«антропология»





Скачать 126.6 Kb.
Название«антропология»
Дата публикации17.01.2015
Размер126.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНТРОПОЛОГИЯ»
СУИЦИД – ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА

Выполнил:

студентка 1 курса

группы «ЗП-106с»

Мамаева Алла Александровна
Проверил:

Малахова О.В.

Москва

2013

Оглавление




Введение. 3

Жизнь и смерть 4

Отношение к самоубийству в истории. 5

Определения и виды самоубийства 7

Причины, условия и мотивы самоубийств. 8

Заключение. 13

Список использованной литературы. 14



Введение.


По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире добровольно уходят из жизни около 1 миллиона человек. Но, по мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр (по разным оценкам в 2-4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Причиной же большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды. Также не фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, которых в 10-20 раз больше, чем попыток законченных.

Большинство самоубийц выбирает повешение, за ним следует отравление. Около 44% людей оставляют предсмертные записки. Первое место в мире по числу самоубийств занимает Литва. Меньше всего суицидов случается в Египте, на Гаити и Ямайке. Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин. С другой стороны – женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают «щадящие» способы, которые значительно реже приводят к смерти.

Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса – то, что называют «комплексом короля Лира». Так, высок уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров. Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически больных, а также хронических алкоголиков.

Жизнь и смерть


Всему, что носит витально-органический характер, свойственно стремление к снятию внутренней напряженности жизненных противоречий и возврату в неорганическое состояние. Это бессознательное «влечение к смерти» всего живого напоминает ток реки, стремящейся в своем движении к устью, где она, влившись в море или океан, исчезает, перестает существовать в своем особенном качестве реки. Угроза прекращения земного существования в качестве организма, социального субъекта, духовного существа заставляет человека ценить время жизни. Но эта «моральная», футуристическая детерминация, где смерть из будущего предписывает человеку определенные действия, – не главная и не определяющая. Действительная и наивысшая детерминанта - это призыв Бога к человеку использовать свою земную жизнь для того, чтобы стать истинным образом и подобие Божьим, направить на это все свои духовные и физические силы. Если человек услышит этот призыв и отзовется на него всем своим существом, то за чертой земной жизни для него откроется бесконечная перспектива жизни вечной.

Согласно Хайдеггеру, смерть абсолютно индивидуальна. Это сугубо личный «поступок», который никто вместо тебя совершить не сможет. Человек может пожертвовать своей жизнью ради другого человека, пойти за него на смерть. Но взять на себя смерть этого другого не в его власти. Тот в любом случае вынужден будет рано или поздно единолично встретить смерть.

Смерть — необходимая, неизбежная, финальная метаморфоза, совершающаяся с ним, как и с каждым живым существом, в результате которой он перестает существовать в своем прежнем качестве и переходит в новое состояние, из которого невозможен возврат назад.

Отсечение, отрицание, вынесение за пределы человеческого мира всего, что связано со смертью, чреваты опасными деформациями всего, что связано с жизнью. Характерно, что ни одна религиозная система не пошла по этому пути. Лишь наиболее прямолинейные материалисты поддавались ложному обаянию этой редукционистской модели.[1]

Отношение к самоубийству в истории.


Исследования антропологов и историков доказывают, что у многих народов издревле существовала традиция добровольного ухода из жизни больных и немощных. Например, старики-эскимосы уходили в тундру и там замерзали. В Японии старые родители часто просили детей отнести их в горы. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз.

В Древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно.

В «Дигестах» Юстиниана, являющихся классическим сводом римского права, самоубийство «без причины» осуждается, поскольку «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». При императоре Тарквинии трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Иудеи тоже относились к самоубийству отрицательно. В Талмуде попытка самоубийства рассматривается как преступление, подлежащее суду и наказанию.

С приходом христианства в Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь – для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что должно символизировать вечное горение души в адском огне. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку, по поверьям, их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых.

Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы – в военном морском артикуле Петра I было сказано: «Ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким. Но со временем законы, наказывающие само-убийц, стали отменяться. Впервые такой закон отменила Франция во время Великой революции. А в Великобритании самоубийство перестало считаться уголовным преступлением в 1961 году [2], [4].

Определения и виды самоубийства


Самоубийством принято считать всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это вполне однородное действие, но не доведённое до конца.

Суицид есть осознанное лишение себя жизни и, с этой точки зрения, самоубийство является чисто человеческим сознательным, поведенческим актом.

В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляются с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время, нет оснований относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство, аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза и другие подобные действия.

Самоубийством не считается лишение себя жизни по неосторожности самого потерпевшего или лицом, находящимся в состоянии невменяемости. В этих случаях опасные для жизни действия не направляются представлениями о собственной смерти, имеют иные мотивы и цели и их следует относить к категории несчастных случаев.

Исходя из данного определения, не следует также считать самоубийствами случаи гибели из-за неоправданного риска, случаи так называемого «аутодеструктивного» или «саморазрушительного» поведения. К саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят, в ряде случаев, злоупотребление алкоголем, наркотическими, сильнодействующими медикаментозными средствами, курение; намеренную рабочую перегрузку; упорное нежелание лечиться; рискованный стиль вождения транспортных средств, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии; упорное стремление к поездкам в зоны боевых действий; увлечение некоторыми видами спорта, когда оно связано с неоправданным риском (например, альпинизм, парашютный спорт и т.п.).
В более широком смысле аутодеструктивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетеро- агрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.[8]

Причины, условия и мотивы самоубийств.


Суицид – как бич современного общества, обманом затянутого в пропасть убогих и пресных увеселений, ложных ценностей, букетом праздности и раздрая взрывающих телеэфир; как песок, щекотливо и раздражающе скрипящий на зубах вместо ожидаемой сладостной истомы.

Самоубийство – не приговор. Опустим тех, кто уже закончил свой путь, шагнув в пучину безмолвного отчаяния, и поговорим о тех, кто балансирует на тонкой грани, но кого ещё возможно склонить к верному пути.

Самоубийца – это тот, кто обратился в бегство от страдания, вызванного неосознаваемым, по сути, неисполненным желанием. Это огромное желание - истинная причина суицида, оно рвется наружу, но подавляется крайним эгоцентризмом и неумением выглянуть за пределы собственного Я. Это желание постичь сокрытое, разгадать непостижимое, слиться в едином ритме с Вселенной, достичь гармонии и духовного света. Идеалы, осуществлению которых так мешает бренное тело и несовершенный физический мир. Как легко умереть, выкинуть тело в форточку и забыть обо всем. Но человек не отдают себе отчет, что это навсегда. Что это – Смерть.[10]

Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Выделяют три основные группы факторов, которые считаются наиболее частыми причинами суицидов:

  • дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место в социальной структуре не соответствует уровню притязаний человека;

  • конфликты в семье;

  • алкоголизация и наркотизация.

Также к наиболее частым причинам суицидов можно отнести:

  • потерю любимого человека;

  • состояние физического и психического переутомления;

  • уязвленное чувство собственного достоинства;

  • разрушение психологических защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

  • различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Говоря о самоубийстве как об осознанном лишении себя жизни, необходимо рассматривать не только внешние (социальные) причины суицидов, но и их внутренние, личностные мотивы, которые проявляются в виде конфликтов.

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные жизненные установки, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним, прежде всего, относятся позитивные модели поведения, связанные с достижением определенных целей:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

  • чувство долга по отношению к ним, родительские обязанности;

  • наличие разнообразных жизненных, творческих, деловых, семейных, служебных и других планов, замыслов;

  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности и др.

В то же время, антисуицидальный характер носят и стереотипы поведения, связанные с избеганием боли, физических страданий, неизвестности; стремление учесть общественное мнение и избежать осуждения со стороны окружающих и т.п. Все они делают неприемлемым для индивидуума совершение самоубийства как способа разрешения конфликтной ситуации.

Существует мнение, что люди, которые касаются темы суицида, делятся на категории:

  • это люди, которые лишают себя жизни по случайности или по моде;

  • находящиеся в состоянии психоза;

  • люди, которые привлекают внимание окружающих;

  • настоящие, потенциальные самоубийцы, которым невыносимо, которым мешает их тело.[8]

Мыслям о суициде чаще подвержены люди, не имеющие крепкой опоры, собственной социальной ниши, где их бы понимали и поддерживали те, кто думает и чувствует в унисон. Это люди, полностью погруженные в свое страдание, не способные выйти в реальный мир, но это вовсе не значит, что они этого не хотят. Они бегут от страданий, зарываясь в тяжелую музыку, глуша боль алкоголем, но подобное освобождение – временно, и человек, решившийся на самоубийство, это понимает.

Есть люди, которые совершают самоубийство спонтанно, под влиянием аффекта или события, выступающего в роли последней капли и смертельного удара. А есть те, для кого смерть предпочтительней, нежели мучительное амёбное существование – душевная боль захватывает тело целиком, скручивая судорогами мышцы, мешая выпрямиться и глотнуть, наконец, свежего исцеляющего воздуха, - отхаркиваясь, шепчем, ловя губами желчную отраву: «хочу умереть». Но смерти ли жаждет человек, в отчаянии прибегая к попытке суицида? Он странствует во мраке гнетущего страдания, тыча пальцами в окружающий равнодушный вакуум, наугад, и не получает даже мимолетного отклика? Или это раскалена до предела его растравленная сердечная рана – пытка, сбивающая фокус? А вдали мельтешащая точка – один удар, и страданию придет конец.[6]

Чаще всего человек, готовящийся совершить самоубийство, не в состоянии ответить себе на вопрос, что именно родило эту боль. Злоключения и провалы, неудачи и отторжение, отсутствие будущего? Но ведь многие переживают неприятности, мгновенно активируясь при их возникновении, проявляя чудеса изобретательности и бросая все ресурсы на разрешение проблем. Человек, который не хочет жить, находит объяснение этому феномену в своей слабости и несовершенстве, отсутствии адаптации к условиям жизни, - занижает самооценку, опуская её до критической отметки. В итоге малейший сбой в системе вводит его в ступор, лишает сил и вгоняет в депрессивное состояние. А что уж говорить о крупных катастрофах, крушении гигантских планов, смерти близких, - отличие лишь в том, что всё это не причины, а лишь поводы для того, чтобы добить и без того раздираемую болью и сомнениями душу.

Есть те, кто нуждается во внимании, заявляя "помогите умереть!" Или пытается отомстить таким нелепым способом, эти люди, как правило, выбирают экстравагантные способы смерти, шокирующие целевую аудиторию и случайных свидетелей. Причина таких суицидов в переизбытке свободного времени и невысоком культурном уровне человека. А есть люди, для которых мысль о самоубийстве – последняя отрада и пристанище, и единственное, что обнадеживает. Мы ведь понимаем, что нам что-то мешает, но не можем нащупать это. Мучаемся в неведении, как мушки, попавшие в смертельную сеть. А выход – есть. И он близко. Нужно всего лишь захотеть и довериться тем, кто уже прошел все эти этапы. Осознать, чего же мы по-настоящему желаем – смерти ли?...[10]

Заключение.


Суицид как разрастающаяся эпидемия, как чума XXI века, одним безжалостным щелчком раскаленного кнута способная свести в могилу заплутавшего: будь то потерянный юнец, раздавленный антагонизмом чужих оценок и назревающих внутренних противоречий; будь то успешный карьерист, покоривший подвластные ему вершины, но скатившийся вниз под грузом вопросов, толкающих прочь от привычных занятий; а может это порядочный гражданин, ударивший в грязь лицом и не сумевший оправиться от дискомфорта? Мать, потерявшая ребенка, или отъявленный негодяй, раскаявшийся в преступном прошлом, но не умеющий преломить черту? У любого человека, свернувшего с тропы стабильности и уверенности, лишенного веры в собственную адекватность, могут возникнуть мысли о суициде, и он окажется в группе риска. [10]

Эту проблему можно решить только через осознание и осмысление истинных причин, которые рождают мысли о суициде и толкающих на самоубийство, через кропотливую, но увлекательную работу над собой

Список использованной литературы.




  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

  2. Белик А. А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

  4. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997.

  5. Кантор Ю. Видеть вечное в повседневности. – Звезда. 2008, №2.

  6. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978

  7. Лабиринты одиночества. М., 1989.

  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

  9. Пятигорский А. Мифология и сознание современного человека. Публичная лекция.

  10. Толкачев В.К. "Роскошь системного самопознания" основы системно-векторного психоанализа, 2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«антропология» iconВиды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах
По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология...
«антропология» iconФилософская антропология Философская антропология как область философского знания
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
«антропология» iconЦелями освоения дисциплины Социальная антропология являются
Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном...
«антропология» iconКонспект лекций по дисциплине социальная антропология Лекция 1 2 Термин "Антропология"
Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;...
«антропология» iconПояснительная записка Программа курса «Антропология»
Программа курса «Антропология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
«антропология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология»
Целью преподавания дисциплины «Культурная антропология» является формирование у студентов-культурологов системы знаний о человеке,...
«антропология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
«антропология» iconПрограмма по дисциплине Психология и педагогика Для направления/специальности...
...
«антропология» iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
«антропология» iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
«антропология» iconСоциальная антропология учебно-методический коплекс
С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с
«антропология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих...
«антропология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
«антропология» iconПрограмма дисциплины «Социальная антропология» для направления подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
«антропология» iconПрограмма дисциплины «Историческая антропология» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
«антропология» iconРабочая программа дисциплины «Социальная антропология»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск