Скачать 160.64 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа гуманитарных наук ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
Заведующая кафедрой социальных наук Кузина И.Г. «08» октября 2012 г.
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ _____Кузина И.Г (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _____________________ _______Кузина И.Г _____ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация Дисциплина «Квалитология в социальной работе» относится к базовой части профессионального цикла ОП. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Курс читается магистрам 2-го года обучения по направлению «Социальная работа» в 4 семестре. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: Профессиональные: ПК-16 – способностью и готовностью к использованию методов социальной квалиметрии в процессе социально-проектной деятельности В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать: - основные категории курса; - основные принципы социальной квалитологии; - методы квалитологии, применяемые в социальной работе. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны уметь: - использовать конкретные методики и технологии социальной квалитологии; - разрабатывать критерии и показатели оценки эффективности социальных проектов и программ; - владеть методами квалитологии в практике социальной работы. Целью освоения дисциплины «Квалитология в социальной работе» является формирование у будущего магистра социальной работы компетенций в области теории и практики социальной квалиметрии в системе социальной работы. Задачи дисциплины: - анализ экономической и социальной эффективности деятельности в сфере социального обслуживания; - оценка качества социального обслуживания в соответствии со стандартами социальных услуг: изучение специфики стандартов качества в социальной сфере; - характеристика процесса и результатов стандартизации социальных услуг. Используются интерактивные формы обучения (14 часов): - метод малых групп (практическое занятие 1, 4 часа); - групповое обсуждение с элементами дискуссии (лекция 2, 2 часа); - моделирование и проектирование, методика «мозговой штурм» (лекция 3, 2 часа); -групповое обсуждение с элементами тренинга (практическое занятие 4, 4 часа); - подготовка письменных аналитических работ (практическое занятие 6, 2 часа). В рамках данной дисциплины предполагается выполнение индивидуального исследовательского проекта в форме экспертной оценки качества программы оказания конкретного вида социальных услуг. Допустимо использование иных интерактивных форм обучения. Начальные требования к освоению дисциплины Данная дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с предшествующими учебными курсами, а также со всеми видами практики. Согласно логике построения профессиональной подготовки магистра данный курс следует изучать после курса: «Методология и теория социальной работы». Кроме свободной ориентации в теоретических вопросах, студенты должны закрепить ранее полученные на других курсах умения выделять и формулировать проблему, ставить исследовательские цели и задачи, подбирать методический инструментарий, проводить практическое исследование и анализировать его результаты. Связь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана Вопросы качества и эффективности социальной работы затрагиваются в отдельных разделах таких курсов как теория социальной работы и технологии социальной работы. Качество предоставляемых услуг также рассматривается в виде отдельного вопроса курса «Современные проблемы теории и практики социальной работы». Помимо этого, курс связан с дисциплинами, изучающими нормативно-правовые аспекты различных объектов социальной работы. i. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса Раздел 1 Теоретические и методологические основы изучения квалитологии (4 часа) Тема 1. Становление науки о качестве (2часа) Этапы становления науки о качестве как проблемно-ориентированном научно-практическом и системно-методологическом комплексе знаний. Анализ предпосылок квалитологии. Философско-методологические предпосылки: Аристотель, Э.Кант, Гегель, К.Маркс, Н.Д.Кондратьев. Производственно-экономические предпосылки синтеза квалитологии. Теоретико-экономические предпосылки синтеза квалитологии. Системно-научные предпосылки квалитологии. Объект и предмет квалитологии. Типология синтезов знания в квалитологии. Методологический принцип триединства науки о качестве — единства трех основных частей: теории качества, теории измерения и оценки качества — квалиметрии, теории управления качеством. Структура концептуального аппарата теории качества. Категория качества как понятийная система. Система дефиниции качества. Классификация понятий качества по аспектам качества как понятийной системы. Система законов и принципов теории качества. Принцип целостности и структурности. Принцип динамичности и функционально-кибернетической эквивалентности. Принцип внешне\внутренней обусловленности качества. Принцип отражения качества процесса в качестве результата. Принцип единства качества и количества. Система социально-экономических законов квалитологии. Тема 2. Квалиметрия как часть квалитологии (2 часа) Структура квалиметрии. Предмет и содержание квалиметрии. Статусы квалиметрии как науки: экономический, общенаучный, технико-экономический и систематический. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии. Теория и методы квалиметрии. Методы оценки уровня качества социальных услуг (КСУ) Раздел 2. Качество социальных услуг (2 часа) Тема 1. Теоретическое обоснование качества социальных услуг (2 часа) Понятия качества, результативности и эффективности. Услуга: понятие, характеристика, классификация, отличительные черты. Жизненный цикл услуги. Качество социальных услуг. Показатели качества услуги. Концепция улучшения качества. Трилогия Д.М. Джурана. Цикл У.Э. Деминга. Экономическая эффективность улучшения качества социальных услуг. Общие затраты на качество. Раздел 3. Организация работы социального учреждения и контроль за ее качеством (4часа) Тема 1. Оценка как инструмент управления качеством в социальной работе (2 часа) Оценка потребностей. Оценка уровня доходов получателя социальной помощи: проверка нуждаемости. Оценка программ и проектов. Дизайн оценочных исследований. Формы оценки программ. Понятие социальной экспертизы. Гендерная экспертиза в социальной работе. Понятия качества, результативности и эффективности. Цели и задачи программы социального обслуживания. Цели и задачи оценки результативности. Критерии эффективности социальной работы. Обеспечение качества социального обслуживания. Проведение оценочного исследования. Привлечение потребителей к оценке услуг. Менеджмент социального обслуживания. Менеджмент в сфере социального обеспечения за рубежом. Проблема эффективности социального менеджмента. Типы социальных служб. «Бюрократия низового уровня». Теоретико-методологические основы управления социальным обслуживанием. Оценивание деятельности учреждений социального обслуживания: подходы и критерии. Показатели/индикаторы оценки качества социального обслуживания. Оценка качества и эффективности в социальных службах. Процедуры оценки качества социального обслуживания. Тема 2. Управление персоналом в учреждениях социального обслуживания (2 часа) Принципы управления учреждением. Современная система профессиональной мотивации работников социальных служб. Формы и методы повышения квалификации работников учреждений социальной сферы. Аттестация специалистов и руководящих кадров социальной сферы. Профессиональное выгорание социального работника. Этика социального работника. ii. СТРУКТУРА И содержание практической части курса Семинарские занятия (22часа) Занятие 1. Методологические основы изучения квалитологии (2 часа) 1. Основные этапы становления квалитологии: от древних времен истории человечества и до середины XIX века. 2. Философско-методологические предпосылки развития науки о качестве. Исследования природы качества Аристотеля, Э.Канта, Г.Гегеля, К.Маркса, Н.Д.Кондратьева. Занятие 2. Теоретические предпосылки квалитологии (2 часа) 1. Производственно-экономические предпосылки синтеза квалитологии. 2. Системно-научные предпосылки квалитологии. 3. Особенность принципа триединства науки о качестве 4. Основные дефиниции качества Занятие 3. Квалиметрия как часть квалитологии (2 часа). 1. Структура квалиметрии. 2. Основные статусы квалиметрии как науки: экономический, общенаучный, технико-экономический и систематический. Занятие 4. Положения современной квалиметрии (2 часа). 1. Основные исходные концептуальные положения современной квалиметрии. 2. Основные теории квалиметрии Занятие 5. Качество социальных услуг (2часа) 1. Понятия качество, результативность и эффективность. 2. Определение услуги. Классификацию услуг. 3. Жизненный цикл услуги. 4. Основное понятие качества. Комплексная система управления качеством социальных услуг. 5. Методологическое значение категории социальное качество. Занятие 6. Типологии качества социальных услуг (2часа) 1. Эволюция обеспечения качества продукции (услуг): контроль (Ф. Тейлор); управление качеством (контрольные карты Шухарта, методы выборочного контроля); постоянное повышение качества (У.Э. Деминг, философия Дглурамо, концепция «ноль дефектов»); планирование качества (философия Дглурамо). 2. Современная философия качества (менеджмент качества У.Э. Деминга). 3. Трилогия Д.М. Джурана. 4. Экономическая эффективность улучшения качества социальных услуг. 5. Общие затраты на качество. Занятие 7. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения (2часа) 1. Менеджмент в сфере социального обеспечения за рубежом. 2. Эффективность социального менеджмента. 3. Понятие «модель системы менеджмента качества». Основные модели системы качества. Занятие 8. Становление системы качества в организации (2 часа) 1. Основные этапы построения системы качества. Ресурсное обеспечение внедрения и поддержания системы менеджмента качества. 2. Процессно-ориентированный подход. 3. Мониторинг, анализ и измерение процессов. Критерии и методы, обеспечивающие анализ результативности процессов. Занятие 9. Управление качеством в социальных организациях (2 часа) 1. Формы и методы руководства. 2. Основные этапы планирования. 3. Виды контроля. Занятие 10. Управление персоналом в учреждениях социального обслуживания (2 часа) 1. Основы управления персоналом социальных служб 2.Современные способы профессиональной мотивации работников социальных служб. Занятие 11. Экспертная оценка качества программы оказания конкретного вида социальных услуг (2 часа)
В рамках курса предполагается проведение следующих контрольных мероприятий: выполнение письменных работ и устные ответы на практических занятиях. Контрольные работы
Вопросы к зачету 1. Этапы становления науки о качестве как проблемно-ориентированном научно- практическом и системно-методологическом комплексе знаний. 2. Предпосылки квалитологии. 3. Объект и предмет квалитологии. Типология синтезов знания в квалитологии. 4. Методологический принцип триединства науки о качестве. 5. Структура концептуального аппарата теории качества. 6. Категория качества как понятийная система. 8. Система социально-экономических законов квалитологии. 9. Структура квалиметрии. Предмет и содержание квалиметрии. 10. Статусы квалиметрии как науки: экономический, общенаучный, технико- экономический и систематический. 11. Теория и методы квалиметрии. 12. Услуга: понятие, характеристика, классификация, отличительные черты. Жизненный цикл услуги. 13. Показатели качества услуги. Концепция улучшения качества. 14. Трилогия Д.М. Джурана. Цикл У.Э. Деминга. Экономическая эффективность улучшения качества социальных услуг. Общие затраты на качество. 15. Оценка потребностей. Оценка уровня доходов получателя социальной помощи: проверка нуждаемости. Оценка программ и проектов. 16. Дизайн оценочных исследований. Формы оценки программ. 17. Понятие социальной и гендерной экспертизы в социальной работе. 18. Цели и задачи оценки результативности. Критерии эффективности социальной работы. 19. Проведение оценочного исследования. Привлечение потребителей к оценке услуг. 20. Менеджмент социального обслуживания. Менеджмент в сфере социального обеспечения за рубежом. 21. Принципы управления учреждением. Организация работы учреждения и контроль за ее качеством. 22. Современная система профессиональной мотивации работников социальных служб. 23. Формы и методы повышения квалификации работников учреждений социальной сферы. Аттестация специалистов и руководящих кадров социальной сферы. IV. тематика и перечень КУРСОВЫХ РАБОТ И рефератов Рефераты
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература Раздел 1. Тема 1. Становление науки о качестве
Раздел 2. Тема 1. Теоретическое обоснование качества социальных услуг
Раздел 1. Тема 2. Управление персоналом в учреждениях социального обслуживания
Электронные образовательные ресурсы:
|
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Психология в социальной... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия... Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Концептуальные основы... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине в. Дв 2 Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Благотворительность и меценатство в социальной работе для студентов направления подготовки 39. 03.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная | Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | ||
Рабочая программа дисциплины история социальной работы направление... Программа курса предназначена для подготовки специалистов социальной работы, формирует научно-исследовательские и технологические... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований... Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» «бакалавр»). Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (б в. 1) основной образовательной... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология социальной работы» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:... Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Психолого-педагогические основы общениядля студентов направления подготовки 39. 03. 02(040400. 62)... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... |