СОДЕРЖАНИЕ 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» 4
1.1. Содержание теоретической части курса 9
1.2. Содержание практической части курса 13
1.3. Контроль достижений целей курса 21
1.4.Тематика и перечень рефератов 24
1.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 26
Материалы практических занятий 39
Список литературы 129
Дополнительные материалы 157
Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, для обучающихся по специальности: 030200.62 «Политология».
Дисциплина «Экономика» относится к учебному циклу ООП «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», является его профильной частью, позволяющей получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, читается студентам очной формы обучения в 6 семестре.
УМК, предназначенный для организации учебной работы по дисциплине, содержит основной теоретический материал, задания для самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению, комплект контрольных работ с методическими указаниями, глоссарий, список литературы..
1. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Аннотация Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского части студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой культуры отдельных стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел включает в себя основные проблемы бытия, познания, человека, культуры и общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах.
Философия, являясь фундаментальной учебной дисциплиной в системе вузовского образования, призвана способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте в нём человека; стимулировать потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; расширять эрудицию будущих специалистов и обогащать их духовный мир; помогать формированию личной ответственности и самостоятельности; развивать интерес к фундаментальным знаниям.
Цели и задачи курса Цель курса − формировать научно-философское мировоззрение студентов на основе усвоения ими знаний в области истории философии и изучения основных проблем философии; развивать философское мышление – способность мыслить самостоятельно, владеть современными методами анализа научных фактов и явлений общественной жизни, уметь делать выводы и обобщения.
Задачи:
овладеть культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформлять результаты мыслительной деятельности;
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
сформировать способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
вырабатывать способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;
воспитывать толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным различиям людей.
По завершении изучения курса студент должен:
понимать предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры (соотношение философии и других форм общественной жизни: философии и религии, философии и науки, философии и искусства; мировоззренческие функции философии; категориальные типы философствования);
знать основные этапы развития мировой философской мысли, иметь представление о важнейших школах и учениях европейских, восточных и отечественных философов;
иметь общее представление об основных отраслях философского знания (метафизике, теории познания, логике, антропологии, этике, эстетике, социальной философии и т. д.);
знать о научных, религиозных и философских картинах мира; о философских и религиозных концепциях человека; смысле жизни; формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе;
иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах человека, о сущности сознания, сознательном и бессознательном в его поведении;
иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности личности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
знать нравственные ценности и формы регулирования отношений между людьми в обществе;
уметь оперировать философскими понятиями, осуществлять философский подход и анализ реальных жизненных проблем.
Рабочая учебная программа включает: наименование тем, их содержание, объем в часах, темы семинарских занятий, самостоятельную работу студентов, вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу.
Структура и содержание курса
Тематический план дисциплины
№ пп
| Наименование разделов (модулей) и тем
| Всегочас.
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| Cеминары
| Самост.
работа
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
|
| Модуль I. Природа философского познания
|
1.
| Лекция 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества
| 5
| 2
|
| 3
|
2.
| Семинар 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества
| 6
|
| 2
| 4
| Модуль II. История философии
| 3.
| Лекция 2,3. Античная философия: космоцентризм
| 8
| 4
|
| 4
| 4.
| Лекция 4. Философия Средневековья: теоцентризм
| 5
| 2
|
| 3
| 5.
| Лекция 5. Философия Возрождения: антропоцентризм
| 4
| 1
|
| 3
| 6.
| Лекции 5.6. Европейская философия XVII-XVIII вв. (Нового времени и эпохи Просвещения): наукоцентризм
Ч. 1. Философия Нового времени
Ч. 2. Философия эпохи Просвещения
| 8
| 4
|
| 4
| 7.
| Лекция 7. Немецкая классическая философия: наукоцентризм
| 8
| 4
|
| 4
| 8.
| Лекция 8 . Марксизм и его исторические судьбы
| 4
| 1
|
| 3
| 9.
| Лекция 9,10. Современная западная философия (к. XIX-XX вв.)
| 8
| 4
|
| 4
| 10.
| Лекции 11. Русская философия XIX-XX вв.
Ч.1. Русская философия XIX века.
Ч.2. Русская философия XX века
| 7
| 4
|
| 3
| 11.
| Семинар 2. Основные направления и особенности развития классической западноевропейской философии
| 6
|
| 2
| 4
| 12.
| Семинар 3. Основные направления и особенности развития неклассической западноевропейской философии
| 7
|
| 3
| 4
| 13.
| Семинар 4. Философский опыт русской культуры
| 6
|
| 2
| 4
|
| Модуль III. Основные проблемы философии
| 14.
| Лекция 12. Философия бытия (онтология)
| 6
| 2
|
| 4
| 15.
| Лекция 13. Философия познания (гносеология)
| 6
| 2
|
| 4
| 16.
| Лекция 14. Человек как центральная тема современной философии
| 4
| 1
|
| 3
| 17.
| Лекция 15. Философия науки
| 5
| 1
|
| 4
| 18.
| Лекция 16. Философия культуры и общества
| 4
| 1
|
| 3
| 19.
| Лекция 17. Глобальные проблемы современности
| 5
| 1
|
| 4
| 20.
| Семинар 5. Философия бытия (онтология)
| 6
|
| 2
| 4
| 21.
| Семинар 6. Философия познания (гносеология)
| 6
|
| 2
| 4
| 22.
| Семинар 7. Основы социальной философии и философии истории
| 6
|
| 2
| 4
| 23.
| Семинар 8. Человек как предмет философии
| 6
|
| 2
| 4
|
| Всего
| 136
| 34
| 17
| 85
|
|