки, особенности научного дискурса (текста) и семиотику (язык) науки;

  • методологию научного познания, основные парадигмы (подходы), методы и процедуры поиска, обоснования и применения научного знания;

  • методы и средства активизации научно-исследовательской деятельности, принципы и алгоритмы эвристики;

  • специфику природы, структуры, методологии и логики социального и гуманитарного познания, истории его возникновения, этапов развития, закономерностей технологизации;

  • основные парадигмы, версии и направления (структурно-функциональное, системно-синергетическое, феноменологическое, герменевтическое, экзистенциалистское, структу- ралистское, критическое, деконструктивистское и др.) социального и гуманитарного познания;

  • методы диагностики, прогнозирования, проектирования, рационализации и оптимизации развития социальных систем.

  • закономерности взаимосвязи науки и практики, основные этапы развития и факторы эффективной взаимосвязи науки и образования, науки и техники (технологии), науки и управления;

  • закономерностей возникновения и развития научно-технической деятельности, НТП, становления и развертывания современной НТР, превращения науки в непосредственную производительную силу;

  • перспектив современной НТР и ее влияния на развитие научного познания, человека, общество, культуру и природную среду;

  • специфики и структуры науки как социального института, подсистемы инновационного комплекса;

  • основных аспектов социологии и культурологии науки;

  • организационно-управленческих, экономических и правовых формы и средства совершенствования научно-технической деятельности;

  • основных исторических типов и форм взаимосвязи философии и науки, философских оснований науки;

  • основных источников и движущих сил, этапов развития и версий философии и методологии науки;

  • основных проблем и тенденций развития науки в эпоху современной НТР, глобализации общественного развития, становления постсовременного общества;

  • специфики этоса науки, его влияния на общественное развитие, аксиологических, антропологических и этических проблем современного научного прогресса.


В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

  • использовать концептуально-теоретический, эвристический и методологический потенциал основных версий и концепций философии науки применительно к анализу различных социальных феноменов;

  • владеть методами исторического, сравнительного и критического анализа различных направлений и подходов философии и методологии науки, определять границы их применимости;

  • владеть методологическим репертуаром основных парадигм (подходов) научно-исследовательской деятельности;

  • владеть методами научного описания и объяснения, диагностики состояния и проектирования социальных систем, их рационализации и оптимизации, обоснования и оценки научных знаний;

  • эффективно использовать методы и средства активизации научно-исследовательской деятельности, принципы и алгоритмы эвристики;

  • владеть научным аппаратом, принципами и алгоритмами построения и интерпретации научного текста;

  • эффективно использовать организационно-управленческие, экономические и правовые средства совершенствования научно-технической и инновационной деятельности.



  1. структура и содержание теоретической части курса

Теоретическая часть курса не предусмотрена учебным планом


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Семинарские занятия (14 час.)

Занятие 1. Философия и методология науки: факторы возникновения, этапы развития, предмет и основные направления (1 час)

    1. Философия и наука: сходство, различие, взаимодействие. Исторические типы, формы и механизмы взаимосвязи.

    2. Социально-культурные условия и теоретические источники, этапы развития и основные направления философии и методологии науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая философия науки.

    3. Сущность, специфика, этапы развития, представители и основные идеи позитивистской философии науки. Классический позитивизм, неопозитивизм и постпозитвизм.

    4. Философия и методология науки в непозитивистских направлениях философии науки.

    5. Предмет, структура, методы и проблемное поле философии науки.


Занятие 2. Научное знание и познание в системе основных форм знания и познавательной деятельности (2 час)

      1. Онтологические, культурно-антропологические и технологические условия возможности и необходимости знания.

      2. Сущность, структура, основные формы и уровни знания. Знание как система.

      3. Сущность, критерии, структура и функции научного знания и познания.

      4. Классификация наук.

      5. Рациональное и иррациональное в процессе научного познания. Разум и вера.

      6. Идеалы и критерии предметно-отраслевых форм рациональности.

      7. Проблема истины в науке. Основные концепции формы и критерии истины.


Занятие 3. История науки. Факторы, этапы, модели и тенденции развития науки

(занятие проводится в интерактивной форме – оппонирования, 2 часа)


        1. История науки в системе научного знания: сущность, предмет, значение.

        2. Генезис науки: предпосылки перехода от «мифа» к «логосу» и от «логоса» к науке.

        3. Особенности и основания протонаки и древней преднауки.

        4. Античная и средневековая наука: социокультурные предпосылки, источники, критерии рациональности и стандарты научности. Онтологические, гносеологические и методологические основания античной и средневековой наука: сравнительный анализ.

        5. Классическая новоевропейская наука: предпосылки, источники, основания, особенности. Институционализация науки.

        6. Неклассическая и постнеклассическая наука: предпосылки, источники, основания, особенности: сравнительный анализ.

        7. Динамика науки и ее факторы и модели. Проблемы современной науки и ее будущее.


Занятие 4. Методология, логика и семиотика науки. Специфика научного дискурса

(2 часа)
1. Знание, как выраженная в знаково-символических формах информация. Проблемы семиотики науки.

2. Логика научного познания. Система и структура логики науки. Формы, законы и принципы логики научного познания. Логика и металогика.

3. Логика открытия, обоснования, вывода, формализации. Теория как содержательная логика объекта.

4. Методология науки: сущность, этапы развития, структура. Методы получения, обоснования и применения научного знания.

5. Основные парадигмы научного исследования и их принципы.
Занятие 5. Специфика, структура и методология социальных и гуманитарных наук

(2 часа)
1. Этапы развития, проблемы технологизации и институционализации социальных и гуманитарного наук.

2. Сущность, сецифика и структура социальных и гуманитарных наук. Социально-культурная реальность как система как объект социального познания.

3. Социальные проблемы и социальные законы: специфика и типология.

4. Парадигмальный репертуар социально-гуманитарных наук.

5. Применения общенаучных методов в социальном познании. Частнонаучные методы. Качественные и количественные методы в социальном познании.
Занятие 6. Наука-образование-производство. Наука в контексте научно-технического прогресса и современной НТР (занятие проводится в интерактивной форме – конференции, 2 часа)

1. Производство как родовая жизнедеятельность человека. Понятие и структура способа общественного производства. Духовное, социальное и материальное производство.

2. Технологический способ производство. Сущность технологии и техники.

3. Исторические типы взаимосвязи науки, образования и техники.

4. Движущие силы, источники и фазы развития техники. Научно-технической деятельность. Научно-технический прогресс.

5. Сущность, фазы развертывания, проблемы и последствия (социальные, антропологические, экологически) современной НТР.

6. Факторы возникновения и научный базис и последствия новой НТР в контексте становления постиндустриального общества.
Занятие 7. Наука как социальный институт и подсистема инновационного комплекса. Основные аспекты социологии и антропологии науки (занятие проводится в интерактивной форме – круглого стола, 2 часа)

1. Наука как объект социологии и социальной антропологии: анализ основных подходов. Наука как социальный институт: сущность, специфика, функции.

2. Формы стимулирования, контроля и признания результатов научной деятельности научным сообществом и обществом.

3. Формы организации и коммуникации в научном сообществе. Научные учреждения. Система управления наукой: структура, формы и функции.

4. Наука и бизнес (экономика). Наука как подсистема и основа инновационного комплекса страны. Фазы инновационного цикла.

5. Научно-технический потенциал общества и его структура. Формы и методы финансирования НТП и стимулирования инновационной деятельности.

6. Наука и политика. Научно-техническая политика развитых стран и ее правовые основы. Стратегия инновационного развития России.

7. Антропология науки. Ученый как антропологический тип. Мотивы выбора науки как профессии и профессионального роста. Ролевая структура научной деятельности. Типология ученых.

8. Система подготовки научных кадров и воспроизводства научной профессии
Занятие 8. Культурологические, аксиологические и этические проблемы науки

(1 час)
1. Культурология науки: предмет и проблемное поле. Культурно-антропологические и этнокультурные основания науки.

2. Наука как подсистема культуры и ее связь с другими подсистемами культуры.

3. Ценности, идеалы и нормативные основания науки. Этос науки.

5. Механизм социализации и социального контроля в науке.

4. Когнитивная и академические свобода и профессиональная и социальная ответственность ученого.

5. Этика науки. Роль этического регулирования науки в современных условиях. Этическая экспертиза, этические комитеты, кодексы профессиональной этики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Психология в социальной...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Квалитология в социальной...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Концептуальные основы...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины история Отечества образовательная программа...
Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №709от 8 декабря 2009 г. Зарегистрировано...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Политическая и социальная...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:...
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия и методология науки Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа в планировании семьи»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск