Скачать 237.2 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИВ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХнаправление подготовки - 030300 «Психология» Квалификации выпускника бакалавр Санкт-Петербург2012 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Л. Я. Верб. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 15 с. Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протокол № 1 от 31 августа 2012 г. Автор-составитель кандидат педагогических наук, профессор Верб Л.Я. Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Раскин В. Н.; кандидат медицинских наук, кандидат психологических наук, доцент Берно-Беллекур И. В.
Цели — раскрыть основные тенденции в перестройке целей, содержания и особенно методов обучения психологии, как в средней, так и в высшей школе.Задачи — способствовать будущей успешной работе выпускников в качестве учителей, преподавателей и лекторов по проблемам психологии.
Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров направления 030300 Психология. Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6) стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11); способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8). Курс базируется на знаниях, полученных при изучении общей, социальной, возрастной и других областей психологии, изучаемых на 1-3-м курсах. Курс носит интеграционный характер, так как затрагивает методологические вопросы преподавания психологии, проблемы педагогической психологии; связан с уже пройденным студентами курсом «Педагогика», а также рядом разделов социальной и общей психологии. На практических и семинарских занятиях включены тренинговые элементы, анализ взаимоотношений педагог – учащиеся, создание ситуаций взаимодействия со студентами, а также обработка методов проектирования учебной ситуации. Самостоятельная работа по данному курсу включает в себя подготовку к семинарским занятиям, опросам, тестированиям, работу с литературой, в том числе статьям в научных психологических журналах.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в сответсвии с ФГОС): - общекультурных: знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13); способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18). -профессиональных: способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5); способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15). В результате изучения данного курса студент должен:
5. Содержание дисциплины 5. 1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Особенности современного образования и место психологии в системе обучения и воспитания в России Основные тенденции образования на ХХI век. Значимость психологической компетенции специалистов. Особенности России, ее воспитательных и образовательных систем. Тема 2. Опыт преподавания психологии в дореволюционной школе России и в современной зарубежной школе Обзор положительного опыта преподавания психологии в гимназиях России с середины ХIХ начала ХХ века. Современный опыт преподавания психологии в США, Великобритании, Канаде. Тема 3. Сущность понятия «методика преподавания», ее связь с методологией Проявления методологической направленности преподавания через принципы деятельностного подхода; развивающее и воспитывающее обучение; сотрудничество и связь по линиям: человек – общество; человек – культура. Тема 4. Структура и основные стороны учебной деятельности Пять компонентов учебной деятельности единых для школы и ВУЗа: мотивация, учебные задачи или задания, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку. Тема 5. Методика чтения, подготовки, анализа качества лекции по психологии в школе, ВУЗе, массовой аудитории История вузовской лекции, требования к содержанию и форме подачи. Опыт лучших лекторов России (Ключевский, Менделеев, Кони и др.). Пять этапов подготовки лекции. Основные ошибки молодых лекторов. Тема 6. Программированное обучение История возникновения программированной методики преподавания, ее преимущества и слабые стороны; возможности использования при преподавании психологии. Тема 7. Проблемное обучение Проблемное обучение как перспективное в преподавании психологии; виды проблемных ситуаций и проблемных задач, их анализ. Тема 8. Методика и принципы отбора содержания учебного материала Научные и методические принципы отбора содержания учебного материала. «Узкие» места при решении вопроса о сути научного и учебного. Тема 9. Психология труда педагога, пути совершенствования его методического мастерства Психограмма и моделирование труда педагога, преподающего психологию. Понятие мастерства. Исследования З. Есаревой. Тема 10. Пути и приемы оптимального сочетания традиционных и новых методов в преподавании психологии в школе и ВУЗе Лучшее в традиционном обучении: живой рассказ, иллюстрации, приемы активизации учащихся. Интерактивные методы, импринтинг игры, дискуссии; метод экспрессии – его возможности и ограничения. 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
7.2. Дополнительная 1. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 2004. — 584 с. 7.3. Вспомогательная
7.4. Программное обеспечение
7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютер, мультимедийный проектор. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Для овладения знаниями, необходимыми при формировании разнообразных поведенческих моделей студенту следует учиться взаимодействию, как с преподавателями, так и с коллегами по курсу, группе. Теоретический материал дает возможность понимать значение определенных видов преподавательской и учебной деятельности, а практические занятия призваны дать навыки успешной деловой коммуникации при планировании и реализации психологических методик преподавания. В современных условиях, опираясь на присоединение России к Болонской декларации, необходимо увеличить объем самостоятельной работы студента, причем не только с традиционной учебной литературой, включающей и систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», но и постоянное использование электронных средств, Internet, компьютера, телевидения. Очень важная сторона современного обучения – гуманизация целей высшего образования психологов, включающая удовлетворение духовных потребностей и готовность оказывать образовательные и психологические услуги населению, умение «продать» свои знания. На занятиях используется личностный потенциал студентов, развиваются их творческие способности и формируются качества, необходимые в преодолении профессиональных трудностей. Очень важно овладеть способностью постоянно учиться, что связано и с мотивацией учения и выявлением индивидуальных особенностей студентов и отказа (в основном) от публичной фиксации ошибок, затруднений при приоритете удач, успехов, достижений. Важнейшее направление - привитие приемов самооценки, саморефлексии и нахождение путей саморазвития, самосовершенствования. В этом предмете сочетаются две стороны: изучаются вопросы собственно методики и самые важные теоретические вопросы психологии учения, самой учебной деятельности, что, несомненно, поможет лучше успевать самим студентам. В современных условиях все чаще используются так называемые интерактивные методы преподавания: круглый стол, мозговая атака, деловая игра, групповой тренинг. Значимыми являются также методы проблемного и частично программированного обучения. Именно интерактивные методы реализуют методологию сотрудничества, что способствует и решению задач воспитания в процессе обучения. В любом вузе главное, чтобы не преподаватель учил, а студент учился сам в процессе своей активной познавательной деятельности. Преподаватель должен заинтересовать студента учебой, увлечь ею и научить самостоятельно и творчески приобретать необходимые знания, умения, навыки. Психология обучения – это основа методики преподавания психологии. Деятельность студента – стержень учебно-воспитательного процесса, а деятельность преподавателя средство для создания форм подобного движения. 9.1. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочного отделения Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования. Цель ее написания - углубленное, самостоятельное изучение студентами проблем теории и практики конкретного предмета, в частности, методики преподавания психологии. Объем контрольной работы -10-12 печатных страниц, выполненных через 2 интервала (в компьютерном наборе - через 1,5 интервала). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех - четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения. В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть контрольной работы завершается выводами. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями. В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.). Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем. В ее выборе следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения. Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4). Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе. Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику. Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по методике преподавания психологии допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе. 9.2. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения
9.3. Вопросы и задания для подготовки к экзамену Теоретическая часть
Практическая часть
глоссарий Андрагогика – психология и педагогика обучения взрослых. Ассимиляция – уподобление, усвоение, слияние. Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Барьерное обучение – развивающее образование одаренных подростков. Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Интроспекция – наблюдение за протеканием психических процессов в себе самом. Конгруэнтность – искреннее проявление чувств, умение быть в гармонии с собой. Контекстное обучение – моделирование содержания будущей профессиональной деятельности. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия в сознании коллег, воспитанников, социального окружения. Методика преподавания – наука о том, как заинтересовать, увлечь учебой, научить учиться самостоятельно и творчески. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательного контроля каждого его элемента. Парадигма – система научных представлений и методов, разделяемых и поддерживаемых определенным научным сообществом. Программа – документ, определяющий содержание и характер деятельности, направленный на достижение конкретного результата. Проблема – вопрос, на который нет готового ответа. Проблемное обучение – обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач. Развитие – процесс изменения личности, прибавление знаний и умений. Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Саморегуляция – система сознательных действий для управления своей психикой. Сетевое образование – постоянное взаимодействие нескольких школ. Установка – устойчивое предрасположение к определенной форме реагирования. Учение – организованные формы (школы, курсы, вузы); процессы приобретения человеком знаний и опыта. Фасилитатор – человек, помогающий, повышающий активность в социальных контактах. Цель – запланированный результат деятельности, элемент поведения и сознательной деятельности человека, характеризующийся предвосхищением в мышлении результатов деятельности и путей их реализации с помощью определенных средств. Эвристика – способ поиска и формирования новых знаний. Эйдетизм – воспроизведение в деталях образов предметов, не воспринимаемых анализаторами в данный момент. ПерсоналиИ
Разработчики: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, профессор кафедры социальной и консультативной психологии Верб Л. Я. Рецензенты: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии Раскин В. Н.; СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии Берно-Беллекур И. В. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой_______________ /Коваленко М. И./ УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета___________________ /Петрова М. А./ Дата составления 30 сентября 2012 г. Утвержден на заседании НМС 24 октября 2012 г. Протокол № 2 от 24 октября 2012 г. |
Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по... Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов преподавания психологии в средних и высших учебных... | Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по... Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов преподавания психологии в средних и высших учебных... | ||
Методические рекомендации по дисциплине «Теория и методика обучения социальной педагогике» ... | Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних Программа предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных школ, для студентов колледжей и высших учебных заведений... | ||
Аннотация дисциплины «Теория и методика ушу» Программа курса предназначена для подготовки специалиста с академической степенью «бакалавр» по специализации «Ушу» для работы в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практика по методике преподавания психологии проводится на специальности «психология» (дополнительная специальность на иесэн) для... | ||
Аннотация дисциплиныТиМ киокусинкай Программа курса предназначена для подготовки специалиста с академической степенью «специалист» по специализации «Киокусинкай» для... | Программа дисциплины «Теория и методика преподавания русского как... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | ||
В средних общеобразовательных учебных заведениях Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года) | В средних общеобразовательных учебных заведениях Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года) | ||
Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | Психофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных... ... | ||
Рабочая программа для студентов бакалавриата 035700. 62 Лингвистика... Лингвистика профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения очная | Среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Основной целью изучения иностранного языка в средних специальных учебных заведениях является практическое владение иностранным языком... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-правовые часы в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях республики «Время выбирать» |