Пояснительная записка
Цель курса определяется той ролью, которую играют естественные науки в современном обществе. В наше время естествознание является одним из фундаментальных оснований мировоззрения, а развитие естественнонаучного познание и его результаты во многом определяют характер современной технотронной цивилизации. Поэтому студентам, изучающим социальные науки и философию необходимо иметь ясные представления о методах естественнонаучного познания, знать наиболее важные концепции, выработанные современными науками о природе.
В курсе рассматривается специфика естественнонаучного познания, его роль в развитии культуры. Анализируются наиболее важные теории, выработанные современным естествознанием.
Программа соответствует основным формам учебной работы: лекциям, практическим занятиям, самостоятельной работе студентов. Проверка знаний по курсу проводится с помощью контрольных заданий. В целях успешного изучения курса и развития навыков самостоятельной работы студентам предлагается тематика рефератов, список учебной и дополнительной литературы к курсу.
Тематический план учебной дисциплины
№
пп
| Название
Темы
| Всего
часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
|
| Наука и человеческая культура. Естествознание в системе наук
| 6
| 2
|
| 4
|
| Структура и динамика естественнонаучного знания. Методы естественнонаучного познания
| 6
| 2
|
| 4
|
| Развитие естественнонаучных представлений о Вселенной
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Концепции пространства и времени
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Концепции микромира и квантовая механика
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Современные концепции макромира и синергетика
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Происхождение и эволюция жизни. Эволюционные теории в биологии
| 14
| 4
| 2
| 8
|
| Этология и социобиология
| 10
| 2
| 2
| 6
|
| Натуралистические концепции человеческого сознания
| 6
| 2
|
| 4
|
| Этические проблемы науки. Наука и псевдонаука
| 10
| 2
| 2
| 6
| ИТОГО:
| 108
| 30
| 14
| 64
|
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
(вариативная модель, имеющая рекомендательный характер) Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
работа на семинарах (доклады, обсуждения, решение задач и т.п.);
реферат (15-20 листов);
устный экзамен (3 модуль).
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Наука и человеческая культура. Естествознание в системе наук
Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия.
Наука и философия. Возникновение науки и ее исторические формы. Значение науки в современную эпоху. Типология наук: математика, естественные, технические, социальные и гуманитарные науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Естествознание и натурализм как философская установка.
Основная литература (учебники):
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 2. Структура и динамика естественнонаучного знания. Методы естественнонаучного познания
Уровни естественнонаучного знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования. Основные модели развития естествознания. Методы научного познания. Применение математики в естествознании. Естественнонаучная картина мира.
Микро-, макро- и мегамиры.
Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 3. Развитие естественнонаучных представлений о Вселенной
Античный Космос и его структура. «Разрушение Космоса» (Коперник, Галилей), концепция Вселенной Ньютона. Современная теория происхождения Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Эволюция и строение галактик. Строение и эволюция звезд.
Теории происхождения Солнечной системы. Строение и эволюция Земли. Принцип универсального эволюционизма. Антропный принцип. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 4. Концепции пространства и времени
Абсолютное пространство и время классической физики. Геометрическое и физическое пространство. Специальная теория относительности Эйнштейна и реляционная концепция пространства и времени. Общая теория относительности. Обратимость и необратимость времени. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 5. Концепции микромира и квантовая механика
Историческое развитие атомизма. История становления квантовой механики. Современные представления об атомах и элементарных частицах. Фундаментальные физические взаимодействия. Корпускулярно-волновой дуализм. Принципы дополнительности и неопределенности. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 6. Современные концепции макромира и синергетика
Классическая механика и лапласовский детерминизм. Понятие сложной системы. Синергетика как наука о сложных системах. Сложные неравновесные системы в физике и химии. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 7. Происхождение и эволюция жизни. Эволюционные теории в биологии
Отличие живого от неживого. Проблема возникновения жизни. Эволюция форм жизни.
Классический дарвинизм, генетика, синтетическая теория эволюции. Учение о биосфере.
Экология. Закономерности развития экосистем. Концепция коэволюции. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 8. Этология и социобиология
Методы изучения поведения животных. Инстинкт и научение. Поведение и гены. Этология и человек. Этология и эволюционная теория познания. Биологическая эволюция и эволюция культуры. Концепции социобиологии и их вклад в изучение человека. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 9. Натуралистические концепции человеческого сознания
Дуализм души и тела и его критика. Мозг и сознание. Простые формы психики. Функциональная асимметрия мозга. Современные материалистические и натуралистические объяснения психики человека. Компьютерная метафора и проблема искусственного интеллекта. Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Тема 10. Этические проблемы науки. Наука и псевдонаука
Негативные последствия развития науки и техники. Этическая ответственность ученых за результаты исследований. Концепция «нормативного этоса» науки Р.Мертона.
Астрология, алхимия, парапсихология и аналогичные феномены. Причины существования псевдонауки в современном обществе. Девиантное, паранаучное и псевдонаучное знание. Критерии и признаки псевдонауки. Проблема “альтернативной науки”. Автономия научного сообщества, ее разрушение и идеологизация науки в тоталитарных режимах.
Основная литература (учебники):
Горелов А.А.. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971ю
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Сноу Ч. Две культуры. М., 19 73.
Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.
Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
Вопросы к семинарам
Чем отличается наука от других отраслей культуры?
В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии? Какова возможная установка верующего ученого?
Сциентизм и антисциентизм.
Как вы относитесь к предложению П. Фейерабенда об отделении науки от государства?
Чем традиционное научное знание отличается от новоевропейской науки ?
Чем эмпирические законы отличаются от теоретических законов?
Можно ли отделить теоретический уровень исследования от эмпирического и если нет, то почему?
Что такое «теоретическая нагруженность» наблюдения и эксперимента?
Как строится научное объяснение?
Как вы понимаете утверждение, что книга Природы написана языком математики?
Какова роль гипотезы в научном познании?
Как развивались представления о Вселенной в истории?
Современная теория происхождения и развития Вселенной.
Теории происхождения Солнечной системы.
Как в естествознании реализуется принцип универсального эволюционизма?
Каков значение специальной и общей теории относительности в современной естественнонаучной картине мира?
Как изменила научную картину мира квантовая механика?
Каково значение синергетики для понимания природных процессов?
Каковы основные принципы натуралистического подхода к человеку и его сознанию?
Роль эволюционных теорий биологии в понимании психики.
Проблема «сознание-мозг» в свете современного естествознания.
Возможен ли искусственный интеллект?
Темы для докладов на семинарах и рефератов
Что такое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры.
Естествознание и его отличия от других типов наук.
Являются ли естественные науки лидирующими науками?
Классификация естественных наук.
Структура естественнонаучного познания.
Характер революций в естествознании.
Классическое и современное естествознание.
Основные методологические концепции развития современного естествознания.
Роль математики в современном естествознании.
Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.
Происхождение и развитие галактик и звезд.
Происхождение Солнечной системы.
Проблемы происхождения и развития Земли. Основные положения глобальной тектоники.
Главные выводы специальной и общей теории относительности.
Современные представления о пространстве и времени.
Роль вероятностных методов в классической физике и квантовой механике.
Характеристика основных физических взаимодействий.
Значение синергетики для современного естественнонаучного познания и философии.
Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи.
Естественнонаучные модели происхождения жизни.
Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого.
Основные проблемы синтетической теории эволюции.
Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.
Основные проблемы экологии и роль среды для жизни.
Учение о биосфере В. И. Вернадского.
Основные проблемы этологии.
Основные проблемы социобиологии.
Естественнонаучный подход к пониманию сознания.
Личность ученого и этика науки.
Пседвдонауки и причины их существования в современной культуре.
-
Автор программы
профессор кафедры истории философии
факультета философии ГУ - ВШЭ
|
В.П. Филатов
|
|