Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа





НазваниеТ. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа
страница1/44
Дата публикации03.09.2013
Размер5.41 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

www.koob.ru



УДК 13

ББК 87

С34

Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 456 с.
ISBN 5-89349-524-1 (Флинта)

ISBN 5-02-010233-4 (Наука)


Федеральная целевая программа "Культура России" (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России")
Рецензенты:

Губин В.Д., докт. филос. наук, проф., Российский государственный гуманитарный университет;

Рахманкулова Н.Ф., канд. филос. наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Учебное пособие посвящено одному из направлений философии XX века - философии кризиса. Рассматриваются основные понятия и проблематика философии кризиса, становление и развитие этого направления в философии первой половины XX столетия. Специальные разделы посвящены анализу социокультурного кризиса в западной и русской философии, сопоставлению подходов и ракурсов рассмотрения. В заключительной части излагаются программы преодоления социокультурного кризиса, которые в разные годы были предложены западными и русскими мыслителями.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов в области философии, культурологии, социологии, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой культуры и философии.

Книга издана с участием Московского психолого-социального института

СИДОРИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА - доктор философских паук, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики.

Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: философия и история мировой культуры. Автор книг "Человечество между гибелью и процветанием" (1997), "Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей" (2001), "Парадоксы кризисного сознания" (2002) и многих статей по истории русской и мировой философии. В течение 10 лет занимается темой кризиса европейской культуры в философии XX века. Этой теме посвящены авторский курс, который читается на философском факультете Российского государственного гуманитарного университета, научные монографии и данное учебное пособие.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ЧАСТЬ I

КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОЦЕНКЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 1. Кризис XX века: прогнозы и предчувствия...........................12

1.1. Великий эксперимент...........................................................12

1.2. Социальный кризис, кризисное и стабилизационное сознание.........................18

1.3. Кризис начинается с культуры: к вопросу о понятиях......................................................23

Понятие культуры. Культурология и философия культуры.......................................................23

Подходы к изучению культуры.........................................28

1.4. Западная Европа - культурные трансформации..........35

1.5. Первая мировая война и самосознание европейской культуры.....................................39
ГЛАВА 2. Кризис европейской культуры.................................................46

2.1. Освальд Шпенглер: культура и цивилизация.................46

2.2. Георг Зиммель: конфликт современной культуры........52

2.3. Теодор Лессинг: противоборство "духа" и "жизни"............................................................55

2.4. Альфред Вебер: судьба Европы..........................................57

2.5. Йохан Хейзинга: прогрессирующее разложение культуры...........................62

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства..........................................................................67

2.7. Эдмунд Гуссерль: кризис европейского человечества...........................................................................72

2.8. Питирим Сорокин: трагедия чувственной культуры..................................................................................77

2.9. Альберт Швейцер: кризис мировоззрения - кризис культуры..............................................83

2.10. Артур Онеггер: индустрия музыки..................................91

2.11. Макс Вебер: конфликт современной науки................102
ГЛАВА 3. Антропологический кризис.....................................................108

3.1. Карл Ясперс: духовная ситуация времени.....................110

3.2. Хосе Ортега-и-Гассет: "омассовление" общества................................................................................113

3.3. Карл Манхейм: социальная диспропорциональность....................................................123

3.4. Романо Гвардини: конец человека Нового времени..................................................................................130

3.5. Мартин Бубер: антропологический анализ кризиса..................................................................................136

3.6. Эмманюэль Мунье: кризис героического индивидуализма...................................................................139

Кризис буржуазно-индивидуалистической цивилизации.........................................................................142

3.7. Эрнст Юнгер: "сон разума рождает чудовищ"............149

3.8. Пауль Тиллих: чувство тревоги как симптом кризиса..........................................164
ГЛАВА 4. Кризис общества - кризис власти........................................170

4.1. Карл Поппер: кризис либерализма и опасность тоталитарного соблазна.....................................................175

4.2. Фридрих А. Хайек: либерализм и концепция расширенного порядка..............................183

4.3. Идеи консервативной революции в западноевропейской философии........................190

4.4. Эрнст Юнгер: тотальная мобилизация...........................194

4.5. Эмманюэль Мунье: фашистские цивилизации............203
ГЛАВА 5. Горизонты технократии............................................................213

5.1. Техника: от механизма к технологии..............................213

5.2. Генезис "технократической концепции" и ее влияние на кризисное сознание XX в..............215

5.3. Критика "технократической концепции" в западной философии..........................................221

Льюис Мамфорд: техника и развитие человечества.........................................................................222

Мировосприятие человека и техническая реальность........................................................226

5.4. Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской и социологической литературе........................................237


ЧАСТЬ II

ПРОБЛЕМА КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ГЛАВА 1. Эсхатология и утопия в русской философской мысли конца XIX-начала XX вв.............................................246

1.1. Эсхатологизм русской философской мысли................248

1.2. Владимир Соловьев: теократическая утопия................256

1.3. Николай Федоров: критика цивилизации и культуры...................................260

1.4. Закат европейской культуры: прогнозы русских мыслителей.........................268

Николай Данилевский: философия истории и культуры...........................................270

Константин Леонтьев: кризис европейской культуры.....................................275
ГЛАВА 2. Кризис европейской культуры в оценке русских философов XX в..........................................................................280

А. Россия в контексте кризиса европейской культуры.. 280

2.1. Россия в начале века: обострение кризисного сознания................................................................................280

2.2. Николай Бердяев: сумерки Европы - начало культурного преображения...................282

Конец ренессансной эпохи..............................................283

Кризис искусства................................................................286

Культура и цивилизация...................................................288

Последствия Первой мировой войны: "психологические опыты"..............291

Кризис интеллигентского сознания...............................293

Размышления о русской революции..............................295

Перспективы культурного преображения...................299

Конец Европы - расширение культурных границ....301

2.3. Семен Франк: крушение кумиров...................................303

2.4. Евгений Трубецкой: смысл жизни и катастрофа современной культуры......................................................312

2.5. Михаил Гершензон: "банкротство" культуры..............319

2.6. Дмитрий Мережковский: эсхатологические и культурные параллели..................324

2.7. Георгий Федотов: критерий культурного регресса.....332
Б. Кризис культуры - конец истории?..............................337

2.8. Николай Устрялов: прогресс как стремление к совершенству...................337

2.9. Александр Кожев: конец истории...................................340
В. Будущее современного искусства.......................................................343

2.10. Иван Ильин: кризис и разложение современного искусства......................343

2.11. Владимир Вейдле: культурная катастрофа..................351

2.12. Василий Розанов: Апокалипсис нашего времени......358

2.13. Эсхатологические мотивы в русской литературе и искусстве........................................................................365

Вячеслав Иванов: кризис гуманизма..............................365

Николай Метнер: "пропасть" в истории музыки.......369

"Серебряный век" русской культуры: предчувствие Апокалипсиса.....................376

Андрей Белый: кризис культуры как вечное возвращение..................................378
ГЛАВА 3. Русская философия: "технический" апокалипсис............386

3.1. Русские мыслители о социальных последствиях технического развития......................................................386

3.2. Николай Бердяев: техническая контрреволюция........389

3.3. Борис Вышеславцев: техника власти и власть техники..................................................................................396

3.4. Будущее России: от утопии к антиутопии.....................400
ЧАСТЬ III

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
ГЛАВА 1. Может ли кризис быть преодолен? (Западные мыслители в поисках выхода)..................408

ГЛАВА 2. Эмманюэль Мунье: время взросления человечества - у истоков глобализации.............................417

ГЛАВА 3. Русская философия: своеобразие в выборе путей преодоления кризиса................................................................428

ГЛАВА 4. Идеи "консервативной революции" в среде русской эмиграции. Евразийство..........................................435

ГЛАВА 5. Георгий Федотов: концепция христианского социализма...................................................................................438

ГЛАВА 6. Амбивалентность рациональности........................................440
Заключение....................................................................................................447

Библиография................................................................................................449

6
Введение
Кризисное сознание, кризисное мироощущение сопровождают человечество на всех этапах его исторического развития, нередко облекаясь в апокалипсическую форму.
На протяжении всей мировой истории, особенно в периоды войн, социальных катастроф, эпидемий, представления о конце света, гибели цивилизации выражались в мифологических сказаниях, пророчествах религиозных деятелей, учениях философов. В своей основе эти представления восходят к эсхатологическим мифам, т.е. мифам о предстоящем конце света, которые были неотъемлемой частью многих культур [1].
1 См. об этом: Семченко А.Т. Современный апокалипсис М., 1989.

Эсхатологические мифы являли собой своеобразную попытку осмыслить будущее мироздания, его развитие. На протяжении многих веков они влияли на религиозную и философскую мысль, вплоть до современных философских, социологических и культурологических концепций.
Наиболее остро кризисное мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций. Современные исследователи пытаются провести параллели между нынешним кризисным мировосприятием и его истоками в древности. Историки и археологи обнаружили немало свидетельств тяжелых и длительных кризисов, через которые пришлось пройти древним обществам. Известно, например, что один из них, связанный с наступлением эпохи железа и вызванными им экологическими изменениями, пришелся на окончание третьего и начало второго тысячелетия до нашей эры и оставил свой след в истории многих народов Евразии. Правда, мы далеко не всегда можем достоверно судить ни о причинах кризисов, ни о том, как они протекали. Зато хорошо известно, по крайней мере, одно из их последствий: в ходе длительных и глубоких потрясений всякий раз менялась картина мира.
7

Разрушение одних обществ и становление других, переселения народов и разрыв старых, привычных связей между людьми - все это приводило и к утрате веры в прежние мифы, в течение веков определявших смысл жизни и помогавших переносить ее тяготы. Лишенный всякой духовной защиты человек оказывался перед лицом чуждого и нередко враждебного мироздания. Распадалась связь времен. Мысль о бессмысленности бытия, порожденная утратой традиций, запечатлена и в египетской поэзии, и в древнейших памятниках вавилонской словесности - "Эпосе о Гильгамеше" и "Беседе господина и раба", и в размышлениях о "суете сует", которым предавался библейский Экклезиаст [2].
2 См.: Пименов А.В. Возвращение к дхарме. М., 1998. С. 25.

XX столетие, вероятно, войдет в историю как одно из самых драматических и кризисных за все время существования человечества: две мировые войны; установление тоталитарных режимов; кризис идей прогресса, рациональности и гуманизма, отличавших на протяжении веков европейскую культуру и цивилизацию; грандиозные экономические катаклизмы; стремительное развитие технологий, невиданный рост промышленного производства и в то же время превращение техники из орудия человеческого разума в источник угрозы самому существованию человечества. Эти и подобные им явления порождали и продолжают порождать устойчивое и широко распространенное кризисное сознание.
Кризисное мироощущение характерно для сознания простых людей, оно также находит многообразное выражение в искусстве, литературе, работах ученых и философов.
Тема кризиса может рассматриваться как одна из общезначимых и сквозных в философии XX в. Ей посвящено немало книг и статей. Есть все основания утверждать, что на фоне весьма обширной и разноплановой проблематики в философских исканиях XX в. работы, посвященные социокультурному, антропологическому кризису, составляют определенный пласт философских исследований. Трудно найти такого мыслителя совре-
8
менности, который не обращался к исследованию социокультурной ситуации, сложившейся на рубеже XIX-XX вв. в странах Западной Европы и оказавшей огромное воздействие на последующие исторические события. На протяжении XX столетия к теме кризиса культуры обращались многие представители западноевропейской философии - Э. Гуссерль, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, К. Ясперс и др. Особое место анализ кризисного мироощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной философии: Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова и др. Можно говорить о том, что в XX столетии складывается философия кризиса, представляя особое направление исследований.
Обращение философской литературы XX в. к анализу причин, природы и последствий социокультурного кризиса, его влияния на эволюцию кризисного сознания сыграло существенную роль в развитии философии, социологии, культурологии, а также в формировании глобалистики как одного из магистральных направлений в современных социальных исследованиях.
Данное учебное пособие представляет собой итог многолетней исследовательской работы автора. Его подготовке предшествовало издание монографий "Современные проблемы философии: дискуссии о кризисе культуры западноевропейских и русских мыслителей" (1997), "Человечество между гибелью и процветанием" (1997), "Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей" (2001), "Парадоксы кризисного сознания" (2002). Настоящая книга в качестве учебного пособия во многом обобщает предыдущие публикации, но их содержание пересмотрено, дополнено и адаптировано с учетом образовательных стандартов и программ.
Материалы книги были положены в основу лекционного курса "Проблема кризиса европейской культуры в философии XX в.", прочитанного для студентов философского факультета Российского государственного гуманитарного университета, а также курса "Современная западная философия" для студентов факультета "Прикладная политология" Государственного университета - Высшей школы экономики.
Основные разделы книги сопровождаются краткими сведениями о жизни и творчестве западных и российских философов ("портретами"), что расширяет информацию о персоналиях.
Учебное пособие соответствует тематике общего курса философии в высших учебных заведениях, продолжает и расширяет его. Оно адресовано студентам, аспирантам и преподавателям вузов, специалистам в области философии, культурологии.

ЧАСТЬ I

Кризис европейской культуры в оценке западноевропейских мыслителей

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconПроблема кризиса европейской культуры в философии XX века
Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconПроблема кризиса европейской культуры в философии XX века
Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconА. Ф. Современная западная философия: Учебн. М.: Высш шк., 2001....
Брянского района и в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образования»,...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кричевец, А. Н. Математика для психологов: К828 учебник/ А. Н. Кричевец, Е. В. Шикин, А. Г. Дьяч- ков. М. Флинта,2003. 371 с. Библиотека...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconИстория развития электроэнергетики и электромеханики в россии учебное пособие
История развития электроэнергетики и электро­механики в россии: Учебное пособие / А. С. Соловьев, А. Е. Козярук; Санкт-Петербургский...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconМаленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие
М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconУчебное пособие по курсу «Геохимия»
Геохимия – это наука о химическом составе Земли, ее оболочек и различных геологических образований, наука о законах миграции, концентрации...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconЛитература для врачей). Isbn 5-901006-89-5 1 Гигиена и экология человека:...
Гигиена лечебно-профилактических учреждений: учеб пособие/ П. В. Глыбочко [и др.]. Саратов : Изд-во сгму, 2005. 136 с. Isbn 5-7213...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconА. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев
Г68 Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии...
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа iconИсследования общества: наука, эклектика, спекуляции к. т н. С. С. Воронцов
Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5
Т. Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с. Isbn 5-89349-524-1 (Флинта) Isbn 5-02-010233-4 (Наука) Федеральная целевая программа icon2004. 288 с. Isbn 5-7695-1782-4
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск