Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса





Скачать 76.37 Kb.
НазваниеПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Дата публикации01.09.2014
Размер76.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Гольц Юлия Викторовна (j.golts@mail.ru)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Самарский филиал
Аннотация

В данной статье предлагается рассмотреть особенности реализации коммуникационной функции единого информационного пространства школы и возникающие при этом проблемы.



В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом. Использование компьютерных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и в целом повышают ее эффективность. Происходит смена принципов, концепций, идей и целей образования. Создание единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения (ЕИОП) в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования.
Информационное пространство – это совокупность следующих компонентов:

  • информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания;

  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

  • средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий – программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса. Участниками информационного пространства являются:

  • администрация,

  • преподаватели,

  • учащиеся,

  • родители.

Информационными потоками являются:

  • структура учебного заведения,

  • учебный план,

  • штатное расписание,

  • тарификация.


Отечественные специалисты в области информатизации образования и педагоги-практики выделяют следующие основные функции единого информационного пространства школы: воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую, образовательную, управленческую.

Большое значение в настоящее время имеет формирование у школьников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми.




В данной статье предлагается рассмотреть особенности реализации коммуникационной функции и возникающие при этом проблемы.



NetSchool – это комплексная информационная система для современной школы. Ключевые достоинства NetSchool:

  • электронный журнал и электронный дневник, тщательно апробированные с 2002 г.;

  • проработанная аналитическая отчетность (более 40 автоматически формируемых отчетов для администрации школы, завучей, классных руководителей, учителей, учащихся, родителей);

  • интеграция с другими программами (системы тестирования, учебные курсы, программы составления расписания, системы контроля доступа и др.);

  • sms-сервис для родителей (не только sms-рассылки от классного руководителя, но и возможность для родителя получать информацию о своем ребенке по sms-запросу).


Система NetSchool поддерживает следующие типы пользователей:

  • директор/завуч;

  • классный руководитель/преподаватель;

  • учащийся;

  • родитель;

  • секретарь;

  • специалист по кадрам;

  • медицинский работник;

  • психолог/социальный педагог;

  • администратор системы;

  • технический персонал.


На рисунке 1 показаны возможности коммуникаций между пользователями ИС NetSchool. При этом решаются следующие задачи различных групп участников образовательного процесса.



Рис. 1
Решаемые задачи для руководства школы:

  • автоматизированное составление отчетности для органов управления образованием;

  • доступ к сведениям о сотрудниках, учащихся, родителях;

  • мониторинг движения учащихся;

  • ведение расписания уроков, школьных и классных мероприятий;

  • оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;

  • конструирование собственных отчетов.


Решаемые задачи для классных руководителей и преподавателей:

  • автоматическое получение всех стандартных отчетов об успеваемости и посещаемости;

  • ведение электронного классного журнала;

  • ведение календарно-тематических планов;

  • доступ к расписанию, просмотр школьных и классных мероприятий;

  • подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса;

  • работа с мультимедийными учебными курсами, подключенными к электронному классному журналу NetSchool;

  • ведение портфолио своих проектов и методических разработок.


Решаемые задачи для учащихся:

  • доступ к своему расписанию;

  • доступ к своему электронному дневнику с оценками, домашними заданиями и задолженностями по предметам;

  • получение отчетов о своей успеваемости и посещаемости;

  • ведение портфолио своих проектов и достижений.

  • возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса.


Уникальные возможности для родителей:

  • оперативный контроль за успеваемостью и посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник);

  • оперативный просмотр его расписания, отчетов по успеваемости;

  • возможность получать рассылку от классного руководителя на мобильный телефон в виде SMS: отчеты об успеваемости, информация о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.;

  • возможность в любое время делать SMS-запрос с мобильного телефона на специальный короткий номер (например, прогнозируемые оценки за четверть);

  • возможность связываться с классным руководителем или учителем-предметником своего ребенка с помощью внутрисистемной электронной почты;

  • если родитель не имеет доступа в Интернет, классный руководитель может распечатать наглядные и информативные отчеты для родителей.


Для всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • единая среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.


Для успешного решения поставленных задач требуется определенная организационно-управленческая работа, прежде всего администрации образовательного учреждения.
В отношении учащихся и их родителей необходимы:

  • информирование о возможностях используемой информационной системы;

  • своевременная настройка прав доступа для всех пользователей;

  • методическая и консультационная поддержка пользователей;

  • развитие и модернизация информационной системы с целью повышения ее операбельности и совершенствование интерфейса для большей интуитивной понятности во избежание потребности в обучении пользователей.


В отношении сотрудников образовательного учреждения:

  • улучшение организации работы сотрудников и снижение дублирующих функций при ведении журналов, документации по планированию и т.п. в электронном и бумажном виде;

  • оказание методической и консультационной поддержки;

  • развитие и модернизация информационной системы с целью повышения ее операбельности.


В отношении администрации образовательного учреждения и органов исполнительной власти управления образованием:

  • организация и оптимизация процессов работы сотрудников в информационной системе;

  • организация методической и консультационной поддержки.


Отдельной проблемой является организация процессов взаимодействия пользователей и разработчиков информационной системы. ИС NetSchool предоставляет большие возможности, но практика ее использования показывает, что ряд функций требуют доработки и модернизации. Так, при формировании отчета по выбывшим ученикам выбор места выбытия требует длительного времени, т.к. справочник недостаточно систематизирован. Поскольку образовательных учреждений, использующих ИС NetSchool, немало, то взаимодействие пользователей и разработчиков могут и должны организовывать органы управления образованием, в частности:

  • сбор замечаний и предложений по модернизации ИС;

  • планирование работ по модернизации ИС и пр.

.
Таким образом, для достижения качественно новых образовательных результатов с помощью информационно-коммуникационных технологий требуется подкреплять использование широких возможностей существующих ИС эффективной систематической организационно-управленческой деятельностью.
Литература

  1. Баранова Т.А., Максимова, О.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения //Информатика и образование. 2007. № 1.

  2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.Бином. Лаборатория знаний. 2005.

  3. Сайт «NetSchool. Сетевой город. Образование» - http://www.net-school.ru/prod_about.php.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повышение качества и эффективности обучения и воспитания, реализация личностного потенциала участников образовательного взаимодействия...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса icon«Повышение эффективности урока физики через алгоритмизацию учебного процесса»
Инновационный проект, описывающий методику конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов,...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса icon«Организация работы творческих микрогрупп в оу. Роль методического...
Правленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconОтчет по методической работе Методическая работа представляет собой...
Основная цель методической работы создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, повышение...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconДоклад о ходе реализации подпрограмм «Энергосбережение и повышение...
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере производства, передачи, потребления энергетических ресурсов и...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconО запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса
Мкоу «Ихальская сош», защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, родителей, учителей и содействия...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconМодель сетевого взаимодействия участников образовательного процесса,...

Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconМодель взаимодействия участников проекта
Модель взаимодействия всех участников проекта предполагает субъект-субъектные отношения, направленные на развитие познавательно-речевых...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconПроект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconЗадачи: Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Коллектив школы работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconПлан мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной...
Целью «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы,направленные на повышение эффективности здравоохранения в городе Севастополе»...
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconТема. В твоих руках весь мир!
Цель: организация взаимодействия участников образовательного процесса в рамках гражданско-правового образования
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconРегламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия,...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Повышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: повышение квалификации и профессионального мастерства, совершенствование учебно-воспитательного процесса, активизация учебно-познавательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск