Скачать 174.18 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» Направления подготовки: Физико-математическое образование Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» Менеджмент ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ Утверждено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин 14 сентября 2011 г., прот. №1. ВОЛХОВ 2011 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – способствовать развитию самосознания, формированию философского мировоззрения и целостного, системного представления о мире и месте человека в нем. Задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре гуманитарного образования Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла учебных планов всех трех направлений, но изучается в разное время. На направлении «Физико-математическое образование» она изучается в пятом семестре (3 курс), направлениях «Педагогическое образование» и «Менеджмент» - в первом семестре (1 курс). Дисуиплина содержательно связана с другими дисциплинами цикла: историей, социологией, политологией, а также дисциплинами профессионального цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Освоение дисциплины способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание лекционного курса. Раздел 1. История философии: западно-европейская и славяно-русская традиции в понимании мира и человека Философия как мировоззрение и как процесс. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия и «мудрость». Философия и миф. Философия и религия. Философия как процесс осмысления человеком мира и самого себя. Предмет и методы философии. Основные философские проблемы. Структура философского знания. Космос и человек в античной философии. Культурно-исторические предпосылки возникновения европейской античной философии. Натурфилософский период. Понятие «архэ»: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Понятие «логоса» и «космоса» в философии Гераклита. Понятие «числа» и «меры» в философии Пифагора. Понятие «бытия» в философии Парменида. Апории Зенона. Атомисты: Левкипп, Демокрит. Отличительные особенности натурфилософского периода: космоцентризм, натурализм, материализм. Антропологический период. Релятивизм софистов. Диалектика Сократа, ее обращенность к внутреннему миру человека. Человек и космос в философии Платона.Учение Аристотеля о форме и материи, создание логики. Эллинистический и римский период в истории античной философии: эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар); стоицизм (Сенека, Марк Аврелий); скептицизм (Цицерон, Секст Эмпирик). Отличительные особенности античной философии. Бог и человек в философии Средневековья. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Человек и Бог в философии Аврелия Августина. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Спор о природе общих понятий (универсалий) – номинализм и реализм. Философия в структуре средневекового университетского образования. Средневековая русская философия (Х – ХII вв.). Традиции исихазма в духовной культуре средневековой Руси. Энциклопедизм. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Человеческий микрокосм как подобие природы Бога в философии Н. Кузанского. Пико делла Мирандола: «Речи о достоинстве человека». Проблемы нравственности в философии Эразма Роттердамского. Гуманизм в философии М. Монтеня. Натурфилософская ориентация в знании: Н. Коперник, Дж. Бруно. Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования: Т. Мор, Т. Кампанелла. Отечественная философия периода Московской Руси (XIV – XVII вв.). Сергий Радонежский. Нил Сорский и нестяжатели. Иосиф Волоцкий и иосифляне. Доктрина теократического абсолютизма (Филофей). Максим Грек. Ереси: стригольники и жидовствующие. Природа, человек, общество в философии Нового времени и эпохи Просвещения. Культурно-исторические условия развития западноевропейской философии XVII века. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Философский пантеизм Б. Спинозы. Монадология Г. Лейбница. Английский материализм (Д. Локк). Французский материализм и энциклопедизм: Э.Б. Кондильяк, Ж.О. Ламетри, Дж. Вико, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Гольбах, К.А. Гельвеций. Секуляризация и теоретическое становление русской философии в XVIII веке. Феофан Прокопович, В.Н. Татищев. Философские взгляды на природу в трудах М.В. Ломоносова. Радикальные социальные идеи А.Н. Радищева. Масонство в России. Человек и мир в философии XIX века. Рационализм немецкой классической философии. Субъективный идеализм и агностицизм в философии И. Канта. Субъективный идеализм и «Я» в философии Фихте. Натурфилософия Шеллинга. Диалектика в объективном идеализме Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха. Преломление идей немецкого идеализма в русской философии первой половины XIX века: русское шеллингианство (Д.М. Велланский, А.И. Галич, М.Г. Павлов); кружок Станкевича; русское гегельянство: М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен; антропологический материализм в творчестве Н.Г. Чернышевского. Постклассическая философская традиция. Диалектический материализм К.Маркса. Разработка позитивистских концепций в XIX веке: О. Конт, Г. Спенсер. Сциентизм как направление современной мысли. А. Шопенгауэр: воля как фундаментальный принцип жизни и философии. Субъективная диалектика С. Кьеркегора. «Философия жизни» Ф. Ницше. А. Бергсон: интуитивизм и «жизненный порыв». Русская философия XIX – начала XX веков. Практически-нравственная ориентация русской философии. Прошлое, настоящее и будущее в историософии П.Я. Чаадаева. Противоположность России и Запада в философии и социологии славянофилов. Неославянофильство и почвенничество. Идея панславизма в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Теория прогресса К. Леонтьева. Космополитизм западников. Философское мировоззрение А.И. Герцена. Философско-антропологические идеи в религиозной философии Вл. Соловьева. Проблема смысла жизни и творчества в философии Н. Бердяева и В. Розанова. Индивидуальность и соборность. «Русская идея». Идеи русского космизма: В. Вернадский, А. Чижевский. Философско-социологическая концепция евразийства. Философские течения XX века. Основные направления западноевропейской философии в XX веке. Линия «объективизма»: критика рационализма, эмпириокритицизм; неопозитивизм (проблемы логики, методов и языка науки; лигвистический анализ); критический рационализм и «открытое общество» К. Поппера; прагматизм в философии и педагогике Дж. Дьюи. Линия «субъективизма»: феноменология Э. Гуссерля; экзистенциализм Ж.-П. Сартра и А. Камю; герменевтика Гадамера как философия и метод гуманитарных наук; антисциентизм; проблема свободы; проблема смысла жизни в философии В. Франкла. Неотомизм как форма современной европейской религиозной философии. Неомарксизм: проблема индивидуальности у Хабермаса; концепция «одномерного человека» Г. Маркузе; «авторитарная личность» Т. Адорно. Философия в СССР. Раздел 2. Основные формы освоения мира человеком. Практическое освоение мира человеком. Понятие деятельности и практики. Формы практики: материально-производственная, социально-историческая, политическая, научный эксперимент. Природа как объект материально-производственной практики. Общество и природа: естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие общественного производства. Техническая деятельность как форма практики. НТП. Общество как система. Общественные отношения. Общественное бытие и общественное сознание. Социальная реальность в различных социальных концепциях: К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, Ю.Хабермас. Социальная практика и культура: процесс воспроизводства человека. Политическая практика и идеология. Политическая организация общества как продукт политической практики. Человек и власть. Духовное освоение мира человеком. Познание. Проблема сознания в философии. Сознание и язык. Сознание и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Формы чувственного отражения. Познание и мышление. Формы рационального познания. Социальная природа познания и знания. Специфика философского познания: категории философии. Диалектика как метод философского познания. Герменевтика как метод философского познания. Феноменология как метод философского познания. Закономерности научного познания. Наука и её роль в обществе. Особенности социогуманитарного познания. Духовное производство и его специфика. Духовно-практическое (аксиологическое) освоение мира человеком. Понятие ценностей. Аксиология. Мораль и нравственность. Этика как раздел философии. Прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Эстетика как раздел философии. Религиозные ценности в структуре освоения мира человеком. 5.2. Основные понятия дисциплины. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение; мифология, религия, философия; трюизм, парадокс. Брахман, атман, сансара, нирвана, дао, жень, ли, сяо, чжи, и. Космос, космоцентризм, архэ, бытие, атом, апории, софизм, благо, идея, мир идей, материя и форма, стоицизм, скептицизм. Теоцентризм, Бог, схоластика, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное, номинализм и реализм, телеологизм и провиденциализм. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, фатум и фортуна, предопределение, утопия. Научная революция, эмпиризм, рационализм, монизм, дуализм, плюрализм, пантеистический монизм, индукция и дедукция. Естественное состояние, общественный договор, гражданское общество, государство, суверен. Философский агностицизм, трансцендентальная логика, рассудок и разум, вещь-в-себе, всеобщая идея. Общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, идеология, субъект истории, сущность человека, свобода и необходимость, отчуждение. Исихазм, энциклопедизм, ереси, теократия, космополитизм, панславизм, почвенничество, культурно-исторические типы, богочеловечество, соборность, русская идея, космизм. Позитивизм и неопозитивизм, эмпириокритицизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, неомарксизм. Объект, предмет, метод. Идеализм и материализм, объективный и субъективный идеализм, солипсизм, монизм и дуализм, агностицизм и гностицизм, рационализм и иррационализм, диалектика и метафизика. Бытие, небытие, становление, объективная и субъективная реальность, возможность, действительность и необходимость. Космос, архэ, субстанция, субстрат, материя. Движение. Пространство и время. Диалектика, развитие, метафизика, релятивизм, софистика, эклектика. Принцип. Детерминизм, историзм, противоречие, диалектическое отрицание, форма и содержание, явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Закон. Противоположности, тождество и различие, качество, количество и мера, скачек. Факторы антропосоциогенеза. Сознание, идеальное, индивидуальное и общественное сознание. Отражение, познание, субъект и объект познания, практика, эмпирическое и теоретическое познание, сенсуализм, эмпиризм, чувственное и рациональное познание. Истина, вера, мнение и знание, убеждение, заблуждение, ложь и правда. Природа, среда, общество, ноосфера. Культура, вторая природа, духовность, цивилизация. Общественная психология и общественная идеология, политическое сознание, правовое сознание, мораль, религиозное сознание, эстетическое сознание (искусство), наука, философия. Индивид, индивидуальность, личность. 6. Организация самостоятельной работы 6.1. Виды и оценка самостоятельной работы.
6.2. Примерные темы рефератов для самостоятельной работы и выступления на семинарах.
7. Аттестация 7.1. Структура итоговой оценки студента
7.2. Вопросы к экзамену.
7.3. Вопросы к зачету. 1. Предмет философии и ее функции. 2. Космоцентризм античной философии. Понятие архэ.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998. Балахонский В.В. Основы философии. В кратком изложении. СПб.,2000. Введение в философию. Учебник для вузов/ Под ред: В.И. Стрельченко, К.В. Султанов. СПб., 2003. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред: И.Т. Фролова. Кн.1-2. М., 2007. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,2001. Зеньковский В.В. История русской философии Т. 1-2. СПб., 1991. Канке В.А. Основы философии. Учебник. М.,2000. Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Практикум по философии: Социальная философия. М., 2010. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М., 1993. Философия. Учебник для вузов/ Под ред: Липский Б.И., Марков Б.В. СПб, 2010. Философия. Программа, планы семинарских занятий и методические указания для студентов/ Науч. Ред: Стрельченко В.И.. СПб, 2010. Философия. Курс лекций. Уч. пос. для вузов. Под общ.ред.проф.,акад.МСА В.Л.Калашникова. М.,2001. Философия. Учебник для вузов. Отв. Ред. д.ф.н. В.П. Кохановский. Р-на-Д.,1998. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Философский энциклопедический словарь. М.,2002. Хрестоматия по философии. Под ред. А.А. Радугина. М.,2001. 8.2. Интернет-ресурсы. www.fortuna2005.ucoz.ru http://filosof.historic.ru/ http://www.zipsites.ru/?n=1/ http://www.filosofa.net/ http://www.philosophy.ru/ http://www.philosoff.ru/ http://webpodval.ru/ http://pritchi.castle.by/ http://vkontakte.ru/club6827569 http://scepsis.ru/ |
Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия".... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Философия» Цели освоения учебной дисциплины Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04.... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины философия права по подготовке... Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории философско-правовой мысли, в борьбе различных воззрений... | Рабочая программа учебной дисциплины Философия Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения студентами основами философских знаний | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация... Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)» | Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Рабочая программа дисциплины Философия Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия» | Программа учебной дисциплины философия (Онтология и теория познания)... |