Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие





НазваниеМаленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие
страница1/43
Дата публикации22.11.2014
Размер9.19 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

ББК 74р М18


ISBN 5-93134-169-2
Маленкова Л.И.

М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2

Учебное пособие подготовленно в соответствии с государ­ственным стандартом базового педагогического образования.

Его цель — повышение уровня научной подготовки студен­тов и педагогов-практиков, а также методическое оснащение вос­питательного процесса, внедрение современных технологий вос­питания в школьную практику. Пособие станет хорошим подспо­рьем каждому, выбравшему профессию педагога в саморазвитии его профессионального мастерства.

Книга адресована студентам педагогических учебных заведе­ний, начинающим педагогам-практикам, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-вос­питательных учреждений, организующим процесс воспитания.

ББК 74р

© Маленкова Л.И., 2002

© Педагогическое общество России, 2002

Введение

Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как вос­питывать людей.

Н. М. Амосов


Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позд­нее, уже в сложившемся чело­веке, оба эти вида познания до­полняют друг дуга.

Виктор Гюго

Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»! А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеуроч­ная деятельность»? Не «дополнительное образование»?

Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-ни­будь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...

Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть ги­бель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белин­ский: «Воспитание -- великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания,,что меч в руках сумасшедшего».

Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-маль­ски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением

Введение

Введение


человеческого общества, все перипетии развития челове­ческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.

Современная педагогика рассматривает основное на­значение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личнос­ти, для ее самоактуализации.

Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмот­рения -- воспитание в современной школе: и на уроке, и во внеурочной деятельности учителя по предмету, и в системе школьного и внешкольного дополнительного об­разования, и, главное, — в целенаправленной деятельно­сти основных субъектов воспитательного процесса класс­ных руководителей, кураторов, воспитателей, организа­торов и лидеров детских объединений, заместителей ди­ректоров школ по воспитательной работе.

Предназначено пособие в первую очередь студентам педагогических вузов, которым предстоит осваивать мно­готрудную теорию и практику воспитания. Кроме того, начинающим педагогам-воспитателям, ибо процесс ста­новления педагога-мастера не заканчивается с моментом окончания студентом института. Он происходит диалек­тически: по мере вхождения в практическую педагогичес­кую деятельность. Начинающий воспитатель нуждается в теоретико-методической опоре — добротном педагогичес­ком знании. На основе этого постепенно и оформляются собственная педагогическая позиция и собственный прак­тический опыт. Без этого начинающий воспитатель, как показывает практика, утилитарен, прагматичен, укреп­ляется в позиции житейско-обыденной «педагогики».

А.С. Макаренко писал: «...неопределенность воспита­тельного процесса в школе, распыленность педагогичес­ких сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей».

Эта проблема характерна и для нашего времени. Од­ной из основных причин являются неопределенность, сумбурность, нечеткость и неточность в понимании вос­питания как основной педагогической категории. А истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д. Ушин-ский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче ка­жется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети­чески или практически...»

Современные нелегкие и противоречивые условия на­шей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы подготовки педагогов-воспита­телей: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспита­ния, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

Вот почему целью настоящего учебного пособия яв­ляется раскрытие теории и методики воспитания. В посо­бии есть главы и параграфы теоретические, есть главы и параграфы чисто методические, есть содержание и тео­рия, и методика рассматриваемого педагогического яв­ления.

В чем же специфика настоящего пособия? Как лучше с ним работать?

В основе книги — авторская концепция теории и ме­тодики воспитания, а также методики ее освоения педа­гогами (как начинающими, так и опытными), сложив­шаяся на основании двух источников. Во-первых, как плод эмпирических наблюдений и размышлений над проводи­мой в течение не одного десятка лет научно-исследова­тельской и научно-методической работой. И, во-вторых, как итог практической педагогической деятельности на протяжении 35 лет в различных ипостасях: воспитателя школы-интерната, командира студенческого. Макаренков-ского педагогического отряда, вожатого «Артека», инс­пектора по делам несовершеннолетних в детской комна­те милиции, руководителя научно-методической работы Красноборской специальной школы для педагогически за­пущенных девочек-подростков, преподавателя кафедры педагогики МПГУ, учителя и классного руководителя об­щеобразовательной школы № 45 г. Москвы. Здесь также обобщен и представлен опыт многочисленных коллег-еди­номышленников из разных регионов России и стран СНГ.

Настоящая книга о воспитании необычна еще и мате­риалами, которые в ней использованы: мысли, пробле-

Введение

Введение


мы, парадоксы, суждения. Разве не сам ребенок (подрос­ток, юноша,, девушка) лучше самых мудрых родителей и маститых педагогов знает свои проблемы, переживает соб­ственные удачи и промахи, ошущает добро или зло окру­жающего мира, воспринимает (принимает или отверга­ет) наши воспитательные воздействия? Или начинающий учитель не сам лучше других может поведать о собствен­ных педагогических открытиях (пусть уже открытых дру­гими и даже описанных в мудрых книгах), о первых про­бах и болезненности первых ошибок, о самостоятельно принятых решениях и сознательном выборе педагогичес­кой позиции? А опытный учитель-мастер -- это ли не кладезь педагогической мудрости? Вот почему книга изо­билует детскими письмами, дневниками, сочинениями, стихами, записанными с натуры сценками детской жиз­ни, материалами эмпирических методов исследования (те­стов, анкет, опросников, интервью), собственными выс­казываниями детей... В ней также широко использованы мысли и соображения, творческие находки, анализ дос­тижений и ошибок самих педагогов, начинающих и мас­титых, молодых и опытных, «хороших» и «не очень», сту­дентов педагогических вузов.

Потребность осветить проблемы теории и методики воспитания разносторонне и широко вынудила нас об­ратиться к другим наукам, помимо педагогики и психо­логии, а именно: к философии, анатомии и физиологии, медицине, гигиене, психиатрии, психотерапии, сексоло­гии, социологии и др. Вот почему на страницах книги присутствуют «интервью» с писателями, мыслителями г философами, известными учеными: мы использовали даже целые страницы книг для ответа на вопросы, в ко­торых считаем их более компетентными.

В структуре методического пособия имеются такие со­ставные части.

5* Теоретическое и методическое раскрытие проблем вос­питания в логике вузовского курса педагогики. >• После каждого параграфа вопросы для самопроверки, размышления. Цель их - - развитие педагогического мышления студентов и начинающих педагогов. Они могут быть использованы преподавателем, ведущим курс, в качестве вопросов и творческих заданий к се-

минарам и практикумам, в качестве заданий для. ин­дивидуальной самостоятельной работы (особенно для студентов, сочетающих учебу с практической педаго­гической деятельностью).

>• Книга снабжена расширенными списками рекомендуе­мой литературы: после каждой темы и проблемы, а так­же в конце книги — общий список литературы по те­ории и методике воспитания. Причем читатель легко заметит, что в этих списках представлена литература разного уровня сложности. Это сделано специально, чтобы он мог выбрать необходимую литературу: для се­минарских занятий, курсовых, дипломных и научных студенческих работ на конкурс, нахождения ответа и решения проблемы, возникшей в практике воспита­тельной работы. Кроме того, следует заметить, что мы старались дать в основном литературу новую; из ста­рой литературы мы включили педагогическую класси­ку и последние работы авторов, раскрывающие ту или иную проблему.

*- В конце пособия даны подробный перечень вопросов для экзамена (зачета), примерный перечень возмож­ных курсовых и дипломных работ, работ на конкурс (с указанием на полях глав и параграфов, содержащих ос­новополагающие идеи для поиска ответов на вопросы и решения поставленных проблем). И еще об одной идее необходимо сказать во введении. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; ре­шения проблем могут быть вариативны. Поэтому мы менее всего склонны кому-либо что-то авторитарно предписывать. Книгу не следует воспринимать как инструктивно-методи­ческое пособие или рецептурный справочник. Пусть каж­дый найдет в ней свое, помимо теоретических положений, необходимых для творческого усвоения. Автор будет считать свою задачу выполненной, если книга даст импульс соб­ственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствова­ния, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня его педагогического ма­стерства. И... сделает хотя бы чуточку счастливее. По мудро­му выражению Гете, «человек должен верить, что непонят­ное можно понять, иначе он не стал бы размышлять».

ГЛАВА I

Воспитание как педагогическое явление

Под воспитанием, в самом об­щем значении этого слова, сле­дует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для при­способления (каждого нового по­коления) к тому общественному строю, к которому его призыва­ет поступательное движение че­ловечества.

Сен Симон

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Воспитание: «те, кто могут впасть в детство, учат тех, кто не может впасть во взрослость».

Шутка десятиклассника


НАЧАЛЬНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ
Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания не­мыслима жизнь человеческого обще­ства, Ибо его назначение — передача накопленных зна­ний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыс­лимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспита­ние относится к числу категорий общечеловеческих, ка­тегорий вечных. Оно появилось с возникновением челове­ческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, ново­временной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспи­тательная деятельность, без сомнения, принадлежит к об­ласти разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в при­роде его нет...»

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи 9

Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармлива­ние». Но люди очень рано, еще на заре человеческого об­щества, поняли, что дитя человеческое нуждается не толь­ко в пише физической, материальной, но и в пище ду­ховной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ре­бенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усо­вершенствовании»

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное пи­тание») на высокий профессиональный уровень, обще­ство постепенно создает различные воспитательные уч­реждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...

Таким образом, издревле и до наших дней воспита­нию придается большое значение. Даже отдается приори­тет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный че­ловек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравствен­ное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».

О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, имен­но «духовному питанию», говорят многочисленные исто­рии с «Маугли» — детьми, вскормленными и взращен­ными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Коннор описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Гол­ландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчь­ем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек. Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9—10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7—8 лет, только через два года научи­лась стоять, через 6 лет — ходить. К 17—18 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетне-

10

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

11


го ребенка. Словарный запас таких детей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять про-' стейшие арифметические действия они вообще не могут.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печаль­ные истории детей из неблагополучных семей, не полу­чивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подро­стков-правонарушителей, пагубные последствия алкого­лизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...

Что же такое воспитание? Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г. Севасто­поля мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое глав­ное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень мно­го признаков, характеризующих воспитание как позитив­ный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрас­ным и безобразным»; «воспитать человека нужного об­ществу, достойного, красивого в своих поступках и де­лах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и рабо­тать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ре­бенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и ува­жение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».

Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зре­ния, высказанных педагогами, просматриваются гумани­стические начала отношения к воспитанию, которые ис­поведуются сегодня лучшими учителями, и в определе­нии цели и задач воспитания, и в содержании, и в пози­ции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Однако среди общего позитивного стиля и тона выс­казываний есть и такое: «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив». Здесь просматривается хорошо известный в истории пе­дагогики (и в теории, и в практике), а также и в совре­менной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход в воспитании и обучении. Он осно-

ван на авторитете, правильных взглядах, верных нравствен­ных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступ­ников, которым мораль служила во все времена».

Спросите у детей разного возраста, любят ли они, ког­да их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправиль­но воспитывают», «если меня пытаются воспитывать не­уважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».

Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педаго­гикой». Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание сти­рает ее». Еще более категорично у Ф. Вольтера: «От вся­кого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Почему так? Видимо, насилие над личностью, униже­ние ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываем­ся мы, когда корежим формирующуюся личность школь­ника воздействиями типа: «Только посмей...», «Прекрати сейчас же..!», «Кто.., тот будет весь год...» Сплошные уг­розы, наказания, чтение нотаций, морализирование, зап­реты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «-полицию духа» (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой ба­рьер»); появляется «сопротивление воспитанию».

Известный педагог, наш современник В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоян-




1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconН. Р. Шишкина Экономическая теория Учебное пособие
Экономическая теория: Учебное пособие для заочной формы обучения с применением дистанционных технологий./ Под ред проф. А. Н. Зайцевой....
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconСовременные т ех нологии обучения: теория и практика учебное пособие
Современные технологии обучения: теория и практика: Учебное пособие / А. О. Блинов, Т. Н. Парамонова, Е. Н. Шереметьева, Г. В. Погодина....
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconФормы аттестации по мдк 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Оценка освоения теоретического курса мдк 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconУчебное пособие по дисциплине «Теория государства и права»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconПо специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
Программа по специальной по дисциплине по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconУчебное пособие по курсу «Лыжный спорт»
Техника и методика обучения классическим лыжным ходам. Учебное пособие по курсу «Лыжный спорт» /фгбоу спо «бгуор». Брянск, 2014
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconУчебное пособие Для специальности: 030501 Юриспруденция Ростов-на-Дону
Учебное пособие «Теория конституционализма в России» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconУчебное пособие
С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconТемы рефератов Теория вероятностей
Эбс университетская библиотека onlin гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : Учебное пособие для вузов. 12-е...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Т11 Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум : учеб пособие для студ высш учеб заведений, обучающихся по направлению...
Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconА. В. Серёгин Теория государства и права Учебное пособие

Маленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие iconПедагогическая технология физического воспитания младших школьников...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск