Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия»





Скачать 158.67 Kb.
НазваниеМетодические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия»
Дата публикации26.03.2015
Размер158.67 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

по дисциплине «Философия»

для студентов специальностей:

«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» - 110305.65, «Зоотехния» - 110401.65, «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - 250203.65, «Ветеринария» - 111201.65, «Менеджмент» - 110305.65

Ставрополь 2010

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования и программой дисциплины «Философия» и посвящены такой форме самостоятельной работы студентов, как написание реферата. Данные указания содержат рекомендации по формулировке задания и его объему, порядку выполнения и защиты реферата, а также требования к его содержанию и оформлению. Приводятся образцы титульного листа и список рекомендуемой литературы.

Составитель: И. И. Гуляк, докт.философ.наук профессор;

Н. А. Канц, канд.философ.наук доцент

С.П. Золотарев, канд.философ.наук доцент

Рецензенты: Н. Б. Сергеева, докт.философ.наук профессор.

Содержание


  1. Цели и задачи реферата 5

  2. Формулировка задания и его объем 6

    1. Темы рефератов 6

  3. Основное содержание реферата 10

  4. Общие требования к оформлению реферата 11

  5. Рекомендации по организации работы над рефератом 12

  6. Порядок защиты реферата 14

  7. Список рекомендуемой литературы 15


В условиях глубоких перемен, происходящих в современном обществе, крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно: критически, творчески, созидательно. «Дух новизны», который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, в полной мере будут опираться на опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней — философия. В ходе изучения дисциплины студент должен приобрести знание основных философских, общенаучных и частнонаучных методов, их взаимосвязь и взаимодействие, умение анализировать социальные и духовные процессы современного общества, понимание антропологической перспективы всех феноменов человеческой культуры.

Реализации перечисленных целей во многом способствует подготовка студентами рефератов - одной из форм самостоятельного пополнения и углубления знаний. Реферативная форма должна отразить умение студента с помощью системного анализа и осмысления фактического материала исследовать избранную тему и грамотно изложить результаты исследования.


  1. Цели и задачи реферата


Целью подготовки реферата по дисциплине «Философия» является глубокое изучение и усвоение предмета по одной из тем.

Реферат должен представлять собой самостоятельное изложение существа (содержания) основных вопросов избранной темы. Его выполнение должно помочь студенту:

  • научиться подбирать литературу по определенной теме;

  • содействовать развитию и закреплению навыков теоретического и практического использования различных источников: учебной и периодической литературы, научных работ;

  • на основе полученных знаний выполнять теоретическую разработку избранной темы;

  • выработать умение самостоятельно формулировать свои мысли и выводы, логично и последовательно доказывать их, уметь анализировать;

  • выработать умение публичной защиты подготовленной работы (сделать доклад, дать ответы на вопросы, отстаивать свое мнение и т.д.).


2. Формулировка задания и его объем
Наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех в подготовке реферата, является выбор темы.

Темы рефератов охватывают основные исторические этапы развития философской мысли, наиболее актуальные проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, глобальные перспективы развития мировой цивилизации, судьбы человечества. Они должны раскрывать новые проблемы противоречия общества и человека и их решения, характерные для современной философии. Темы составлены таким образом, чтобы дополнять вопросы, выносимые на семинарские занятия. Тематика рефератов составлена в соответствии с программой по философии на 3,4 семестры и выдается студентам на первой – второй неделе обучения. Тема реферата выбирается студентами самостоятельно, по желанию, но при условии равномерного охвата большинства обучающихся. Выбор одной и той же темы студентами одной группы не допускается. Реферат сдаётся на проверку научному руководителю в срок, установленный кафедрой.

Учитывая сложность выполнения реферата (его теоретической основой должна быть не учебная, а научная литература), некоторым студентам в зависимости от уровня успеваемости вместо рефератов рекомендуется подготовка кратких сообщений или устных докладов.

Объем реферата ориентировочно составляет 20-25 страниц рукописного, или 15-20 страниц машинописного текста (через 1,5 компьютерных интервала 14 шрифтом).
2.1 Темы рефератов

3 семестр


  1. Взаимосвязь философии и частных наук.

  2. Индийские классические философские системы древности (Санкхья, йога, вайшешика, миманса, веданта; этика джайнизма и буддизма).

  3. Философское учение Конфуция.

  4. Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей Древнего Востока.

  5. Взгляды Аристотеля на человека, общество и государство.

  6. Эстетические и этические взгляды Аристотеля.

  7. Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей античности.

  8. Европейская философия Средних веков: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

  9. Патристика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

  10. Философское учение Августина Блаженного: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

  11. Схоластика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

  12. Философское учение Фомы Аквинского: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

  13. Европейская философия эпохи Возрождения: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

  14. Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах европейских мыслителей эпохи Возрождения.

  15. «Небулярная» космогоническая гипотеза И.Канта и её значение.

  16. Категорический императив как нравственный закон в этике И.Канта.

  17. Разработка Г.Гегелем категорий и законов диалектики.

  18. Г.Гегель о сущности духа и этапах его развития.

  19. Гуманистическая сущность и ограниченность атеистических и этических взглядов Л.Фейербаха.

  20. Понятие метафизики в аристотелевском и гегелевском смыслах. Метафизика как метод мышления, её влияние на развитие естествознания и философии 16-18 веков.

  21. Исторические этапы развития диалектики.

  22. Специфика действия закона единства и борьбы противоположностей в живой природе.

  23. Противоречия в обществе. Специфика проявления закона единства и борьбы противоположностей в процессах общественного развития.

  24. Взаимосвязь законов диалектики в процессах общественного развития.

  25. Действие закона отрицания отрицания в общественном познании.

  26. Сущность и принципы системного подхода, его роль в современном развитии.

  27. Синергетика и социосинергетика как теории самоорганизации систем.

  28. Необходимость, вероятность, случайность. Роль случайности в эволюции живой природы и в общественном развитии.

  29. Проявление взаимосвязи единичного и общего в развитии систем различной природы.

  30. Эволюция мироздания и гипотезы происхождения Вселенной.

  31. Проблема бесконечности и безграничности мироздания.

  32. Противоречия движения. Апории Зенона.

  33. Эволюция форм отражения действительности.

  34. Сознание как высшая форма отражения действительности.

  35. Познание как предмет философского анализа.

4 семестр

  1. Проблема антропосоциогенеза: пути и определяющие факторы эволюции человеческого общества. Сущность этногенеза.

  2. Техногенная эра, современная социально-экологическая проблема и пути её решения.

  3. Изменения структуры экономической жизни в процессе исторического развития.

  4. Понятие социальной сферы жизни, её структурные компоненты и роль в обществе.

  5. Мораль и право, их взаимосвязь и функции в обществе.

  6. Понятие общественной психологии и общественной идеологии, их взаимосвязь.

  7. Изменение характера труда в процессе автоматизации и роботизации производства.

  8. Воздействие НТР на систему образования и воспитания в обществе.

  9. Особенности кодирования и хранения информации в механизмах индивидуальной и общественной памяти.

  10. Роль социальной информации в развитии общества.

  11. Сущность нравственной культуры.

  12. Элитарная и массовая культура.

  13. Восток-Запад-Россия: цивилизационные типы.

  14. Основные черты техногенной цивилизации.

  15. Общество и его структура.

  16. Происхождение и сущность государства.

  17. Материальная сфера общества.

  18. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

  19. Базис и надстройка: взаимосвязь и взаимодействие.

  20. Социальные отношения и их структура.

  21. Социальное равенство и социальная справедливость.

  22. Политическая сфера общественной жизни.

  23. Современные политические отношения и политические действия.

  24. Гражданская активность и гражданское общество.

  25. Гражданская активность личности.

  26. Духовная жизнь общества.

  27. Искусство и его роль в обществе.

  28. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

  29. Общественное сознание.

  30. Формы общественного сознания.

  31. Уровни сознания.

  32. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание.

  33. Политическое и правовое сознание.

  34. Индивид, личность, индивидуальность.

  35. Личность и ее социальные роли.


3. Основное содержание реферата

Основное содержание реферата отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Реферат должен содержать:

  • титульный лист;

  • оглавление (план);

  • введение;

  • основную часть;

  • заключение;

  • список использованной литературы.

Образец титульного листа к реферату дан в Приложении А.

Единой схемы составления плана не существует, главное, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы.

Во введении должно быть дано обоснование выбора темы, раскрыты ее научная актуальность и практическое значение, цель, задачи исследования и его методологическая, теоретическая и информационная база.

В основной части содержатся 3-4 вопроса, которые можно оформить в виде глав с подпунктами к ним, причем каждый из них выделяется.

В основной части работы следует использовать выдержки, цитаты из литературных источников, сноски к которым оформляются постранично. Заимствование текста чужих статей, монографий без ссылки на них недопустимо.

При наличии по одному вопросу нескольких точек зрения нужно на основе убедительных доводов показать, какую из них и почему студент считает правильной. При изложении материала следует избегать книжных формулировок и выражений, лучше раскрыть основное содержание работы своими словами четко и понятно. Это требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученных источников, умения обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему.

Весь реферат должен быть хорошо вычитан. Выполняя эту работу, студенту необходимо исправить грамматические ошибки и еще раз обратить внимание на конкретность и качество формулировок, логику, четкость и точность обоснования каждой мысли. Следует также стремиться к тому, чтобы конкретного (фактического) материала было достаточно для усиления выдвинутых тезисов и положений.

В заключении даются общие выводы, которые должны раскрыть поставленную в названии реферата проблему.

Завершает реферат список использованной литературы, оформленный согласно ГОСТу: литература даётся в алфавитном порядке; допускается разделение монографий и статей.

Примером правильного оформления библиографии служит список рекомендуемой литературы, данный в конце методических указаний.
4. Общие требования к оформлению реферата
Реферат относится к текстовым документам и должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 2.106 – 96. Он выполняется на одной стороне стандартного листа формата А-4 (210×297 мм) без рамки, нелинованного. По всем четырем сторонам листа делаются следующие отступы: с левой стороны – 30 мм, с правой – 15 мм, снизу и сверху – по 20 мм.

Текст выполняется либо в рукописном варианте, либо на компьютере 14 шрифтом через 1,5 интервала. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам. Все пункты плана выделяются в тексте. Заголовки следует писать с прописной буквы без точки в конце. Введение, заключение и список литературы рекомендуется начинать с нового листа.

Текст должен быть кратким и не допускать различных толкований. Он должен быть изложен кратко, логично без общих рассуждений и частого повторения одних и тех же слов и оборотов речи, в нем должна прослеживаться четкая связь между всеми частями работы. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Приложения следует помещать после текстового материала и обозначать заглавными буквами русского алфавита, начиная с А.
5. Рекомендации по организации работы над рефератом
Подготовка реферата – это особый вид работы с литературой, прежде всего научной. Изучение литературы к теме следует начинать с учебников и учебных пособий, которые более доступны и позволяют определить круг рассматриваемых вопросов избранной темы. Однако эти источники не могут быть использованы в качестве теоретической основы реферата. Являясь самостоятельным исследованием, он должен опираться на научную, монографическую литературу, а также журнальные статьи. Работа с монографиями включает ознакомление с заглавиями, аннотациями, предисловиями, в которых содержатся данные о структуре издания, его актуальности и отличии от других работ. Что касается периодической печати, то следует просмотреть, начиная с 2000 года, двенадцатые номера таких журналов, как «Вопросы философии», «Полис», «Социс», «Общественные науки и современность», выбрать статьи, относящиеся к теме реферата. Подобный подход позволяет за максимально короткий срок определить ценность библиографических источников и составить их список.

Предварительное общее знакомство с литературой чрезвычайно полезно. Проведя систематизацию изученных работ, студент одновременно определяет способы будущей обработки того или иного материала. Изучение вопросов темы лучше начинать с основных обобщающих работ, постепенно переходя к специальным исследованиям. При изучении научной литературы надо обязательно обращать внимание на научно-справочный аппарат: примечания, подстрочные ссылки, библиографию, приложение и т.д.

Изучение специальной литературы может производиться двумя способами. В каждой научной работе материал, относящийся к теме, прочитывается и осмысливается сразу по всем вопросам. В этом случае после изучения каждого такого источника у студента складывается более или менее цельное представление о содержании реферата. Но при таком способе труднее акцентировать внимание на каждом его вопросе в отдельности. Поэтому применяем и другой способ – изучение литературы по каждому отдельному вопросу.

При изучении литературы нужно записывать все встречающиеся спорные вопросы, выявлять точки зрения различных авторов, с тем чтобы, сопоставив их, получить правильное представление об исследуемом объекте.

Изучив необходимую по данной проблеме литературу, автор должен разобраться в имеющихся точках зрения, показать умение обобщать, систематизировать, сопоставлять, кратко и концептуально излагать и оценивать идеи различных авторов и на этой основе формулировать собственную точку зрения или присоединяться к одной из изложенных в научных работах.

После ознакомления с литературой студент составляет план реферата. План работы есть отображение ее структуры, под которой понимается порядок построения и взаимосвязь ее частей. Следует отметить, что часто встречается такой недостаток, как несоразмерность глав, разделов темы, что объясняется увлечением какой-то одной проблемой в ущерб другим.

Порядок выполнения реферата заключается:

  • в изучении литературных источников;

  • составлении плана;

  • сборе, обобщении и анализе теоретического материала;

  • промежуточных консультациях с научным руководителем;

  • оформлении текста и представлении его для рецензирования научному руководителю;

  • подготовке к защите.

Срок выполнения реферата зависит от избранной темы, так как его защита проводится на том семинарском занятии, на который выносится сходный круг учебных вопросов. Во время подготовки реферата студент должен консультироваться с научным руководителем, причем делается это поэтапно: после подбора литературы к теме и составления плана. Лишь после этого наступает стадия оформления материала и представления на рецензирование окончательного варианта.
6.Порядок защиты реферата
Написание реферата – важная, но не единственная составляющая процесса его подготовки. Защита проводится перед научным руководителем и студентами группы и заключается в кратком изложении результатов исследования, в ответах на вопросы и в пояснении своих выводов дополнительными аргументами. В ходе защиты студент совершенствует свои навыки общения с коллективом и умение установить «обратную связь», то есть контакт и взаимопонимание. По качеству защиты можно судить не только о степени усвоения студентом исследуемой проблемы, но и о его грамотности, мировоззрении, общей культуре и умении излагать свои мысли. Студенты, подготовившие наиболее удачные рефераты, могут быть рекомендованы к участию в студенческих научных конференциях.

Оценивается реферат по системе «зачтено», «незачтено» и зависит от знания студентом существа проблемы и умения грамотно отвечать на вопросы и критические замечания.

7. Список рекомендуемой литературы


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2010.

  2. Аристотель. Соч.в 4-х т.-М.: Мысль, 1984.

  3. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - М.: СПб., 2009.

  4. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд.- М.: Правда, 2009.

  5. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 2009.

6.Бердяев Н.А. Философия свободы. - Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2007.

7.Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2008.

8.Блинников Л.В. Великие философы. – М.: Логос, 2008.

9.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 2006.

10.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 2008.

11.Замалев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 2006.

12. Канке В.А. Философия: Учебник. М., 2009.

13.Козловски П.Современность постмодерна //Вопросы философии, 2005. - №10.

14.Мел Томпсон. Восточная философия /Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2009.

15. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 2004.

16.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 2010.

17.Рассел Б. История западной философии. – Ростов на - Дону: Феникс, 2009.

18.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2010.

19.Горшков В.А., Свечников В.П. Основы общей методологии исследования систем. М., 2002.

20.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2008.

21.Философия: Учебник /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

22.Философский энциклопедический словарь. М., 2009.

23.Фергюсон А.Опыт истории гражданского общества.- М.: РОССПЭН, 2010.

24.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.- СПб.: Наука, 2010.

25.Хайдеггер М. Бытие и время.- М.: Ad Marginem, 2007.

26. 27.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии (любое издание).

27.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).

28.Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 2008.

Образец титульного листа Приложение А
Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ставропольский государственный аграрный университет
Реферат
По дисциплине «Философия»

на тему _________________________________________________________


Выполнил: ______________________

Специальность: __________________

Группа:_________________________
Проверил: _____________________

( Ф.И.О.,звание, ученая степень)


Ставрополь 2010
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к написанию реферата

по дисциплине «Философия»

для студентов специальностей:
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» - 110305.65, «Зоотехния» - 110401.65, «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - 250203.65, «Ветеринария» - 111201.65, «Менеджмент» - 110305.65
Главный редактор И.А. Погорелова

Заведующий издательским отделом А.В. Андреев

Редактор

Техническое редактирование и компьютерная верстка

Подписано в печать……..Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Times». Печать офсетная. Усл. печ. л. …. Тираж 100 экз. Заказ №….

Издательство СтГАУ «АГРУС»,

г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12.

Тел./факс: (8652) 35-06-94. E-mail: agrus@stgau.ru; http:// www.agrus.stgau.ru.

Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93-953000.

Отпечатано в типографии издательско-полиграфического

Комплекса СтГАУ «АГРУС», г. Ставрополь, ул. Мира, 302.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию рефератов по дисциплине «Маркетинг»
Маркетинг: методические указания по написанию реферата для магистров I года обучения, обучающихся по направлениям «Производственный...
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по подготовке и написанию реферата
Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных)
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения
Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500....
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания к написанию реферата Для студентов, обучающихся по направлению подготовки
Методические указания к написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034700. 62 «Документоведение и архивоведение»...
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию и оформлению реферата по дисциплине «Физическая культура»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию реферата для студентов направления...
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)...
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconФилософия
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconИстория и философия науки
Худолеева, Н. Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М. Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи...
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconФилософия
Методические указания предназначены для студентов естественнонаучных специальностей нгау очной формы обучения. Содержит рекомендации...
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по написанию рефератов и эссе 24 2 Методические...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к написанию рефератА по дисциплине «Философия» iconМетодические указания к написанию реферата по истории и философии науки
В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск