Скачать 0.98 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛАБОРАТОРИЯ "ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" Аналитический обзор по теме «Психология аномального развития» Исполнители: Зав. лаб. и редактор Гаврилушкина О.П. ,к.пед.н., снс. Войтик Т.Н.- н.сотр., Хорошева Е.В. аспирант МГППУ, Панкратова М.В.- н.сотр., аспирант МГППУ, Кононенко К.М., аспирант МГППУ Директор городской фундаментальной Библиотеки МГППУ Ф.И.О. Кривицкая Л.Б. Подпись____________ Москва, 2008 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Постоянное увеличение детей с нарушениями развития особо выделяет проблему изучения данной категории детей. Необходимо отметить, что клинико-психолого-педагогическая картина развития детей с ограниченными возможностями сложна и многообразна. При этом объем психологических знаний о детях с различными психическими и физическими недостатками на данный момент недостаточен, так как специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. в сборнике исследования предоставляют широкий материал для изучения особенностей детей с отклонениями в развитии, построения эффективных коррекционных технологий как в работе с детьми, так и в работе с семьей, что позволяет осуществить комплексной подход в помощи детям с нарушениями в развитии. Так как вопросы адаптации и социализации детей с отклонениями в развитии на сегодняшний день стоят достаточно остро данные исследования представляют несомненную актуальность. Широкий спектр рассмотренных вопросов включенных в реферативный сборник дает авторам основание рекомендовать данные материалы студентам, аспирантам, практикующим психологам и педагогам, специалистам занимающихся выделенными проблемами. Представленный реферативный сборник отражает данные изучения детей с нарушениями развития зарубежными учеными. Сборник состоит из трех разделов:
— Введение — Познавательное развитие ---Моторно-двигательное развитие — Речевое и коммуникативное развитие — Личностная сфера
— Введение — Проблемы эмоционального развития детей. —Анализ эффективности программ психолого-педагогического сопровождения. — Проблема сопровождения взрослых людей страдающих ранним детским аутизмом. — Исследование способностей. — Исследование эффективности медицинского сопровождения. — Проблема помощи семьям.
— Введение — Супружеские отношения — Детско-родительские отношения — Адаптационные возможности семьи — Готовность семьи к сотрудничеству со специалистами. ---Заключение ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВАХ ВВЕДЕНИЕ Как в отечественной, так и зарубежной научной литературе, придается огромное значение психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии. Изучение психологии детей с проблемами в развитии поможет организовать полноценное образование этих детей. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Прежде чем воспитывать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Учитывая неуклонный рост числа детей нуждающихся в специальной помощи, как со стороны медиков, так и со стороны педагогов, немаловажное значение приобретает полный анализ причин отклоняющегося развития и их социальных последствий. Знание особенностей и возможностей детей с различными проблемами в развитии поможет специалистам, работающим с детьми, определить пути коррекции детей, разработать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, разработать эффективную программу оказания помощи детям. Принципиально важным для развития специальной педагогики и психологии является положение Л.С. Выготского об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, т. е. психическое развитие ребенка с проблемами в развитии проходит те же стадии, что и развитие нормального ребенка; факторы, воздействующие на развитие детей идентичны. Вопрос, прежде всего, заключается в комплексе условий, благодаря которым ребенок с нарушениями развития может реализовать свои потенциальные возможности, достичь должного уровня в освоении человеческой культуры. Как показывают современные исследования в области специальной психологии и педагогики, одним из таких условий является формирование у проблемных детей универсальных, специфически человеческих способностей: подражательной, двигательной, языковой, ритмической, символической, способности к воображению и др. (О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, М.А.Егорова, С.В.Летуновская, Л.С.Медникова, Н.Г.Морозова, Л.П.Носкова, А.М.Щербакова). В разделе выделены следующие направления: 1.1. Познавательное развитие. 1.2. Моторно-двигательное развитие. 1.3. Речевое и коммуникативное развитие. 1.4. Личностная сфера. 1.1. Познавательное развитие В изучении детей с проблемами в развитии значимым является положение о том, что развитие мышления является центральным в структуре сознания и системы психических функций. Отечественными учеными (Егорова Т.В., Матасов Ю.Т., Петрова В.Б., Соловьев И.М., Стребелева Е.А., Ульенкова У.В. и др.) отмечается, что в мышлении наиболее отчетливо проявляются недостатки всей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Экспериментально доказано (Выготский Л.С., Гаврилушкина О.П., Лубовский В.И., Матасов Ю.Т., Певзнер М.С., Петрова В.Г., Ульенкова У.В. и др.), что дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью отличаются своеобразием мыслительной деятельности. Это детерминировано различным расхождением и несогласованностью уровня их актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». У детей с нарушением интеллектуального развития на уровне нервных процессов наблюдается слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают основу для ознакомления с тем, что находится вокруг ребенка. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостной картины мира является результатом сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. В психолого-педагогической литературе отмечается недостаточность в функционировании у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического) и их слаженной работы. Отечественными исследователями (Венгер Л.А., Катаева А.А.) и др. доказано, что именно межсенсорные координации составляет основу сенсорно-перцептивной способности. В исследованиях выявлена зависимость сенсорной недостаточности, свойственная детям с проблемами в интеллектуальном развитии, и уровня овладения предметной деятельностью. Кроме этого выделяется недостаточность процесса переработки сенсорной информации как характерная развития особенность детей с проблемами в развитии: они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. Также обращается внимание на то, что несформированность зрительных ориентировок отрицательно сказывается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью, на формировании математических представлений и т. п. Немаловажное значение для ориентировки в пространстве имеет память. Но, как отмечают Белопольская Н.Л., Гаврилушкина О.П., Дунаева З.М., Забрамная С.Д., Пепик Л.А и др., к наиболее характерным особенностям детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью можно отнести такие, как нечеткость, слабость, фрагментарность, неполноту пространственных представлений и слабое удерживание их в памяти. Существенным для характеристики развития детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью является специфика внимания как стартовой позиции в познавательной деятельности. Внимание, являясь важным психическим процессом, обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность других познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления. Экспериментально доказано, что при любой патологии развития, а в случаях повреждающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза особенно, страдает внимание. Отмечается, что детям с проблемами в развитии свойственны такие особенности внимания, как неустойчивость; сниженная концентрация, ограниченные объем, избирательность и распределение, повышенная отвлекаемость. Реферативный обзор John Rowe, Anthony Lavender, Vicky Turk. Cognitive executive function in Down's syndrome The British Journal of Clinical Psychology. / Leicester: Mar 2006. Том 45 Iss 1. pg. 5, 13 pgs. |
Московский городской психолого-педагогический университет Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы | Смысложизненный аспект становления я-концепции подростка Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии | ||
Правительство Москвы Московский комитет образования Московский городской... Вводные замечания | Реферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса... «Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет» | ||
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет... Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне... | Московский городской педагогический университет Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Московский городской педагогический университет Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки) | Московский городской психолого-педагогический у ниверситет Российской Федерации от ценовой конъюнктуры, в частности на кредитные ресурсы, что ставит вопрос о целесообразности их привлечения... | ||
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) | ||
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический... | ||
Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский... Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович | Московский городской педагогический университет В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного... | ||
Структурно-семантические и прагматические характеристики английского... Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | Психолого-педагогический университет «Психолого-дидактические особенности модульного подхода в преподавании итальянского языка русскоговорящим школьникам» |