Московский городской педагогический университет





Скачать 203.06 Kb.
НазваниеМосковский городской педагогический университет
Дата публикации06.07.2015
Размер203.06 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГПУ)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины
«Корпоративная социальная ответственность »
Для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» (Профиль «АКУ», «ФМ»)

Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»

Форма обучения «Очная»


Москва - 2012 г.

Составитель: Сидоренко Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и управления института менеджмента МГПУ.
Рецензенты:

Профессор кафедры ЭТиУ д.э.н., проф. Высоцкая Н.В. (внутренняя рецензия)

Профессор РГГУ, д.э.н., профессор Прокофьева Т.Ю. (внешняя рецензия)

Рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» — М.: Институт менеджмента МГПУ, кафедра «Экономической теории и управления», 2012г . — 30 с.

Программа одобрена на заседании кафедры Экономической теории и управления

Протокол № 7 от « 23 » декабря 2012 г.

Зав. кафедрой: ___________________________________Гуськов Ю.В.

(должность и Ф.И.О.)

© МГПУ, 2012

© Кафедра ЭТиУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Организационно - методический раздел___________________________4

  2. Программа дисциплины________________________________________10

  3. Компетенции обучаемых, формируемые в процессе изучения дисциплины___________________________________________________14

  4. Учебно – методическое обеспечение дисциплины__________________15

  5. Инновационные образовательные технологии __________________ 18

  6. Формы промежуточного и итогового контроля и требования к

их проведению________________________________________________ 19

  1. Тематика рефератов___________________________________________ 22

  2. Методические рекомендации по изучению дисциплины___________ 24

  3. Приложения__________________________________________________ 26


1. Организационно - методический раздел:

1.1 Цели и задачи освоения дисциплины:

Курс «Корпоративная социальная ответственность» является учебной дисциплиной профессионального цикла, входящей в программу обучения в Институте менеджмента Московского городского педагогического университета. Её цель – сформировать у студентов систему знаний о том, что включает в себя это понятие, как развивалась КСО в России и мире, каковы современные тенденции в этой области, в том числе о нефинансовой отчетности и основных российских и международных инициативах и стандартах, а также о специфике КСО бизнес-структур.
Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач:

- изучение зарубежной и отечественной истории формирования КСО;

-ознакомление с типами организационной культуры и методами ее формирования;

-изучение основных теорий и концепций взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, командообразования, лидерства и управления конфликтами;

-изучение видов управленческих решений и методов их принятия;
-ознакомление с тенденциями развития КСО в России;

-ознакомление с особенностями формирования общественного мнения к проблеме КСО в средствах массовых коммуникаций.

Предметом изучения дисциплины являются социально – экономические процессы, связанные с осмыслением роли бизнеса в достижении целей устойчивого развития и его ответственности перед обществом, с необходимостью поиска более эффективных механизмов управления рисками, в том числе социальными и экологическими, задачами по интеграции принципов КСО в свою деятельность на системном уровне.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП:

Изучение данной дисциплины осуществляется в 4 семестре на основе знаний, приобретённых студентами ранее, в ходе рассмотрения учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического, а также математического и естественнонаучного циклов и тесно координируется с освоением таких учебных дисциплин как Социология, Психология, Организационное поведение, Теория менеджмента и рядом других.
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  • способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

  • способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

  • умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).

-В результате изучения содержания учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» и реализации в процессе обучения требований по обеспечению профессионально-прикладной направленности, а также самостоятельной работы студенты должны:

знать:

  • историю возникновения, развития и определения КСО;

  • основные точки зрения и концепции корпоративной социальной ответственности;

  • уровни и стадии применения КСО в компании;

  • основные направления и механизмы реализации КСО;

  • концепции управления КСО с позиции заинтересованных сторон (стейкхолдеров);

  • инструменты регулирования КСО;

  • роль государства в развитии и поддержке КСО в разных странах и в России;


уметь:

  • разбираться в тонкостях моделей социально-ориентированной экономики;




  • оценивать особенности взаимодействия «бизнес-власть – общество» в организации благотворительности;

  • оценивать особенности формирования КСО в социальных региональных программах;

  • оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя с позиций концепции КСО;

  • оценивать и интерпретировать особенности формирования общественного мнения к проблематике КСО в средствах массовых коммуникаций;

  • оценивать конкретные особенности формирования КСО крупных компаний;

  • анализировать проблемы экономического характера и учитывать их влияние на положение организации на рынке;

владеть:

  • методикой оценивания особенностей восприятия бизнеса в массовом сознании;

  • методикой оценивания и интерпретации особенности формирования общественного мнения к проблематике КСО в средствах массовых коммуникаций;

  • методикой оценивания особенностей формирования КСО в социальных региональных программах;

  • методикой оценивания конкретных особенностей формирования КСО крупных компаний;

  • методикой оценивания тенденций развития КСО в РФ и на постсоветском пространстве;

  • методикой изучения мнения топ-менеджеров в их оценках КСО;

  • навыками профессиональной аргументации при обосновании своей позиции в той или иной управленческой ситуации.


иметь представление:

- о целях и истории развития нефинансовой отчетности, как отражения экономической, экологической и социальной результативности компании в области устойчивого развития (так называемого триединого итога);

- о глобальном договоре ООН (ГД ООН) – как инициативе Организации Объединенных Наций, направленной на внедрение в деятельность организаций по всему миру 10 принципов социальной ответственности.

1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

38

1

2

3

4

В том числе:
















Лекции

20










20

Практические занятия (ПЗ)

18










18

Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

-













Самостоятельная работа (всего)

34

1

2

3

4

В том числе:
















Указываются виды самостоятельной работы


































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачёт










Зач.

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72










38

2










2


1.5. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего




Раздел №1:



















1

Тема №1. Предмет и методы курса КСО. История развития и определение КСО.

2

2

-

-

4

8

2

Тема №2. Уровни применения КСО. Основные направления КСО.

2

-

-

2

6

10

3

Тема №3. Механизмы управления КСО.

Взаимодействия с заинтересованными сторонами.

4

2

-

-

4

10

4

Тема №4. Преимущества КСО для бизнеса.

2




-

2

4

8

5

Тема №5. Основные методики определения уровня КСО.

4

-

-

4

4

12

6

Тема №6. Основные стандарты и инициативы в области КСО.

2

4

-

-

6

12

7

Тема №7. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления.

4

2

-

-

6

12




Итого:

20

10

-

8

34

72


























2. Программа дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Тема №1. Предмет и методы курса КСО. История развития и определение КСО.

Внедрение КСО в практику компаний Западной Европы и США, а позднее стран с быстроразви-вающейся экономикой, включая Россию. Усиление внимания к феномену КСО со стороны экономистов, социологов и других представителей научного сооб-

щества, посвятивших этой теме серию исследований.

Развитие КСО на Западе и основные принципы, побуждающие компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности.

2

Тема №2. Уровни применения КСО. Основные направления КСО.

Выход в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» , доклад

«О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», который дает расширенное определение понятию корпоративной социальной ответственности применительно к России: каким образом компания может применять идеи корпоративной социальной ответственности на практике.

3

Тема №3. Механизмы управления КСО.

Взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Механизмы управления КСО –организационные механизмы, ценностнообразующие механизмы. Форма взаимодействия и инструменты взаимодействия. Изучение ожидания представителей заинтересованных сторон –сотрудников, деловых партнеров, клиентов, акционеров, представителей органов власти и т.д. Их мнения о том,что должна делать компания в области КСО. Центральные этапы этого процесса : выявление мнения и ожиданий заинтересованных сторон в отношении необходимых шагов по повышению социальной ответственности компании;

интеграция ожиданий заинтересованных сторон в деятельность компании; оценка эффективности принятых мер и информирование о них заинтересо-

ванных сторон; переход к следующему циклу взаимодействия с заинтересованными сторонами.

4

Тема №4. Преимущества КСО для бизнеса.

В этом разделе мы также предлагаем рассмотреть наиболее существенные аспекты позитивного влияния

КСО на рост эффективности бизнеса: • Репутационный эффект •Выстраивание отношений с заинтересованными сторонами •Внедрение инноваций • Повышение лояльности персонала • Обеспечение экономии • Привлечение инвестиций и выход на мировые рынки • Повышение управленческой

эффективности и минимизация нефинансовых рисков .




Тема №5. Основные методики определения уровня КСО.

Основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности:

- методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России.

-методика оценки количественного индекса социальных инвестиций.

Разработка методики анализа корпоративной социальной ответственности с использованием концепции заинтересованных сторон:

-определение заинтересованных сторон;

- определение ключевых заинтересованных сторон;

- изучение объема влияния компании на заинтересованные стороны и обратного влияния стейкхолдеров на компанию;

- определение уровня взаимной ответственности компании перед заинтересованными сторонами и заинтересованных сторон перед компанией;

- определение уровня социальной ответственности и стимулов повышения корпоративной социальной ответственности;

- определение эффективности взаимодействия с каждой группой заинтересованных лиц.






Тема №6. Основные стандарты и инициативы в области КСО.

Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», Серия стандартов

ACCOUNTABILITY(AA1000)

• Стандарт принципов подот-

четности AA1000APS (The AA1000

AccountAbility Principles Standard)

• Стандарт верификации отче-

тов AA1000AS (The AA1000 Assurance

Standard)

• Стандарт взаимодействия

с заинтересованными сторонами

AA1000SES (The AA1000 Stakeholder

Engagement Standard)

Глобальный договор ООН (ГД ООН) – как инициатива Организации Объединенных Наций, направленная

на внедрение в деятельность организаций по всему миру 10 принципов социальной ответственности.




Тема №7. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления.

Необходимость эффективного управления нефинансовыми аспектами деятельности и повышения вклада в устойчивое развитие. Необходимость поиска более эффективных механизмов управления рисками, в

том числе социальными и экологическими, кризис -как новый толчок к переосмыслению роли бизнеса в достижении целей устойчивого развития и его ответственности перед обществом.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Темы, разделы (модули)

дисциплины

Количество часов

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Тема №1. Предмет и методы курса КСО. История развития и определение КСО.

4

ОК-3;

ОК-12


ПК-8


3

Тема №2. Уровни применения КСО. Основные направления КСО.

6

3

Тема №3. Механизмы управления КСО.

Взаимодействия с заинтересованными сторонами.

5

ОК-12;

ОК-13



3

Тема №4. Преимущества КСО для бизнеса.

6

ПК-16;

ПК-27;

ПК-36


5

Тема №5. Основные методики определения уровня КСО.

6

5

Тема №6. Основные стандарты и инициативы в области КСО.

8

5

Тема №7. Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления.

6

5


4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

4.1 Рекомендуемые нормативные акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с последующими изм. и доп.).

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с последующими изм. и доп.).
4.2. Базовые учебники:

  1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008.

  2. Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления (на примере Республики Коми) / [А.П. Шихвердиев, А.В. Серяков, и др.]; под общ. ред. А.П. Шихвердиева. – М.: Экон-информ, 2010. – 135 с.

  3. Корпоративный менеджмент: теория и практика / [А.П. Шихвердиев, В.Н. Задорожный, А.А. Вишняков и др.]; под общ. ред.А.П. Шихвердиева. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.


4.3 Рекомендуемая литература:

  1. Аналитический вестник N 26 (278). "Корпоративная социальная ответственность в современной России теория и практика". Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. - М., 2005.

  2. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М., 2003.

  3. Социальная хартия российского бизнеса. 2004. 16 ноября.

  4. Астапович А., Бестужева О., Вайнштейн Д., Гутброд М., Дезер В., Левушкина К., Пыльцов В. Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. 2-е изд., испр. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

  5. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. - М.: Издательский дом "Камерон", 2007.

  6. Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах. - М.: Волтерс Клувер, 2006.

  7. Открытая корпоративная отчетность как триединый итог экономической, социальной, экологической ответственности компании / АФК "Система". Библиотека менеджера. - М., 2004.

  8. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М., 2003.

  9. Социальная хартия российского бизнеса. 16 ноября 2004 г.

  10. Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности "Актуальные вопросы развития корпоративной социальной ответственности". - М., 2007. С. 5.

  11. Алейник С.А. Корпоративные нормы: определение понятия // Вестник Российской правовой академии. 2003. N 3.

  12. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика применения в хозяйственных обществах. - М.: Статут, 2008.

  13. Корпоративный менеджмент: теория и практика / [А.П. Шихвердиев, В.Н. Задорожный, А.А. Вишняков и др.]; под общ. ред.А.П. Шихвердиева. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.

4.4 Ресурсы INTERNET

  1. www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

  2. Министерство финансов: www.minfin.ru

  3. Федеральная комиссия по Рынку ценных бумаг: www.fedcom.ru

  4. Межбанковская фондовая биржа: www.mse.ru

  5. Банк Росси (ЦБ): www.cbr.ru

  6. Московская Межбанковская валютная биржа: www.micex.ru

  7. Справочная правовая система «Гарант».

  8. Мировая цифровая библиотека / http://wdl.org/ru//

  9. Публичная Электронная Библиотека / http://lib.walla.ru/

  10. Российское образование. Федеральный портал. / http://www.edu.ru/

  11. Русский гуманитарный интернет-университет / http://www.i-u.ru/biblio/links.aspx?id=6

  12. Университетская библиотека / http://www.biblioclub.ru/

  13. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки / http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский городской педагогический университет iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет

Московский городской педагогический университет iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)
Московский городской педагогический университет iconСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии
Московский городской педагогический университет iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Московский городской педагогический университет iconПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской педагогический университет iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Московский городской педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного...
Московский городской педагогический университет iconСтруктурно-семантические и прагматические характеристики английского...
Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Московский городской педагогический университет iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Московский городской педагогический университет iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Московский городской педагогический университет iconК детям в образовательном процессе
Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический...
Московский городской педагогический университет icon«Московский городской педагогический университет» Институт психологии,...
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск