С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко





Скачать 326.03 Kb.
НазваниеС углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер326.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко

Каменского муниципального района
Цвет звукобукв и их смысл

в стихотворении

Ивана Алексеевича Бунина

«Густой зелёный ельник у дороги…»

Выполнили:

Пупыкина А.А.,

ученики VII «а» класса

Надточиева А.И.,

Василенко К.И.,

Щелкановцев Д.Д.
Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Суязова И.А.


п.г.т. Каменка 2011
Оглавление

I. Введение. Кое-что о звукоцветовых ассоциациях.

II. Цвет звукобукв и их смысл в стихотворении И.А.Бунина «Густой зелёный

ельник у дороги…»

  1. История вопроса.

  2. Смысл цвета. Теория А.П.Журавлёва.

  3. Лингвистический эксперимент.

  4. Выводы.

  5. Звукоцветовые ассоциации в рисунках.

III. Заключение. Эксперимент закончен… Впереди – новый.

IV. Список литературы

V. Приложение

Когда ухо воспринимает известные звуки, они

получают цветные ощущения. Окрашивание может

передаваться через цифры и особенно через звуки.

К.Нироп, французский языковед1
I. ВВЕДЕНИЕ. КОЕ-ЧТО О ЗВУКОЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЯХ

Вопрос о возможности существования непроизвольной связи между звуком и значением, между звуком и цветом был и остается в науке о языке (лингвистике) предметом оживлённых споров. Одни учёные считают это утопией, фантазией, другие (Журавлев А.П., Иванова-Лукьянова Г.Н., Прокофьева Л.П., Серов Н) защищают кандидатские и докторские, доказывая, что между звуком и цветом, звуком и смыслом есть связь.

Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление значимо функционировало или обнаруживались бы следы его действия.

В настоящее время не существует единой, удовлетворяющей всех теории «цветного слуха», но учёные сходятся в одном: связь между цветом и звуком существует, благодаря которой усиливается «эмоционально-образное впечатление» 2.

Два года назад мы решили провести лингвистический эксперимент, поставив перед собой задачу: проанализировать стихотворение Ивана Алексеевич Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…»3, изучив соответствие звука и смысла, звука, цвета и символики цвета и оформив полученные результаты в виде рисунков, таблиц и соответствующих выводов.

В группу экспериментаторов вошли Пупыкина А.А., ученица X «б» класса (в 2011 году окончила школу), и ученики V «а» (ныне семиклассники) класса, которые, изучая стихотворение И.А.Бунина на уроке литературы, заинтересовались смыслом и цветом звукобукв и их соответствием.

Цели работы:

– проанализировать стихотворение И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», проследить за соответствием цветового и смыслового значения звукобукв и, систематизировав полученный материал, проверить на практике теорию профессора А.П.Журавлёва;

– определить смысл и функции звукобуквы, выявить ключ к пониманию поэтического текста.

В основе нашего исследования текста лежат следующие методы анализа:

1. Фоносемантический анализ, позволяющий установить текстовые смыслы.

2. Статистический метод, позволяющий определить количество звукобукв в тексте.

3. Литературоведческий анализ, позволяющий интерпретировать поэтический текст, основываясь на полученных результатах и их анализе.
II. ЦВЕТ ЗВУКОБУКВ И ИХ СМЫСЛ В СТИХОТВОРЕНИИ И.А.БУНИНА «ГУСТОЙ ЗЕЛЁНЫЙ ЕЛЬНИК У ДОРОГИ…»

1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Гипотеза о существовании связи между звуком и смыслом, звуком и цветом берёт своё начало со времён Древней Греции. Античные авторы ставили проблему цвета, пытаясь разрешить противоречие между единством конкретного и абстрактного в понимании окружающего мира.

Ещё Платону принадлежат удивительно точные наблюдения о связи отдельных звуков и определённых понятий. Он отмечает, что звук R (Р) лучше всего приспособлен для передачи порыва и движения, L (Л) – для обозначения чего-то гладкого, A – большого, E – вечного4. А вот наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов в XVII веке подметил, что

«через Я показать можно приятность, увеселение, нежность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, болезнь и печаль»5.

Список последователей этой гипотезы велик: Платон, Руссо, Гёте, М.В.Ломоносов, современные ученые А.П.Журавлев, С.В.Воронин, Ю.В. Казарин. По данным экспериментов психолингвистов каждая звукобуква в любом языке имеет свою «визитную карточку», и во многих языках она четко определена. Подобные «визитки» выявлены и для русского языка.
2. ТЕОРИЯ А.П.ЖУРАВЛЁВА

Однажды нам попалась в руки изумительная книга А.П.Журавлёва «Звук и смысл»6, мы открыли её и …зачитались. Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи из этой книги «Алгебра и гармония».

«Представьте себе такую картину. Вы печатаете на клавиатуре компьютера стихотворение Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!..

Затем спрашиваете компьютер: «О чем это стихотворение?» А он отвечает: «В этом стихотворении говорится о чем-то ярком, светлом, радостном и нежном». А ведь правильно! Так оно и есть.

Попробуем что-нибудь еще из Пушкина. Пусть теперь это будет печальное стихотворение «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет…

Уловит ли машина смену содержания, настроения, «почувствует» ли иную эмоциональную тональность этих строк? Да, уловила. Ее ответ: «В стихотворении говорится о чем-то темном, страшном, сильном, угрюмом, быстром». Пожалуй, это действительно характеристика зимней бури ночью…

Конечно, машина ничего не понимает и тем более не чувствует. Она анализирует только содержательность звуковой организации стихотворений. И все же «машинные» характеристики слишком уж «осмысленны», тем более что основаны они только на анализе звучания. Неужели поэт настолько тонко чувствует содержательность звуков и настолько точно оперирует ею, создавая звуковую ткань стиха? Да, пожалуй, так. А иначе и быть не может. Просто невозможно, чтобы поэт, творящий музыку речи, не заметил бы, обошел бы такое важное свойство звука — самостоятельно выражать какое-то содержание»7.

В другой статье – «Поиски пути» – автор предлагает попросить своих знакомых сказать: какой звук им кажется больше – И или О? И выдвигает версию: «Скорее всего, вам ответят: О. Спросите, что грубее – И или Р? Вам ответят: Р. Какой звук лучше – Д или Ф? Ясно, что Д»8.

Размышляя, почему мы произносим «мягкие и твердые согласные», автор приходит к выводу: «Видимо, что-то есть такое, что заставляет нас считать: А приятнее, чем Х, О светлее Ы, Р быстрее, чем Ш, Л мягче, чем Б. Однако все суждения такого рода очень неопределенны, неустойчивы. Среди ответов на ваши вопросы будет много и прямо противоположных. То есть кто-то скажет, что И грубее, чем Р, или Ы светлее, чем О. Многие вообще скажут, что у звуков нет и не может быть таких признаков и все звуки одинаковы»9. Конечно, ответы будут разные, но ученые выявили закономерности. М.В.Ломоносов, задолго до выводов А.П.Журавлёва, был уверен: звуки речи обладают некоторой содержательностью, и даже рекомендовал использовать это свойство звуков для придания художественным произведениям большей выразительности. Он писал, что А «способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, учащение письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательности…или малых вещей…».»10

А.П.Журавлёвым были проведены исследования. Идея эксперимента проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи – требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки – требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. «Многие такие эксперименты с тысячами информантов показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных – А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е – чётко зелёной, а И – определённо синей. Звукобукву О все считают светлой и яркой, и, хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная».11 У ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым. Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёной Е. Примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина зелёной. Так что Ё – светлая жёлто-зелёная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О – звукобуква света, то Ы – звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики – темно-коричневая, чёрная. Любопытно, что на восприятие согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело к сходным цветовым оценкам – Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.

Используя так называемую прямую методику психолингвистики – ассоциативный эксперимент, А.П. Журавлев получил шкалу цветовых соответствий гласных и с группой ученых пришёл к выводу, что все звуки имеют свой цвет, форму, значение, оформив результаты эксперимента в виде таблицы «Преобладающие ассоциации «звукобуква — цвет» для русскоязычных людей»12

А.П.Журавлёв считает, что подобные цветовые соответствия должны появляться в поэзии, так как «поэтический талант включает в себя поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи».

Мы решили проверить теорию А.П.Журавлева и провели лингвистический эксперимент, проанализировав стихотворение И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», изучив символику цвета, сопоставив значение цвета и смысла звукобукв.


  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Приступая к исследованию, мы еще раз внимательно перечитали книгу А.П.Журавлева «Смысл и звук», заглянули в Интернет, нашли там интересный материал о символике цвета и выписали смысловые соответствия с звукобуквами, оформив их в виде таблиц «Цветовая и смысловая окраска звукобукв» и «Символика цвета»13.

Мы выяснили: цветовой эффект – эффект комплексный. Профессор А.П.Журавлёв помог нам понять, что «все обнаруженные у звуков признаки нужно понимать так, что впечатления от звуков как-то сочетается с представлениями о предметах и явлениях. Если среди характеристик звука О есть признак «большой», это означает только то, что впечатление от звука О в чём-то сходно от восприятия какого-либо большого предмета или явления. Если звук Ш оказался «тёмным», значит, впечатление от него чем-то напоминает нам впечатление от тёмного предмета или явления. Таково необычное свойство звука речи – его особая, специфическая значимость»14.

Для себя мы определили наши действия так: ассоциативный процесс восприятия и «расшифровки»:

звук
цвет символ
Таким образом, цвет в тексте может быть представлен звуком и являться

символом смысла всего текста.

Приступим к конкретным действиям – к анализу стихотворения.

Гласные звукобуквы первой строфы. (Выделены ударные звукобуквы)

У...о…и.....ы…э…и...у...о...о...и

У…о…и…э…а…у…ы…и…а

Ио…а…э…а…у…а…а…о…и

И…э…а…и…у…а….и…э…а…а

О (6 ударных + 1 безударных)– в сочетании со светлыми звукобуквами – светлая звукобуква, буква света. Яркая, светло-жёлтая, или бледно-жёлтая, или белая. Сильная. Самая частотная звукобуква. Может быть грустной, страшной, тёмной, печальной, если окружена тёмными звукобуквами.

Э (3 ударных + 2 безударных) – светлая, желто-зеленая, легкая, добрая, безопасная, «хорошая».

У (1ударная + 5 безударных) – сине-лиловая, тёмно-лиловая, тёмно-синяя. Мужественная, грустная, колючая звукобуква. Если доминирует, то тоскливая.

И (2 ударных + 9 безударных) – светлая звукобуква, синяя, холодная, храбрая, нежная, величественная. Ассонанс на звукобукву И – это гимн красоте, призыв к свету из мрака.

А (3 ударная + 7 безударных) – светлая звукобуква, красная, густо-красная, яркая, страстная, напористая, напряжённая. Производит впечатление чего-то величественного, красивого, могучего, доброго.

Ы (2 ударных) – мрачная, тёмно-коричневая, чёрная.

Согласные звукобуквы первой строфы.

Г...с…т…й…з…л….н…й…л…н…к…д…р…г

Г…л…б…к…й…п…ш…с…т…й…с…н….г

В…н…х…ш…л…л…н…м…г…ч…й…т…н…к…н…г…й

К…с…п…н…т…к…н…ф…т…ш…к…й…р…г

Г (7) – серо-голубая звукобуква. Сильная, быстрая, стремительная.

Л (5) – голубоватая, синеватая. Светлая звукобуква: в неё слышится любовь,

ласка. Она льется, льнет, ластится.

Й (7) – светлая, голубая, стремительная, быстрая. Нагнетание Й в тексте

усиливает стремительность.

С (4) – светлая, жёлтая звукобуква, ассоциируется с покоем, тишиной, умиротворением.

Н (9) – светлая, синяя звукобуква в соседстве со светлыми Л, Й, Э, И становится светлой, нежной. В то же время в соседстве с темными звукобуквами может быть темной, тоскливой. Сдвоенная Н – буква.

К (6) – красно-коричневая, темная, угрюмая, грустная, позволяющая услышать ноты тревоги.

Т (5) – тёмная, серо-коричневая, угрюмая, выражающая грусть, тревогу.

Р (2) – темная, черно-красная, агрессивная, напористая, сильная, угрюмая. Быстрая, могучая, напористая, мужественная, грубая звукобуква.

Вывод по 1 строфе: Произведя простые арифметические действия, посчитав звукобуквы, мы выясняем, что светлых звукобукв 58 = Э (3+2)+ И (2+9) + А (3+7) + Л (5) + Й (7) + С (4) + Н (9) + О (6+1); темных звукобукв: У (1+5) + Г (7) + К (6) + Т (5) + Ы (2) = 26. Эти математические действия позволяют нам прийти к выводу: преобладают светлые звукобуквы, создавая «светлую мелодию» стихотворения.

Удивительное свойство звуков – цветопись – позволяет читателю «увидеть» стихотворение. Какая же картина предстала перед нами?

В первой строфе поэт изображает зимний лес, величественного оленя. Поэтому доминируют синяя, холодная, величественная звукобуква И (2 + 9), желто-зелёная, светлая Э (3 + 2) и бледно-желтая, яркая звукобуква О (6 + 1). Ассонанс на звукобукву И – это гимн красоте, призыв к свету из мрака. Большое количество красной, яркой, страстной, напористой, напряжённой звукобуквы А (3 + 7) производит впечатление чего-то величественного, красивого. Не видится ли вам в этом описании образ оленя?

Преобладание всех оттенков синего: серо-голубая Г (7), синяя Н (9), голубоватая Л (5), голубая Й (7) – позволяет нам увидеть зимний лес, окутанный снегом. Что символизирует синий цвет? «Синий цвет – это небо и вечность…доброта, верность, постоянство».15 По мнению В.Кандинского, синий цвет «создает покой»16. Доминирование в строфе подвижной звукобуквы Й усиливает стремительность, позволяя нам любоваться красавцем оленем, статным и быстрым. Мы обращаем внимание на звуковой повтор красно-коричневой звукобуквы К (6), серо-коричневой Т (5) и желтой С (4), однако ничего удивительного в этом нет – это окраска оленя, коры деревьев и еловых шишек. В словаре В.И.Даля читаем: слово «коричневый» происходит от слова «коряной», «коричный», обозначавшего «цвет коры, корицы, бурый, рыже-бурый»17.

Гласные звукобуквы второй строфы

О…э…и…оэ…а…а…а…а…и…а
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №132с углубленным изучением отдельных предметов...
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconЛичностно-ориентированный подход в обучении географии учитель географии. Денисова Т. Ю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов...
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза...
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconГероя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconПрограмма рекомендована методическим советом Государственного бюджетного...
Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева»
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconПубличный доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского...
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconДоклад муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №80 г. Сочи имени Героя Советского Союза...
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconС углубленным изучением отдельных предметов
Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconCоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов...
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconРабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconИтоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением...
Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
С углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко iconП р о грамм а развития Госуда рс т венногобюд жетногообразов ательногоу...
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск