Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации13.01.2014
Размер0.77 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

(ГОУ ВПО МГПУ)

Филологический факультет

Кафедра зарубежной литературы

Учебно—методический комплекс дисциплины
Литература и культура Древнего Мира

ОПП 050300.62 — филологическое образование

Москва

2009

Рекомендована к печати

Научно—методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Составитель:

доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Б.А. Гиленсон
Рецензент:

Кандидат филологических наук, доцент Н.Б. Калашникова

Программа, методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры зарубежной литературы (протокол заседания кафедры №1 от 27 августа 2009 г.), утверждены на заседании ученого совета филологического факультета (протокола заседания совета №…)

Пояснительная записка
Настоящий УМКД выполнен в соответствии с требованиями ГОС ВПО для различных форм и ступеней обучения (стандарт 2005г.; общее количество часов для студентов бакалавриата 56 — 38 лекций и 18 практических занятий; для специалистов 51 — 35 лекций и 16 практических занятий).

Курс читается в 1 семестре. Он открывает цикл курсов по истории зарубежной литературы, который охватывает историко—литературный и культурный процесс от глубокой древности и до современности. Настоящий УМКД ориентирован на бакалавров, а так же может быть использован специалистами. Курс состоит из трех разделов. Настоящий УМКД построен на материалах, входящих в учебное пособие: Б.А. Гиленсон. Литература и культура Древнего Мира. — М., «Академия», 2008.1 В процессе освоения настоящего курса как бакалавры, так и специалисты решают общие задачи, стоящие перед филологами:

  1. Изучить в полном объеме обязательные художественные тексты

  2. Получить представление об историко—литературном процессе

  3. Освоить необходимую литературоведческую и культурологическую терминологию

  4. Выявить межпредметные связи со смежными дисциплинами, читаемыми в 1—м семестре (теория литературы, устное народное творчество, теория языка, история мировой культуры и др.)


По данному курсу накоплена богатая критическая литература, учебники и исследования разного типа, обладающие своими неотъемлемыми достоинствами. В основе данной программы лежит наша книга: Б. А. Гиленсон. «Литература и культура Древнего мира» (М., 2008). Кроме того, могут использоваться и другие наши работы, посвященные античной литературе (греческой и римской); на них мы укажем позднее. Курс включает в себя лекции и практические занятия. Материал, в них включенный, своеобразен и требует серьезной, углубленной работы, как в аудитории, так и в библиотеке, а так же ориентирует на самостоятельные занятия.

В основе настоящего курса лежит концепция, согласно которой Древний мир — понятие историческое и философское, многогранное и углубленное во времени, исчисляемого тысячелетиями. Жизнь древнейших цивилизаций — важнейший этап всемирной истории, отразившей эволюцию. Многообразную работу человеческого духа и творческую энергию поколений. Настоящий курс приобщает нас к художественному наследию Древнего Востока и Античности (Древней Греции и Рима).

При всем различии древних национальных культур, относящимся к разным регионам и эпохам, им присуще мировоззренческое единство — религиозно—мифологический тип сознания. Культовое действо. Как нам предстоит убедиться, играло важнейшую роль в формировании типов и форм искусства древности, прежде всего словесного. Миф был средством миропонимания у древних. Мифотворчество носило символический характер и воссоздавало архетипы бытия.

В рамках данного курса представлены два главных этапа развития литературы: архаический и мифологический (Древний Восток, гомеровская Греция); традиционалистский и ли нормативный (послегомеровская и римская литература)

В программе три раздела. Первый посвящен литературам и культурам Древнего Востока. Этот материал изучается бакалаврами, он — нов и своеобразен. Для европейского и русского читателя, конечно, ближе Античность, Греция и Рим. Античная литература изучается факультативно в школе, в гуманитарных гимназиях, колледжах и лицеях. Второй раздел посвящен Древней Греции; третий — Древнему Риму. Материал во 2—м и 3—м разделах излагается несколько подробнее, чем в первом разделе, где в ряде случаев преобладает обзорный принцип. Литературные памятники Древнего мира, прежде всего, Античность, отличаются синтетичностью; для их интерпретации необходимы знания, пока еще на начальном уровне, о фольклоре, мифологии, филологии, религии, культурологи, эстетике. Но при этом незыблем должен оставаться принцип историзма. При этом, если бакалавры изучают древневосточный материал, то специалисты лишь античность, зато гораздо боле подробно и полно. Знания углубляются на практических занятиях, коллоквиумах, письменных работах. Нами даны подробные списки вопросов, которые могут быть использованы для самоподготовки и выборе тем рефератов и письменных работ.

Курс чрезвычайно важен, ибо не только впервые вводит первокурсников в проблематику и тематику зарубежных литератур, а так же дает возможность устанавливать межпредметные связи. Сюжеты и образы древних литератур, прежде всего, греческой и римской оживают в обработке писателей позднейших эпох вплоть до XX века. Античность — это вечно живое наследие, связанное с нашей русской культурой и литературой.

Цель дисциплины — теоретическое и практическое освоение важнейшего, раннего этапа мировой цивилизации, литературы и культуры, что должно помочь формированию профессиональной компетенции студентов и их интересов и приоритетов.

Задачи курса:

  • Содействовать развитию общей, прежде всего, гуманитарной эрудиции студентов;

  • Научить студентов рассматривать литературу не как сумму отдельных произведений, а как процесс, исторически обусловленный;

  • Формировать методологию литературного анализа на примере обязательных текстов;

  • Научить пониманию самой красоты художественного слова;

  • Закрепить знания, касающиеся биографии и жизненного пути крупнейших писателей древности.

Продуктивно установление межпредметных связей. Следует научить студентов восприятию литературы не изолированно, а в связи с историей, филологией, фольклором, этнографией и т.д.; применять знания, полученные в курсах теории литературы и теории языка.
Требования к знаниям студентов.

Первокурсники должны, прежде всего, понять особый характер и дух древнейших литератур, выросших из мифа и ритуала, из религиозных представлений, характерных для различных регионов. Студенту следует научиться использовать основные литературоведческие понятия и категории. Крайне существенно, чтобы студенты представляли особенности общественной системы и бытовой среды, из которых вырастали художественные произведения. Поэтому в наших учебниках мы вводим и конкретизируем такие понятия как греческий образ жизни, римский образ жизни. Мы так же кратко характеризуем жизненный уклад египтян, китайцев, персов и т.д.
Требования к уровню освоения дисциплины

  • Знать основные или рекомендованные преподавателем тексты;

  • Научиться использовать специальную критическую литературу, позволяющую расширить и углубить представление об отдельных аспектах курса;

  • Научиться рассматривать творчество отдельного писателя или произведения в контексте исторического развития конкретной литературы и культуры, художественного течения и т.д.

  • Выявить те общечеловеческие ценности, которые заключены в классических произведениях литературы и культуры далекого прошлого;

  • Применять полученные и закрепленные знания в профессиональной деятельности будущего учителя—словесника.


Формы итогового контроля

Студенты дневного и вечернего отделений должны представить преподавателю свой читательский дневник, конспекты теоретических работ и реферат по избранной теме. В конце семестра проводится итоговый зачет; при этом учитывается работа студента на практических занятиях. Студенты бакалавры работают в течение семестра по плану, разработанному в прилагаемой технологической карте.
Часть I

Программа учебной дисциплины
Содержание курса

Раздел I.
Введение.

1. Древневосточные цивилизации: своеобразие исторического пути. Исторические рамки и географические границы Древнего мира. Особенности развития древневосточных обществ. Восточные деспотии и их природа. Этнические процессы на Древнем Востоке: движение от племени к народности, от народности к нации. Историко—культурные процессы и их влияние на литературу. Взаимодействие словесного искусства с фольклором, ритуалами и мифологией. Общие черты в развитии литератур Древнего Востока. Древневосточные литературы: «старые» и «молодые» (классические). Культуры Древнего Востока: анимизм и вера в богов. «Сращивание богов» с земными царями и владыками. Востоковедение в России и его представители.

2. Древний Египет. «Страна пирамид»: этапы развития. «Поучения» и «пророчества» как дидактические жанры. Древнеегипетская письменность. «Тексты пирамид» и ранние образцы религиозно—магических текстов. Пантеон древнеегипетских богов. Фараоны как «живые боги». «Тексты пирамид» и их особенности. «Книга мертвых»: содержание и форма. Эстетические особенности египетской словесности. Фольклор: «Сказка о двух братьях», «Прославление писцов». «Рассказ Синухе». Любовная лирика. Культура и наука: достижения в области математики, астрономии, медицины.

3. Народы Двуречья. Этапы истории Двуречья. Особенности письменности. Религия шумеров. Наука, строительство, архитектура. «Гильгамеш» как эпос народного героя. Хеттская литература: «Песнь об Улликумми».

4. Древний Китай. Поднебесная империя: государство и общество. Особенности китайской цивилизации как одной из древнейших в мире. Император и его связь с культом Неба. Особенности ранней китайской словесности. Историческая проза: «Записки историка» Сыма Цянь. Сборник стихов «Шицзин» и его проблематика. Древнекитайские поэты (Цюй Юань, Ду Фу, Бо Цзюйи). Любовная лирика. Философская лирика: Конфуций и основы его учения. Лао—Цзы и даосизм. Национально—самобытные черты китайской культуры. Достижения медицины.

5. Древняя Индия. Особенности древнеиндийской литературы. Хараппская цивилизация и «Ригведа» как древнеиндийский литературный памятник. Особенности ведийской религии: главные боги и их функции. Любовная лирика. Буддизм и литература: книга «Джатаки». «Махабхарата»: общий смысл и структура. Сюжет и главные эпизоды. Поэтика «Махабхараты». «Рамаяна»:древнеиндийская поэма на санскрите. Сюжетная линия главного героя Рамы. Сита как символ женской преданности и стойкости. Особенности культуры Древней Индии. Наука о долголетии. Интерес европейских писателей и мыслителей (И.Гете, Г.Гессе, Л.Толстой, Р.Роллан и др.) к индийской философии. Перевод В.Жкуовским глав из эпоса «Наль и Дамаянти». Вклад Н. и С.Рерихов в развитие русско—индийских связей.

6. Древний Иран. Ранние государственные структуры в Месопотамии. «Авеста» как первый памятник иранской письменности. Заратуштра как основатель древнеиранской религии — зороастризма. Древнеиранские боги и их функции. «Авеста»: композиция и проблематика. Культура Ирана: создание клинописи и ее роль. Всемирно—известные памятники персидской архитектуры.

7. Древняя Палестина — краткий исторический обзор. Судьбы древних евреев (Моисей, Давид, Соломон). Захват Иудей римлянами. Библия как величайшее произведение, исполненное огромного художественного, философского, этического, исторического значения. Ветхий завет как «вечное» чтение. Отзвуки библейских образов, мотивов, сюжетов в мировой литературе. Фольклорные элементы в Библии. Псалмы и их смысл. Жанр псалмов в мировой поэзии. Книги пророков: книга Иова: рассказ о потопе. «Песнь песней» как апофеоз любви и источник вдохновения для многих мастеров мировой словесности. Книга «Экклезиаст» и ее философский модус («суета сует»).

8. Восток и античность: диалог культур. Понятие «диалог культур», разработанное М.М.Бахтиным. Культурные связи Древнего Востока и античности. Завоевания Александра Македонского: взаимопроникновение восточных и греческих элементов как существенная сторона эллинизма. Типологические сходства древневосточных и эллинских эпосов поэмы Гомера. Восточная тематика в трудах историков Геродота и Ксенофонта. Вклад древневосточных литератур и культур в мировую художественную сокровищницу в свете современных научных знаний и открытий.
Раздел II.

Древняя Греция: литература и культура.

9. Античный мир как колыбель европейской цивилизации. Связь с современностью. Древние эллины и их роль в становлении многих наук (математика, философия, филология, эстетика, астрономия и др.). Греция как родина демократии. Ее непреходящее историческое значение. «Детство человечества»:античное наследие в веках. Эпоха возрождения, классицизм, романтизм. Античность и литература ХХ века. География античного мира. «Дочь моря и земли». Колонизация: «греческая кайма». Греческий образ жизни: национально—самобытные черты греческой культуры и бытового уклада. Воспитание и образование в Элладе. Древнегреческая литература: этапы ее развития, специфика и мировое значение. Античность и русская культура. Пушкин и античность. Русские переводчики Н. Гнедич, В. Жуковский: исследователи античной литературы.

10. Мифология как феномен архаической культуры. Проблема Мира. Своеобразие эллинской мифологии в сравнении с древневосточной. Пантеон греческих богов и их антропоморфизм. Олимпийцы (Зевс, Гера, Афина, Афродита и др.) в литературных сюжетах. Музы. Боги «второго ряда». Герои и их роль в мифологической системе. Геракл и его подвиги. Главные мифы, связанные с популярными героями (Икар, Орфей, Адонис и др.) Мифотворчество как элемент современной «массовой культуры». Фольклор и его жанры. Басни: Эзоп и их традиции в европейских литературах.

11. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф о Троянской войне. «Илиада»: композиция и сюжет. Гнев Ахиллеса и его значение для последующих событий. Линейное развитие событий и «двуплановость» поэмы. Финал «Илиады». «Одиссея»: общий характер. Композиция и сюжет. События в 1—12 песнях. Одиссей на Итаке. 13—24 песни. Месть женихам. Финал Илиады. Система образов в поэмах. Их известная статичность. Ахиллес, Агамемнон, Гектор и др. Женские образы (Андромаха, Пенелопа, Елена). Образы богов.

12. Героический эпос и его поэтика. Связь с фольклорно—песенной традицией. Система художественно—изобразительных средств. Эпический стиль. Искусство композиции. Повествование через перечисление («щит Ахиллеса»). Эпическое раздолье. Живописность и пластичность. Постоянные эпитеты. Художественное пространство. Ритм повествования: гекзаметр. Древние певцы: аэды и рапсоды. Гомеровская Греция: эпоха военной демократии. Поэмы как энциклопедия греческой жизни. Гомеровский вопрос. Этапы изучения поэм. Теории «малых песен» и «единого ядра». Современный взгляд на происхождение поэм и их автора. Генрих Шлиман и его научный подвиг. Проблема исторической основы поэм. Русский Гомер. Переводы и исследования Гомера в России. Дидактический эпос: Гесиод. Поэма «Труды и дни»: нравственный смысл и новаторский характер. Гесиод и Гомер: сравнение.

13. Лирика VIIVI веков до нашей эры. Новая историческая эпоха и ее отражение в литературе. Лирическая поэзия, ее жанры и связь с музыкой. Архилох и его «язвительные ямбы». Тиртей как мастер элегий. Солон: законодатель и поэт. Монодическая лирика. Сапфо: «десятая муза». Тема любви: женский взгляд. Мировое значение Сапфо. Анакреонт как певец Эрота. «Анакреонтизм» в европейской поэзии. Пушкин и Анакреонт. Хоровая лирика. Пиндар и его «громокипящая лира». Роль Пиндара в развитии жанра оды.

14. Культура в «век Перикла». V—IV в. до н.э. как классический период эллинской литературы и культуры. Становления демократии в Афинах: реформы Солона и Клисфена: «равенство для всех». Греко—персидские войны и их значение для Эллады. Пелопонесская война и ее отражение в литературе. «Век Перикла». Деятельность Перикла как идеолога афинской демократии. Культурное строительство при Перикле: «красота, воплощенная в простоте». Архитектурные шедевры и их эстетика: Парфенон и другие памятники Акрополя. Живопись и скульптура. Творчество Фидия. Греческий театр как высшее художественное достижение «века Перикла» и его мировое значение. Происхождение и структура трагедий. Особенности греческого театра и его связь со структурой трагедии и комедии, их художественной природой. Особенности постановок и игры актеров. Эволюция драматургических форм в греческом театре.

15. Эсхил — «отец трагедии». Вехи биографии. Трагедия «Персы» и ее патриотический пафос. «Прометей прикованный»: титан против Зевса. Прометей как «вечный» образ мировой литературы. Трилогия «Орестейя»: проклятие над родом Атридов. «Агамемнон»: убийство мужа. «Хоэфоры»: убийство матери. «Эвмениды»: торжество правосудия. Историко—философский смысл трилогии и ее художественное воплощение. Новаторство Эсхила и его образная система, монументальность персонажей. Стиль и язык Эсхила. Мировое значение.

16. Софокл как «Гомер греческой драматургии». Вехи биографии. Общие особенности софокловских произведений. Софокл как мастер драматургии. Композиция. «Трагедия рока». Трилогия о царе Эдипе. «Царь Эдип» как мировая классика. Аналитическая композиция трагедии. Миф о царе Лае из фиванского цикла и его драматургическое воплощение. Развитие драматургического действия. Эдип в поисках себя. Финал трагедии. «Эдип в Колоне»: смерть героя. «Антигона»: подвиг дочери Эдипа. Предыстория драматического действия. Экспозиция: Антигона и Исмена. Антигона против Креонта. Трагическая развязка. Архитектоника софокловских трагедий. Принцип контраста. Типология персонажей: «люди такие, какие они должны быть». Язык трагедий. Эволюция формы трагедий от Эсхила к Софоклу. Мировое значение его драматургии. Образ Антигоны в литературе ХХ века.

17. Еврипид — философ сцены. Вехи биографии. Еврипид как творческая индивидуальность. Еврипид и современное ему афинское общество. Общий характер драматургического наследия. Концепция человека: «люди такие, какие они есть». Художественная философия Еврипида: интерес к психологии и внутреннему миру личности. Характер обработки мифологического материала. «Медея» как трагедия обманутого доверия. Миф об аргонавтах и его преломление в трагедии. Предыстория событий. Сценическое действие как развязка происшедшего. Образ Медеи и его психологическое наполнение. Медея и Ясон: любовь, ревность, предательство. Новаторство Еврипида: изображение внутренней борьбы в душе героя (Медея, Федра). «Ипполит»: классическая трагедия любви. Образ Федры: особенность изображения страсти. Новые грани в трактовке сюжета «Ипполит» в трагедии Расина «Федра». Поэтика Еврипида, «трагичнейшего из поэтов». Концепция человека. Особенности композиции. Введение интриги. Бытовые элементы. Пафос трагедий Еврипида. Язык драматурга. Судьба наследия Еврипида и его традиция в мировой драматургии. И. Анненский переводчик и интерпретатор Еврипида.

18. Аристофан — отец комедии. Происхождение комедии. Ее связь с фольклором, природой народного карнавала, смеховой стихией. Формирование структуры комедии. Древнеаттическая комедия как феномен афинского демократического общества. Свобода политической критики, сатирическая направленность. Образы — маски, типология персонажей комедии. Аристофан: биография, общий характер творчества. Афинские общественно—политические реалии в зеркале комедии. Антивоенные мотивы в комедиях Аристофана в связи с Пелопонесской войной. «Листрата»: бунт женщин. «Всадники»: критика политической демагогии. «Облака»: сатира на лженауку. «Лягушки»: спор о природе театрального искусства. Поэтика Аристофана. Палитра сатирических приемов: гротеск, фантастика, шарж, карикатура, гипербола. «Говорящие» фамилии. Язык Аристофана. Традиции Аристофана как сатирика «тенденциозного», «ангажированного» художника в истории мировой сатиры.

19. Проза аттического периода: красноречие. Развитие прозаических жанров и форм в IV в. до н.э.: красноречие, историческая и философская проза как явление словесного искусства. Роль ораторского искусства в жизни Эллады. Риторика как наука красноречия. Судебное красноречие и его роль. Логографы: Лисий как основоположник ораторского искусства. Речь «об убийстве Эратосфена». Демосфен как величайший оратор Древней Греции. Ранние годы: воспитание оратора. Политическая деятельность Демосфена. Борьба против гегемонии Филиппа. Полемика с Эсхином. Демосфен патриот Афин и его смерть. Демосфен как идеолог демократии. Неукоснительное соблюдение законов как основа демократического правопорядка. Нравственный облик оратора и его искусство. Уроки политической борьбы Демосфена и значение его примера. Демосфен и современность.

20. Историческая проза. Исторические значения в духовном мире эллина. Геродот как «отец истории», путешественник и этнограф. «История» Геродота: проблематика и методология. Греко — персидские войны в изображении Геродота. Стиль Геродота. Вставные новеллы: «Поликратов перстень». Фукидид — летописец Пелопонесской войны. Вехи биографии. «История» Фукидида: содержание, манера, методология в сравнении с Геродотом. Фактическая, документальная основа. Речи исторических деятелей — как элемент стиля и образца античного красноречия. Речь Перикла как прославление афинской демократии. Описание чумы в Афинах. Разработка этой темы в мировой литературе ( у Лукреция, Боккаччо, Пушкина). Ксенофонт и его труды. Книга «Киропедия»: образ персидского царя Кира — старшего. Опыт издания литературного портрета.

21. На вершинах философской мысли: Платон, Аристотель. Философия в духовной жизни эллинов. Ранняя философия, Ионийская натурфилософия (Фалес, Гераклит Эфесский, Демокрит). Платон и его мировое значение. Вехи биографии. Академия Платона для античной культуры. Наследие Платона: жанр диалога и его роль в истории мировой литературы. Философские идеи. Концепция справедливого общественного устройства (диалог «Государство»). Природа искусства («подражание подражанию»). Этика Платона. Природа и виды любви (трактат «Пир»). Платон как мыслитель и художник слова. Аристотель как ученый энциклопедист. Педагогическая деятельность. Ликей — школа Аристотеля. Ученики Аристотеля. Феофраст и его книга «Характеры». Политические взгляды Аристотеля. Философские и эстетические воззрения. Отношение к «идеям» Платона. Основополагающий вклад в эстетику. Теория подражания и специфика литературы. Учение о трагедии: определение ее коренных особенностей. Катарсис и споры о нем. Аристотель и теория «трех единств». Трактат «Риторика». Аристотель в свете развития мировой эстетической мысли.

22. Эллинизм. Завоевательные походы Александра Македонского. Рождение новых государств на Востоке. Полководец и государственный деятель как один из героев литературы. Эллинизм как важнейшая историко—культурная эпоха и тип цивилизации. Государство и общество в эпоху эллинизма. Особенности эллинистической культуры: синтез греческих и восточных элементов. Внимание к частному быту. Религия. Образование. Архитектура и изобразительное искусство. Гуманитарные знания и библиотечное дело. Александрийская библиотека. Точные и естественные науки. Философские школы: Стоики, эпикурейцы, киники. Процесс эмансипации женщин.

23. Литература эллинизма. Новые особенности в тематике и проблематике в литературе эллинизма по сравнению с классическим периодом. Отказ от общественно — политических проблем и внимание к сфере частного семейного быта. Развитие «малых» жанров. Новоаттическая комедия: типология характеров и сюжетов. Отличие от древнеаттичесеой комедии. Менандр. Комедия «Третейский суд». Особенности конфликта, обрисовка характеров. Александрийская поэзия: общие черты. Особенности обработки мифов, преданий. Культ формы. Феокрит как мастер идиллии. Каллимах как мастер элегии («Локон Береники»). Художественная программа Каллимаха как «ученого» поэта. Аполлоний Родосский и его поэма «Аргонавтика». Герод и его мимиямбы.

24. Римский этап греческой литературы. Утрата Грецией независимости. Эллада (Ахайя) как провинция Рима. Отношение римлян к греческой культуре. Жанры и темы позднегреческой литературы. Историки (Полибий, Иосиф Флавий). Философия Эпиктета. Ранние образцы онтичного романа как любовно—приключенческого («Эфиопика» Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» Лонга). Плутарх как родоначальник биографического жанра. «Сравнительные жизнеописания»: герои книги и принципы их обрисовки. Психологическое мастерство. История в лицах и человеческих судьбах. Мировая популярность Плутарха и использование его биографических сюжетов (Шекспир, Корнель, Расин и др.) Лукиан: сатирик, публицист, пародист. Проблематика жанра. Сатирические диалоги («Разговоры богов», «Собрание богов», «Зевс уличаемый»). Насмешка над олимпийскими небожителями. «Разговор гетер». Критика шарлатанов, лжеученых. Эстетические взгляды Лукиана и его значение.
Раздел III.

Древний Рим: литература и культура.

25. Римская цивилизация: своеобразие исторического пути. Вехи римской истории. «Римский образ жизни»: традиции, обычаи, нравы, бытовой уклад. Религия и ее сравнение с греческой. Образование. Рабство. Государственное устройство. Римская словесность и культура. Национально—самобытные черты. Развитие жанров, связанных с жизненной практикой. Связь с литературой Греции: «элинизация» римской литературы и позднеэлинский период греческой словесности. Периодизация римской литературы. Опровержение несправедливой точки зрения относительно несамостоятельности римской литературы как якобы бледной копии греческой.

26. Плавт — первый римский комедиограф. Фольклор и его жанры. Ранние римские писатели (Л. Андроник, Г. Невий, К. Энний). Театр в Риме и его особенности. Развлекательная функция. Процесс становления комедии в Риме. Два типа комедии в Риме: паллиата и тогата. Общая характеристика творчества Плавта. Синтез греческих и римских сюжетно—образных элементов. Типология и социальный статус плавтовских персонажей. Римские и греческие реалии в его комедиях. Комедия «Клад». Развитие действия. Образ Эвклиона и его место в системе «вечных» типов скупцов. (у Шекспира, Мольера, Бальзака). Комедия «Раб — обманщик». Сюжет, система образов, роль интриги. Тип находчивого слуги (Псевдол) и его роль в мировой драматургии. Плавт — художник. Стихия юмора, бурлеска, буффонады. Связь с фольклорной традицией.

27. Теренций. Биография. Общий характер творчества. Художественный метод: сравнение с Плавтом. Комедия «Братья»: спор о воспитании. Особенности сюжета и конфликта. Нравственно—этическая позиция Теренция. Его роль в развитии европейского театра.

28. Цицерон. Особенности литературного процесса в Риме в I в. до н.э. Кризис республики. Цицерон как политик, оратор, философ. Вехи биографии. Речь против Вереса. Участие в разгроме заговора Катилины. Цицерон и Клодий. Цицерон в период политической борьбы между Цезарем и Помпеем. Цицерон против Антония. Гибель Цицерон. Цицерон как теоретик ораторского искусства («Об ораторе», «Оратор», «Брут»). Цицерон как идеолог римского республиканизма. Нравственно — этическая проблематика («Об обязанностях», « О старости», «О дружбе»). Эпистолярное наследие. Цицерон мастер латинской прозы. Сентенции и афоризмы Цицерона.

29. Юлий Цезарь. Цезарь как одна из великих фигур мировой истории: полководец, государственный муж, литератор, историк. Вехи биографии». Записки о Галльской войне» как классика художественно — документального жанра. «Записки о гражданской войне». Стиль Цезаря. Цезарь как герой художественной литературы (Шекспир, Шоу, Брехт, Т. Уайлдер).

30. Катулл. Вехи биографии. Катулл и поэты «неотерики» (новые поэты). «Ученая» поэзия («Аттис»). Любовная лирика: цикл Лесбии как интимный дневник поэта. Психологизм Катулла. Новаторство и значение в истории мировой лирической поэзии.

31. Лукреций. Поэма «О природе вещей» как новаторский образец дидактического жанра. Источники поэмы. Эпикур и особенности его натурфилософии и этики. Поэма как философский эпос: содержание и композиция. Славословие эпикуру. «Перевод» философской фактуры на язык высокой поэзии. Художественный мир Лукреция. История человечества в художественной интерпретации. Интерес М.В.Ломоносова к его творчеству. Просветительский пафос поэмы. Стилистика и образный строй. Лукреций в веках. Лукреций в свете развития научно—художественной литературы.

32. «Век Августа»: идеология, культура, литература. Переход от республики к империи. Начало христианской эры. Эпоха империй; новые общественно—политические деятели и их влияние на художественную жизнь Рима. Принципат Августа. Политическая философия императора. Август и литература. «Золотой век» римской поэзии. Меценат и его роль. Любовная элегия: Тибулл и Проперций. Тит Ливий как крупнейший римский историк.

33. Вергилий. Первый поэт Рима. На подступах к «Энеиде». Книга «Буколики». Развитие традиций Феокрита. IV эклога: провидение рождения Иисуса Христа. Земледельческая поэма «Георгика»: развитие традиций Гесиода. Прославление труда. «Энеида» историко — мифологическая поэма как попытка создать римский национальный эпос. Жанровое своеобразие, сюжет, композиция. Обращение к легендарному прошлому Рима, к истокам национальной истории. Сюжет с 1 по 6 песню (Эней на пути от Трои до Италии) и с 7 по 12 (Эней в Италии). Ключевые эпизоды поэмы (любовь Энея и Дидоны, гибель Лаокоона, поединок Энея и Турна и др.). Вергилий и Гомер. Параллели с «Илиадой» и «Одиссеей». Тенденциозность «Энеиды» Аналогия древности, старых добрых нравов, римской государственности Августа. Поэтика Вергилия в сравнении с гомеровской. Сгущение красок, мелодраматические эффекты, патетика, риторика. Значение «Энеиды». Вергилий и Данте. «Энеида» и национально — героические поэмы эпохи Возрождения Петрарка, Тассо, Армосто, Ронсер и др. Вергилий в России.

34. Гораций. Вехи биографии. Гораций, Август и Меценат. Поэтические жанры Горация: эподы, сатиры, послания; их проблематика. Оды Горация: политика, любовь, философия «золотой середины». Римские оды: прославление Августа. Мастерство Горация. Эстетические взгляды в «Послании к Писонам», важнейшем литературно — теоретическом сочинении. Пушкин и Гораций: два «Памятника». Гораций и европейская поэзия. И. Бродский и Гораций.

35. Овидий — «певец любви». Вехи биографии. «Песни любви»: поэтический дебют Овидия. Дальнейшее развитие любовной темы в книге «Героини». Дидактическая поэма «Искусство любви»: фривольные мотивы, психологизм Овидия. «Средства от любви». «Метаморфозы» как мифологический эпос. Энциклопедия мифов, их общечеловеческий смысл. Мировое значение книги и ее популярность. Основные мифы о Нарциссе, Пираме и Тисбе, Дедале и Икаре, Ниобе и др. Их использование в словесном искусстве, живописи, музыке. Позднее творчество: годы ссылки (сборники: «Скорбные элегии», «Послания с Понта»). Пушкин и Овидий («К Овидию», «Чаадаеву», «Кто видел край…» и др.).

36. «Серебряный век». Политическая ситуация в послеавгустовскую эпоху (I в.н.э.) Усиление императорского деспотизма (при Тиберии, Калигуле, Клавдии, Нероне). Нравы Палатинского дворца. Моральный кризис общества: «хлеба и зрелищ». «Сладкая жизнь» богачей. «Народные праздники», бои гладиаторов. Писатели — жертвы императорского произвола (Лукан, Сенека, Петроний и др.) Тацит и его исторические труды. Сенека: взлет и гибель. «Отыквление»: сатира на Клавдия. Опала и смерть. Философские сочинения: идеи стоицизма и их роль в Риме. Проблемы этики («О досуге», «О душевном покое»). Драматургия Сенеки: особенности переработки им греческих трагедий («Медея», «Федра», «Агамемнон»): мелодраматизм, сгущение красок. Стоицизм и литература ХХ века (Хемингуэй). Петроний и его «Сатирикон»: прославленный роман античности. Авантюрно — приключенческий элемент отражения быта и нравов в Риме в I в.н.э. Фрагмент «Пир Тримальхиона»: образ «героя времени» вульгарного невежественного вольноотпущенника, нувориша.

37. Римская литература на заключительном этапе. Басни Федра и их тематика. Социальные мотивы, демократические тенденции («Волк и ягненок», «Коршун и голубка», «Петух и жемчужина»). Федр и Эзоп. Федр и развитие басенного жанра (Лафонтен, Крылов). Марциал: Рим в зеркале эпиграммы. Жанр эпиграммы, ее тематика и поэтика. Римское общество, его быт, нравы, стиль жизни в изображениях Марциала. Значение Марциала. Ювенал: Рим в зеркале сатиры. Обличительный пафос: «Ювеналов бич». Осуждение социальной несправедливости, морального разложения, бездумной роскоши и паразитизма. Философия «золотой середины» в позднем творчестве Ювенала. Апулей: вехи биографии. Философские и риторические сочинения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел» как этап в истории жанра. Сюжет и композиция. Приключения главного героя и их смысл: религиозное и нравственное очищение мягкости. Поэтика романа и стилевая манера Апулея. Вставные новеллы: знаменитая сказка об Амуре и Психее. Отголоски сюжета в мировой литературе (Лафонтен, Богданович). Начало распространения в Римской империи христианского учения, создание первых книг Нового Завета и появление памятников раннехристианской словесности.

Часть 2

Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины
Лекции

Раздел 1

Литература и культура Древнего Востока
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск