МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Философский факультет Программа дисциплины Методика преподавания обществознания
Направление подготовки
Философия Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения
Очная
Москва 2014
I. Дисциплина Методика преподавания обществознания
П. Шифр дисциплины ____________________
III. Цели и задачи дисциплины:
Сформировать у обучающихся представление о
методической специфике преподавания курса обществознания в средней школе;
современных подходах и методах преподавания философских дисциплин в общеобразовательной школе;
конкретных методиках работы, применимых на различных этапах учебного процесса в средней школе при изучении обществоведческих и философских дисциплин.
Закрепить теоретические знания практическими навыками.
В ходе освоения курса студенты должны усвоить содержание общих концепций и методологических вопросов современного обществоведческого образования, выработать умения анализировать современный учебно-воспитательный процесс с использованием понятийного аппарата по методике преподавания обществознания. Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, преподавательских, информационно-поисковых и других задач.
По итогам освоения курса студенты должны обнаружить знание:
целей школьного обществоведческого образования, его вклада в формирование личности выпускника средней школы;
понятийного аппарата методики преподавания обществознания как науки, предмета, задач и методологических основ методики преподавания обществознания и философских дисциплин на довузовском уровне, специфики «обществознания» как предмета школьного обучения;
структуры и содержания школьного курса обществознания, зафиксированных в Федеральном Стандарте и школьных программах для основной и средней (полной) школы, специфики базового и профильного уровней обучения обществознания;
теоретических основ организации учебно-познавательной деятельности школьников;
типологии методов преподавания обществознания и философских дисциплин с учетом характера познавательной деятельности учащихся;
средств преподавания обществознания и дидактических особенностей их применения;
путей дифференциации и индивидуализации в процессе обучения обществознанию;
теоретических основ подготовки и проведения урока по дисциплинам образовательной области «Обществознание» в различных типах учебных заведений, в том числе профильного обучения;
требования к результатам освоения школьниками содержания обществоведческих и философских дисциплин, требования вступительных испытаний профильной направленности, требования олимпиад школьников обществоведческого профиля.
По итогам освоения курса студенты должны уметь:
использовать содержание учебных обществоведческих и философских курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, воспитания гражданственности, активной социализации учащихся;
анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса, осуществляя их выбор для использования в педагогическом процессе с учетом критериев научности, методической и воспитательной целесообразности, возрастных и психологических особенностей учащихся;
соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами; формировать содержание учебных занятий и заданий для самостоятельной работы учащихся в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся и другими факторами;
планировать учебные занятия, определяя цели, задачи, взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, разрабатывать проверочные и поисковые задания, планировать применение и использование современных средств обучения;
проектировать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся.
По итогам освоения курса студенты должны продемонстрировать владение:
системой знаний об основных этапах становления и развития методики преподавания обществознания, о специфике современного этапа преподавания обществознания и философских дисциплин в школе, а также о стратегии развития школьного обществоведческого образования;
основными методами научного исследования процесса преподавания дисциплин образовательной области «Обществознание» в различных типах учебных заведений, в том числе профильного обучения;
методикой организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы, формирования и развития умений и творческих способностей учащихся;
методикой подготовки и организации внеклассной работы с учётом современных требований к освоению обществознания школьниками.
IV. Место дисциплины в структуре ООП:
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
ИБ - интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;
направление подготовки Философия;
наименование учебного плана Философия.
Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:
вариативная часть;
тип - обязательный;
4 курс бакалавриата;
7 семестр.
В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной
дисциплины:
Философия образования, Педагогика, Общая психология, Социальная философия, Философия общества, Экономика, Правоведение, Политология. Г. Общая трудоемкость (72 - в ак. часах и 2 – в зачетных единицах). Д. Форма промежуточной аттестации - зачет. V. Формы проведения:
Для дисциплин:
форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:
Лекции -36 часов.
Самостоятельная работа – 36.
формы текущего контроля (письменные работы, рефераты). |
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
№ п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий (для дисциплин)
| Формы контроля
|
|
| Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Лекции
| Практические
занятия
(семинары) 1
| Лабораторная работа 1
|
|
| 1
| Введение. Теоретические основы методики преподавания обществознания.
| 2
| Тема 1.Методика преподавания обществознания как область научных знаний.
| 2
|
|
| 2
|
| 3
| Тема 2. Этапы развития обществоведческого образования в России в контексте современных проблем развития методики обучения обществознанию.
| 2
|
|
| 2
|
| 4
| Раздел 1. Современные проблемы теории и методики обучения философским дисциплинам и обществознанию детей раннего возраста.
| 5
| Тема 1.1. Методические особенности философских программ для детей.
| 2
|
|
| 2
|
| 6
| Тема 1.2. Методические основы преподавания философских дисциплин школьникам.
| 2
|
|
| 2
|
| 7
| Раздел 2. Нормативные требования к содержанию и структуре школьного обществоведческого образования.
| 8
| Тема 2.1. Нормативно-целевые требования к обществоведческому образованию школьников.
| 2
|
|
| 2
|
| 9
| Тема 2.2. Актуальные особенности содержания и процесса школьного обучения обществоведческим дисциплинам.
| 2
|
|
| 2
|
| 10
| Тема 2.3. Методическое обеспечение процесса школьного обучения обществоведческим дисциплинам.
| 2
|
|
| 2
|
| 11
| Раздел 3. Методологическое пространство школьного философско-обществоведческого образования.
| 12
| Тема 3.1. Задачи учителя философско-обществоведческих курсов по формированию компетенций школьников.
| 2
|
|
| 2
|
| 13
| Тема 3.2. Особенности применения педагогических технологий на уроках обществознания.
| 2
|
|
| 2
|
| 14
| Тема 3.3. Урок как форма организации учебного процесса. Особенности урока по курсу обществознания.
| 4
|
|
| 4
|
| 15
| Тема 3.4. Учебный проект, дискуссия и игра на уроках обществознания в школе.
| 4
|
|
| 4
|
| 16
| Тема 3.5. Информационные технологии в обучении обществознанию.
| 4
|
|
| 4
|
| 17.
| Тема 3.6. Формы проверки уровня сформированности компетенций учащихся по обществоведческим дисциплинам.
| 4
|
|
|
|
| 18
| Тема 3.7. Образовательно-воспитательное значение внеурочной деятельности обществоведческой направленности.
| 2
|
|
| 2
|
| VII. Содержание дисциплины по разделам и темам. Введение. Теоретические основы методики преподавания обществознания.
|