Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница





Скачать 443.62 Kb.
НазваниеПроблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница
страница1/4
Дата публикации25.06.2013
Размер443.62 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Осминская Наталия Александровна

ПРОБЛЕМА ВСЕОБЩЕЙ НАУКИ В РАННЕЙ И ЗРЕЛОЙ ФИЛОСОФИИ Г.Г.ЛЕЙБНИЦА


Специальность 09.00.03 – История философии
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук
Москва 2012
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.

Творчество Готфрида Вильгельма Лейбница представляет собой яркую страницу в истории европейской философии Нового времени. С его именем, так же как и с именами Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона и Исаака Ньютона, связано становление самосознания эпохи Нового времени как периода торжества научного знания.

Существенной особенностью философии Лейбница являются универсалистские интенции, сообразно которым он проявил себя в самых разнообразных областях знания - логике, математике, физике, метафизике, теории познания, теологии, юриспруденции, психологии, истории, филологии, а также в области практических наук (в частности, в архитектуре и горном деле). О том, насколько весомым был вклад Лейбница в эти науки, свидетельствует то обстоятельство, что каждая из них считает Лейбница «своим». Так, логики почитают Лейбница как основоположника логического исчисления понятий, математики – как первооткрывателя дифференциального исчисления, психологи – как провозвестника феноменологии, и т.д. Парадоксальным образом, универсализм Лейбница привел к тому, что представление о Лейбнице-энциклопедисте де факто подменяется образом «узкого специалиста».

Одной из причин подобной метаморфозы можно считать то обстоятельство, что в посвященной Лейбницу исследовательской литературе сложилась традиция определять Лейбница как приверженца формалистической логики, стремившегося организовать весь круг дисциплин по образцу математики. В русле этой традиции истолковывалась и так называемая всеобщая наука Лейбница, которую со времен первопроходца лейбницеведения Луи Кутюра принято было понимать в методологическом ключе – как новую математизированную логику, служащую эвристическим инструментом для приобретения новых знаний. Тем самым всеобщая наука Лейбница была редуцирована к формальному дедуктивному методу искусства открытия в духе mathesis universalis Декарта, а ее связь с метафизикой оказалась непроясненной. Нетрудно заметить, что данная интерпретация тоже была результатом «дисциплинарного присвоения» Лейбница: вполне естественно, что логик Кутюра увидел в Лейбнице именно провозвестника математической логики.

Современный кризис дисциплинарного деления наук заставляет нас вновь обратиться к феномену универсализма Лейбница и задаться вопросом о возможности построения целостной и нравственно значимой картины мира на основе императива научной достоверности. В связи с такой постановкой вопроса само понятие всеобщей науки у Лейбница требует нового терминологического и содержательного прояснения – следует ли подразумевать под ним исключительно методологию (искусство открытия), или же ее всеобщность scientia universalis не ограничивается единством органона наук, но охватывает также и то, из чего науки берут свое начало?

Степень разработанности темы.

Несмотря на обилие в европейской лейбнициане специальных работ, посвященных различным аспектам творчества философа, вопрос о значении и месте концепции всеобщей науки в его философии до сих является недостаточно изученным, что обусловлено, в первую очередь, разрозненностью и вплоть до последнего времени недоступностью большей части лейбницевских текстов по этой тематике. Издания Герхарда (1892) и Кутюра (1901) предоставляют лишь относительно небольшой объем архивного материала по данной теме. Только в 2006 году было осуществлено издание очередного тома академического издания «Философских сочинений и писем» Лейбница, посвященного непосредственно проблеме всеобщей науки и универсальной характеристики и охватывающего период 1676-1690 гг. Это издание не только впервые предоставило возможность ознакомиться со многими неизвестными ранее текстами, но также внесло уточнения в датировку изданных ранее фрагментов как на основе анализа их содержания, так и на основе данных палеографической экспертизы.

В исследовании проекта всеобщей науки Лейбница на данный момент можно выделить две тенденции. Первая заключается в том, чтобы интерпретировать всеобщую науку как лежащий в основании всякого достоверного знания универсальный метод математически точного исчисления нематематических предметов. Понятая таким образом всеобщая наука рассматривается преимущественно в контексте истории новоевропейского рационализма в целом и картезианства в частности. (В.Экснер, Л.Кутюра, Б.Рассел, А.Гурвич и др.). Истолкованию всеобщей науки как универсального метода, позволяющего производить математическое исчисление нематематических предметов, посвящен целый ряд работ последней трети ХХ века, в том числе работы Франсуа Душене, Лоренца Крюгера, Юргена Миттельштраса и Петера Шредера-Хайста, Вольфганга Пекхауза.

Другая тенденция ориентируется на выявление ретроспективных связей лейбницевской scientia generalis с риторической и энциклопедической традицией Ренессанса и раннего Нового времени, так что всеобщая наука Лейбница предстает в свете аналогий не только с mathesis universalis Декарта, но также с традицией луллиевого ars magna (Р.Луллий, И.Алстед, Я.А.Коменский), гуманистической риторики (М.Низолий), логико-методологического реформаторства (Петр Рамус, Дж.Дзабарелла, Б.Кеккерман) и энциклопедизма. К работам такого рода относятся исследования всеобщей науки Лейбница в контексте так называемой «логико-энциклопедической тенденции», хронологически очерченной XIII – XVII вв. и охватывающей, таким образом, периоды позднего средневековья, Ренессанса и раннего Нового времени (П.Росси, В.Шмидт-Биггеман, А.Майер-Кунц, Д.Дуке-Розенштайн). Для этого направления характерно рассмотрение названной традиции как стремления к наибольшему, «тотальному» или «сверхсистемному» знанию, хотя разные исследователи смотрят на нее в различных перспективах - в контексте истории искусства памяти и универсального языка (Росси), в контексте истории топики (Шмидт-Биггеман, Майер-Кунц), луллизма и комбинаторики (Дуке-Розенштайн).

Указанные различия в интерпретации всеобщей науки напрямую зависят от решения вопроса о статусе так называемых «первых понятий», что, однако, до сих пор не тематизировалось в историко-философской литературе. Если сторонники формально-методологического истолкования всеобщей науки Лейбница (Кутюра, Майер-Кунц) фактически игнорируют значение проблемы материального содержания первых понятий, то его противники (Тренделенбург, Шеперс, Шмидт-Биггеман) всячески подчеркивают стремление Лейбница к обнаружению не только формального, но и материального основания задуманной им универсальной характеристики.

Недостаточность и малоубедительность всех этих интерпретаций обусловлена тем, что все они основываются на текстах различных периодов без учета развития и трансформации философии Лейбница в целом, а также без детального анализа различных контекстов употребления термина «всеобщая наука» как у Лейбница, так и у его современников. Так, если, вслед за Кутюра, рассматривать всеобщую науку Лейбница как проект, хронологически следующий за проектом Энциклопедии и эксплицированный в текстах конца 1670-1680-х гг., такой подход неизбежно ведет к искусственному ограничению круга источников и, как следствие, к ограничению содержания рассматриваемого понятия. Если же предположить, что лейбницевская философия двигалась в горизонте идеи всеобщей науки еще до того, как им были написаны тексты, специально посвященные этому вопросу, то в сферу внимания исследователя попадает обширный материал, дающий основания для расширительного толкования тех поздних текстов, в которых эта проблематика уже терминологически оформлена.

Характерное практически для всех современных исследований по данной теме недостаточное внимание к диахроническому анализу лейбницевских текстов по проблеме всеобщей науки препятствует не только герменевтическому прояснению многочисленных трудных мест в этих текстах, но также и адекватному пониманию логики внутреннего развития лейбницевской мысли в целом. Таким образом, несмотря на разнообразие исследовательских подходов, в современной историко-философской литературе отсутствует сколько-нибудь внятное представление о генезисе проблематики всеобщей науки у Лейбница, истоках, этапах и формах ее становления, а, следовательно, и о ее месте в комплексе философских воззрений Лейбница.

Предметом исследования является концепция всеобщей науки, как она была сформулирована в ранних и зрелых сочинениях Г.В.Лейбница.

Объектом исследования является обширный массив оригинальных текстов Лейбница на латинском, французском и немецком языках, датируемых периодом между 1666 и 1688 гг., а также оригинальные тексты сочинений латинских, французских и немецких авторов, послужившие непосредственными источниками лейбницевской программы всеобщей науки.

Цель исследования заключается в определении содержания, места и значения концепции всеобщей науки в философии Лейбница. Соответственно поставленной цели, исследование предполагает решение следующих задач:

- опираясь на предварительную реконструкцию контекстов дискуссии по проблемам построения всеобщей науки в истории европейской философии в предшествующий Лейбницу период, выявить степень интегрированности в нее лейбницевской философии;

- рассмотреть круг философской проблематики в ранний период творчества Лейбница на предмет выделения тех тематических блоков, которые соответствуют традиции всеобщей науки;

- проследить развитие этих тематических блоков в ранний и зрелый период творчества философа, установить как содержательную, так и терминологическую преемственность между различными текстами, документирующими это развитие;

- опираясь на рассмотрение различных случаев оригинальных лейбницевских указаний на предмет и содержание его всеобщей науки, выявить синонимические ряды терминов, которыми философ пользовался для описания своего проекта;

- ввести в отечественный исследовательский обиход новые, ранее не известные русскоязычному читателю тексты Лейбница, остававшиеся вне поля зрения исследователей, сосредоточенных на историко-философском анализе эпохи раннего Нового времени.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют комплексный анализ и системный подход к изучению первоисточников и различной историко-философской литературы российских и зарубежных авторов по рассматриваемой теме. При работе над диссертацией использовались как общенаучные методы индукции, дедукции, синтеза, аналогии, выдвижения и проверки гипотез, так и специальные методы герменевтического, диахронического, интертекстуального анализа первоисточников, реконструкции и экстраполяции.

Научная новизна диссертации определяется тем, что данная работа представляет собой первый в отечественной и зарубежной исследовательской литературе опыт целостной реконструкции лейбницевской программы всеобщей науки. В работе впервые подробно прослежен генезис идеи всеобщей науки в раннем творчестве философа от юношеских работ философа вплоть до 1688 года, когда, по оценке Б.Рассела, метафизика Лейбница в целом уже сформировалась. Впервые в истории лейбницеведения предпринята попытка рассмотрения лейбницевской scientia generalis в широком историко-философском контексте традиции всеобщей науки, охватывающем как ближайшее окружение Лейбница, так и различные течения новоевропейского энциклопедизма XVI-XVII вв. В диссертации вводится в научный оборот значительный массив оригинальных текстов Лейбница, ранее не переведенных на русский язык. В работе освоены и творчески переработаны новейшие результаты архивной работы последнего десятилетия, достигнутые в рамках подготовки академического издания сочинений Лейбница лейбницеведческими исследовательскими центрами Мюнстерского университета и Берлин-Бранденбургской Академии наук. Кроме того, в диссертации привлекается к рассмотрению обширный круг малоизвестных источников, образующих контекст лейбницевской программы всеобщей науки (сочинения И.Г.Алстеда, И.Г.Бистерфельда, Э.Вейгеля, Д.Швентера, Д.Дзабареллы, Б.Кеккермана и др.), также по большей части не переводившихся на русский язык и не анализировавшихся в отечественной историко-философской литературе. Привлечение данного материала позволило автору исследования сформулировать целостную интерпретацию выдвинутой Лейбницем концепции всеобщей науки как системообразующего содержательного ядра всей философии Лейбница, связующего воедино ее теологические, метафизические, теоретико-познавательные, натурфилософские, естественнонаучные и политические компоненты. Представленная интерпретация призвана пересмотреть целый ряд устоявшихся историко-философских стереотипов, прежде всего широко распространенное убеждение в формально-инструментальном характере всеобщей науки Лейбница как органона знания, представляющего собой аналог картезианской mathesis universalis. Вразрез с этой традицией, в представленном исследовании выдвигается и обосновывается тезис, согласно которому всеобщая наука Лейбница представляет собой опыт построения новой науки о творении, которая, по замыслу автора, по своим функциям должна была выступить в качестве аналога «первой философии» Аристотеля.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Основным направлением философии Лейбница раннего периода было создание собственной версии всеобщей науки, главными источниками которой послужили великое искусство Раймона Луллия, учение Декарта о mathesis universaslis как универсальном научном методе и учение об универсальной гармонии, развиваемой в среде протестантских теологов. Свою задачу Лейбниц видел в комплексном осуществлении проекта всеобщей науки, что, согласно его «Диссертации о комбинаторном искусстве» (1666), предполагало нахождение нового универсального научного метода (комбинаторика) и построение на основе этого метода всеобъемлющего демонстративного знания, включая как математические, так и нематематические дисциплины (метафизика, теология, естественное право). Принимая в целом луллианскую парадигму всеобщей науки как искусства выведения нового знания из ряда абсолютно первых принципов (атрибутов субстанции), молодой Лейбниц, однако, поставил задачу доказательного нахождения первых принципов путем анализа понятий, рассматриваемых им как имплицитные суждения. Одной из главных задач Лейбница было создание новой науки о творении, призванной восполнить неполноту традиционной метафизики.

  2. В ранний период своего творчества наряду с интенсивными разработками демонстративной Энциклопедии, которую философ определял не как замкнутый корпус знания, но как свод первых истин, Лейбниц предъявил первую развернутую модель классификации наук на основе критически переосмысленного учения Декарта о «мыслящей вещи». В этот же период Лейбниц разрабатывал свою версию натурфилософии, которую мы, в свете результатов, полученных в предыдущей главе, истолковали как реализацию заявленного им намерения построить новую науку о творении.

  3. В зрелый период творчества Лейбница (1677-1688 гг.) была выработана устойчивая структура всеобщей науки, где первую часть должны были составлять «вечные истины», вторую – «искусство открытия», третью – энциклопедия. Во второй половине 1770-х гг. в основу классификации наук было положено не учение о первых понятиях, но учение о методе нахождения этих понятий, то есть учение о рациональной грамматике, посредством которой Лейбниц планировал осуществить не только анализ языка и мышления вплоть до первых понятий, но и построение новой логики исчисления фактического. В непосредственной связи с этим находится проект универсальной характеристики, которую Лейбниц в рассматриваемых нами текстах именовал «истинным органоном Всеобщей науки».

  4. Пересмотр учения о первых понятиях подвел Лейбница к мысли о невозможности построения знания на первых понятиях «по природе», но лишь на «первых истинах для нас», для доказательства которых не требуется доведение анализа до полного разложения понятия, а достаточно лишь показать, что предикат содержится в субъекте высказывания. Это открытие, наряду с концепцией бесконечного континуума божественной субстанции и дискретности мышления, знаменует радикальный разрыв со схоластической метафизикой бытия с ее разделением сущности и существования, учением о первоначальных и производных свойствах субстанции и пр.

  5. Во второй половине 1680-х гг. Лейбниц характеризовал создаваемую им «всеобщую науку» как науку о началах и как «искомую науку» (со ссылкой на соответствующий термин в «Метафизике» Аристотеля), что дает не только содержательное, но и терминологическое основание для отказа от интерпретации всеобщей науки Лейбница в узко методологическом ключе как органона наук, но позволяет расценивать ее как новый тип метафизики.


Апробация работы

Результаты диссертации были апробированы на следующих конференциях и научных семинарах:

Основные положения и результаты диссертации нашли отражение в ряде статей автора, а также были апробированы в следующих докладах на научных конференциях:

1. Проблема универсального письма в «Диссертации о комбинаторном искусстве» Г.В.Лейбница. // Конференция студентов, аспирантов и молодых ученых философского факультета ГУ-ВШЭ «Философия. Язык. Культура». Москва, ГУ-ВШЭ. 10 марта 2010 г.

2. Субъективность и тождественные истины в философии Г.В.Лейбница: от атрибутов Бога к трансцендентальным идеям // Международная конференция «Субъективность и идентичность». Москва, ГУ – ВШЭ. 15 – 17 сентября 2010 г.
Публикации

Результаты проведенного исследования представлены в следующих публикациях автора:

Традиция универсального музея: коллекционирование как мировоззрение // Arbor mundi. (Мировое древо) Международный журнал по теории и истории мировой культуры. № 11. М. РГГУ. 2004. С. 96-129.

Проблема универсального письма в «Диссертации о комбинаторном искусстве» Г.В.Лейбница. // Язык. Философия. Культура. Материалы конференции студентов, аспирантов и молодых ученых философского факультета ГУ-ВШЭ. Март, 2010.

Математика и метафизика в «Диссертации о комбинаторном искусстве» Г.В.Лейбница. // Вопросы философии. 2011. № 2. С.151-159.

Арифметическое исследование комплексий, осуществленное в знаменитой Лейпцигской Академии с разрешения прославленного философского факультета в соискание должности М.Готфридом Вильгельмом Лейбницем. (Пер. с лат. и комм. Н.А.Осминской) // Вопросы философии. 2011. № 2. С.159-167.

Проблема первых понятий в философии Г.В.Лейбница: от атрибутов Бога к трансцендентальным идеям. // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2011. № 4. С. 6-20.
Структура диссертации отражает логику решения основных задач, поставленных в научном исследовании. Диссертация состоит из введения, историографического обзора, четырех глав, заключения и библиографического списка, содержащего 115 наименования.
Теоретическая и практическая ценность диссертации. Теоретическая ценность работы состоит в ее актуальности и новизне, что полно раскрыто в соответствующих вышеуказанных пунктах, а также в том, что на основе полученных автором результатов возможно формирование новой целостной интерпретации философии Лейбница, ее места и значения в философской традиции Нового времени. Практическая ценность состоит в том, что диссертация может быть использована для дальнейшей разработки актуальной философской проблематики, связанной с философией Нового времени, а также для разработки специалистами программ курсов по истории философии, истории и философии науки, теории познания, методологии, для написания статей и монографий по указанным темам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы исследования; определяются объект, предмет, метод, цель и задачи диссертационного исследования.

В историографическом обзоре представлен критический анализ основных достижений мирового и отечественного лейбницеведения в изучении проблематики всеобщей науки в творчестве Г.В.Лейбница. Обзор состоит из двух параграфов: в первом освещаются общие тенденции в изучении лейбницевского наследия, начиная с XIX века и до наших дней, а во втором – основные дискуссии вокруг значения и систематического места проекта всеобщей науки в творчестве Лейбница.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconС. Е. Крючкова проблема возможных миров в философии лейбница
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconДоклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук (метафизическая,...
Частные науки, длительное время не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Отсюда, науки с необходимостью должны были...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconРеферат: Монада центральное понятие в философии Лейбница
Родился в Лейпциге в семье юриста и преподавателя философии («мировой мудрости») местного университета, в котором учился и сам Лейбниц....
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconТема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconПримеч
Проблема синтеза в русской философии (на примере философии В. С. Соловьева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова)
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconРеферат: Атеизм фейербаха (Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека)
Ализма с идеализмом. Однако ^центральную тенденцию он видел, как было показано выше, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconПроблема истины в эпистемологии и философии науки
Российской Федерации от 11. 11. 2011 №2451 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена», пункта 9 Постановления...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconКандидатский экзамен по истории и философии науки
С 1 июня 2005 г аспиранты и соискатели вместо экзамена по «философии» должны сдавать экзамен по «истории и философии науки»
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск