Скачать 177.29 Kb.
|
Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Первый проректор ГБОУ ВО МГПУ __________Е.Н. Геворкян «____»_____________2015 г. Рабочая программа дисциплины Основы теории межкультурной коммуникации Б1.В.ОД.5 образовательной программы высшего образования (программа аспирантуры) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профили) Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) Уровень подготовки кадров высшей квалификации Квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь Срок получения образования по программе аспирантуры – 3 года Форма обучения очная Москва 2015 ДИСЦИПЛИНА. Основы теории межкультурной коммуникации Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность (профили):
Научная специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки) Цикл дисциплин (по учебному плану): Б1.В.ОД.5 Курс: 2 Трудоёмкость в ЗЕТ – 3 Трудоёмкость в часах – 108 Количество аудиторных часов на дисциплину – 28 В том числе: Лекции – 14 Практические и семинарские занятия – 14 Количество часов на самостоятельную работу – 80 Программа дисциплины Основы теории межкультурной коммуникации Б1.В.ОД.5 составлена в соответствии с:
Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины (компетенции): Процесс изучения дисциплины Основы теории межкультурной коммуникации направлен на формирование следующих компетенций: универсальные компетенции (УК):
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
профессиональные компетенции (ПК):
В результате изучения дисциплины Основы теории межкультурной коммуникации аспирант должен: знать:
уметь:
владеть:
иметь опыт деятельности:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Цели изучения дисциплины: заложить основы знаний о межкультурной коммуникации в понятийном и функционально-действенном планах, ознакомить с формами и методами межкультурного взаимодействия. Задачи дисциплины:
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Основное содержание:
Темы и виды занятий:
Теории межкультурной коммуникации Межкультурная коммуникация как прикладная социокультурная дисциплина. Концепция Сепира-Уорфа. Функционализм и культурный релятивизм. Этноцентризм. Два типа культур: низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные. Современные направления развития межкультурной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации при межкультурном взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация Культура и поведение. Культура и идентичность. Культура и язык. Культура и ценности. Межкультурная адаптация Культурный шок в процессе освоения чужой культуры. Национально-культурная специфика речевого общения в толковании времени и пространства в разных культурах. Национально-культурные стереотипы речевого поведения Национально-культурный компонент в межкультурной коммуникации. Роль и место национальных социокультурных стереотипов в межкультурном речевом общении. Параметры национально-культурной специфики речевого поведения. Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов. Понятие вербальной и невербальной межкультурной коммуникации. Факторы, обусловливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, коммуникативная компетентность, этнокультурные особенности, коммуникативная установка. Параметры национально-культурной специфики речевого поведения. Понятие «чужой». Позитивность ощущения инаковости / Негативность неощущения инаковости.Максимы общения. Эффективность межкультурной коммуникации. Понятие инаковости и ее «преодоление». Этнокультурный диссонанс. Тип отношений между коммуникантами в межкультурной коммуникации: сотрудничество, конкуренция, конфликтность, ограничения и препятствия, свобода. Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов. Понятие инаковости и ее «преодоление». Этнокультурный диссонанс. Контексты межкультурной коммуникации. Коммуникативные барьеры Контексты межкультурной коммуникации: международный, мультикультурный; ситуации: туризм, деловые переговоры, личная переписка, личное общение с иностранцем и т.д.). Языковые единицы как хранители культурной информации. Культурные заимствования как ресурс диалога культур. Языковые заимствования: этический принцип усвоения словаря. Безэквивалентная лексика и лакуны. Ценностные параметры в МКК. Национальная идентичность. Межкультурное семиотическое пространство: этнокультурные символы, имена, памятники культуры Ценностные параметры в МКК. Проблема истинных и ложных ценностей. Проблема иерархии ценностей (что важнее: стабильность или рывок в развитии; экономический рост или социальная защищенность; полная демократия или разумная демократия и т.д.). Проблема двойных ценностных стандартов. Формы и способы развития межкультурной компетентности. Репрезентация национальной идентичности в политической символике: государственная символика, национально-прецедентные имена, языковая политика государства. Положительный имидж страны в учебниках по обучению иностранному языку. Национальная идентичность в структурах повседневности (кухня, туризм) Основные понятия Адресант сообщения, адресат сообщения, аккультурация, аудитория (целевая), барьер(ы) коммуникации, вестернизация, взаимодействие социальное, гендерные стереотипы, глобализация, диалог культур, диффузия культурная, инкультурация, институт социальный, институционализация, информационное общество, каналы коммуникаций, картина мира, коммуникативная стратегия, коммуникативный акт, коммуникативный кодекс, коммуникация (горизонтальная / вертикальная, деловая, массовая, межкультурная, межличностная), конфликт (культурный, ролевой), ксенофобия, лидер(ы) мнений, мáксима, межкультурное взаимодействие, речевое поведение, социализация, социальная роль, социальный статус, стереотипы поведения, толерантность, шок культурный, языковая картина мира, языковая личность. Технологии освоения программы: Тематика и последовательность лекций соответствуют логике изучения предмета. Лекции образуют 3 тематических блока в соответствии с проблематикой 7 тем программы. Виды учебной работы, образовательные технологии: Лекции Тематика и последовательность лекционных занятий соответствуют областям, объектам и видам деятельности аспиранта и способствуют выполнению поставленных задач и достижению планируемых результатов (формированию компетенций). Используется два вида лекционных занятий: а) обзорные лекции нацелены на представление основных ключевых моментов изучаемой проблематики для обеспечения ориентировки аспирантов по исследуемому вопросу; далее аспиранты совершенствуют свою компетенцию в ходе самостоятельной работы, пользуясь предложенными источниками информации, а также выполняя творческие виды индивидуальной и коллективной форм деятельности. б) интерактивные лекции носят проблемный характер; решение проблемы осуществляется совместно с аспирантами; процесс регулируется либо преподавателем, либо модератором из числа заранее подготовленных аспирантов. К данным видам лекционных занятий активно привлекаются аспиранты: они готовят фрагмент лекции, либо практического занятия. Лекционные занятия логически связаны между собой и отличаются четко выраженной преемственностью как по содержанию, так и по форме проведения. Все лекции нацелены на максимальную визуализацию информации (все сопровождаются компьютерными презентациями либо раздаточным материалом – тезисы лекций). Образовательные технологии, применяемые в ходе лекционных занятий: а) инновационные технологии обучения для развития способности командной работы, межличностной коммуникации, совершенствования лидерских качеств; б) технологии проблемного обучения, предполагающие создание научных проблемных ситуаций; в интерактивные технологии для максимальной активизации деятельности аспирантов; г) информационно-коммуникационные технологии, предполагающие использование специализированных программных сред и технических устройств для визуализации информации. В ходе лекции контроль уровня обученности осуществляется в ходе проведения мини-теста по пройденной теме, а также косвенно – в ходе проверки степени активности аспирантов в обсуждении проблем, затрагиваемых на лекции. Аспирантам, пропустившим лекцию или не проявившим своей активности, предлагается выполнение письменного миниреферата по проблеме. Организация самостоятельной работы: Содержание программы предполагает, что при подготовке аспирант самостоятельно изучает работы отечественных и зарубежных лингвистов в области основ межкультурной коммуникации, речевой коммуникации, знакомится с новейшими достижениями в этих областях и овладевает понятийным аппаратом изучаемых теорий. Типовые задания для самостоятельной работы: а) подготовка к процедурам текущего контроля, обобщение и визуальная презентация изученного материала (в виде схем, таблиц и т.д.); б) подготовка к мероприятиям рубежного контроля: подготовка к тестированию по изученной теме; в) написание критических рецензий на авторефераты диссертаций по проблематике теории коммуникации (из предложенных преподавателем или по выбору аспиранта);. г) выполнение и презентация проекта исследовательского характера. Аттестация: Итоговая аттестация – зачет Примерная тематика докладов
Требования и вопросы к зачету Зачет проводится в виде собеседования по проблемным вопросам теории коммуникации. Перечень вопросов:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Программное обеспечение
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Автор-составитель рабочей программы дисциплины: Викулова Л.Г., д.фил.н., проф. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры романской филологии (протокол № 5 от 19 февраля 2015 г.). Заведующий кафедрой ______________________ д.п.н., проф. А.В. Щепилова Программа обсуждена и одобрена Ученым советом Института иностранных языков ГБОУ ВО МГПУ (протокол № 07 от 17.03.2015 г.). Председатель Ученого совета _________________________ А.В. Щепилова |
Правительство Москвы Московский комитет образования Московский городской... Вводные замечания | Московский городской психолого-педагогический университет | ||
Реферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса... «Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет» | Московский городской педагогический университет Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Московский городской психолого-педагогический университет Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы | Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии | ||
Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) | Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический... | ||
Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский... Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический... | ||
Московский городской педагогический университет В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного... | Структурно-семантические и прагматические характеристики английского... Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
К детям в образовательном процессе Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический... | «Московский городской педагогический университет» Институт психологии,... Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства |