Скачать 158.67 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА по дисциплине «Философия» для студентов специальностей: «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» - 110305.65, «Зоотехния» - 110401.65, «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - 250203.65, «Ветеринария» - 111201.65, «Менеджмент» - 110305.65 Ставрополь 2010 Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования и программой дисциплины «Философия» и посвящены такой форме самостоятельной работы студентов, как написание реферата. Данные указания содержат рекомендации по формулировке задания и его объему, порядку выполнения и защиты реферата, а также требования к его содержанию и оформлению. Приводятся образцы титульного листа и список рекомендуемой литературы. Составитель: И. И. Гуляк, докт.философ.наук профессор; Н. А. Канц, канд.философ.наук доцент С.П. Золотарев, канд.философ.наук доцент Рецензенты: Н. Б. Сергеева, докт.философ.наук профессор. Содержание
В условиях глубоких перемен, происходящих в современном обществе, крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно: критически, творчески, созидательно. «Дух новизны», который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, в полной мере будут опираться на опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней — философия. В ходе изучения дисциплины студент должен приобрести знание основных философских, общенаучных и частнонаучных методов, их взаимосвязь и взаимодействие, умение анализировать социальные и духовные процессы современного общества, понимание антропологической перспективы всех феноменов человеческой культуры. Реализации перечисленных целей во многом способствует подготовка студентами рефератов - одной из форм самостоятельного пополнения и углубления знаний. Реферативная форма должна отразить умение студента с помощью системного анализа и осмысления фактического материала исследовать избранную тему и грамотно изложить результаты исследования.
Целью подготовки реферата по дисциплине «Философия» является глубокое изучение и усвоение предмета по одной из тем. Реферат должен представлять собой самостоятельное изложение существа (содержания) основных вопросов избранной темы. Его выполнение должно помочь студенту:
2. Формулировка задания и его объем Наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех в подготовке реферата, является выбор темы. Темы рефератов охватывают основные исторические этапы развития философской мысли, наиболее актуальные проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, глобальные перспективы развития мировой цивилизации, судьбы человечества. Они должны раскрывать новые проблемы противоречия общества и человека и их решения, характерные для современной философии. Темы составлены таким образом, чтобы дополнять вопросы, выносимые на семинарские занятия. Тематика рефератов составлена в соответствии с программой по философии на 3,4 семестры и выдается студентам на первой – второй неделе обучения. Тема реферата выбирается студентами самостоятельно, по желанию, но при условии равномерного охвата большинства обучающихся. Выбор одной и той же темы студентами одной группы не допускается. Реферат сдаётся на проверку научному руководителю в срок, установленный кафедрой. Учитывая сложность выполнения реферата (его теоретической основой должна быть не учебная, а научная литература), некоторым студентам в зависимости от уровня успеваемости вместо рефератов рекомендуется подготовка кратких сообщений или устных докладов. Объем реферата ориентировочно составляет 20-25 страниц рукописного, или 15-20 страниц машинописного текста (через 1,5 компьютерных интервала 14 шрифтом). 2.1 Темы рефератов 3 семестр
4 семестр
3. Основное содержание реферата Основное содержание реферата отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Реферат должен содержать:
Образец титульного листа к реферату дан в Приложении А. Единой схемы составления плана не существует, главное, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы. Во введении должно быть дано обоснование выбора темы, раскрыты ее научная актуальность и практическое значение, цель, задачи исследования и его методологическая, теоретическая и информационная база. В основной части содержатся 3-4 вопроса, которые можно оформить в виде глав с подпунктами к ним, причем каждый из них выделяется. В основной части работы следует использовать выдержки, цитаты из литературных источников, сноски к которым оформляются постранично. Заимствование текста чужих статей, монографий без ссылки на них недопустимо. При наличии по одному вопросу нескольких точек зрения нужно на основе убедительных доводов показать, какую из них и почему студент считает правильной. При изложении материала следует избегать книжных формулировок и выражений, лучше раскрыть основное содержание работы своими словами четко и понятно. Это требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученных источников, умения обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему. Весь реферат должен быть хорошо вычитан. Выполняя эту работу, студенту необходимо исправить грамматические ошибки и еще раз обратить внимание на конкретность и качество формулировок, логику, четкость и точность обоснования каждой мысли. Следует также стремиться к тому, чтобы конкретного (фактического) материала было достаточно для усиления выдвинутых тезисов и положений. В заключении даются общие выводы, которые должны раскрыть поставленную в названии реферата проблему. Завершает реферат список использованной литературы, оформленный согласно ГОСТу: литература даётся в алфавитном порядке; допускается разделение монографий и статей. Примером правильного оформления библиографии служит список рекомендуемой литературы, данный в конце методических указаний. 4. Общие требования к оформлению реферата Реферат относится к текстовым документам и должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 2.106 – 96. Он выполняется на одной стороне стандартного листа формата А-4 (210×297 мм) без рамки, нелинованного. По всем четырем сторонам листа делаются следующие отступы: с левой стороны – 30 мм, с правой – 15 мм, снизу и сверху – по 20 мм. Текст выполняется либо в рукописном варианте, либо на компьютере 14 шрифтом через 1,5 интервала. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам. Все пункты плана выделяются в тексте. Заголовки следует писать с прописной буквы без точки в конце. Введение, заключение и список литературы рекомендуется начинать с нового листа. Текст должен быть кратким и не допускать различных толкований. Он должен быть изложен кратко, логично без общих рассуждений и частого повторения одних и тех же слов и оборотов речи, в нем должна прослеживаться четкая связь между всеми частями работы. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Приложения следует помещать после текстового материала и обозначать заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. 5. Рекомендации по организации работы над рефератом Подготовка реферата – это особый вид работы с литературой, прежде всего научной. Изучение литературы к теме следует начинать с учебников и учебных пособий, которые более доступны и позволяют определить круг рассматриваемых вопросов избранной темы. Однако эти источники не могут быть использованы в качестве теоретической основы реферата. Являясь самостоятельным исследованием, он должен опираться на научную, монографическую литературу, а также журнальные статьи. Работа с монографиями включает ознакомление с заглавиями, аннотациями, предисловиями, в которых содержатся данные о структуре издания, его актуальности и отличии от других работ. Что касается периодической печати, то следует просмотреть, начиная с 2000 года, двенадцатые номера таких журналов, как «Вопросы философии», «Полис», «Социс», «Общественные науки и современность», выбрать статьи, относящиеся к теме реферата. Подобный подход позволяет за максимально короткий срок определить ценность библиографических источников и составить их список. Предварительное общее знакомство с литературой чрезвычайно полезно. Проведя систематизацию изученных работ, студент одновременно определяет способы будущей обработки того или иного материала. Изучение вопросов темы лучше начинать с основных обобщающих работ, постепенно переходя к специальным исследованиям. При изучении научной литературы надо обязательно обращать внимание на научно-справочный аппарат: примечания, подстрочные ссылки, библиографию, приложение и т.д. Изучение специальной литературы может производиться двумя способами. В каждой научной работе материал, относящийся к теме, прочитывается и осмысливается сразу по всем вопросам. В этом случае после изучения каждого такого источника у студента складывается более или менее цельное представление о содержании реферата. Но при таком способе труднее акцентировать внимание на каждом его вопросе в отдельности. Поэтому применяем и другой способ – изучение литературы по каждому отдельному вопросу. При изучении литературы нужно записывать все встречающиеся спорные вопросы, выявлять точки зрения различных авторов, с тем чтобы, сопоставив их, получить правильное представление об исследуемом объекте. Изучив необходимую по данной проблеме литературу, автор должен разобраться в имеющихся точках зрения, показать умение обобщать, систематизировать, сопоставлять, кратко и концептуально излагать и оценивать идеи различных авторов и на этой основе формулировать собственную точку зрения или присоединяться к одной из изложенных в научных работах. После ознакомления с литературой студент составляет план реферата. План работы есть отображение ее структуры, под которой понимается порядок построения и взаимосвязь ее частей. Следует отметить, что часто встречается такой недостаток, как несоразмерность глав, разделов темы, что объясняется увлечением какой-то одной проблемой в ущерб другим. Порядок выполнения реферата заключается:
Срок выполнения реферата зависит от избранной темы, так как его защита проводится на том семинарском занятии, на который выносится сходный круг учебных вопросов. Во время подготовки реферата студент должен консультироваться с научным руководителем, причем делается это поэтапно: после подбора литературы к теме и составления плана. Лишь после этого наступает стадия оформления материала и представления на рецензирование окончательного варианта. 6.Порядок защиты реферата Написание реферата – важная, но не единственная составляющая процесса его подготовки. Защита проводится перед научным руководителем и студентами группы и заключается в кратком изложении результатов исследования, в ответах на вопросы и в пояснении своих выводов дополнительными аргументами. В ходе защиты студент совершенствует свои навыки общения с коллективом и умение установить «обратную связь», то есть контакт и взаимопонимание. По качеству защиты можно судить не только о степени усвоения студентом исследуемой проблемы, но и о его грамотности, мировоззрении, общей культуре и умении излагать свои мысли. Студенты, подготовившие наиболее удачные рефераты, могут быть рекомендованы к участию в студенческих научных конференциях. Оценивается реферат по системе «зачтено», «незачтено» и зависит от знания студентом существа проблемы и умения грамотно отвечать на вопросы и критические замечания. 7. Список рекомендуемой литературы
6.Бердяев Н.А. Философия свободы. - Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2007. 7.Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2008. 8.Блинников Л.В. Великие философы. – М.: Логос, 2008. 9.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 2006. 10.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 2008. 11.Замалев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 2006. 12. Канке В.А. Философия: Учебник. М., 2009. 13.Козловски П.Современность постмодерна //Вопросы философии, 2005. - №10. 14.Мел Томпсон. Восточная философия /Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2009. 15. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 2004. 16.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 2010. 17.Рассел Б. История западной философии. – Ростов на - Дону: Феникс, 2009. 18.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2010. 19.Горшков В.А., Свечников В.П. Основы общей методологии исследования систем. М., 2002. 20.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2008. 21.Философия: Учебник /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 22.Философский энциклопедический словарь. М., 2009. 23.Фергюсон А.Опыт истории гражданского общества.- М.: РОССПЭН, 2010. 24.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.- СПб.: Наука, 2010. 25.Хайдеггер М. Бытие и время.- М.: Ad Marginem, 2007. 26. 27.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии (любое издание). 27.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание). 28.Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 2008. Образец титульного листа Приложение А Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет Реферат По дисциплине «Философия» на тему _________________________________________________________ Выполнил: ______________________ Специальность: __________________ Группа:_________________________ Проверил: _____________________ ( Ф.И.О.,звание, ученая степень) Ставрополь 2010 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к написанию реферата по дисциплине «Философия» для студентов специальностей: «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» - 110305.65, «Зоотехния» - 110401.65, «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - 250203.65, «Ветеринария» - 111201.65, «Менеджмент» - 110305.65 Главный редактор И.А. Погорелова Заведующий издательским отделом А.В. Андреев Редактор Техническое редактирование и компьютерная верстка Подписано в печать……..Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Times». Печать офсетная. Усл. печ. л. …. Тираж 100 экз. Заказ №…. Издательство СтГАУ «АГРУС», г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12. Тел./факс: (8652) 35-06-94. E-mail: agrus@stgau.ru; http:// www.agrus.stgau.ru. Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000. Отпечатано в типографии издательско-полиграфического Комплекса СтГАУ «АГРУС», г. Ставрополь, ул. Мира, 302. |
Методические рекомендации по их написанию москва-2012 методические... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Методические указания по написанию рефератов по дисциплине «Маркетинг» Маркетинг: методические указания по написанию реферата для магистров I года обучения, обучающихся по направлениям «Производственный... | ||
Методические указания по подготовке и написанию реферата Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных) | Методические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500.... | ||
Методические указания к написанию реферата Для студентов, обучающихся по направлению подготовки Методические указания к написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034700. 62 «Документоведение и архивоведение»... | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине «Философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию контрольных работ по дисциплине б. 2 «философия» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по написанию и оформлению реферата по дисциплине «Физическая культура» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Методические указания по написанию реферата для студентов направления... Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)... | Философия В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания... | ||
История и философия науки Худолеева, Н. Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М. Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи... | Философия Методические указания предназначены для студентов естественнонаучных специальностей нгау очной формы обучения. Содержит рекомендации... | ||
Методические указания по написанию рефератов и эссе 24 2 Методические... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания к написанию реферата по истории и философии науки В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход... |