МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
| «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор С.Т.Сохов
________________________
«_____» _______________ 2014 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Направление подготовки
39.03.02. Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Москва 2014 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором МГМСУ О.О.Янушевичем.
Составитель: С.В.Овчинникова, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук. Рецензенты: И.Е.Лукьянова, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук РГУТиС, кандидат социологических наук, доцент.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы
« » _________ 2014 года Протокол № __
Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
« » _____________ 2014 года Протокол № ___
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
___________________ А.В. Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
« » ______________2014 года Протокол № ___
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
_____________________Э.В. Луцевич
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью» – сформировать у будущих бакалавров социальной работы целостное представление о положении молодежи и ее проблемах; о способах и механизмах социализации молодых граждан РФ, а также об общих теоретических положениях, моделях и технологиях профессиональной деятельности в системе социальных служб, организаций и учреждений, осуществляющих психосоциальную, структурную и комплексно ориентированную социальную работу, социальную поддержку и медико-социальную помощь. Задачами учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью» являются:
- познакомить студентов с основными характеристиками молодежи как большой социально-демографической группы, ее медико-биологическими, психологическими, демографическими, этнографическими и социокультурными особенностями, а также с известными классификациями социальных проблем данной категории граждан в нашей стране;
- рассмотреть сущность, задачи и модели социализации молодежи с точки зрения ее взаимодействия в условиях современного российского общества;
- проанализировать основные направления государственной молодежной политики, а также принципы ее реализации в конкретных социокультурных условиях;
- научить прогнозировать развитие ситуаций в молодежной среде с последующим выбором адекватных технологий взаимодействия с различными группами молодежи;
- рассмотреть теоретические и практические особенности социальной работы с молодыми людьми в условиях системы социальных служб и организаций для молодежи. 2. Место дисциплины в структуре ООП Настоящий курс разработан для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».
Изучение курса «Социальная работа с молодежью» представляет для будущих бакалавров социальной сферы важнейший исследовательский компонент их профессиональной подготовки.
Дисциплина «Социальная работа с молодежью» входит в раздел дисциплин по выбору студента профессионального цикла Б3.В.ДВ.6 и изучается на 4 курсе (8 семестр). Данный курс является логическим продолжением и углублением учебных курсов «Технологии социальной работы», «Основы социальной политики», «Социальная педагогика» и «Психология социальной работы».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам
|
ПК-4
| Быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения
| ПК-9
| Владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
| ПК-14
| Быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи
| ПК-24
| В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| основные социальные и психологические проблемы современной молодежи;
принципы и подходы в социальной работе с молодежью;
основы содержания государственной молодежной политики;
специфику реализации государственной молодежной политики на разных уровнях ее формирования;
о структурном и содержательном обеспечении социальной работе с молодежью в системах здравоохранения, образования, социальной защиты и правоохранительных органов;
основы организации социальной работы с различными категориями молодого поколения.
| УМЕТЬ
| анализировать развитие современной социальной ситуации в молодежной среде;
анализировать современное состояние практической социальной работы с молодежью в России;
составлять комплексные программы социального психолого-педагогического сопровождения молодежи в системе социальных служб и организаций;
оценивать эффективность технологий взаимодействия, социальной помощи и поддержки различных молодежных групп.
| ВЛАДЕТЬ
| • основными технологиями и методами социальной работы с молодежью;
системным практико-ориентированным знанием в области социальной психологии и педагогики, социологии
| БЫТЬ
КОМПЕТЕНТНЫМ
| в комплексном решении социальных проблем молодежи,
в использовании методов и технологий поддержки молодежных инициатив государственными и негосударственными организациями;
в координации действий по решению задач профессиональной деятельности.
|
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Количество часов по учебному плану
Всего 72 часа
Аудиторные занятия – 51 часов, лекции – 13 часов, групповые занятия – 28 часов, из них интерактивных занятий 18 часов.
Самостоятельная работа 21 час.
№
п/п
| Тема
| Виды учебной работы,
трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| всего
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| всего
| Лекционные
| Групповые (семинары) практич.)
| Лабораторные
| Контрольные раб.
| Реферат/ доклад
| Курс. раб./проект
| Расчетно-графич.
| Зачет*
| экзамен
| Контр.точки по мод.-рейтинг
| Молодежь в условиях современного российского общества
| 1.1
| Молодежь как половозрастная группа и ее основные характеристики
| 8
| 5
| 3
| 1
| 2
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| 1.2
| Проблемы, механизмы и факторы социализации молодежи в условиях современного российского общества
| 12
| 7
| 5
| 1
| 4
|
| +
| +
|
|
|
|
| +
| 1.3
| Социализация молодежи в процессе профессиональной ориентации
| 8
| 4
| 3
| 1
| 2
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| 1.4
| Молодежные инициативы как источник социализации
| 8
| 2
| 6
| 2
| 4
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| 2. Государственная молодежная политика в системе решения социальных проблем молодежи
| 2.1
| Нормативно-правовая база, обеспечивающая права молодежи в России
| 10
| 4
| 6
| 2
| 4
|
| +
| +
|
|
|
|
| +
| 2.2
| Реализация государственной молодежной политики как части социальной политики государства
| 8
| 2
| 6
| 2
| 4
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| 2.3
| Формирование и развитие системы учреждений социальной сферы для молодежи
| 8
| 2
| 6
| 2
| 4
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 2.4
| Сущность и особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности молодежи
| 10
| 4
| 6
| 2
| 4
|
| +
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| 72
| 21
| 51
| 13
| 28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и тем дисциплины
| Содержание темы
| Молодежь в условиях современного российского общества
| 1.1
| Молодежь как половозрастная группа и ее основные характеристики
| Молодежь как половозрастная группа. Основные характеристики молодежи как большой социально-демографической группы, ее медико-биологические, психологические, демографические, этнографические и социокультурные особенности. Молодежь как категория граждан, нуждающихся в мерах и гарантиях защиты со стороны права и государства. Основные понятия и категории в области государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью.
| 1.2
| Проблемы, механизмы и факторы социализации молодежи в условиях современного российского общества
| Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающей средой. Подходы к понятию «социализация»: субъект-объектный, субъект-субъектный. Современные проблемы социализации личности: меры активности, социального самочувствия, усвоения (присвоения) социального опыта и индивидуализации. Социализация как сочетание приспособления и обособления личности в условиях социума. Социализация как конфликт адаптации и обособления. Понятие «эффективной социализации». Взаимосвязь, взаимообусловленность процессов социализации, десоциализации и ресоциализации. Основные виды социализации как процессы усвоения личностью социальных ролей: поло-ролевая,
семейно – бытовая, профессионально – трудовая, этносоциализация, субкультурно – групповая (Н.Ф.Маслова). Составляющие социализации (Мудрик А.В.): стихийная социализация, относительно направляемая социализация, относительно социально контролируемая социализации и более или менее сознательное изменение человека в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. Факторы социализации как обстоятельства, определяющие социализацию личности: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Особенности возрастной социализации человека на разных этапах его жизни. Педагогические проблемы социализации в разные возрастные периоды: дошкольном возрасте, младшем, среднем, старшем школьном возрастах. Агенты и средства социализации. Психологические механизмы социализации Социально-психологические механизмы социализации. Социально-педагогические механизмы социализации. Задачи процесса социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические Реализация задач социализации в юношеском возрасте.
| 1.3
| Социализация молодежи в процессе профессиональной ориентации
| Профессиональное образование как этап профессионального самоопределения личности. Сущность и основные стратегии профессионального образования. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений. Адаптация студентов к учебному процессу, психолого-педагогический и мотивационно – личностный аспекты. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Идеи непрерывного и опережающего образования. Профессиональная практика, ее роль в профессиональном самоопределении личности. Трудоустройство: понятие, основные каналы. Рынок труда, его современные тенденции. Основные факторы, влияющие на принятие решения о выборе места работы. Трудоустройство выпускника учебного заведения (вуза, колледжа, техникума) как этап его профессионального самоопределения, мотивы, способы и факторы ориентации при трудоустройстве. Формы помощи учебного заведения (вуза, колледжа, техникума) в трудоустройстве выпускников.
| 1.4
| Молодежные инициативы как источник социализации
| Современное молодежное и детское движение: состояние и перспективы. Основные тенденции развития современного молодежного и детского движения. Классификация молодежных и детских объединений. Детское движение как часть социального движения различных групп, объединенных общими целями, системой норм, регулирующих их поведение. Современные противоречия между значимостью детского движения и реальным отношением общества к нему. Задачи детских объединений. Функции детских объединений: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Виды современных детских объединений, их влияние на социализацию детской личности. Неформальные молодежные объединения (НМО) как источник социализации современной молодежи. Виды, формы проявления, современное состояние НМО. Причины и психологические основания вхождения детей и подростков в НМО. Современное состояние НМО. Влияние НМО на процессы социализации детей и подростков. Контркультурные организации как объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. Понятие о диссоциальном воспитании: цели, задачи, средства. Последствия диссоциального воспитания.
| 2. Государственная молодежная политика в системе решения социальных проблем молодежи
| 2.1
| Нормативно-правовая база, обеспечивающая права молодежи в России
| Современное законодательство о молодежи как совокупность нормативных правовых норм, регулирующих отношения, одной из сторон которых выступает молодежь (молодые граждане, молодежные и детские общественные объединения, коммерческие организации с преимущественно молодежным составом работников, молодые семьи и т.д.). Законодательство о молодежи как система норм государственного, гражданского, трудового, уголовного, уголовно-процессуального права, законодательства об образовании, здравоохранении, воинской обязанности и военной службе, культуре и др. Законодательство о молодежи как политологическая и социологическая конструкция, его взаимосвязь с разработкой государственной молодежной политики. Права молодежи как составная часть прав человека: права как неотъемлемые свойства молодой личности, ее свободы, зафиксированные в нормах внутригосударственного и международного права, которые обеспечивают наиболее существенные возможности развития лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а также защиту их интересов; права как совокупность установленных законодательством конкретных прав, неотъемлемо связанных с обязанностями, обеспеченными силой государства – в объективном плане или как предусмотренная (или незапрещенная) законом возможность поступать определенным образом, совершать (или не совершать) действия, установленные и защищаемые законом для лиц молодого возраста – в субъективном смысле. Классификации прав молодежи: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Личные права как основа прав человека, их направленность на охрану здоровья подрастающего поколения, обеспечение безопасных условий при прохождении службы в армии, мер по профилактике молодежной преступности. Характеристика прав и обязанностей молодежи в современном правовом поле. Уровни нормативно-правовой базы по территории действия:
а) международные правовые акты;
б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты) РФ;
в) региональное законодательство.
Характеристика молодежного законодательства в России. Пути совершенствования правовой защищенности молодых граждан в России.
| 2.2
| Реализация государственной молодежной политики как части социальной политики государства
| Государственная молодежная политика (ГМП) как деятельность государства, направленная на создание социально-экономических и организационных условий, правовых гарантий для социального становления и развитых молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества. ГМП как программа действий государства по обеспечению прав молодежи и интеграции ее в общество, синхронизации международных и национальных механизмов защиты прав молодежи с целью приближения российской модели молодежной политики к международной молодежной доктрине. Инновационный характер государственной молодежной политики. Гуманистическая направленность социальной политики в отношении молодежи. Понятие о субъектах государственной молодежной политики: молодые граждане в возрасте до 30 лет; молодые семьи, в которых один из супругов относится к представителям молодежи; молодежные общественные объединения. Понятие о приоритетах ГМП: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Правовое обеспечение государственной молодежной политики как комплексная проблема, связанная с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений. Государственные органы по делам молодежи: структура и функции. Органы по делам молодежи в структуре законодательной власти: Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Федерального Собрания РФ, подразделения по делам молодежи в структуре законодательных органов субъектов РФ. Государственный комитет РФ по молодежной политике и его роль в развитии социальной работы с молодежью. Государственные органы по делам молодежи в структуре исполнительной власти, субъектов федерации: юридический статус, направления деятельности.
| 2.3
| Формирование и развитие системы учреждений социальной сферы для молодежи
| Объективная необходимость совершенствования социальной сферы деятельности для молодежи. Динамика развития учреждений, оказывающих социальные услуги семьям, детям и молодежи. Проблемы и перспективы развития социальных служб в современной России. Современные программные документы в области социальной защиты семьи и детства «Год ребенка (2007 г.)», «Год семьи (2008 г.», «Год молодежи (2009 г.)». Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи - приоритетное направление государственной молодежной политики в России. Механизм реализации, финансово-экономическое обеспечение программы «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи» Федеральной программы «Молодежь России», современных региональных молодежных программ. Учреждения по оказанию социальных услуг для молодежи. Принципы и направления развития. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры. Экспериментальная деятельность, апробация и внедрение новых социальных технологий. Отработка оптимальных моделей социальных служб. Региональные особенности формирования системы социальных организаций для молодежи, относящихся к разным категориям и социальным группам. Перспективы развития системы социальных служб в регионах РФ.
| 2.4
| Сущность и особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности молодежи
| Понятие о социальных проблемах современной молодежи. Комплексный подход к решению социальных проблем молодежи в системе социальных служб для молодежи. Теоретические основы социальной работы с молодежью: психолого- и социолого-ориентированные теории. Основные цели и принципы социальной работы с молодежью. Особенности социальной работы с молодежью. Основные цели работы с молодежью в системе социальных служб и организаций. Сущность и особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности молодежи. Основные концептуальные подходы к организации социальной работы в учреждениях системы общего образования. Основные направления социальной работы в учреждениях профессионального образования. Содержание и особенности социальной работы в учреждениях досуговой деятельности. Социально-реабилитационная деятельность социальных служб в пенитенциарной системе. Социальные технологии профессиональной социальной деятельности в открытой среде.
| 6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Круглый стол
|