ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГПУ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность » Для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» (Профиль «АКУ», «ФМ»)
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
Форма обучения «Очная»
Москва - 2012 г.
Составитель: Сидоренко Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и управления института менеджмента МГПУ. Рецензенты:
Профессор кафедры ЭТиУ д.э.н., проф. Высоцкая Н.В. (внутренняя рецензия)
Профессор РГГУ, д.э.н., профессор Прокофьева Т.Ю. (внешняя рецензия)
Рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» — М.: Институт менеджмента МГПУ, кафедра «Экономической теории и управления», 2012г . — 30 с.
Программа одобрена на заседании кафедры Экономической теории и управления
Протокол № 7 от « 23 » декабря 2012 г.
Зав. кафедрой: ___________________________________Гуськов Ю.В.
(должность и Ф.И.О.)
© МГПУ, 2012
© Кафедра ЭТиУ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Организационно - методический раздел___________________________4
Программа дисциплины________________________________________10
Компетенции обучаемых, формируемые в процессе изучения дисциплины___________________________________________________14
Учебно – методическое обеспечение дисциплины__________________15
Инновационные образовательные технологии __________________ 18
Формы промежуточного и итогового контроля и требования к
их проведению________________________________________________ 19
Тематика рефератов___________________________________________ 22
Методические рекомендации по изучению дисциплины___________ 24
Приложения__________________________________________________ 26
1. Организационно - методический раздел:
1.1 Цели и задачи освоения дисциплины:
Курс «Корпоративная социальная ответственность» является учебной дисциплиной профессионального цикла, входящей в программу обучения в Институте менеджмента Московского городского педагогического университета. Её цель – сформировать у студентов систему знаний о том, что включает в себя это понятие, как развивалась КСО в России и мире, каковы современные тенденции в этой области, в том числе о нефинансовой отчетности и основных российских и международных инициативах и стандартах, а также о специфике КСО бизнес-структур. Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач:
- изучение зарубежной и отечественной истории формирования КСО;
-ознакомление с типами организационной культуры и методами ее формирования;
-изучение основных теорий и концепций взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, командообразования, лидерства и управления конфликтами;
-изучение видов управленческих решений и методов их принятия; -ознакомление с тенденциями развития КСО в России;
-ознакомление с особенностями формирования общественного мнения к проблеме КСО в средствах массовых коммуникаций.
Предметом изучения дисциплины являются социально – экономические процессы, связанные с осмыслением роли бизнеса в достижении целей устойчивого развития и его ответственности перед обществом, с необходимостью поиска более эффективных механизмов управления рисками, в том числе социальными и экологическими, задачами по интеграции принципов КСО в свою деятельность на системном уровне. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП:
Изучение данной дисциплины осуществляется в 4 семестре на основе знаний, приобретённых студентами ранее, в ходе рассмотрения учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического, а также математического и естественнонаучного циклов и тесно координируется с освоением таких учебных дисциплин как Социология, Психология, Организационное поведение, Теория менеджмента и рядом других. 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
-В результате изучения содержания учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» и реализации в процессе обучения требований по обеспечению профессионально-прикладной направленности, а также самостоятельной работы студенты должны:
знать:
историю возникновения, развития и определения КСО;
основные точки зрения и концепции корпоративной социальной ответственности;
уровни и стадии применения КСО в компании;
основные направления и механизмы реализации КСО;
концепции управления КСО с позиции заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
инструменты регулирования КСО;
роль государства в развитии и поддержке КСО в разных странах и в России;
уметь:
разбираться в тонкостях моделей социально-ориентированной экономики;
оценивать особенности взаимодействия «бизнес-власть – общество» в организации благотворительности;
оценивать особенности формирования КСО в социальных региональных программах;
оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя с позиций концепции КСО;
оценивать и интерпретировать особенности формирования общественного мнения к проблематике КСО в средствах массовых коммуникаций;
оценивать конкретные особенности формирования КСО крупных компаний;
анализировать проблемы экономического характера и учитывать их влияние на положение организации на рынке;
владеть:
методикой оценивания особенностей восприятия бизнеса в массовом сознании;
методикой оценивания и интерпретации особенности формирования общественного мнения к проблематике КСО в средствах массовых коммуникаций;
методикой оценивания особенностей формирования КСО в социальных региональных программах;
методикой оценивания конкретных особенностей формирования КСО крупных компаний;
методикой оценивания тенденций развития КСО в РФ и на постсоветском пространстве;
методикой изучения мнения топ-менеджеров в их оценках КСО;
навыками профессиональной аргументации при обосновании своей позиции в той или иной управленческой ситуации.
иметь представление:
- о целях и истории развития нефинансовой отчетности, как отражения экономической, экологической и социальной результативности компании в области устойчивого развития (так называемого триединого итога);
- о глобальном договоре ООН (ГД ООН) – как инициативе Организации Объединенных Наций, направленной на внедрение в деятельность организаций по всему миру 10 принципов социальной ответственности.
1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачетных единиц
| Семестры
| Аудиторные занятия (всего)
| 38
| 1
| 2
| 3
| 4
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 20
|
|
|
| 20
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
|
|
|
| 18
| Семинары (С)
| -
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 34
| 1
| 2
| 3
| 4
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Указываются виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Зачёт
|
|
|
| Зач.
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 72
|
|
|
| 38
| 2
|
|
|
| 2
|
1.5. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Семинары
| СРС
| Всего
|
| Раздел №1:
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема №1. Предмет и методы курса КСО. История развития и определение КСО.
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| 2
| Тема №2. Уровни применения КСО. Основные направления КСО.
| 2
| -
| -
| 2
| 6
| 10
| 3
| Тема №3. Механизмы управления КСО.
Взаимодействия с заинтересованными сторонами.
| 4
| 2
| -
| -
| 4
| 10
| 4
| Тема №4. Преимущества КСО для бизнеса.
| 2
|
| -
| 2
| 4
| 8
| 5
| Тема №5. Основные методики определения уровня КСО.
| 4
| -
| -
| 4
| 4
| 12
| 6
| Тема №6. Основные стандарты и инициативы в области КСО.
| 2
| 4
| -
| -
| 6
| 12
| 7
| Тема №7. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления.
| 4
| 2
| -
| -
| 6
| 12
|
| Итого:
| 20
| 10
| -
| 8
| 34
| 72
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Программа дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Тема №1. Предмет и методы курса КСО. История развития и определение КСО.
| Внедрение КСО в практику компаний Западной Европы и США, а позднее стран с быстроразви-вающейся экономикой, включая Россию. Усиление внимания к феномену КСО со стороны экономистов, социологов и других представителей научного сооб-
щества, посвятивших этой теме серию исследований.
Развитие КСО на Западе и основные принципы, побуждающие компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности.
| 2
| Тема №2. Уровни применения КСО. Основные направления КСО.
| Выход в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» , доклад
«О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», который дает расширенное определение понятию корпоративной социальной ответственности применительно к России: каким образом компания может применять идеи корпоративной социальной ответственности на практике.
| 3
| Тема №3. Механизмы управления КСО.
Взаимодействия с заинтересованными сторонами.
| Механизмы управления КСО –организационные механизмы, ценностнообразующие механизмы. Форма взаимодействия и инструменты взаимодействия. Изучение ожидания представителей заинтересованных сторон –сотрудников, деловых партнеров, клиентов, акционеров, представителей органов власти и т.д. Их мнения о том,что должна делать компания в области КСО. Центральные этапы этого процесса : выявление мнения и ожиданий заинтересованных сторон в отношении необходимых шагов по повышению социальной ответственности компании;
интеграция ожиданий заинтересованных сторон в деятельность компании; оценка эффективности принятых мер и информирование о них заинтересо-
ванных сторон; переход к следующему циклу взаимодействия с заинтересованными сторонами.
| 4
| Тема №4. Преимущества КСО для бизнеса.
| В этом разделе мы также предлагаем рассмотреть наиболее существенные аспекты позитивного влияния
КСО на рост эффективности бизнеса: • Репутационный эффект •Выстраивание отношений с заинтересованными сторонами •Внедрение инноваций • Повышение лояльности персонала • Обеспечение экономии • Привлечение инвестиций и выход на мировые рынки • Повышение управленческой
эффективности и минимизация нефинансовых рисков .
|
| Тема №5. Основные методики определения уровня КСО.
| Основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности:
- методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России.
-методика оценки количественного индекса социальных инвестиций.
Разработка методики анализа корпоративной социальной ответственности с использованием концепции заинтересованных сторон:
-определение заинтересованных сторон;
- определение ключевых заинтересованных сторон;
- изучение объема влияния компании на заинтересованные стороны и обратного влияния стейкхолдеров на компанию;
- определение уровня взаимной ответственности компании перед заинтересованными сторонами и заинтересованных сторон перед компанией;
- определение уровня социальной ответственности и стимулов повышения корпоративной социальной ответственности;
- определение эффективности взаимодействия с каждой группой заинтересованных лиц.
|
| Тема №6. Основные стандарты и инициативы в области КСО.
| Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», Серия стандартов
ACCOUNTABILITY(AA1000)
• Стандарт принципов подот-
четности AA1000APS (The AA1000
AccountAbility Principles Standard)
• Стандарт верификации отче-
тов AA1000AS (The AA1000 Assurance
Standard)
• Стандарт взаимодействия
с заинтересованными сторонами
AA1000SES (The AA1000 Stakeholder
Engagement Standard)
Глобальный договор ООН (ГД ООН) – как инициатива Организации Объединенных Наций, направленная
на внедрение в деятельность организаций по всему миру 10 принципов социальной ответственности.
|
| Тема №7. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления.
| Необходимость эффективного управления нефинансовыми аспектами деятельности и повышения вклада в устойчивое развитие. Необходимость поиска более эффективных механизмов управления рисками, в
том числе социальными и экологическими, кризис -как новый толчок к переосмыслению роли бизнеса в достижении целей устойчивого развития и его ответственности перед обществом.
|
3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Темы, разделы (модули)
дисциплины
| Количество часов
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Тема №1. Предмет и методы курса КСО. История развития и определение КСО.
| 4
| ОК-3;
ОК-12
| ПК-8
| 3
| Тема №2. Уровни применения КСО. Основные направления КСО.
| 6
| 3
| Тема №3. Механизмы управления КСО.
Взаимодействия с заинтересованными сторонами.
| 5
| ОК-12;
ОК-13
| 3
| Тема №4. Преимущества КСО для бизнеса.
| 6
| ПК-16;
ПК-27;
ПК-36
| 5
| Тема №5. Основные методики определения уровня КСО.
| 6
| 5
| Тема №6. Основные стандарты и инициативы в области КСО.
| 8
| 5
| Тема №7. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления.
| 6
| 5
|
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
4.1 Рекомендуемые нормативные акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с последующими изм. и доп.).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с последующими изм. и доп.). 4.2. Базовые учебники:
Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008.
Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления (на примере Республики Коми) / [А.П. Шихвердиев, А.В. Серяков, и др.]; под общ. ред. А.П. Шихвердиева. – М.: Экон-информ, 2010. – 135 с.
Корпоративный менеджмент: теория и практика / [А.П. Шихвердиев, В.Н. Задорожный, А.А. Вишняков и др.]; под общ. ред.А.П. Шихвердиева. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.
4.3 Рекомендуемая литература:
Аналитический вестник N 26 (278). "Корпоративная социальная ответственность в современной России теория и практика". Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. - М., 2005.
Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М., 2003.
Социальная хартия российского бизнеса. 2004. 16 ноября.
Астапович А., Бестужева О., Вайнштейн Д., Гутброд М., Дезер В., Левушкина К., Пыльцов В. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. 2-е изд., испр. - М.: Волтерс Клувер, 2007.
Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. - М.: Издательский дом "Камерон", 2007.
Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
Открытая корпоративная отчетность как триединый итог экономической, социальной, экологической ответственности компании / АФК "Система". Библиотека менеджера. - М., 2004.
Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М., 2003.
Социальная хартия российского бизнеса. 16 ноября 2004 г.
Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности "Актуальные вопросы развития корпоративной социальной ответственности". - М., 2007. С. 5.
Алейник С.А. Корпоративные нормы: определение понятия // Вестник Российской правовой академии. 2003. N 3.
Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика применения в хозяйственных обществах. - М.: Статут, 2008.
Корпоративный менеджмент: теория и практика / [А.П. Шихвердиев, В.Н. Задорожный, А.А. Вишняков и др.]; под общ. ред.А.П. Шихвердиева. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.
4.4 Ресурсы INTERNET
www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
Министерство финансов: www.minfin.ru
Федеральная комиссия по Рынку ценных бумаг: www.fedcom.ru
Межбанковская фондовая биржа: www.mse.ru
Банк Росси (ЦБ): www.cbr.ru
Московская Межбанковская валютная биржа: www.micex.ru
Справочная правовая система «Гарант».
Мировая цифровая библиотека / http://wdl.org/ru//
Публичная Электронная Библиотека / http://lib.walla.ru/
Российское образование. Федеральный портал. / http://www.edu.ru/
Русский гуманитарный интернет-университет / http://www.i-u.ru/biblio/links.aspx?id=6
Университетская библиотека / http://www.biblioclub.ru/
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки / http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/
|