МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Психология в социальной работе
Направление — 040400.68 «Социальная работа» Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
курс 1 семестр 1
лекции (час.)
практические занятия__36_____час.
лабораторные работы_______час.
всего часов аудиторной нагрузки 36 (час.)
самостоятельная работа 72 (час.)
контрольные работы (количество)
зачет 1 семестр
экзамен семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом 07.02.2011 г. № 170.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социальных наук № 1 « 01 » октября 2012г. Заведующая (ий) кафедрой профессор И.Г.Кузина «08» октября 2012г.
Составитель (ли): профессор кафедры социальных наук Г.С. Ковтун
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Аннотация
Учебная дисциплина «Психология в социальной работе» является частью специальной подготовки магистров направления 040400.68 «Социальная работа». Ее изучение формирует у студента ряд компетенций: профессиональную, инструментальную и коммуникативную.
Профессиональная компетенция предполагает осведомленность в области психологических аспектов социальных проблем, с которыми приходится сталкиваться специалисту в области социальной работы.
Инструментальная компетенция состоит в овладении методологией и методами аналитической работы с эмпирическим и теоретическим материалом.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками профессиональной коммуникации и межличностного общения.
Курс «Психология в социальной работе» предполагает достижение следующих целей в процессе обучения:
1) знакомство с социальными проблемами российского общества, на решение которых направлена социальная работа;
2) формирование представлений о психологическом аспекте данных проблем.
Данные цели реализуются через решение следующих задач:
интерпретация социальных проблем российского общества в контексте парадигмы социального конструирования реальности и концепции моральных паник;
реализация психологического подхода к рассмотрению насилия в сфере семейных отношений;
характеристика созависимости в сфере семейных отношений как сложного психологического феномена;
рассмотрение психологических аспектов профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.
Данная дисциплина опирается на знания, полученные в процессе изучения университетских курсов «Социология», «Психология», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная психология».
Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины
Выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-9 – владением знаниями о специфике социальной, политической, экономической, духовной и экологической культур общественной жизни, характере их взаимодействия в современном мире, культуроцентричности и качестве общественного и личностного развития.
Выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК-1 – способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работы,
ПК-6 – способностью комплексно использовать знания в области теории и практики управления в сфере социальной работы.
Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (16 часов): семинаров в диалоговом режиме, групповых дискуссий, тренингов.
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
специфику теоретического осмысления социальных проблем в современной науке;
основные психологические характеристики насилия в сфере семейных отношений;
основные психологические характеристики феномена созависимости в сфере семейных отношений;
основные характеристики профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.
В результате практического освоения дисциплины студент должен уметь:
работать с основной, дополнительной и справочной литературой;
составлять реферативные и библиографические обзоры;
применять полученные знания для научного осмысления психологических аспектов социальных проблем российского общества и путей их решения в социальной работе.
Структура и содержание теоретической части курса
Теоретическая часть курса не предусмотрена учебным планом.
Структура и содержание практической части курса
Семинарские занятия (36 час.)
Занятие 1. Конструктивистский подход к пониманию социально-психологических проблем – 4 часа
Понятие социально-психологической проблемы.
Социальное конструирование социально-психологических проблем современного российского общества (на примере конкретной проблемы).
Занятие 2. Научная интерпретация изменений в семейно-брачной сфере современного российского общества – 4 часа (интерактивная форма – семинар-диспут)
Социальные индикаторы изменений в семейно-брачной сфере современного российского общества.
Парадигма кризиса семьи.
Парадигма трансформации и эволюции семьи.
Занятие 3. Семейное (домашнее) насилие как социально-психологическая проблема – 4 часа (интерактивная форма – семинар-диспут)
Осознание семейного (домашнего) насилия как социально-психологической проблемы российского общества.
Виды семейного (домашнего) насилия.
Основные трудности социальной работы в сфере семейного (домашнего) насилия.
Занятие 4. Сексуальное насилие в отношении детей – 4 часа (интерактивная форма – круглый стол)
Понятие и виды сексуального насилия в отношении детей.
Инцест и педофилия как формы девиантности.
Факторы риска совершения сексуального насилия в отношении детей.
Основные трудности социальной работы в сфере сексуального насилия в отношении детей.
Занятие 5. Факторы риска совершения насилия в сфере семейно-брачных отношений – 4 часа
Факторы риска совершения насилия в добрачных отношениях.
Факторы риска совершения семейного насилия.
Обсуждение индивидуального домашнего практического задания «Примеры телевизионного насилия».
Занятие 6. Созависимость как социально-психологическая проблема – 4 часа
Созависимость как результат межличностных отношений в семьях химически зависимых людей.
Проблемы созависимых взрослых членов семьи.
Основные технологии социальной работы в данной сфере.
Занятие 7. Социализация детей в семьях химически зависимых родителей – 4 часа (интерактивная форма – круглый стол)
Особенности социализации детей в семьях алкоголиков и наркоманов.
Социальные роли, принимаемые детьми.
Социальная работа с детьми, принявшими различные роли.
Занятие 8. Поведение толпы – 4 часа
Толпа: понятие, виды, трансформация.
Обсуждение индивидуального домашнего практического задания «Поведение толпы».
Занятие 9. Профилактика профессионального выгорания специалистов помогающих профессий – 4 часа
Основные фазы профессионального выгорания и характерная для них сторонняя помощь.
Современные технологии профилактики профессионального выгорания.
Контроль достижения целей курса
Текущий контроль осуществляется в форме проведения контрольных работ (тестирования), проверки выполнения практических заданий для самостоятельной работы студентов и реферирования научной и учебной литературы. Итоговый контроль (зачет) осуществляется в форме выполнения письменной контрольной работы. Вопросы к зачету
Социальное конструирование социально-психологических проблем.
Социально-психологические проблемы в контексте теории моральных паник С. Коэна.
Научная интерпретация изменений в семейно-брачной сфере российского общества.
Понятие и виды семейного насилия.
Основные теории семейного насилия.
Понятие и структура добрачных отношений.
Факторы риска совершения физического насилия в добрачных отношениях.
Основные стратегии снижения вероятности насилия в добрачных отношениях.
Понятие и виды насилия в супружеских отношениях.
Психологическая характеристика жертв супружеского насилия.
Психологическая характеристика насильника.
Факторы риска совершения супружеского насилия.
Психологические последствия супружеского насилия.
Социальная работа в сфере супружеского насилия.
Понятие и виды жестокого обращения с престарелыми родственниками.
Факторы риска жестокого обращения с престарелыми родственниками.
Психологические последствия жестокого обращения с престарелыми родственниками.
Социальная работа в сфере жестокого обращения с престарелыми родственниками.
Понятие и виды жестокого обращения с детьми.
Факторы риска жестокого обращения с детьми.
Социальная работа в сфере жестокого обращения с детьми.
Понятие и виды сексуального насилия в отношении детей.
Понятие инцеста.
Факторы риска совершения сексуального насилия в отношении детей.
Психологические последствия сексуального насилия над детьми.
Социальный контроль над сексуальным насилием в отношении детей.
Социальная работа в сфере сексуального насилия в отношении детей.
Понятие созависимости.
Черты созависимой личности.
Социальная работа с созависимыми взрослыми членами семьи.
Социальные роли детей в семьях химически зависимых родителей: «семейный герой», «козел отпущения», «потерянный ребенок», «шут».
Социальная работа с детьми, принявшими различные социальные роли.
Проблемы взрослых детей химически зависимых родителей.
Паника как разновидность массового стихийного поведения.
Мода как разновидность массового стихийного поведения.
Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий: общая характеристика.
Основные фазы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.
Профилактика профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.
тематика и перечень курсовых работ и рефератов
Не предусмотрены учебным планом.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
Краснова О.В., Шинина Т.В. Психология соц.работы: Учебник.- М.: Дашков и К, 2012.- 304с.
Ерусланова, Р.И. Насилие в семье: Учебное пособие / Р.И. Ерусланова, К.В. Милюхин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2012. – 203 с.
Психология социальной работы: Учеб. пособие / под ред. М.А. Гулиной. – СПб: Питер-Юг, 2009. – 384 с.
Райгородский, Д.Я. Психология и психотерапия семейных конфликтов: Учебное пособие по психологическому консультированию /Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрам-м, 2008. – 736 с.
Сафонова Л.В. Психология соц.работы: Учебник.- М.: Академия, 2012.- 256с.
Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И.И., 2012. — 227 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011.- 244 с.
Дополнительная литература
Антонов, А.И. Социология семьи /А.И. Антонов. - М.: ИНФРА, 2005.
Архангельский, В.Н., Антонова, О.Ю., Никитина, С.Ю. Основные результаты пилотажного обследования «Семья и рождаемость» /В.Н. Архангельский, О.Ю. Антонова, С.Ю. Никитина //Вопросы статистики. - 2006. - №10. С.3-6.
Безруков, И.С., Крупа, Т.А., Залунин, В.И. Семья в условиях кризиса (на примере Приморского края) /И.С. Безруков, Т.А. Крупа, В.И. Залунин. - Владивосток: ВГУЭС, 2004.
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /Л.Берковиц. - СПб.; прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
Бессчётнова, О. В. Семейная политика России в решении проблем домашнего насилия над детьми // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2007. Т.7. - № 2. С. 47-50.
Битти, М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости /М. Битти. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 331 с.
Брянцева, М. В. Социально-правовая защита от домашнего насилия в семье в современной России // Социальная политика и социология. 2007. № 1. С. 91-98.
Герген, К.Дж. Социальная психология как история /К.Дж. Герген //Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 475 с.
Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ /С.И. Голод. - СПб.: Петрополис, 1998.
Голод, С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм /С.И. Голод //Человек. - 2006. - №6. С. 69-81.
Гурко, Т.А. Трансформация семейно-брачных отношений /Т.А. Гурко //Россия трансформирующееся общество /Под ред. В.А. Ядова. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. С.272-283.
Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи /И.Ф. Дементьева //Социологические исследования. - 2008. - №9.- С. 30-36.
Дементьева, И.Ф. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствие для личностного развития // Социальная педагогика. – 2010.- №2.- С. 23-30.
Джонсон, В. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение /В. Джонсон. – М.: ИОИ, В. Секачев, 2007. – 125 с.
Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования /Е.В.Емельянова. – СПб.: Речь, 2004. –368 с.
Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» /Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 212 с.
Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформаций российского общества /Л.В. Карцева //Социологические исследования. - 2003. - № 7. С.92-100.
Килошенко, М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты /М.И.Килошенко. - СПб.: СПГУТ, 2001. - 192 с.
Ковтун, Г.С. Социология девиантного поведения. В 2ч. Ч.1. Классические теории девиантности /Г.С. Ковтун. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. – 142 с.
Лебон, Г. Психология народов и масс /Г.Лебон. - Спб.: Макет, 1995. -316 с.
Лысова, А.В. Насилие на свиданиях в России //Социол. исслед. – 2006. – №2. – С. 94-103.
Лысова, А.В. Женская агрессия и насилие в семье //Общественные науки и современность. – 2008. – №3. – С. 167-176.
Лысова, А.В. Физическое насилие над женщинами в российских семьях //Социол. исслед. – 2008. – №9. – С. 123-128.
Лысова, А.В. О внутрисемейном насилии /А.В. Лысова, Н.Г. Щитов //Социол. исслед. – 2010. – №10. – С. 55-62.
Лысова, А.В. О границах радикальной феминистской теории в объяснении насилия в семье // СОЦИС. – 2012.- №4. – С.110-116.
Маккей, Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы /Маккей. - М.: Издательский Дом «Альпина», 1998. - 333 с.
Малышева, М.М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе /М.М. Малышева. - М.: Academia, 2001.
Мильшин, А.О. Социальные аспекты профилактики насилия в семье // Сервис plus. 2010. - № 4. - С. 14-19.
Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь /В.Д. Москаленко. – М.: ПЕРСЭ, 2011. – 352 с.
Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс /С.Московичи. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996. - 478 с.
Насилие в семье: координация межведомственных усилий в сфере профилактики, кризисной интервенции и реабилитации пострадавших / под ред. В.В. Печенкина, О.В. Шляпниковой, Ю.А. Пановой. – Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2011. – 226 с.
Нелегитимные молодёжные сексуальные стандарты //Человек. - 2002. - №5. С.206-210.
Носкова, А.В. Год семьи: некоторые итоги /А.В. Носкова //Социологические исследования. - 2008. - №12. С. 80-81.
Ольшанский, Д.В. Психология масс /Д.В.Ольшанский. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
Ольшанский, Д.В. Политическая психология /Д.В.Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 576 с.
Ольшанский, Д.В. Психология терроризма /Д.В.Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
Платонова, В. Насилие в семье – многогранная проблема. // Вопросы социального обеспечения. – 2011.- № 12. – С. 19-22.
Престуаная толпа. - М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. - 320 с.
Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под. ред. Е.Н. Волковой. – СПб. : Питер, 2008. – 240 с.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия /Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 480 с.
Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 656 с.
Психология влияния: Хрестоматия /Сост. А.В. Морозов. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
Психология господства и подчинения: Хрестоматия /Сост. А.Г. Чернявская. - Мн.: Харвест, 1998. – 560 с.
Пучков, И.В. Теоретическая модель защиты лиц пожилого возраста от внутрисемейного насилия // Отечественный журнал социальной работы. – 2010.- № 1.- С. 52-60.
Пылаева, О. Насилие на гендерной почве: опыт предотвращения. // Вопросы социального обеспечения. – 2008. - № 8. – С. 12-14.
Родина, И.В. Социальная проблематизация насилия в семье в современной России // Отечественный журнал социальной работы. – 2008.- №2. - С. 25-41.
Савина, Е.А. Возвращение Кая /Е.А. Савина. – М.: Адрус, 2006. – 208 с.
Савина, Е.А. «Я люблю его…» /Е.А. Савина. – М.: Адрус, 2008. – 352 с.
Самоукина, Н.В. Экстремальная психология /Н.В. Самоукина. - М.: ЭКМОС, 2000. - 288 с.
Смагина, М.В. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 124 с.
Смит, У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависимости в семье /У. Смит. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
Соколова, Е. Домашнее насилие – не «семейное дело» // Вопросы социального обеспечения. – 2011. - № 24 С. 8.
Солодников, В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи /В.В. Солодников. – СПб,: Директ, 2007. – 384 с.
Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк) /П.А. Сорокин //Вестн. Моск. Ун-та. Серия 18. Социология и политология. 1997. №3. С.65-79.
Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.
Сошникова, И.В. Воспитательные меры по предупреждению насилия в семье // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010.Т.81. - № 4.- С. 188-201.
Турдубаева, Э. К. Насилие над пожилыми людьми в обществе и в семье: решение проблем // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. - № 4. - С. 89-95.
Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студентов фак. соц. работы /М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро. – М.: Академия, 2005, - 192 с.
Чвякин, В.А., Гарбузова, М.П. Семья в процессе социальных отношений /В.А. Чвякин, М.П. Гарбузова. - М.: Экслибрис-Пресс, 2008.
Шуняев, С.В. Североамериканский опыт борьбы с насилием в семье // Юридический мир.- 2011. - № 8. – С. 56-58.
Эванс, П. Как справиться с вербальной агрессией /П. Эванс. – М.: АСТ. Астрель, 2004. – 239 с.
Яровая, С.В. Проблемы семейного насилия: сексуальные злоупотребления в отношении несовершеннолетних // Вестник Университета Российской академии образования. – 2006.- №4.- с. 112-116
Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми: Стратегии объяснения и противодействия /Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова //Социол. Исслед. – 2008. – №1. – С. 57-64.
Электронные ресурсы
Сигида, Е. А. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного образования [Электронный ресурс] : Монография / Е. А. Сигида, И. Е. Лукьянова; под ред. проф. Е. А. Сигцды. - М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2010. - 134 с. http://znanium.com/bookread.php?book=432546
Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с. http://znanium.com/bookread.php?book=313883
Прикладная психология: Учебное пособие / Н.П. Рапохин. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. - 432 с. http://znanium.com/bookread.php?book=130127
Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. http://znanium.com/bookread.php?book=313109
|