Московский городской психолого-педагогический у ниверситет





НазваниеМосковский городской психолого-педагогический у ниверситет
страница1/57
Дата публикации19.06.2013
Размер3.34 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Психология > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





ПРИНЯТО

Ученым Советом МГППУ

от «____»_________2012 г.

протокол №



УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГППУ

____________В.В. Рубцов

«_____»__________ 2012 г.



ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МГППУ

за 2011 год

СОГЛАСОВАНО

Проректор по научной работе
_____________Е.Н. Задорина

Москва, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 3

I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6

I.1. ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ 6

1.1.1. НОЦ Нейро-когнитивных исследований (МЭГ-Центр) (рук. Строганова Т.А.) 6

I.1.2. Центр «Экспертные системы» (рук. Осипов Г.С.) 8

I.1.3. Кафедра возрастной психофизиологии (рук. Строганова Т.А.) факультета клинической и специальной психологии (рук. Мешкова Т.А.) 9

I.1.4. Кафедра общей психологии (рук. Кабардов М.К.) 10

I.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 12

I.2.1. Центр экспериментальной психологии (рук. Барабанщиков В.А.) 12

I.4. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ 17

I.4.1. Лаборатория психологических и нейробиологических проблем адаптации в образовании (рук. Холмогорова Н.В.) 17

I.4.2. НОЦ нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков (рук. Горбачевская Н.Л.) 19

I.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 21

I.5.1. Центр социальных компетенций и интеллекта (рук. Ушаков Д.В.) 21

I.6. КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 22

I.6.1. Кафедра культурно-исторической психологии (рук. Рубцов В.В.) 22

I.6.2. Лаборатория теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии (рук. Уланова Н.С.) 25

II. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 27

II.7. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ, РАЗРАБОТКА ПАКЕТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 27

II.7.1. Городской ресурсный центр одаренности (рук. Юркевич В.С.) 27

II.7.2. Лаборатория комплексных методов выявления одаренности (рук. Бабаева Ю.Д.) Городского ресурсного центра одаренности (рук. Юркевич В.С.) 29

II.7.3. Лаборатория мониторинговых исследований (рук. Дымарская О.Я.) 31

II.7.4. Лаборатория диагностики одаренности (рук. Белова С.С.) факультета информационных технологий (рук. Куравский Л.С.) 37

II.8. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 39

II.8.1. Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования (рук. Самсонова Е.В.) института проблем интегративного (инклюзивного) образования (рук. Алехина С.В.) 39

II.8.2. Лаборатория психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью (рук. Зарецкий В.К.) института проблем интегративного (инклюзивного) образования (рук. Алехина С.В.) 41

II.8.3. Лаборатория аномального развития (рук. Гаврилушкина О.П.) института проблем интегративного (инклюзивного) образования (рук. Алехина С.В.) 43

II.8.4. Лаборатория исследований трудностей обучения (рук. Ахутина Т.В.) института проблем интегративного (инклюзивного) образования (рук. Алехина С.В.) 49

II.8.5. Лаборатория социокультурной-реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (рук. Шеманов А.Ю.) института проблем интегративного (инклюзивного) образования (рук. Алехина С.В.) 51

II.8.6. Социально-педагогический колледж (рук. Шумских М.А.) 54

II.9. МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ НА УРОВНЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 56

II.9.1. Лаборатория проблем развития личности с ОВЗ (рук. Леонтьев Д.А.) института проблем интегративного (инклюзивного) образования (рук. Алехина С.В.) 56

II.10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ 59

II.10.1. Лаборатория «Практическая психология образования» (рук. Дубровина И.В.) 59

II.10.2. Кафедра юридической психологии (рук. Дозорцева Е.Г.) факультета юридической психологии (рук. Дворянчиков Е.В.) 60

II.10.3. Управление методического обеспечения Службы практической психологии образования (рук. Зиновьева М.В.) 62

II.10.4. Центр психолого-педагогической экспертизы игр игрушек (рук. Смирнова Е.О.) 64

II.10.4. Управление по социально-психологической адаптации и развитию подростков (Центр «Перекресток») (рук. Хломов К.Д.) 65

II.11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ЭКСПЕРТИЗА И МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 67

II.11.1. Кафедра детской и семейной психотерапии (рук. Филиппова Е.В.) факультета психологического консультирования (Василюк Ф.Е.) 67

I.11.2. Факультет экстремальной психологии (и.о. рук. Кокурин А.В.) 73

II.11.3. Лаборатория психологической безопасности в образовании (рук. Ковров В.В.) Центра экстренной психологической помощи (рук. Вихристюк О.В.) 74

II.11.4. Лаборатория научно-методического обеспечения экстренной психологической помощи (рук. Банников Г.С.) Центра экстренной психологической помощи (рук. Вихристюк О.В.) 75

II.12. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА; МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА; ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА КОНКРЕТНОМ МАТЕРИАЛЕ; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 78

II.12. 1. Кафедра философии и гуманитарных наук (рук. Блюхер Ф.Н.) 78

II.13. ПЕРЕХОД НА ФГТ (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ) К ДОШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ. МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА) 80

II.13.1. Лаборатория психологических проблем подготовки педагогов 80

(рук. Юдина Е.Г.) 80

II.16. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 82

II. 16.1. Лаборатория психология здоровья (рук. Касаткин В.Н.) 82

II.18. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ 85

II.18.1. Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования (рук. Хухлаев О.Е.) факультета социальной психологии (рук. Кондратьев М.Ю.) 85

II.20. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА 86

II.20.1. Лаборатория психологических основ профессионального консультирования (рук. Пряжникова Е.Ю.) 86

II.21. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ 88

II.21.1 Лаборатория психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства (рук. Ослон В.Н.) 88

II.22. ЮВЕНАЛЬНАЯ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 91

II.22.1 Лаборатория ювенальных технологий (рук. Чиркина Р.В.) 91

II.22.2. Кафедра юридической психологии (рук. Дозорцева Е.Г.) совместно с кафедрой пенитенциарной психологии (рук. Дебольский М.Г.) факультета юридической психологии (рук. Дворянчиков Н.В.) 94

II.22.3. Кафедра клинической и судебной психологии (рук. Сафуанов Ф.С.) факультета юридической психологии (Дворянчиков Н.В.) 96

II.22.4. Кафедра криминальной психологии (рук. Ениколопов С.Н.) факультета юридической психологии (рук. Дворянчиков Н.В.) 97

II.22.5. Кафедра пенитенциарной психологии (рук. Дебольский М.Г.) факультета юридической психологии (рук. Дворянчиков Н.В.) 100

II.23. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 102

II.23.2. Кафедра теоретических основ социальной психологии (рук. Крушельницкая О.Б.) факультета социальной психологии (рук. Кондратьев М.Ю.) 104

II.23.3. Кафедра психологии управления (рук. Погодина А.В.) факультета социальной психологии (рук. Кондратьев М.Ю.) 108

II.24. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППИРОВОК 109

II.24.1. Лаборатория психологических проблем детей с девиантным поведением (рук. Сидоров Н.Р.) 109

II.25. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ 111

II.25.1. Лаборатория «Психологическая готовность к школе» (рук. Гуткина Н.И.) 111

II.25.2. Кафедра возрастной психологии (рук. Обухова Л.Ф.) факультета психологии образования (рук. Егорова М.А.) 114

II.25.3. Кафедра педагогической психологии (рук. Гуружапов В.А.) факультета психологии образования (рук. Егорова М.А.) 118

II.25.4. Кафедра дошкольной педагогики и психологии (рук. Бурлакова И.А.) факультета психологии образования (рук. Егорова М.А.) 119

II.25.5. Кафедра клинической психологии детей и подростков (рук. Шалимов В.Ф.) факультета психологии образования (рук. Егорова М.А.) 120

II.25.6. Кафедра социальной психологии развития (рук. Толстых Н.Н.) факультета социальной психологии (рук. Кондратьев М.Ю.) 122

II.25.7. Лаборатория социокультурных проблем образования (рук. Собкин В.С.) 125

II.25.8. Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии (рук. Василюк Ф.Е.) факультета психологического консультирования (рук Василюк Ф.Е.) 126

II.25.9. Кафедра мировой психотерапии (рук. Цапкин В.Н.) факультета психологического консультирования (рук. Василюк Ф.Е.) 132

II.26. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 136

II.26.2. Кафедра клинической нейро-и патопсихологии (рук. Зверева Н.В.) факультета клинической и специальной психологии (рук. Мешкова Т.А.) 137

II.26.3. Кафедра клинической психологии раннего детства (рук. Казьмин А.М.) факультета клинической и специальной психологии (рук. Мешкова Т.А.) 140

II.26.4. Кафедра клинической психологии и психотерапии (рук. Холмогорова А.Б.) факультета психологического консультирования (рук. Василюк Ф.Е.) 142

Методы исследования: 145

II.27. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 153

II.27.1. Лаборатория медико-психологической реабилитации (рук. Барцалкина В.В.) 153

II.28. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ 155

II.28.1. Кафедра специальной психологии (рук. Басилова Т.А.) факультета клинической и специальной психологии (рук. Мешкова Т.А.) 155

II.29. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ 157

II.29.1. Кафедра психологической реабилитации (рук. Щербакова А.М.) факультета клинической и специальной психологии (рук. Мешкова Т.А.) 157

II.30. МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ 158

II.30.1. Кафедра организационной и экономической психологии (рук. Забродин Ю.М.) факультета государственного и муниципального управления (рук. Ковтунович М.Г.) 158

II.30.2. Кафедра теории и практики управления (и.о. рук. Круппа А.В.) факультета государственного и муниципального управления (рук. Ковтунович М.Г.) 160

2. На основе системного подхода, а также, обобщения и синтеза материалов научных исследований инфраструктуры разработать методологию инфраструктурного подхода к анализу и организации социально-экономического развития общества. 161

3. Разработать предложения по совершенствованию государственного управления развитием общественной инфраструктуры в России. 161

4. Определить основные элементы инфраструктуры политического диалога в рамках анализа диалога как политико-коммуникативной технологии. 161

II.30.3. Кафедра зарубежной и русской филологии (рук. Ермолова Т.В.) 163

II.30.4. Факультет иностранных языков (и.о. рук. Дергачева И.В.) 166

III. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ 168

III.32. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РЕСУРСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИУМА В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 169

II.32.1. Факультета социальной педагогики (рук. Торохтий В.С.) 169

IV. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ 171

IV.36. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 171

IV.36.1. Лаборатория социально-педагогических исследований и разработок (рук. Гуковская М.В.) 171

IV.36.2. Кафедра «Социальная коммуникация и организация работы с молодёжью» факультета «Социальная коммуникация» (рук. Шилина И.Б.) 173

V. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 175

V.37. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ДАННЫХ 175

V.37.1. Кафедра прикладной информатики (рук. Куравский Л.С.) факультета информационных технологий (рук. Куравский Л.С.) 175

V.37.2. Кафедра прикладной математики (рук. Яшин А.Д.) факультета информационных технологий (рук. Куравский Л.С.) 177

V.38. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ И КОМПЛЕКСЫ ПРОГРАММ (В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ) 178

V.38.1. Лаборатория количественной психологии для психологических исследований (рук. Митина О.В.) факультета информационных технологий (рук. Куравский Л.С.) 178

V.38.2. Лаборатория математической психологии и прикладного программного обеспечения (рук. Артеменков С.Л.) факультета информационных технологий (рук. Куравский Л.С.) 180

V.38.3. Лаборатория мониторинговых исследований (рук. Дымарская О.Я.) 185

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

ВВЕДЕНИЕ



Отчет о научно-исследовательской работе Университета за 2011 год представлен рефератами научных исследований, проведенных за отчетный период структурными подразделениями Университета (научными лабораториями, научными Центрами, научно-практическими центрами, кафедрами факультетов и общеуниверситетскими кафедрами). Реферат включает тему исследования, его цели, задачи, решаемые в отчетный период, перечень методов и методик, используемых в исследовании и основные результаты, полученные в результате исследования в 2011 году.

В 2011 году в Университете проводились фундаментальные исследования в области психологии и психофизиологии когнитивных процессов. Результаты этих исследований представлены в отчетах научно-образовательного центра Нейро-когнитивных исследований (МЭГ-Центр – руководитель д.биол.н. Т.А.Строганова), научно-образовательного центра Экспериментальной психологии (руководитель – д.псх.н. В.А.Барабанщиков), научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта (руководитель д.псх.н. Д.В.Ушаков), научно-образовательного центра нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков (руководитель д.био.н. Н.Л.Горбачевская), научной лаборатории психологических и нейробиологических проблем адаптации в образовании (руководитель к.биол.н. Н.В.Холмогорова), научного центра «Экспертные системы», лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии (руководитель к.псх.н.Н.С. Уланова), кафедры культурно-исторической психологии (рук. В.В. Рубцов).

Ученые Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центр) также ведут научные проекты совместно с Национальной Сетью Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках БиоН (в рамках программы EU Tempus в сотрудничестве с ведущими европейскими нейробиотехнологическими центрами Финляндии (Финской Национальной Аспирантурой по Нейронаукам, FGSN), Италии (IIT), Англии (МRC-CBU, UCL), Франции (Ecole Normale) и другими).

Прикладные исследования, проводимые в Университете, представлены в отчетах научных лабораторий, кафедр, Института интегративного (инклюзивного) образования МГППУ. Прикладные исследования охватывают вопрос психологического сопровождения различных контингентов детей (одаренных детей, детей-сирот, детей с ОВЗ, девиантных и делинквентных детей), а также вопросы развития психологической службы образования.

Отчет также содержит информацию об исследованиях, проводимых в области информационных технологий (факультет Информационных технологий), филологии (факультет Иностранных языков), в области социальной педагогики (факультет Социальной педагогики и лаборатория социально-педагогических исследований и разработок).

По результатам проведенных исследований научных лабораторий и кафедр МГППУ были изданы монографии и сборники научных трудов: 19 монографий и одна глава в монографии, 17 учебных пособий, семь учебников, один из них с грифом Министерства образования, опубликовано более 130 статей в российских рецензируемых научных журналах ВАК, более 10 статей в зарубежных журналах.

В 2011 году было поддержано 24 научных проекта структурных подразделений такими организациями-грантодателями и фондами, как Министерство образования и науки РФ, Департамент образования города Москвы, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Девять научных проектов  продолжены в 2012 году.

В 2011 году в Университете было проведено более 30 научных мероприятий (конференций, форумов, симпозиумов): 6 международного уровня, 12 всероссийского уровня, межведомственные и межвузовские мероприятия.

В 2011 году (26 августа – 1 сентября) в Москве на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) при поддержке Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR) проводилась Вторая международная летняя психологическая школа для молодых ученых «Теоретические проблемы культурно-исторической психологии в контексте современной социальной практики». Конкурсный отбор прошли научные работы 26 аспирантов из России, Бразилии, Мексики, Испании, Норвегии, Италии, Индии, Сингапура, Австралии, Ирландии, Нидерландов и Финляндии. В работе школы приняли участие 11 профессоров из России, Бразилии, Германии, Финляндии.

В июне 2011 года в МГППУ проходила Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». Конференция была посвящена обсуждению методологических ориентиров, принципов и ограничений, которыми следует руководствоваться в развитии практики и технологии обеспечения инклюзивного образования в России. В работе конференции приняли участие работники образовательных учреждений на всех уровнях, представители научно-исследовательских лабораторий и представители научной элиты в области инклюзивного и специального образования, зарубежные эксперты, представители некоммерческих организаций (в общей сложности более 350 человек из 36 регионов РФ, а также зарубежные специалисты из Германии, Канады, Норвегии, Испании, Финляндии, Украины, Казахстана и Белоруссии.

В 2011 году также прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «На пороге взросления», посвященная содержательному психологическому анализу актуальных проблем подросткового возраста. В конференции в общей сложности приняли участие более 400 человек (ведущие ученые, педагоги-психологи, учителя, студенты, аспиранты, представители родительской общественности, специалисты из смежных областей).

5-6 декабря 2011 года в МГППУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», основной целью которой стал обмен опытом по различным аспектам психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом. В конференции участвовали более 350 специалистов сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, представителей науки, развивающих теорию и практику психологической реабилитации в России и за рубежом. Среди участников представители Российской Федерации, Германии, Израиля, Соединенных Штатов Америки, Италии, Литвы, Латвии.

 В 2011 году продолжил работу Научный лекторий в форме публичных лекций. Второй цикл был посвящен развитию современной психологии, было проведено более 14 публичных лекций. Лекции посетили более тысячи слушателей: студенты, магистранты и аспиранты гуманитарных вузов, профессиональные психологи, специалисты из смежных областей и интересующиеся психологией. Видеолекции размещены на образовательном канале МГППУ http://www.youtube.com/user/mgppu . В 2011 году в МГППУ прошел курс лекций профессора Яакко Вирккунена (Университет Хельсинки, Финляндия) «Методология исследования развивающей деятельности и метод Лаборатории изменений» на английском языке. Участниками курса стали сотрудники МГППУ и аспиранты, которые получили знания в области исследований коллективной деятельности.

В 2011 году продолжил работу Научный лекторий в форме публичных лекций. Второй цикл был посвящен развитию современной психологии, было проведено более 14 публичных лекций. Лекции посетили более тысячи слушателей: студенты, магистранты и аспиранты гуманитарных вузов, профессиональные психологи, специалисты из смежных областей и интересующиеся психологией. Видеофайлы лекций размещены на образовательном канале МГППУ http://www.youtube.com/user/mgppu. В 2011 году в МГППУ прошел курс лекций профессора Яакко Вирккунена «Методология исследования развивающей деятельности и метод Лаборатории изменений» на английском языке. Участниками курса стали сотрудники МГППУ и аспиранты, которые получили знания в области исследований коллективной деятельности.

В Университете проводятся научные мероприятия для студентов и молодых ученых, студенты участвуют в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу, объявленных Министерством образования и науки РФ и другими организациями. В январе 2011 года традиционно проводилась Зимняя психологическая школа «Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка», целью, которой являлась подготовка к научной и практической деятельности по проблемам работы с одаренными детьми, подростками и молодежью. В 2011 году по инициативе Университета  второй раз был организован и проведен Всероссийский конкурс именных стипендий имени Л.А. Венгера, имени В.В. Давыдова, имени А.В. Петровского, имени Д.Б. Эльконина, имени М.М. Коченова на лучшую научно-исследовательскую работу среди студентов. В конкурсе приняли участие 103 студента и магистранта из 32 городов России. Десять победителей в течение полугода (январь – июнь 2012 года) будут вести научно-исследовательскую работу по теме своих исследований под руководством ведущий ученых из числа профессорско-преподавательского состава факультетов МГППУ: «Психология образования», «Социальная психология» и «Юридическая психология».

В Московском городском психолого-педагогическом университете в 2011 году утверждены три научные школы:

  • «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании», научный руководитель доктор психологических наук, профессор В.В.Рубцов;

  • «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности», научный руководитель доктор психологических наук, профессор Ю.М. Забродин;

  • «Социально-педагогический подход в профессиональной деятельности», научный руководитель доктор педагогических наук, профессор В.С. Торохтий.


Отчет о НИР состоит из пяти разделов: фундаментальные исследования в психологии, прикладные исследования в психологии, фундаментальные исследования в педагогике, прикладные исследования в педагогике, прикладные исследования в области информационных технологий. Объем Отчета о НИР 190 листов.

I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ




I.1. ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ




1.1.1. НОЦ Нейро-когнитивных исследований (МЭГ-Центр) (рук. Строганова Т.А.)



Научно-исследовательскую работу выполнили: д-р биол. наук Т. А. Строганова, канд. биол. н. Н. В. Чаянов, канд. физ-мат. н. В. Л. Введенский, канд. биол. н. И. Н. Посикера, канд. физ-мат. н. А.А. Морозов, канд. психол. н. М.М. Цетлин, канд. психол. н. С.И. Новикова, канд. психол. н. Н. П. Пушина, канд. психол. н. А. О. Прокофьев, канд. психол. н. Ю. А. Бурдукова, канд. психол. н. Н. А. Воронин, канд. психол. н. Ф.И. Барский, О. С. Алексеева, Л.Н. Гнитеева.
В 2011 году центр работал над несколькими темами НИР.
Первая тема НИР: «Функциональная локализация моторных зон коры мозга методом магнитоэнцефалографии» (начало темы)

Цель исследования: Поиск адекватного способа анализа данных МЭГ и дополнительно регистрируемых данных для функционального картирования первичных зон представительства руки, ноги и губ в моторной коре мозга человека.

НИР направлен на разработку и внедрение эффективных методов картирования первичных моторных зон коры мозга человека при помощи магнитоэнцефалографии. Возможность надежного неинвазивного картирования невосполнимых зон коры мозга у отдельного индивида имеет принципиальное значение для исследований фундаментальных закономерностей процессов пластичности и возможностей реорганизации мозга после повреждений мозговой ткани. На данный момент существуют различные подходы к решению этой задачи, однако ни один из них не является общепризнанным.

В ходе первого этапа данной НИР, по которому производится данный промежуточный отчёт, были опробованы методы определения начала движения пальца руки, ступни ноги и губ лица при помощи электромиографии, акселерометрии, тензометрии. Кроме того, проведено пилотное исследование, в задачи которого входило картирование с помощью однодипольной модели моторных представительств руки и ноги у 10 испытуемых.
Результаты исследования:

Разработка заявленной темы определила как перспективы дальнейшей работы, так и принципиальные ограничения на её пути. Метод функциональной локализации моторных зон коры при помощи регистрации МЭГ во время многократного простого движения пальцем руки или ступнёй ноги доказал свою принципиальную обоснованность. Вместе с тем, многополярность паттерна активации нейронных ансамблей ставит вопрос о необходимости применения не только однодипольной модели, но так же и более сложной модели распределённых источников. Кроме того, в силу неустранимых на данном этапе мышечных артефактов на сенсорах МЭГ картирование моторного представительства губ на данном этапе не приводит к надёжным результатам и требует дополнительного анализа и разработки приемлемых алгоритмов устранения данного типа артефактов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской психолого-педагогический у ниверситет
Российской Федерации от ценовой конъюнктуры, в частности на кредитные ресурсы, что ставит вопрос о целесообразности их привлечения...
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской психолого-педагогический университет

Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской психолого-педагогический университет Факультет...
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской педагогический университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconМосковский городской педагогический университет
В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного...
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconСтруктурно-семантические и прагматические характеристики английского...
Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»
Московский городской психолого-педагогический у ниверситет iconПсихолого-педагогический университет
«Психолого-дидактические особенности модульного подхода в преподавании итальянского языка русскоговорящим школьникам»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск