Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»





Скачать 169.39 Kb.
НазваниеМосковский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
Дата публикации17.07.2013
Размер169.39 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в арт-терапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование
на тему:

«Символизация в арт-терапии»


Выполнила:

Графова Т. Л..


Преподаватель:

к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

.

Москва 2010 г.

Оглавление


Оглавление 3

1. Понятие символа 4

2. Эволюционный характер символизации 6

3. Обоснование эффективности применения символов в психотерапии: 7

4. Особенности работы с символами в арт-терапии по сравнению с традиционными методами психотерапии 8

4.1. Концепция Эбби Келиш 8

4.2. Роль символов в факторах психотерапевтического воздействия в арттерапии по А. И. Копытину 9

4.2.1. Фактор художественной экспрессии 9

4.2.2. Фактор психотерапевтических отношений 10

4.2.3. Фактор интерпретации и обратной связи 10

4.3. Нейропсихологические аспекты применения символов по К. Мальчиоди 10

4.3.1. Формирование визуальных образов 11

4.3.2. Взаимосвязь с теорией привязанности 11

4.3.3. Эффективность символизации при работе с психическими травмами 11

5. Интерпретация символов в арт-терапии 12

6. Учёт возможных недостатков работы с символами в арттерапии 14

7. Символизация арт-терапевтического процесса 15

Литература 17



«Человек - это символ. Образ и рисунок - тоже. Проникни за внешний образ символа, или же ты погрузишься в сон...

Внутри символа есть смысл, который движет. Пойми его. Чтобы исполнить это, тебе нужен проводник. Но прежде, чем он сможет помочь , тебе необходимо подготовиться, воспитывая честное отношение к объекту своего поиска...»

Кваджа Пулат

1. Понятие символа


Символ — это одно из важнейших понятий философии, эстетики, филологии, а также точных наук. понятие символа имеет более чем двухтысячелетнюю историю осмысления. «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)». «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п.». «В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще — это в сущности разновидности символики». (Википедия -http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB )

По определению Гёте, символ - это единство схемы и аллегории. Всем известный, например, символ голубя мира - это одновременно и птица, и знак мира. Также можно вспомнить всем известные символы - колесо и крест. В символе невозможно разделить схематическое от аллегорического, именно эта слитность и отличает символ от знака или тропа.

К. Г. Юнг называет символическим такое слово или образ, значение которого больше, чем прямой смысл и к которому неприменимо точное определение или объяснение. То есть, символы имеют дополнительный смысл, неподвластный человеческому пониманию. Юнг считал, что символ - это одновременно образ и эмоция, и в этом его сила. Именно этот эмоциональный подтекст и несёт ту самую психическую энергию, тот самый дополнительный смысл. Символическое мышление связано с принципом удовольствия, так как образ - это воплощение внутренних импульсов, потребностей.

Также К. Г. Юнг отмечает индивидуальный характер символов. Символы - это язык индивидуального бессознательного. Но существует также и коллективное бессознательное, которое не развивается индивидуально, а наследуется. Символы коллективного бессознательного принято называть архетипами. Архетипы, по Юнгу - это сложные психические структуры, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы, самые важные из которых — это Тень, Самость, Эго, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Старик. Архетипы могут лежать в основе мифов, сказок, художественных произведений. Они проявляются в жизни каждого человека в снах, в творчестве. При этом один и тот же символ может как возникать из личного опыта, так и быть проявлением коллективного бессознательного, т. е. архетипом. Поэтому при толковании их необходимо учитывать знания и культуру клиента, а также его жизненный опыт. Таким образом, каждый новый случай должен рассматриваться как с чистого листа, чтобы не сделать ошибочных выводов.

2. Эволюционный характер символизации


Эбби Келиш ссылается на различные научные источники, рассматривающие роль символов в эволюции человека. Так, Алланд, считает, что способность к изобразительной деятельности, созданию образов не является прямым следствием эволюции. Это побочный продукт исследовательского поведения, вербальной коммуникации, игры, совершенствованием процессов восприятия. Использование образов тесно связано с увеличением способности различения внешних объектов, а значит. адаптации к условиям окружающей среды. Пфайффер предполагает, что наскальные изображения служили для передачи информации молодёжи, для более эффективного усвоения опыта, необходимого для выживания в первобытном обществе. Образы были тесно связаны с ритуалами и использовались, так как затрагивали эмоционально. Известно, что племена, использовавшие ритуалы, выживали лучше. Эллен Диссенейк считает, что роль искусства, творчества в повседневной жизни человека сейчас сильно недооценена.. В древности любой человек мог участвовать в ритуалах, танцах, пении, изготавливал предметы декоративно-прикладного искусства. По Диссенейк, творчество затрагивает ведущие поведенческие механизмы, характерные для всех людей. Выделение объектов из окружающей среды - это отражение древних, адаптивных форм поведения. Таким образом, символическое мышление эволюционно более древнее.

Как известно, онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Ребёнок познаёт мир в образах. Но на этой стадии образы размыты. Они многозначны. Часто заключают в себе скрытый смысл, требующий расширения. Каждый символ - это информационный комплекс, с богатым смысловым содержанием. Он может снимать напряжение, возникающее при фрустрации потребностей. Символическое мышление не исчезает при развитии сознания и вербальной речи, оно становится языком бессознательного. Ранее считалось, что у взрослых познавательная деятельность существует, в основном, в вербальной форме, которая считалась более эффективной. Соответственно, символическое мышление рассматривалось как регрессивное, примитивное, а её проявления у взрослых людей могли считаться ослаблением зрелых способов коммуникаций. Эбби Келиш обнаружила, что символическое, образное мышление не обязательно способствует ослаблению вербальной формы познавательной активности. Большая часть информации может быть усвоена и передана только посредством символов, до того, как найдёт своё выражение в словах. Часто человек не осознаёт, какое психологическое содержание заключено в образах, и поэтому оно не подвергается цензуре сознания. При поражениях головного мозга, психических заболеваниях символы могут стать основным языком коммуникации.

3. Обоснование эффективности применения символов в психотерапии:


- диагностическая ценность для специалиста. Разработано большое количество тестов, основанных как на содержании образов, так и на анализе элементов конкретного изображения.

- когнитивная ценность. Множество исследований подтверждает равноценность познавательных процессов, осуществляемых левым и правым полушарием. В процессе создания и восприятия образа активны оба полушария, и они взаимодействуют друг с другом. Кроме того, известно, что психическая информация сохраняется именно в визуальной форме. Часты случаи, когда люди не могут вербально выразить свои переживания из-за перенесённой психической травмы, либо, если они связаны с довербальным периодом развития. Поэтому часто люди могут получать доступ к психической информации лишь посредством образного мышления.

- катарсическая ценность. Использование образов обеспечивает выражение глубоко подавленных переживаний и их трансформацию, что обеспечивает разрядку психологического напряжения.

- возможность психологических изменений даже при отсутствии интерпретаций.

- улучшают эмпатический контакт между клиентом и психотерапевтом.

- образы связаны с прошлым и настоящим опытом, позволяют проиграть, осмыслить и освоить новые формы будущего поведения.

- позволяют выражать те мысли и чувства, которые трудно передаются в словах. Согласно гипотезе сопротивления, в момент блокировки вербальной экспрессии происходит спонтанное усиление формирование образов.

- восприятие и переработка символической информации равноценны и дополняют друг друга, кроме того, осуществляются на разных уровнях психических процессов.

- работа с образами оказывает положительное влияние на функционирование организма, влияя на уровень сахара в крови, сердечный ритм, температуру тела, деятельность желудочно-кишечного тракта.

4. Особенности работы с символами в арт-терапии по сравнению с традиционными методами психотерапии


Образы давно и широко используются в традиционной психотерапии. Отличие вербальных способов психотерапии в том, что образы здесь используются лишь как вспомогательный элемент. Психологи, использующие образы, стараются достичь вербального выражения клиентом этих представлений, придавая главенствующее значение именно такой форме работы. В арт-терапии образная коммуникация рассматривается как равноценная с вербальной, а то и более предпочтительная по сравнению с ней. Преимущества такого подхода подтверждены многими авторами.

4.1. Концепция Эбби Келиш


1. В арттерапии символы приобретают осязаемость. Происходит комплексное взаимодействие процессов восприятия, ощущения, эмоций с создаваемым символическим образом . Таким образом, словно воссоздаётся реальность, так как тело и психика реагируют на символы так же, как на реальные объекты.

2. Предполагается активное взаимодействие клиентов с продуктами своего творчества. Контакт с символическим образом, с одной стороны, способствует более глубокому проживанию своих эмоций, с другой, обеспечивает большую дистанцированность от своих чувств, что благоприятно для осмысления, рефлексии. При этом контакт с образом возможен не только вербальными способами, но и подключением других модальностей. Это обеспечивает более глубокое взаимодействие между сознательным и бессознательным.

4.2. Роль символов в факторах психотерапевтического воздействия в арттерапии по А. И. Копытину

4.2.1. Фактор художественной экспрессии


А. И. Копытин сопоставляет взгляды на символообразование З. Фрейда, К. Г. Юнга, М. Клейн, М. Милнер, Д. Шаверьен и Ш. Макниффа и др. Фрейд связывал создание образов с проявлениями примитивного психического механизма. Он считал, что символы служат снятию психического напряжения при фрустрации, что характерно для незрелой психики ребёнка либо при психических расстройствах. Напротив, Юнг считал символообразование универсальным способом психической экспрессии, используемым на разных стадиях психического развития. Для него символообразование - это проявление самоисцеляющих возможностей психики, внутренняя потребность, инстинкт, присущий каждому человеку. С ним связана «трансцендентная функция психики», благодаря которой и происходит развитие.

М. Клейн относилась к творчеству с точки зрения «восстановления утраченного объекта» М. Милнер считала эту функцию вторичной, а большее значение придавала обретению нового психического опыта и трансформации через взаимодействие сознания и бессознательного в процессе создания нового.

С точки зрения Д. Шаверьена исцеляющий эффект творчества связан с включением символического мышления, которое обеспечивает связь объективной и субъективной реальности человека. Особое внимание Д. Шаверьен уделил отношениям клиента и создаваемого образа. Эти образы воплощают в себе аффект и заставляют клиента совершать с ним манипуляции, ритуалы, становясь тем самым талисманом. Для создателя талисман обладает магическими свойствами. Например, он может быть хранилищем сложных эмоций и таким образом способствует достижению над ними контроля.

Ш. Макнифф высказывает похожие взгляды. Он связывает исцеляющее воздействие символов с тем, что они наделяются определённой сущностью, при этом способны направлять своих авторов, наблюдать и сопровождать их.

4.2.2. Фактор психотерапевтических отношений


Первостепенная роль символической коммуникации в арттерапии оказывает влияние на формирование переноса и контропереноса:

«а) перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях поведения и высказываний клиента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов;

б) контрперенос вызывается как особенностями поведения и высказываний клиента, так и стилем и особенностями его изобразительной деятельности и характером создаваемых им образов» (2. с. 38)

4.2.3. Фактор интерпретации и обратной связи


Поскольку в арттерапии идёт более глубокое и тесное взаимодействие с символами по сравнению с традиционными методами, то адекватная интерпретация и обратная связь постепенно формирует у клиента способность видеть самому смысл в своей изобразительной продукции и осознавать её связь со своим жизненным опытом.

4.3. Нейропсихологические аспекты применения символов по К. Мальчиоди


В статье «Арт-терапия и мозг» К. Мальчиоди опирается на новейшие научные и медицинские данные, объясняющие эффективность арт-терапии. Национальный центр комплементарной и альтернативной медицины рассматривает арт-терапию в качестве психосоматической интервенции, метода лечебного воздействия, который усиливает влияние головного мозга на соматические функции и симптомы.

4.3.1. Формирование визуальных образов


Существует множество эмпирических данных о положительном влиянии визуальных образов на психическое и физиологическое состояние человека. Нейропсихологичесские исследования дали обоснование этим данным. Было выяснено, что восприятие и визуализация активируют зрительную зону коры головного мозга. Таким образом, мозг реагирует на ментальные образы так, будто они реальны. Но изобразительные символы, в отличие от ментальных, предполагают большую активность клиента, направленную на формирование желаемых изменений.

4.3.2. Взаимосвязь с теорией привязанности


Получены новые нейропсихологические данные о влиянии символизации на трансформацию опыта привязанности. Согласно теории привязанность Дж. Боулби привязанность ребёнка и родителей оказывает влияние на построение отношений с людьми Мальчиоди ссылается на Перри, который утверждает, что здоровая привязанность играет огромную роль в формировании некоторых отделов головного мозга. Тем не менее, согласно нейропсихологическим исследованиям, изменить или компенсировать этот опыт можно в различные возрастные периоды, а не только в раннем детстве. Арт-терапия является одним из таких способов. Накоплено достаточное количество научных данных, утверждающих, что взаимодействие терапевта и клиента через язык символов активизирует ранний опыт первичной привязанности довербального периода. Это способствует более эффективной компенсации при нарушениях привязанности.

4.3.3. Эффективность символизации при работе с психическими травмами


Травмы вызывают изменения как на уровне сознания, так и на уровне тела, вызывая физиологические симптомы.Это связано с тем, что «травмы кодируются лимбической системой как особая сенсорная реальность» (1, с. 326). Поэтому для преодоления последствий травмы, необходимо переработать травматический опыт на уровне ощущений, чему эффективно способствует осязаемое взаимодействие с образами в арттерапии. данные о механизмах запечатления воспоминаний также свидетельствуют об эффективности арттерапии при работе с травмой. Эксплицитная (явная) память осознанна и хранит воспоминания о фактах, событиях. Имплицитная же (скрытая) память содержит воспоминания об ощущениях и чувствах. Травмирующее событие оказывает негативное влияние, когда воспоминания не фиксируются в эксплицитной памяти, либо воспоминания, хранящиеся в имплицитной и эксплицитной памяти, не соотносятся друг с другом. Создание символов в таких случаях позволяет объединить мысли и чувства воедино, осмыслить травмирующие события.

5. Интерпретация символов в арт-терапии


Несмотря на то, что психологические изменения могут происходить даже при отсутствии интерпретаций, всё же интерпретация является важной частью взаимодействия клиента с созданными образами. Интерпретации помогают клиенту увидеть связь между созданными образами и жизненной ситуацией, индивидуальными особенностями, способствует переосмыслению опыта и изменению. Кроме того, осмысление специалистом значения образов в арттерапии способствует лучшему эмпатическому контакту. Сложность интерпретации заключается в многозначности символов, что допускает совершенно разные толкования. А также в субъективности восприятия арт-терапевта в силу различного с клиентом жизненного опыта. Если придерживаться жёсткой интерпретационной схемы, то процесс может превратиться в навешивание ярлыков. Поэтому следует признать, что интерпретация в силу многозначности символа всегда имеет личный хаорактер. Тем не менее это не является препятствием для её применения, так как новые смыслы, новые толкования позволяют клиенту ощутить большую многогранность созданных образов. арт-терапевты часто предлагают клиентам интерпретации в форме различных гипотез и дают возможность выбора между различными гипотезами. Кроме вербальных интерпретаций, с образами можно взаимодействовать невербально, подключая другие модальности. А. И. Копытин отмечает важность феноменологического исследования образов, не привязываясь к определённым значениям. «Вместо того, чтобы поспешно «втискивать» образы в определённые рамки значений и теоретических конструктов, надо постараться как можно полнее ощутить их экспрессивные качества, включая их фактуру, цвет, плотность, массу, форму, линию и даже запах, вкус и движение - ведь многие люди способны «слышать» и «обонять» визуальные образы, чувствовать, как они «танцуют» и «танцевать» вместе с ними» (3, с. 27). «Чем дольше клиент и аналитик безоценочно и эмпатически созерцают образыы, тем больше они могут увидеть и почувствовать. Отказ от поспешного нахождения психологической нагрузки образов может выступать методом, позволяющим раскрывать множество более глубоких, скрытых в них смыслов и активизировать их исцеляющие энергии». (3, с. 27) Адекватная интерпретация важна для усиления когнитивной ценности созданных символов.

А. И. Копытин выделил принципы интерпретации изобразительной продукции:

  1. Принцип детализации. Учёт не только общей структуры, но и деталей образов.

  2. Необходимость учёта контекста, в котором происходит формирование и воплощение символов.

  3. Важность феноменологического исследования, чувственное проникновение в образ.

  4. Признание многозначности символа.

  5. Вскрытие проблемного материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора.



Эбби Келиш сформулировала этапы интерпретации:

«1. А. Эстетический подход к восприятию художественной продукции (отказ от критических оценок, центрирование на образе). Б. Феноменологический подход (оценка проекций, допустимость субъективности восприятия, феноменологические описания).

2. Формалистский подход (анализ разных формальных характеристик художественной работы, их тщательное описание, но не интерпретация).

3. Личностный подход (анализ особенностей психического развития клиента, истории его жизни и заболевания, семейной системы, защитных механизмов, архетипических проявлений, сильных и слабых сторон личности).

4. Социокультурный подход (анализ связанных с этнической, классовой, демографической, религиозной и т. д. принадлежностью клиента влияний на процесс и результаты его изобразительной деятельности, включая патогенные социокультурные влияния).

5. Впечатления и наблюдения (формулировка субъективных и объективных гипотез).» (http://www.art-therapy.ru/publication/content/20.htm)

Наумбург подчеркивает значение отсроченных интерпретаций символов, с тем, чтобы клиент смог увидеть в изобразительной продукции свой собственный смысл, который может быть ближе к истине, чем интерпретация специалиста. Неосторожная, преждевременная интерпретация может затормозить процесс осмысления клиентом, интеграции значения и эмоционального содержания символа.

6. Учёт возможных недостатков работы с символами в арттерапии


Знание отрицательных сторон символизации в арт-терапии позволяет при грамотном подходе нейтрализовать их. Эбби Келиш выделила 5 таких недостатков:

1. Вербальная передача информации является наиболее надежной, поскольку значение слов более точно, устойчиво и является общепринятым. Содержание же символов расплывчато и многозначно. Это способствует неверному восприятию терапевтом образов клиента, и клиентом Образов, используемых терапевтом.

2. Этот недостаток также связан с многозначностью символов. При игнорировании психологического смысла образов и передачей чувств только на визуальном уровне, может возникнуть вытеснение или отчуждение этих чувств.

3. Субъективное переживание образов и их выражение в художественной форме могут быть рассогласованы друг с другом, так как творчество всё же требует определённых навыков.

4. Многие клиенты эстетически оценивают свою продукцию. Если они не удовлетворены этой стороной, могут возникать отрицательные эмоции. В то же время, при эстетических качествах, удовлетворяющих клиента, может быть излишняя концентрация на них, что может мешать психотерапевтической работе.

5. Этот недостаток связан с достоинствами символизации в арттерапии. Поскольку создание символов основано на работе активного воображения, и взаимодействие с ними воспринимается, как взаимодействие с реальными объектами, люди могут уходить в мир фантазий. Клиент погружается в творческий процесс как более приятный и безболезненный, в то время как реальные проблемы не решаются.

7. Символизация арт-терапевтического процесса


Поскольку арт-терапия во многом опирается на работу с символами, для более успешной терапии может быть применено символическое обозначение стадий арт-терапевтического процесса. Арт-терапия может рассматриваться через призму терапевтических отношений, или творческого процесса, включая в себя стадии, аналогичные четырём матрицам С. Гроффа. Опираясь на юнгианский подход, можно сравнивать арт-терапевтический процесс с алхимическим, который включает в себя стадии обжига, растворения, высушивания и выпаривания. Используется также метафора «Путешествие героя», отправляющегося на поиски счастья (святого грааля, золотого руна), приобретающего на своём пути разный опыт. Возможно применение метафоры жизненного пути со всеми стадиями: детство, отрочество, юность, зрелость, старость, даже смерть.

8. Заключение.

Согласно Фромму, язык символов - это единственный универсальный язык, созданный человеком во все времена. понимание этого языка облегчает понимание себя и окружающего мира. тем не менее долгое время язык символов оставался в пренебрежении, считался чем-то примитивным, архаичным, в первую очередь, из-за недостаточной теоретической базы, отсутствия научных данных. Сейчас всё больше научных доказательств эффективности использования символизации в психотерапии, и особенно в арттерапии. Происходит расширение научного понимания в сферах, ранее считавшихся непознанным, иррациональными, трансцендентными.

В заключение хочется привести слова Н. Е. Пурнис, которая как раз символическим языком подчёркивает трансцендентный характер искусства и творчества, как главную суть арт-терапии: «... они в момент творения или создания произведения, образа заставляют и помогают быть в «здесь и сейчас» и в то же время уносят нас в будущее или возвращают в прошлое, способствуют глубинному погружению или унесению ввысь и совершенно точно возвращают к себе, очищают и воспитывают одновременно. Как Странствие вдоль Мирового Дерева - то ли вверх, то ли вниз. Поэтому они созидательны и разрушительны, в них Смерть и Рождение - одновременно, они не мужские - не женские, не старые, не молодые, потому что изначально вечные, всегда живые и всегда дуальны и не раздельно вместе - эта пара Творчество и Искусство, Творец и Зритель, и в них есть всегда Душа Созидателя и Дух всевышнего Создателя.»

Литература


  1. А. И. Копытин «Арт-терапия - новые горизонты» под ред. А. И. Копытина.- М. Когито-Центр, 2006 - 336 с.

  2. А. И. Копытин «Системная арт-терапия». СПб.: Питер, 2001 - 224 с.

  3. А. И. Копытин, Б. Корт «Исцеляющие путешествия. Техники аналитической арт-терапии» СПб.: Речь, 2007. - 144 с

  4. Н. Е. Пурнис «Аспекты трансперсональной психологии»

  5. Эбби Келиш «В поисках смысла визуальных образов» http://www.art-therapy.ru/publication/content/20.htm

  6. Эбби Келиш «Арт-терапия: неортодоксальный, альтернативный или колмплиментарный подход к психотерапии» http://www.art-therapy.ru/inovision/ru/news/detail/25.htm

  7. Юнг Карл Гюстав Человек и его символы Издательства: Серебряные нити, Медков С. Б., 2006 г. 352 с

  8. Википедия. http://ru.wikipedia.org



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconДашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления
Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconМосковский городской психолого-педагогический университет

Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconВысшего профессионального образования московский государственный...
«Совершенствование социально-нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей»
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный...
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconТ. С. Шевцова Основы психологического консультирования
Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)»
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconХухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции
Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:...
Московский городской психолого-педагогический университет Факультет психологического консультирования программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск