Скачать 135.74 Kb.
|
Гущина Валерия Евгеньевна МКОУ ДОД «Детская школа искусств № 3», г. Артем, Приморский край Использование компьютерной презентации на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка. Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования. Цель данной работы рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности метода компьютерной презентации, на уроках музыкальной литературы, с возможностью его практического применения в учебном процессе. Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства. Медиа образование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях медиа. В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у школьников установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация. На наш взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность: - по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую, видеоинформацию и ее источники; - обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень; - помогать активизации творческого потенциала учащихся; - способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями: -обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; -поддержка контроля знаний и навыков; -организация различных форм креативной деятельности. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиа педагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения. В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Использование такого метода на уроках музыкальной литературы предполагает: -усиление мотивации обучения; -повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий. На уроках музыкальной литературы можно использовать несколько вариантов таких презентаций: -звуковая (музыкальные произведения) -нотная хрестоматии (нотное сопровождение); -изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.); -видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов); -мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала). Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Анализ методической литературы в области инноваций в музыкальной педагогике, привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. В нашей школе достаточно специального оборудования (мультимедийного комплекса), чтобы организовать занятия с электронной поддержкой, проведение собственных уроков с использованием компьютерных презентаций на сегодняшний день является неотъемлемой частью учебного процесса. Так же дети могут использовать мультимедийные презентаций в домашней работе. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество учащихся на уроке и за его пределами может развить их способности. Поэтому большое внимание уделяется деятельно-практической направленности учащихся, развивающий их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание. Педагог может разработать компьютерные презентации, как для самостоятельной домашней работы учащихся, так и для работы в классе, основная цель которых: -закрепить теоретический материал, полученный на уроках; -дать возможность самостоятельно прослушать музыкальное произведение; -ответить на поставленные вопросы. Основные разделы работы таких презентаций состоят из нескольких блоков: -теоретический текст (названия, события жизни, история создания, определения, поэтический текст); -аналитический разбор (текст анализа фрагментов); -изобразительные материалы (нотные примеры, фото, иллюстрации); -аудио иллюстрации (звуковые фрагменты). Дополнительно учащиеся получают ряд вопросов, на которые им предстоит ответить после знакомства с презентацией. Презентацию учащиеся получают на цифровых носителях. Такая форма домашней работы способствует не только расширению и углублению знаний, умений полученных на уроке, но и развитию индивидуальных способностей учащихся, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к предмету музыкальной литературы. В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется и исследовательской работе учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса, принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурсах и олимпиадах стали использовать в своих докладах и сообщениях собственные презентации. Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения: -развитие познавательных навыков учащихся; -умения самостоятельно конструировать свои знания; -умения ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления. Доступ к ресурсам сети Интернет дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются учащимися при создании презентаций – это библиографическая информация, аудио и видео фонд. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения. Анализируя свой, пусть еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет:
Заключение Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится:
Пример презентации на тему: История возникновения фортепиано Слайд 1 У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной к ультуры западной цивилизации. Слайд 2 Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано. Слайд 3 Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха. Слайд 4 Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо. Слайд 5 Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента… Слайд 6 …Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути, спинет - это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Слайд 7 Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Слайд 8 Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Слайд 9 Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии 9Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.). Слайд 10 Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускать с наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот. Слайд 11 Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. Слайд 12 Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения, появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта. Слайд 13 Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. Слайд 14 Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано. Слайд 15 На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски. Слайд 16 В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы, такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино. Слайд 17 Несмотря на то, что фортепиано уже 300 лет, его славе еще очень далеко до заката… Список используемой литературы
ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
2002
1988
|