Московский городской педагогический университет





Скачать 384.9 Kb.
НазваниеМосковский городской педагогический университет
страница1/3
Дата публикации25.10.2014
Размер384.9 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОГЕОГРАФИЯ


ООП 050102.65 (032400), "Биология", специалитет
IV КУРС, СЕМЕСТР 7


Москва

2013

Авторы-составители:

Заведующий кафедрой, профессор кафедры, д.б.н. Резанов А.Г

Доцент кафедры, к.б.н. Истомина И.И.
Рецензент:

К.б.н, доцент Зайцев А.И.

УМКД одобрен на заседании кафедры биологии животных и растений

от 30 августа 2013 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой

профессор А.Г. Резанов

ЧАСТЬ I.

Программа учебной дисциплины



Пояснительная записка


Цель курса – приобретение студентами знаний о биоразнообразии растительного и животного мира и распределении различных растительных и животных таксонов по земному шару, об особенностях размещения растений и животных, их экологических типах и эволюции растительных и животных сообществ, а также получение представлений о растительном покрове и животном населении как сложной интегрированной системе. В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного и животного мира Земли и отдельных её регионов.

Основные задачи курса:

- дать представление о биоразнообразии растительного и животного мира;

- показать разнообразие современных совокупностей несоподчиненных таксонов, населяющих отдельные регионы (флор, фаун);

- ознакомить с основными фитохориями и зоохориями Земли и основными типами растительности и животного мира Земли и России;

- показать разнообразие комплексов взаимодействующих растений разных видов (фитоценозов);

- ознакомить с различными типами животного населения, его физиономической и функциональной структурой;

- обеспечить развитие биологической культуры; способствовать формированию научного мировоззрения.

Курс «Биогеография» является интегрированной учебной дисциплиной, включенной в нормативные документы и учебные планы по подготовке учителя по специальности 032400 «Биология». При её прохождении закладываются базисные знания для дальнейшего успешного усвоения дисциплин специализации. Знания, полученные при прохождении курса «Биогеография» необходимы учителю биологии в процессе преподавания школьных дисциплин: Ботаника, Зоология, Общая биология, Экология. Кроме того, полученные знания необходимы учителю для успешного руководства проектной деятельностью учащихся в области экологии, краеведения и охраны природы.

Требования к уровню освоения содержания курса


Процесс изучения дисциплины "Биогеография" направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции(ОК):

- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7)

- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

Профессиональные компетенции(ПК):

общепрофессиональные:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- готовность к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

Специальные компетенции:

- владение основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владение знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимание их роли в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способность понимать химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- владение знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- состояние и перспективы развития биогеографической науки, ее роль в современном научном знании о природе;

- основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах биогеографической оболочки (биосферы) Земли;

содержание основных биогеографических понятий и терминов: ареал, симпатрия, аллопатрия, автохтоны, аллохтоны, дизъюнкция ареалов, адвентивная и аборигенная флора и фауна, реликты, эндемизм, экологический и систематический викариат,

- основные биогеографические законы и правила, границы их действия.

Уметь:

- выявлять взаимосвязи между компонентами биогеографической оболочки и происходящими с ними процессами;

- определять в природе изученные ранее объекты (идентифицировать биогеографические объекты различного таксономического уровня, );

- использовать теоретические знания для анализа незнакомых биогеографических явлений;

- составлять описания и прогнозы развития компонентов биогеографической оболочки;

- оценивать биоэкологическое состояние местности любого ранга;

- аргументировать научную позицию.

Владеть:

- биогеографическим научным языком и терминологией;

- современными методами биогеографических исследований;

- навыками обработки биогеографической информации.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Всего: 120, сам. р. 64, лекции 28, практ 28,

7 семестр, экзамен. Специалитет


Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

VII

Аудиторные занятия (всего)

56

56

в том числе:







Лекции (Л)

28

28

Практические занятия (ПЗ)

28

28

Самостоятельная работа (всего)

64

64

В том числе:







Подготовка к коллоквиуму

10

10

Подготовка реферата

10

10

Подготовка мультимедийной презентации

20

20

Освоение тем, выносимых на самостоятельное изучение

14

14

другие виды работ

10

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







Общая трудоемкость часы / зачетные единицы

120

120

Общая трудоемкость: часы







зачетные единицы







5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1.

Введение. Биогеография как наука

Биогеография – наука о закономерностях распределения живых организмов и их сообществ по Земному шару и причинах этого распределения. Предмет изучения биогеографии. Основные задачи и направления современной биогеографии. Место биогеографии в системе биологических и географических наук. География растений и география животных – основные составляющие биогеографии. Общие принципы организации биосферы. Биосфера и географическая оболочка Земли. Основные исторические этапы в развитии биогеографии. История развития ботанической географии как науки. Общие представления о географии растений. Объект, цели и задачи, краткая история географии растений, ее положение в системе сопряженных наук. Проблемы современной географии растений. Основные разделы географии растений. Методы географии растений. Современное развитие ботанической географии в нашей стране и за рубежом.

География животных как дисциплина биолого-географического цикла. География животных как часть биогеографии. Фауна как объект зоогеографии, явление сходства фаун. Основные разделы зоогеографии: региональная, сравнительная, каузальная (причинная). Экологическая и историческая зоогеографии как разделы каузальной зоогеографии.

Важнейшие направления исследований: ареалография, фаунистика географическая зоология, геозоология. Связь зоогеографии с другими науками: зоологическая систематика, теория эволюции, палеозоология, историческая геология, фитогеография, палеоклиматология и т.п. Цели и задачи зоогеографии - изучение ареалов, выявление причин и путей изменения фауны, прогнозирование изменений животного мира.

2.

Учение об ареале

Сущность ареала. Ареал как фундаментальное понятие географии растений. Ареал вида. Понятие об ареале, способы описания ареалов растений. Факторы среды, определяющие границы ареала: физико-географические, климатические, эдафические, биотические. Распространение вида в пределах ареала. Эвритопные и стенотопные виды.

Размеры ареалов. Классификация ареалов по размерам. Примеры узких и космополитических ареалов. Особенности таксонов, обладающих обширными ареалами. Размер ареала и понятие эндемизма. Первичные, вторичные, Эндемичные и реликтовые ареалы. Эндемики. Относительность понятия эндемик. Палео- и неоэндемики. Реликты.

Картирование ареалов: контурный, точечный и растровый (метод формальных квадратов) методы. Их типология, номенклатура (широтная, долготная и высотная составляющие). Причины их разнообразия: экологическая пластичность вида, вагильность (способность к расселению), филогенетический возраст, скорость видообразования. Теория Виллиса, или правило «времени и пространства».

Ареал высшего таксона. Видовая насыщенность. Центры таксономического разнообразия. Викарные виды. Структура ареала (зона оптимума, зона пессимума, область устойчивого воспроизведения, область неустойчивого воспроизведения, область стерильного выселения). Использование животными различных частей ареала для прохождения отдельных этапов жизненного цикла и пространственное перераспределение особей внутри ареала. Изменение численности, экологии и возрастной структуры популяций в пределах ареалов видов растений. Структура ареала как основа изучения и оценки ресурсов растительного и животного мира.

Развитие ареала: первичный ареал, постепенное расширение, дальний занос, фрагментация ареала, вторичная экспансия, сокращение ареала, рефугиумы. Методы исследования истории ареала: картографические, палеботанические и др. Типы ареалов: зональные, ленточные, сопряженные, сплошные, пятнистые, разорванные (дизъюнктивные). Дизъюнкции ареала и гипотезы, объясняющие их возникновение,: изменения климата, «мосты суши», «дрейф континентов», современная «миграция» растений, «расселение» растений человеком. Основные дизъюнкции (евразиатская, евразийско-североамериканская, североатлантическая, северотихоокеанская, пантропическая, палеотропическая, неотропическая, африкано-южноамериканская, южнотихоокеанская, антарктическая). Типы дизъюнкций: материковые (арктоальпийские, бореомонтанные), океанические. Причины материковых дизъюнкций. Виды океанических дизъюнкций: циркумполярная, циркумбореальная, панголарктическая. Биполярные и амфибореальные ареалы. Формирование и динамика ареалов. Динамика границ ареалов: расширение, сокращение, пульсация. Активное и пассивное расселение организмов. Понятие об автохтонах и иммигрантах. Границы ареалов: климатические, ландшафтные, биоценотические. Роль естественных и антропогенных изменений факторов среды в динамике ареалов. Пульсация границ ареалов и флуктуации численности организмов. Центр разнообразия, массовый центр, центр происхождения. Реликтовые ареалы. Типы реликтов. Понятие симпатрии и аллопатрии. Понятие о викариатах. Систематический, экологический и географический викариат. Расселение, как процесс распространения видов за пределы занимаемой ими территории. Колебания численности. Расширение границ ареалов. Преграды: экологические, физические («географические барьеры»). Примеры и особенности расселения морских, пресноводных и сухопутных животных. Временной аспект расселения: принцип Виллиса («возраст и пространство»). Антропогенный фактор и расселение (примеры). Активное расселение, преодоление преград, примеры из различных классов животных: перелеты птиц и их происхождение. Типы расселения: морскими течениями, гидрохория, анемохория, биохория, антропохория, колонизация. Теория географического видообразования. Центры распространения и происхождения видов. Схемы изменения ареалов по Ф. Дарлингтону (1966).


3.

Учение о флоре

Понятие флоры. Флора как территориальная совокупность таксонов и как природная система. Важнейшие типологические признаки флоры; богатство, таксономическая структура, биоморфологический, экологический, фитоценотический спектры, географические элементы.

Универсальная флористичекая единица – конкретная (элементарная) флора, методы сравнения элементарных флористических единиц, таксономическое сходство.

Структура флоры. Парциальные флоры: флора сосудистых растений, альгофлора, бриофлора. Экологическая и таксономическая структуры флоры. Элементы флоры. Географический анализ флоры. Географические элементы и методы их выделения. Повсеместные и локальные географические элементы. Современные подходы к выделению географических элементов флор.

Флорогенез - одна из специфических форм развития растительного мира. Процесс первичного формирования флоры. Формирование устойчивого растительного покрова. Генетические элементы флоры (автохтонные и аллохтонные виды). Миграционные элементы. Возрастные элементы. Стадиальные элементы: реликтовые, прогрессивные, консервативные. Активные виды. Ведущие семейства.

Эндемизм флоры. Флористическое районирование земного шара, выделение фитохорий различного ранга. Принципы флористического разделения Земного шара (А. Энглер, А.Л. Тахтаджян и др.). Основные единицы иерархической классификации: царства (подцарства) - области (подобласти) - провинции (подпровинции) - округа - районы. Качественные и количественные критерии выделения и разграничения хорионов различных рангов.


4.

Учение о фауне Фауногенез. Островная фауна

Фауна. Ее структура - количественный и географический анализы, автохтонные и аллохтонные элементы фауны. Сравнительный анализ фаун. Их сходство: коэффициенты Жаккара и Съеренсена, кластерный и факторный анализы.

Эндемизм. Явление эндемизма как характеристика самобытности фауны. Его причины. Эндемизм и субэндемизм. Неоэндемизм и палеоэндемизм.

Возраст фауны. Теория бывших материковых соединений («сухопутные мосты»). Реликтовые виды. Примеры. Фаунистические элементы и комплексы . Генезис фауны. Типы фауногенеза: автохтонная адаптивная радиация, повторяющаяся или непрерывная колонизация из одного источника, повторяющаяся колонизация из нескольких источников, слияние двух фаун, приспособление к специальному местообитанию. Адаптивная радиация. Пути возникновения островных фаун. Островные фауны. История островной зоогеографии (Э. де Флакур, Ч.Дарвин, А.Уоллес). Типы разнообразия островов: океанические, материковые (континентальные), периферийные архипелаги. Формирование фауны островов. Признаки островных фаун: бедность и дефектность, выраженный эндемизм, ограниченное количество архаических групп (форм), адаптивная радиация в рамках небольшого количества эндемичных групп. Закономерности островных фаун: правило островного измельчания, закон обеднения биоты (Г.Ф. Хильми, 1966), правило Ф. Дарлингтона (1966), или правило площади острова и видового состава, правило расстояния от материка.

5.

Основные фитохории Земли

Флористические царства, области, провинции, округа. Эндемичные и почти Эндемичные таксоны.

Голарктическое царство – самое обширное флористическое царство. Географическое положение и основные Эндемичные семейства Голарктического царства. Наиболее широко распространенные семейства. Подцарства: Бореальное, Древнесредиземноморское, Мадреанское – общая характеристика, подразделение на флористические области, Эндемичные семейства и роды.

Палеотропическое царство – второе по величине флористическое царство Земли. Географическое положение. Основные Эндемичные и наиболее широко распространенные семейства Палеотропического царства. Подцарства: Африканское, Мадагаскарское, Индо-Малезийское, Полинезийское, Новокаледонское – общая характеристика, Эндемичные семейства и роды.

Неотропическое царство. Географическое положение и основные Эндемичные и наиболее широко распространенные семейства Неотропического царства. Неотропис – родина культурных растений. Подразделение на флористические области. Карибская область. Область Гвианского нагорья. Амазонская область. Бразильская область. Андийская область.

Капское царство – самое маленькое флористическое царство Земли. Географическое положение. Основные Эндемичные и наиболее широко распространенные семейства Капского царства. Своеобразие флоры Капского царства.

Австралийское царство. Географическое положение. Основные Эндемичные и наиболее широко распространенные семейства Австралийского царства. Особенности флоры Австралийского царства.

Голантарктическое царство. Географическое положение. Раздробленность территории. Основные Эндемичные и наиболее широко распространенные семейства Голарктического царства.

Флористическое деление океана. Бентос, донные водоросли - Бореальная, Тропико-Атлантическая, Индо-Пацифическая, Аустральная и Антарктическая области. Пелагиаль, планктонные водоросли: Арктико-Бореальная и Антарктическая области.

Основные фитохории России. Циркумбореальная область, провинции: Арктическая циркумполярная, Североевропейская, Восточноевропейская, Эвксинская, Кавказская, Западносибирская, Алтае-Саянская, Среднесибирская, Северо-восточносибирская, Охотско-Камчатская, Забайкальская – основные Эндемичные роды и виды. Восточноазиатская область, провинции: Маньчжурская, Сахалино-Хоккайдская. Средиземноморская область, Крымско-Новороссийская провинция. Ирано-Туранская область, Туранская провинция.

6.

Основные зоохории Земли

Принципы и методы зоогеографического районирования (П.Л. Склэтер, 1875; А. Уоллес, 1876; О.А. Крыжановский, 1987; М.А. Мензбир, 1934; А.П. Семенов-Тян-Шанский, 1936 и др.). Фауно-генетический и ландшафтно-зональный подходы. Схема районирования Склэтера-Уоллеса (биоцикл суши), Г. Делаттина (1967) - морской биоцикл, Я.И. Старобогатова (1970) - пресноводный биоцикл.

Зоогеографическое деление Мирового океана.

Фаунистическое расчленение литорали: 1) Тропический регион: Индо-Пацифическая и Тропико-Атлантическая области; 2) Бореальный регион: Арктическая, Борео-Пацифическая и Борео-Атлантическая области; 3) Антибореальный регион: Антарктическая и Антибореальная области Южноавстралийская, Южноамериканская и Южноафриканская подобласти).Фаунистическое расчленение пелагиали: 1) Тропический регион: Антлантическая и Индо-Пацифическая области; 2) Бореальный регион: Арктическая и Эвбореальная области; 3) Антибореальный регион.2. Зоогеографическое районирование континентальных водоемов, Палеарктическая, Понто-Каспийская солоноватоводная, Байкальская, Сино-Индийская, Эфиопская, Танганьикская, Неарктическая, Неотропическая, Австралийская области. 3. Зоогеографическое деление суши.История зоогеографического районирования суши: А. Уоллес (1876), П.Л. Склэтер (1858), А. Бленфорл (1890). О.А. Крыжановский (1976). Царство Палеогея. Области: Эфиопская (Восточно-Африканская, Западно-Африканская и Капская подобласти), Индо-Малайская (Индокитайская, Папуасская, Малайская, Индийская подобласти), Мадагаскарская., Полинезийская.

Царство Арктогея. Палеарктическое подцарство. Области: Европейско-Сибирская (Европейско-Обская, Ангарская подобласти), область Древнего Средиземья (Средиземноморская и Сахаро-Гобийская подобласти), Восточноазиатская или Гималайско-Китайская.

Неоарктическое подцарство. Области: Канадская (Аляскинская и Лабрадорская подобласти), Сонорская (Калифорнийская, Скалистых гор, Атлантическая или Восточная подобласти).

Царство Неогея. Области: Неотропическая (Гвино-Бразильская, Центральноамериканская, Чилийская подобласти), Карибская, или Антильская.

Царство Нотогея. Области: Австралийская, Новозеландская, Патагонская или Голантарктическая.

7.

Биомы Земного шара

Биомы - группы наземных экосистем, имеющих сходную структуру и тип растительности.

Основные подходы к выделению географических единиц растительности. Доминантный подход. Ассоциация. Эколого-флористическая классификация. Синтаксон. Ботанико-географическая классификация. Формация. Тип растительности. Ботанико-географическая зона. Фитоценоз - элемент растительного покрова, элемент биогеоценоза как экосистемы. Роль растений и растительного сообщества в целом в экосистеме.

Реальное понимание и выделение растительного сообщества в природных условиях. Разные подходы к выделению элементов растительного сообщества: видовые популяции (ценопопуляции), внутрипопуляционные группы, надпопуляционные системы, наборы и спектры жизненных форм, наборы и спектры экологоценотических групп, наборы и спектры видов разных типов стратегии (поведения), наборы видов, играющих разные роли в жизни сообщества (доминанты, эдификаторы, ключевые виды и т.д.).

Основные типы растительности Земли. Понятие зональной растительности. Понятие интразональной растительности. Понятие экстразональной растительности. Широтная зональность и вертикальная поясность растительности – сходства и различия. Понятие об идеальном контитненте.

Климатические зоны Земли. Их основные климатические характеристики и географическое положение.

Растительные зоны тропиков. Вечнозеленые дождевые тропические леса. Распространение, состав, структура. Полулистопадные дождевые тропические леса. Влажные листопадные (муссонные) леса. Сухие листопадные (саванновые) тропические леса. Колючелистные ксерофильные редколесья. Саванны. Типы саванн: влажные, сухие, колючекустарниковые. Интразональная растительность тропического пояса: тропические болота, мангровые заросли (мангрова). Высотная поясность тропической растительности. Парамос – верхний пояс растительности гор тропиков. Вторичные тропические леса.

Растительные зоны субтропиков. Влажные вечнозеленые субтропические леса. Распространение, состав, структура. Жестколистные формации: склерофилльные сухие леса, формация жестколистных вечнозеленых кустарников. Средиземноморье: маквис, гаррига, томилляры, фригана. Чапаррали Северной Америки, финбосы Южная Африки, скрэбы Австралии – особенности и видовое разнообразие. Лавролистные формации. Тропические и субтропические пустыни и полупустыни.

Растительные зоны умеренного климата. Умеренные вечнозеленые дождевые леса. Летнезеленые лиственные леса. Степи. Пустыни. Бореальные хвойные леса. Интразональная растительность зоны умеренного климата. Разнообразие болот. Разнообразие лугов. Вертикальная поясность растительности гор умеренного климата.

Растительные зоны полярного климата. Тундры Северного полушария: лесотундра, кустарниково-кустарничковая тундра, мохово-лишайниковая и арктическая тундры, их особенности и географическое положение. Субполярная растительность Южного полушария.

Растительность высокогорий. Климатические условия высокогорий. Высокогорная растительность.

Растительные зоны России. Зона арктической пустыни. Зона тундры. Зона тайги. Зона летнезеленых лиственных лесов. Зона степи. Зона полупустынь и пустынь. Интразональная растительность России.


5.2 Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак. зан.

Самост. работа

Всего

1

Введение. Биогеография как наука

2

-

2

4

2

Учение об ареале

4

4

8

16

3

Учение о флоре

6

6

12

24

4

Учение о фауне Фауногенез. Островная фауна

6

8

20

34

5

Основные фитохории Земли

4

4

8

16

6

Основные зоохории Земли

4

4

10

18

7

Биомы Земного шара

2

2

4

8


5.3. Виды учебной работы, образовательные технологии

Тематика и последовательность лекций соответствуют требованиям к результату освоения дисциплины.

Проблемы первого раздела программы освещаются в ходе вводной обзорной лекции. В дальнейшем студентам предлагается самостоятельно освоить содержание этого раздела, используя рекомендованную литературу.

Результаты освоения раздела проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля.

Последующие лекции образуют 18 тематических блоков в соответствии с проблематикой оставшихся 6 разделов программы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.



Список рекомендуемой литературы
а) Основная литература:

  1. Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография. М.: Академия, 2008.

  2. Агаханянц О.Е. Биогеография. Минск, 1992.

  3. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира. М.: Высш. шк., 1985. 272

  4. Воронов А.Г., Мяло Е.Г., Криволуцкий Д.А. Биогеография с основами экологии. М.: ИКЦ Академия, 2003.

  5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. М.: Изд-во ВАЛГИС, 2001.

  6. Петров К.М. Биогеография с основами охраны биосферы. Изд-во С-Петербурского ун-та, 2001. 376с.

б) Дополнительная литература:

  1. Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмаилов Щ.И. Основы зоологии и зоогеографии. М., 2001.

  2. Агаханянц О.Е. Биогеография. Минск, 1992.

  3. Алехин В.В. География растений М.: Госпедгиз, 1950.

  4. Алехин В.В., Кудряшов Л.В., Говорухин B.C. География растений с основами ботаники. М.,1961.

  5. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. М., 1971.

  6. Бейли Д., Седдон Т. Доисторический мир. М., 1995.

  7. Бобринский Н.А., Гладков Н.А. География животных. М., 1961.

  8. Большая детская энциклопедия. Биология. М. 2003.

  9. Большой энциклопедический словарь. Млекопитающие. М.: АСТ, 1999.

  10. Вавилов Н.И. Пять континентов. М., 1987.

  11. Вальтер Г. Растительность земного шара, Тт.1-3 М.: Прогресс, 1972-1975.

  12. Винокуров А.А. Редкие и исчезающие животные. Птицы. М., 1992.

  13. Воронов А.Г. Биогеография (с основами биологии).- М., 1963.

  14. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. - М., 1987.

  15. Воронов А.Г. Геоботаника М.: Высшая школа, 1973.

  16. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии. М., 1999.

  17. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира.- М., 1985.

  18. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков М., 1979.

  19. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. (Пособие для учителей). -М., 1974.

  20. Галушин В.М., Дроздов Н.Н., Ильичев В.Д. Фауна мира. Птицы. М., 1991.

  21. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Прага: Артия 1974.

  22. Гептнер ВТ. Общая зоогеография. М., 1936.

  23. Горышина Т. К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979.

  24. Даревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся. М., 1988.

  25. Дарлингтон Ф. Зоогеография. М., 1966.

  26. Диксон Д. Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1994.

  27. Жизнь животных. Тт. 1-6, М., 1968-1971; 2 изд., тт. 1-7, М., 1983-1989.

  28. Жизнь растений. Тт 1-6. М.: Просвещение, 1974—1982.

  29. Зедлаг У. Животный мир Земли. М., 1975.

  30. Земский В.А. Киты Антарктики. Калининград, 1962.

  31. Карри-Линдал К. Птицы над сушей и морем, Глобальный обзор миграций птиц. М., 1984.

  32. Карташев Н.Н. Систематика птиц. М., 1974.

  33. Клаусли-Томпсон Д. Миграция животных. М., 1982.

  34. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. М., 1988.

  35. Курнишкова Т.В., Петров В.В. География растений с основами ботаники, Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.Г. Воронова. М.: Просвещение, 1987.

  36. Леме Ж. Основы биогеографии М.: Прогресс, 1976.

  37. Лопатин И.К. Зоогеография. М., 1979

  38. Мордкович В.Г. Основы биогеографии. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2005.

  39. Наумов Г.В. Краткая история биогеография. М., 1963.

  40. Нейл У. География жизни. М.: Прогресс 1973.

  41. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Том 2. Мир природы. М.: «Весь мир», 1999.

  42. Павлов В.Н. Ботаническая география зарубежных стран. В 2-х ч. М.: Высшая школа, 1965.

  43. Павлов Д.С. и др. Редкие и исчезающие животные. Рыбы. М.: 1994.

  44. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т.М.: Мир, 1990.

  45. Ричардс П. Тропический дождевой лес. М., 1961.

  46. Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений. М.: Высшая школа, 1962.

  47. Соколов В.Е. Редкие и исчезающие животные. Млекопитающие. М.: 1986.

  48. Соколов В.Е. Систематика млекопитающих. Тт. 1-3, М.: 1973-1979.

  49. Старостенкова М. М., Гуленкова М. А., Шафранова Л. М., Шорина Н. И. Учебно-полевая практика по ботанике. М.: Высшая школа, 1990.

  50. Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. Л.: Наука, 1978.

  51. Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.

  52. Фегри-Х., Ван дер Пейл Л. Основы экологии опыления. — М.: Мир, 1982.

  53. Франк С. Иллюстрированная энциклопедия рыб. Прага: Артия 1982.

  54. Фукарек Ф., Мюллер Г., Шустер Р. Растительный мир Земли: В 2-х томах. М.: Мир, 1982.

  55. Чернов Ю.И. Природная зональность и животный мир суши. М., 1975.

  56. Шенников А. П. Экология растений. М.: Советская наука, 1950.

  57. Шмитхюзен И. Общая география растительности. М.,1966.

в) Программное обеспечение

– Microsoft Office (Word, Power Point).
г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

www.biodidac.bio.uottawa.ca

www.macroevolution.narod.ru/geography.htm

www.biogeografers.dvo.ru

www.ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Биогеография

www.rusbiolog.ru/2007/11/29/znachenie-slova-biogeografija-v.html



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1) средства мультимедиа (компьютерное проекционное оборудование, видеофильмы);

2)зоогеографические карты мира и России

3)учебные атласы мира и России

4)видеофильмы из серии «Живая природа» и др.

5) доступ в Интернет, к принтеру, копиру, сканеру.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский городской педагогический университет iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет

Московский городской педагогический университет iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)
Московский городской педагогический университет iconСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии
Московский городской педагогический университет iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Московский городской педагогический университет iconПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской педагогический университет iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Московский городской педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской педагогический университет iconСтруктурно-семантические и прагматические характеристики английского...
Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Московский городской педагогический университет iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Московский городской педагогический университет iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Московский городской педагогический университет iconК детям в образовательном процессе
Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический...
Московский городской педагогический университет icon«Московский городской педагогический университет» Институт психологии,...
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск