По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания





НазваниеПо специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
Дата публикации08.12.2014
Размер125 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова

Методология и методы

профессионального педагогического исследования
Программа по специальной по дисциплине
по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство, уровень общего и

профессионального образования)

Всего учебных часов - 36 (1 ЗЕТ)

Всего аудиторных занятий (в час.) - 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта - 18

Москва – 2011
Введение. Основное содержание программы.
Пояснительная записка
Курс «Методология и методы профессионального педагогического исследования» является базовым в системе профессиональной подготовки аспирантов. Проблема поиска путей развития методологической культуры у современного специалиста образовательной сферы актуальна в соответствии с современной парадигмой педагогического образования. Особую роль играет такое направление как многоуровневая подготовка к проведению научного поиска и исследования. Методологическая культура – составная часть общей и психолого-педагогической культуры специалиста образовательной сферы и является существенным признаком его готовности к инновационной практической и научно-исследовательской деятельности. Методологическая культура современного педагога включает направленность на научный поиск в сфере своей профессионально-педагогической деятельности; профессионально-методологическую компетентность в ходе решения творческих, поисковых задач; стремление к творчеству и способность к научно-исследовательской деятельности.
Цели программы:
раскрыть сущность и специфику истории и методологии художественного образования, закономерности его исторического развития, подготовить аспиранта к самостоятельной профессиональной деятельности в области художественного образования, самостоятельной профессиональной деятельности в области искусства, сформировать у студентов целостное представление об искусствоведении и художественном образовании как составной части научной мысли и духовной культуры общества.
Задачами курса являются:


  • способствовать развитию интереса специалиста сферы образования к методологическим проблемам в процессе инновационной деятельности, в ходе осмысления результатов научного поиска и организации научно-исследовательской деятельности;

  • вооружить аспиранта системой методологических знаний и опытом методологического анализа результатов научных поисков. исследований и инноваций в образовательной практике;

  • ориентировать на творчество и научно обоснованное экспериментирование в сфере образования по педагогическим проблемам, на самостоятельный поиск и решение новых проблем в сфере образования на научно-методологической основе;

  • способствовать овладению, расширению и обогащению специальных умений в области организации научного поиска, проведения исследования, проявления педагогического творчества.



В результате освоения содержания дисциплины аспиранты должны:
знать основные положения методологии педагогического исследования, методологического инструментария педагога-исследователя;

уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;

владеть навыками работы с научной литературой по специальности и произведениями различных жанров; оформления результатов работы с литературой и произведениями в виде исследования - заметки, тезисы, статьи, каталоги; создания баз данных по истории и теории художественного образования, проведения научно-исследовательской работы, написания докладов, рефератов и статей по истории и теории художественного образования на основе применения специальных исследовательских методов.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Отбор материала основан на следующих основных идеях:

  • Методология рассматривается как методология науки, практики и конкретного исследования.

  • Используется разнообразие методологических основ в поиске научного осмысления сущности и развития одного и того же педагогического явления или процесса.

  • Для педагогических исследований независимо от объекта, предмета и целей характерны единые методологические признаки.

  • Совокупность современных педагогических исследований в целом раскрывает тенденции поиска нового педагогического знания.

Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины. Дисциплина «Методология и методы профессионального педагогического исследования» изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы аспирантов. Программа включает тематику лекций, список рекомендуемой литературы.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Факультет/

Специальность

Название

дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Се-местр





Аудиторные

Самост. работа

Педагогические науки

«Методология

и методы профессионального педагогического исследования»

Лекции

18

18

2

13.00.02

Практические / Семинарские













Лабораторные










Консультации










Курсовые /рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль: зачет, экзамен










Общий объем часов по дисциплине:

18

18

36

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Количество часов

Лекции

Практ. и семнар. занятия

Самост.

работа

Тема 1. Составляющие педагогической науки.

2




2

Тема 2. Методология педагогической науки, методология практики, методология педагогического исследования.

4




4

Тема 3. Методологические основы и методологическое обеспечение педагогических исследований.

4




4

Тема 4. Оценка качества, результативности и эффективности педагогических исследований.

4




4

Тема 5. Анализ диссертационных исследований.

4




4

Итого

18




18

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Тематический план лекционного курса

Тема 1. Составляющие педагогической науки.

Общие закономерности развития науки. Критерии научности знания. Структура научного знания. Классификации научного знания. Формы выражения и организации научного знания. Научная теория. Методы научного познания. Виды педагогического знания и способы получения нового педагогического знания. Формы выражения педагогического знания (факт, понятие, идея, принцип, метод, закономерность и др.). Педагогический и научно-педагогический факт, способы описания и систематизации педагогических и научно-педагогических фактов (явлений и процессов, одного класса явлений или процессов, одного типа педагогических ситуаций или фрагментов педагогического процесса, их совокупности). Педагогический феномен, способы анализа педагогических феноменов. Педагогические понятия как способы оформления педагогического знания. Понятийно-терминологический аппарат педагогической науки. Требование непротиворечивости понятийного ряда и однозначности смысла используемых понятий в ходе проведения педагогического исследования. Педагогические конструкты — абстрактные системы, модели, структуры. Педагогическая концепция и педагогическая теория.

Тема 2. Методология педагогической науки, методология практики, методология педагогического исследования.

Понятие методологии науки. Общая характеристика и функции методологии науки. Подходы к пониманию методологии педагогики как системы знаний об исходных положениях, обосновании и структуре педагогической теории; об истоках и способах получения педагогических знаний; особой области исследования методологических проблем развивающейся педагогической науки; области применения всеобщей методологии к исследованию педагогических явлений и процессов; учения о методах познания и преобразования педагогической действительности. Уровни методологии: философский, общенаучный, методология педагогической науки, методика и техника педагогических исследований.

О меняющемся характере взаимосвязи педагогики с философией, психологией и другими науками. Анализ основных направлений развития педагогической науки и отраслей педагогики. Особенности методологических, теоретических и практических проблем в области педагогики. О диалектическом характере и тенденциях развития взаимосвязей педагогической науки и практики, способов их взаимообогащения. Многообразие и взаимосвязь функций педагогической науки — прогностической, научно-теоретической, объяснительной, описательной, конструктивно-технической, нормативно-предписательной.

Выбор методологических ориентиров при подготовке и проведении педагогических исследований методологического, теоретического, теоретико-экспериментального, прикладного, междисциплинарного характера, при создании опытно-конструкторских разработок и проектов.

Признаки концептуальности педагогического исследования. Требования к разработке педагогической концепции и теории. Технология разработки педагогической концепции и теории.

Тема 3. Методологические основы и методологическое обеспечение педагогических исследований.

Общая характеристика методологических ориентиров в ходе подготовки и проведения педагогического исследования: педагогические идеи, принципы, подходы, теории, концепции, опыт и др.

Основные источники методологического обеспечения педагогических исследований: философское знание, общенаучная методология, результаты методологических исследований в области педагогики, педагогические теории, концепции или подходы.

Анализ методологических основ наиболее известных педагогических теорий и концепций.

Анализ системного, деятельностного, аксиологического, целостного, комплексного, междисциплинарного, личностного и других подходов в контексте конкретных научных исследований.

Тема 4. Оценка качества, результативности и эффективности педагогических исследований.

Понятие признака, показателя и критерия в оценке и анализе исследуемого педагогического явления, процесса или системы. Методы и методики измерений и оценки педагогических явлений в процессе научного исследования.

Понятие качества педагогического исследования и критерии его оценки. Результативность педагогического исследования. Условия и показатели эффективности проведенного педагогического исследования. Критерии проверки истинности и достоверности нового научно-педагогического знания как результат педагогического исследования.

Тема 5. Анализ диссертационных исследований.

Анализ диссертационных исследований по актуальным проблемам методологии педагогики, педагогической науки и практики. Научно-педагогические школы: история и современность.
Основные понятия:

Автореферат, актуальность исследования, анализ (в педагогическом исследовании), аппарат педагогики, аспирант, библиография, введение диссертации, внедрение результатов исследования, вывод в педагогическом исследовании, гипотеза, гносеология, диссертация, доказательность выводов и обобщений, достижение в науке, достоверность результатов исследования, задача педагогическая, заключение в научном исследовании, исследование педагогическое, исследовательские методы, концепция, культура методологическая.


  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
Основная:


  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

  2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап. – М., 2008.

  3. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями. Теория и практика. – М., 2008.

  4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. - М., 2008

  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования . - М., 2008.


Дополнительная:


  1. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. – М., 1998.

  2. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1987.

  3. Понятийный аппарат педагогики и образования/Под ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 1995.

  4. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

  6. Соколов Д. А. Педагогические теории 20 века. М., 1995.

  7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели, содержание и творчество. - М., 2002.

  8. Шульман Э.А. Методологический аппарат исследований// Сов. педагогика. – 1988, №11, с. 43-48.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Ежегодно до фактического начала учебного года во все экземпляры рабочих программ вносятся дополнения и изменения, учитывающие результаты развития науки, техники, культуры, и производства, происшедшие с момента составления рабочей программы; изменения в методическом обеспечении дисциплины и обеспеченности ими учебного процесса. Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся с соблюдением принятой в ней рубрикацией.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconМетодика формирования переводческой и информационно-аналитической...
Специальность 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconМаленкова Л. И. М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие
М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. Isbn 5-93134-169-2
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconФормы аттестации по мдк 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Оценка освоения теоретического курса мдк 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconТеория и методика физической культуры и спорта Программа учебной...
Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconТеория и методика обучения физической культуре Программа учебной...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconМоделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения)
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconМетодика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты...
Методика это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8]
По специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск