Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа»





Скачать 131.45 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа»
Дата публикации16.02.2015
Размер131.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


описание: описание: лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

h:\040400.68.jpg

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


  2. Социальная культура



  3. Направление - 040400.68 «Социальная работа»

  4. Форма подготовки очная

  5. Школа гуманитарных наук

  6. Кафедра социальных наук

  7. курс 2 семестр 3

  8. лекции 0 (час.)

  9. практические занятия 14 час.

  10. лабораторные работы_______час.

  11. всего часов аудиторной нагрузки 14 (час.)

  12. самостоятельная работа 58 (час.)

  13. контрольные работы (количество) 0

  14. зачет 3 семестр

  15. экзамен семестр

  16. Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 07.02.2011 г. № 170.

  17. Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании

  18. кафедры социальных наук №1 «_01_» _октября___2012г.



  19. Заведующая (ий) кафедрой профессор И.Г.Кузина «03» октября 2012 г.

  20. Составитель (ли):доцент кафедры социальных наук Е.В.Васильева





I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры социальных наук:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой ___________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры социальных наук:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________ __________________

Аннотация

Рабочая программа дисциплины «Социальная культура» разработан для магистров 2 курса 3 семестра обучения по направлению 040400.68 «Социальная работа» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утвержденного приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87.)

Дисциплина « Социальная культура» представляет собой организационно-методические документы и учебно-методические материалы и входит в базовую часть общенаучного.

Общая трудоемкость курса составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Курс осваивается магистрами в виде практических занятий общим объемом 14 часов и самостоятельной работы общим объемом 58 часов.

Освоение курса в виде практических занятий предполагает на каждом из них применение интерактивных форм обучения в виде дискуссий, свободного обмена мнениями, мозгового штурма, создание проектов. Общий объем, запланированный на использование интерактивных форм обучения, составляет в семестре 6 часов. На каждом занятии им отводится не менее 0,5 часа.

Данная дисциплина связана на теоретическом и прикладном уровне с такими дисциплинами учебного плана магистров социальной работы, как «Психосоциология», «Социология в социальной работе», «Кадровая политика в социальной работе» и др.

Цель данного курса - познакомить магистрантов с теоретическими основами проблематики и практическими знаниями в области социальной культуры. Продемонстрировать специфику социологического подхода к изучению всех уровней социальной культуры. Это вооружит магистрантов общетеоретическими и прикладными знаниями в данной области и позволит применить их в практике социальной работы.

Поставленная цель преследует решение конкретных задач, в которые включены:

  1. анализ предметной области дисциплины;

  2. раскрытие специфики социологического подхода к ее изучению;

  3. демонстрация соотношения научных парадигм западноевропейской и отечественной социологии к изучаемому кругу проблем;

  4. анализ уровней социальной культуры;

  5. анализ феноменологического подхода к изучению социальной культуры на межличностном уровне;

  6. раскрытие методов социологического исследования социальной культуры;

  7. обоснование необходимости теоретических и прикладных знаний в области социальной культуры для социальных работников.

По завершению курса магистрант должен:

Знать:

- основные социологические школы, связанные с изучением проблем социальной культуры в России и за рубежом;

Уметь:

- определить ведущие тенденции развития социальной культуры на институциональном, групповом и личностном уровнях;

- применять в профессиональной деятельности социального работника базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам теории социальной культуры;

- самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи исследования, связанные с данной проблематикой, и решать их с помощью современных исследовательских методов;

- составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;

- использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях социальной культуры, аналитической и консалтинговой деятельности.

Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины.

Выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень,

ОК-8 – владением знаниями социальной истории человечества, ее особенностей в различных социокультурных и территориальных условиях,

ОК-9 – владением знаниями о специфике социальной, политической, экономической, духовной и экологической культур общественной жизни, характере их взаимодействия в современном мире, культуроцентричности и качестве общественного и личностного развития.

  1. Структура и содержание теоретической части курса

Лекции учебным планом не предусмотрены.

  1. Структура и содержание практической части курса

Семинарские занятия (14 час.)

Занятие 1. Социальная культура как сфера научного знания (2 часа, в том числе 1 час в интерактивной форме - дискуссия)

а. Социальная культура как часть культуры общества.

б. Парадигмальный подход в философии к осмыслению проблем социальной культуры.

в. Институционализация дисциплины в социологии.

На занятии используется такая интерактивная форма обучения, как дискуссия относительно специфики становления дисциплины (1 час) на тему «Социальная культура как сфера научного знания».

Занятие 2. Предметная область социальной культуры (2 часа, в том числе 0,5 час в интерактивной форме - дискуссия)

а. Макросоциологические теории о формировании и функционировании основных компонентов социальной культуры.

б. Микросоциологический подход к проблематике социальной культуры.

в. Психоаналитический подход к проблеме социальной культуры.

г. Специфика современных теоретических подходов.

На занятии используется такая интерактивная форма обучения, как обмен мнениями о преимуществах того или иного парадигмального подхода к изучению социальной культуры.

Занятие 3. Социальная культура на институциональном уровне социального взаимодействия (2 часа, в том числе 1 час в интерактивной форме - дискуссия)

а. Элементы социальной культуры на институциональном уровне.

б. Нормативно-правовая основа функционирования социального института.

в. Социальный контроль и санкции в рамках социального института при нарушении основ социального взаимодействия.

г. Методы исследования социокультурного взаимодействия на институциональном уровне.

На занятии используется дискуссия по поводу наиболее развитых форм организационной культуры и возможности нарушения ее норм, а также мозговой штурм при выявлении методов их исследования.

Занятие 4 Социальная культура на организационном уровне (2 часа, в том числе 1 час в интерактивной форме – круглый стол)

а. Элементы социальной культуры на организационном уровне.

б. Специфика функционирования элементов социальной культуры на современном уровне.

в. Современные формы организационного взаимодействия.

В рамках семинарского занятия проводится круглый стол на тему «Конкретные методы изучения организационной культуры».

Занятие 5. Повседневность как условие становления межличностных отношений (2 часа, в том числе 0,5 часа в интерактивной форме – групповая дискуссия)

а. Основные характеристики повседневности.

б. Роль повседневности в становлении социального института.

в. Роль повседневности в становлении личности.

На занятии используется групповая дискуссия при определении роли повседневности в формировании межличностной культуры общения.

Занятие 6. Социальная культура на уровне межличностного взаимодействия (2 часа, в том числе 1 час в интерактивной форме - мозговой штурм)

а. Значение биографического фона в процессе межличностного общения.

б. Взаимозаменяемость перспектив в межличностном общении.

в. Драматургия межличностного общения.

г. Основные элементы социальной культуры на уровне межличностного общения.

д. Специфика межличностного общения в системе онлайн.

На занятии используется мозговой штурм при определении методов исследования форм межличностного взаимодействия при ориентации на различные теории микросоциологического уровня, а также создание проекта основной формы межличностного общения социального работника и респондента.

Занятие 7. Социальная культура как детерминант поведения социального работника (2 часа, том числе 1 час в интерактивной форме - дискуссия)

а. Специфика использования форм институциональной культуры в поведении социального работника.

б. Специфика использования форм организационной культуры в поведении социального работника.

в. Повседневные практики межличностного взаимодействия в поведении социального работника.

На занятии используется дискуссия при обсуждении форм поведения социального работника в различных условиях работы.


  1. Контроль достижения целей курса

Темы контрольных работ

  1. Социальная культура как сфера научного знания

  2. Предметная область социальной культуры

  3. Социальная культура на институциональном уровне социального взаимодействия

  4. Социальная культура на организационном уровне социального взаимодействия

  5. Повседневность как условие становления межличностных отношений

  6. Социальная культура на уровне межличностного взаимодействия

  7. Социальная культура как детерминант поведения социального работника

Вопросы к зачету

  1. Социальная культура как часть культуры общества.

  2. Парадигмальный подход в философии к осмыслению проблем социальной культуры.

  3. Институционализация дисциплины в социологии.

  4. Макросоциологические теории о формировании и функционировании основных компонентов социальной культуры.

  5. Микросоциологический подход к проблематике социальной культуры.

  6. Символический интеракционизм о процессе межличностного взаимодействия.

  7. Социологическая феноменология о межличностном общении.

  8. Психоанализ о роли культуры в формировании межличностных отношений.

  9. Специфика современных теоретических подходов к изучению социальной культуры.

  10. Функционирование элементов социальной культуры на институциональном уровне.

  11. Нормативно-правовая основа функционирования социального института.

  12. Социальный контроль и санкции в рамках социального института при нарушении основ социального взаимодействия.

  13. Социальный контроль и санкции на уровне общественного мнения при нарушении основ социального взаимодействия.

  14. Элементы социальной культуры на институциональном уровне.

  15. Функционирование элементов социальной культуры на организационном уровне.

  16. Современные формы организационного взаимодействия.

  17. Элементы социальной культуры на организационном уровне.

  18. Основные характеристики повседневности.

  19. Роль повседневности в становлении социального института.

  20. Роль повседневности в становлении личности.

  21. Значение биографического фона в процессе межличностного общения.

  22. Значение «кризисных экспериментов» в этнометодологии для понимания характера межличностных отношений.

  23. Драматургия межличностного общения.

  24. Основные элементы социальной культуры на уровне межличностного общения.



  1. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Не предусмотрены учебным планом

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Волынская, Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла / Л.Б. Волынская. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2012. -162 с.

  2. Гофман, Э. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман. – М.: Смысл, 2009. – 319 с.

  3. Зельдович, Б.З. Организационное поведение. Учеб. Пособие / Б.З. Зельдович. – М. : Аспект-Пресс, 2009. -258 с.

  4. Орлова, Э.А. Социология культуры. Учеб. Пособие / Э.А. Орлова. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 575 с.

  5. Социокультурная антропология: история, теория и методология / Под ред. Ю.М. Резника. – М.: Академический проект, 2012, 998 с.

Дополнительная литература

  1. Абельс, Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в ин- терпретативную социологию / Х.Абельс. - СПб.: Алетейа, 1999.- 272 с.

  2. Александер, Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал – 2012. - №3. - С. 5- 40.

  3. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. 2-е изд. - СПБ.: Изд-во СПб ун-та, 2006. -720 с.

  4. Антология. Логика культуры. - СПб.: Университетская книга, 2009. -864 с.

  5. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: «Acаdemia- Центр», «МЕДИУМ», 1995. -324 с.

  6. Вебер, М. Основные социологические понятия / М.Вебер.- Избранные произведения. - М.:Прогресс, 1990. С.602 – 644.

  7. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб.: Питер, 2007. – 335 с.

  8. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман.- М.: Канон-Прессс_Ц, Кучково поле, 2000. -304 с.

  9. Гофман, И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман. - М.: Институт социологии, 2003. – 752 с.

  10. Дубницкий, Д.Н. Факторы культурной мотивации / Д.Н.Дубницкий.- СПб.: Алетейа, 2009.- 334 с.

  11. Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в интернете / А. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2004. – 117 с.

  12. Запесоцкий, А.С. Философия и социология культуры /А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2011. 816 с.

  13. Иглтон, Т. Идея культуры / Т.Иглтон. - М.: Изд. Дом НИУ ВШЭ, 2012. - 192 с.

  14. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

  15. Культурология. Энциклопедия. в 2-х тт. - СПб.: РОССПЭН, 2007. Т.1. - 1392 с.; Т.2. – 1184 с.

  16. Мид, Дж. Г. Избранное /Дж. Г. Мид. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с.

  17. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект, 2002. - 832 с.

  18. Попова, Е.П. Социология организаций: Некоторые аспекты становления и современная проблематика / Е.П. Попова.- Волгоград: ВолГУ, 2002.- 68 с.

  19. Семенов, Ю.Г. Организационная культура: учебное пособие / Ю.Г. Семенов. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 256 с.

  20. Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О.Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА-М, 2011.-151 с.

  21. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З.Фрейд. – М.: Наука, 1989. - 456 с.

  22. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство: учебник для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования».: пер. в англ. / Э. Шейн 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. - 336 с.

  23. Щюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А.Щюц. - М.: РОССПЭН, , 2004. – 1056 с.

  24. Эльстер, Ю. Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук / Эльстер Ю. – М.: Изд. Дом Гос. Ун-та - высшей школы экономики, 2011. - 472 с.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Основы прикладной социологии: Учебное пособие / Г.П. Смехнова. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 240 с. http://znanium.com/bookread.php?book=133368

  2. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с. http://znanium.com/bookread.php?book=178632

  3. Шурбе В.З. Методология и методика социологического исследования: учебное пособие; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2008. - 128 с. http://window.edu.ru/resource/338/63338

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Психология в социальной...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Квалитология в социальной...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Концептуальные основы...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:...
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физическая культура 040100. 62 «Социальная работа»
Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03....
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине в. Дв 2 Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление 040400. 68 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск