Рабочая программа учебной дисциплины Философия





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины Философия
страница1/8
Дата публикации14.08.2015
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

Факультет Центр социально-политического и гуманитарного образования

Кафедра философии

Рабочая программа учебной дисциплины

Философия


(название дисциплины)
специалист

(образовательная ступень)

Москва, 2008


Оглавление

  1. Организационно-методический раздел

  2. Содержание программы философии

  3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  4. Тесты для промежуточного контроля по дисциплине «Философия». Часть 1.

  5. Тесты для промежуточного контроля по дисциплине «Философия». Часть П.

  6. Задания для письменного итогового контроля

  7. Тесты для проверки остаточных знаний по философии

  8. Примерный перечень вопросов к экзамену.

  9. Тематический план изучения дисциплины

10. Протокол междисциплинарного согласования рабочей программы учебной дисциплины

с прочими дисциплинами учебного плана.

11. Выписка из протокола заседания кафедры философии

I. Организационно-методический раздел



Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения студентами основами философских знаний.

Учебные задачи дисциплины:

-Усвоение сведений о предмете, структуре, функциях философии, о ее становлении, основных направлениях, школах и этапах ее исторического развития и выработка навыков к самостоятельному анализу смысла и сути проблем, занимавших умы философов прошлого и настоящего времени.

-Овладение знаниями об онтологии, гносеологии и диалектике и формирование способности применять эти знания в практике познания экономической реальности.

-Усвоение знаний, составляющих содержание социальной философии и выработка способности применять эти знания в практике профессиональной деятельности.

Методы преподавания дисциплины: лекции, семинарские занятия, письменные и устные домашние задания, обсуждение подготовленных студентами эссе и рефератов; деловые игры; консультации преподавателей;

самостоятельная работа студентов: освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

Место курса среди других дисциплин учебного плана: Программа предназначена для студентов 2-3 курса Общеэкономического факультета. Овладение философскими знаниями должно быть связано с изучением дисциплин гуманитарного

цикла: “Экономической теории”, “Истории”, “Политологии”, “Социологии”, “Психологии”, а также с изучением таких общепрофессиональных дисциплин, как “Макроэкономика”, “Микроэкономика”, “Экономика фирмы”, “Экономика труда”.

Знания, полученные в ходе изучения философии должны служить базой для изучения специальных дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания: В результате освоения дисциплины студенты должны:

  • знать базовые основы истории и современного состояния развития философии.

  • владеть важнейшими методами философского анализа, используемыми в практике познавательной и практической деятельности экономиста.

  • уметь выявлять и правильно интерпретировать с точки зрения современной гуманистической философии смысл социально-экономических проблем современной общественной жизни.

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

контрольные работы; письменные домашние задания; написание эссе, подготовка докладов, рефератов, выступлений; промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.


  1. Итоговый контроль:

зачет:

в форме собеседования;

экзамен:

в устной форме


Формирование текущей оценки по дисциплине



Российская система оценок

100% шкала оценок

Европейская система оценок (ECTS)

5 - отлично


90-100

A – отлично

81-89

B – очень хорошо

4 – хорошо

65-80

C – хорошо

3 – удовлетворительно


56-64

D – удовлетворительно

50-55

E – посредственно

2 - неудовлетворительно


<50

FX- неудовлетворительно (с правом пересдачи)

<50

F – неудовлетворительно (без права пересдачи, необходимо повторить курс)



При оценке тестов, письменных заданий и контрольных работ используется 100% шкала оценок, при оценке выступлений, докладов, рефератов, эссе и устных заданий – российская система оценок,
Формирование оценки реферата

Цифровое выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично

Есть план и обширный список литературы, ссылки на который даются в тексте. Содержание раскрыто полностью, приведены примеры, выражено собственное мнение, приводятся аргументы в пользу выбора темы и ее актуальности.

4

Хорошо

Содержание раскрыто не полностью или не в полной мере соответствует плану работы. Примеры не приведены, недостаточно четко сформулированы основные выводы.

3

Удовлетворительно

Список литературы или план работы отсутствуют или не согласуются с текстом работы. Выводы отсутствуют или выявлены фактические ошибки в тексте.

2

Неудовлетворительно

Работа представляет собой скопированный из интернета или из других источников текст, или отсутствуют план работы, список литературы и не отражены основные положения темы.


Формирование оценки на зачете



Словесное выражение

Описание

Зачет

Выполнено более 50 % работы, ответ студента не содержит принципиальных ошибок, он умеет сформулировать основные выводы, привести примеры по теме. Студентом могут быть уже получены высокие баллы при промежуточном контроле, которые учитываются при выведении итоговой оценки.

Незачет

Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.


Формирование итоговой оценки по дисциплине

с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента в семестре


Цифровое выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично

Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать и аргументировать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры, цитаты. Студентом уже получены высокие баллы при промежуточном контроле, которые учитываются при выведении итоговой оценки.

4

Хорошо

Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено. Могут учитываться оценки текущего контроля

3

Удовлетворительно

Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, не приведены цитаты из произведений изучаемых философов, иллюстрирующие примеры, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они отсутствуют.

2

Неудовлетворительно

Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.


11. Содержание программы философии

Тема 1. Философия, ее предмет, функции и структура

Определение философии. Предмет философии и его специфика. Философия и мировоззрение. Функции философии. Основной вопрос философии. Исторические типы философствования и их социально-историческая обусловленность. Структура философии. Философия и наука. Философия и религия. Философия и экономика. Значение философии в жизни человека и общества. Место и роль философии в культуре

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,2000. С. 4-29.

  2. Виндельбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М., 1994. С. 23-68.

  3. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М., 1981.

  4. Исторические типы философствования. М., 1994.

  5. Каменский З.А. Философия как наука. М., 1995.

  6. Кувакин В.А. Что такое философия. М., 1989.

  7. Мир философии. Ч.1. М., 1991. С. 9-129

  8. Овчинников В.Ф. О понятии исторического типа философии // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 173-175.

  9. Рачков П.А. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1994. № 1. С. 32-42.

  10. Симаков А.И. Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск, 1986.

  11. Философия / Под ред. Н.И. Сидоренко. М., 2004. С. 7 – 24.

Вопросы для самопроверки:

  1. Каков предмет философии?

  2. Какое место философия занимает в культуре и какую роль она в ней играет?

  1. Какие проблемы интересуют философов?

  2. Как соотносятся мировоззрение и философия?

  3. Какие функции выполняет философия?

  4. Каковы основные компоненты структуры философии?

  5. В чем суть проблемы основного вопроса философии?

  6. Какова природа различающихся философских направлений?


Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Письменное задание – каково место философии среди других наук (история, социология, экономические науки, биология и др.). Провести сравнительный анализ их предмета, метода и категорий.

  2. Осветите проблему предмета философии, назовите ее функции и элементы ее структуры.


Эссе, рефераты и доклады по теме:


  1. Предмет философии.

  2. Типы мировоззрения.

  3. Функции философии. Структура философского знания.

  4. Основной вопрос философии. Исторические типы философствования и их социально – историческая обусловленность.

  5. Роль философии в жизни общества и человека. Философия и экономика.

  6. Для чего нужно изучать философию.

  7. Миф как тип мировоззрения


Тема 2. Философия древнего мира

Предпосылки и условия возникновения и становления философии. Философские идеи в Древней Индии и Древнем Китае. Античная философия и этапы ее развития. Милетская школа. Философия Гераклита Эфесского. Философские взгляды пифагорейцев. Элейская школа. Философские воззрения Демокрита. Софисты. Философские взгляды Сократа. Философия Платона. Философия Аристотеля. Философские идеи кинизма, стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и неоплатонизма. Отношение античных философов к богатству и труду. Роль философских идей древности в развитии мировой философской мысли.

Список литературы

  1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1.Ч. 1,2. М., 1968.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

  3. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1975.

  4. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1978.

  5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

  6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979

  7. Древнеиндийская философия. М., 1973.

  8. Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1997.

  9. Гвозданный В.А., Гусев Г.А., Мееровский Б.В., Сидоренко Н.И. Основы философии: Этапы развития и современные проблемы (История западной философской мысли). М., 1994

  10. Платон. Апология Сократа // Соч. в 3-х т. Т.1. М., 1969.

  11. Платон. Государство // Соч. в 3-х т. Т.3. Ч.1. М., 1972.

  12. Плотин. Эннеады. Вып. 1-7. СПб., 2004-2005.

  13. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995

  14. Философия / Под. ред. Н.И. Сидоренко. М., 2004. С. 25 – 61.

  15. Фрагменты древнегреческих философов. Т.1. М., 1989.

  16. Фрагменты ранних стоиков. В 2т. М., 1998-2002.

  17. Чанышев А.Н. Древняя Философия. М., 1999.

Вопросы для самопроверки:

  1. Где и почему возникла философия?

  2. Каковы особенности философии Древней Индии?

  3. Какие различия имеются между конфуцианством и даосизмом?

  4. Как называлась первая из известных в античности философских школ, кто были ее основными представителями и какие проблемы их интересовали?

  5. Прав ли был Гераклит, утверждая, что все течет?

  6. Каковы основные проблемы философии пифагореизма?

  7. В чем суть атомизма Демокрита?

  8. Что нового внесли в философию софисты?

  9. Что означает мысль Сократа “Познай самого себя”?

  10. В чем сущность платоновской теории идей?

  11. В чем сущность платоновской теории идеального государства?

  12. Каковы основные философские идеи Аристотеля?

  13. Чем можно объяснить отрицание киниками государства, семьи, собственности?

  14. Как решалась проблема долга стоиками?

  15. Какова природа античного скептицизма?

  16. В чем сущность лозунга Эпикура “Проживи незаметно”?

  17. Была ли проблема единства всего сущего важнейшей в философии Плотина? И как она решалась?


Вопросы и задания для самостоятельной работы:


  1. Изучить биографию и библиографию одного из вышеназванных философов и подготовить письменную работу или доклад по теме. Использованные материалы могут лечь в основу написания эссе или реферата.

  2. Дайте краткую характеристику древнеиндийской и древнекитайской философии.

  3. В процессе подготовки к докладу по теме «Философия Древнего Китая и Индии» рекомендуется также посетить Музей Востока.

  4. Осветите натурфилософские взгляды представителей доклассической античной философии. Изложите основные социально-философские идеи диалога Платона “Государство”.

  5. Осветите философские представления Аристотеля о материи, изложенные в его работе “Метафизика”.

  6. Назовите основные течения античной философии после Аристотеля и изложите основные идеи ее главных представителей.


Эссе, рефераты и доклады по теме:


  1. Античная философия до Сократа.

  2. Философские воззрения Сократа.

  3. Философские взгляды Платона

  4. Платон и его учение о государстве.

  5. Энциклопедическая философия Аристотеля.

  6. Философия киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков и неоплатоников.

  7. Особенности философии Древнего Китая и Индии.

  8. Конфуцианство и даосизм.

  9. Древняя философия и ее значение для современного мира.


Тема 3. Средневековая философия

Исторические предпосылки возникновения средневековой философии. Основные принципы средневековой философии (теоцентризм, креационизм, антропоцентризм, провиденциализм, ревеляционизм). Этапы развития средневековой христианской философии. Патристика и ее представители. Философские идеи Августина Блаженного. Схоластика. Учение Фомы Аквинского как вершина схоластики. Номинализм и реализм: основные представители и сущность полемики между ними. Отражение в христианской философии отношения к труду и собственности. Развитие философии в арабском мире (Ибн-Сина и Ибн-Рушд). Византийская религиозная философия и православие.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «философия права»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа дисциплины Философия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия»
Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует...
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части (Б 2) гуманитарного, социального и экономического цикла...
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины философская герменевтика Направление «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа Учебной дисциплины: философия права Для направления...
Целью освоения дисциплины является познание связи юридических наук с философским анализом права и его закономерностями
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины Философия iconРабочая программа учебной дисциплины философия для подготовки бакалавров...
Составители: Ромашкин К. И., д ф н., Мамедов А. А., к ф н., доцент, Ефремова Д. В., ст пр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск