Скачать 58.95 Kb.
|
Наказание ты мое! Иметь детей – это, конечно, счастье, но не всегда безоблачное. Маленький человек не раз огорчит взрослых своими поступками, и за этим обязательно последует наказание. Но каким оно должно быть? Зачем наказывать ребенка? Ребенок, чтобы стать взрослым, проходит определенные ступени развития и узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители играют в этом важную роль – именно вы должны показать малышу границы допустимого поведения, и правила, по которым живут люди. Дети не в силах владеть собой, своими эмоциями, желаниями и порывами, поэтому время от времени их поведение необходимо направлять в нужную строну запретами и даже наказаниями. На первый взгляд, наказания, которые мы используем, кажутся нам действенными, и порой единственным способом воздействия на ребенка. Но так ли это на самом деле? Обычно мы применяем наказание, стремясь, чтобы малыш не повторил свой поступок в дальнейшем. При этом наши рассуждения вполне логичны: в сознании ребенка плохой поступок свяжется с неприятными последствиями, и в дальнейшем он будет вести себя правильно. В этом рассуждении есть один недостаток: вряд ли вам удастся найти малыша, который пришел в этот мир, чтобы сознательно всем навредить. Скорее всего, он ведет себя так, потому что не совсем понимает, что можно, а что нельзя, или не в состоянии выполнить ваши требования. А может быть, так он хочет что-то сообщить вам, но вы не реагируете на более «мирные» сигналы. За что нельзя наказывать
Как нельзя наказывать
выкручивание рук и ушей. Жестокость порождает ответную агрессию. В таком случае ребенок будет делать все вам назло. И за это вы тоже будете его наказывать?
меру наказания к самому поступку. Конечно, вы не должны скрывать свои чувства и отрицательные переживания, но при этом должны объяснить ребенку, что именно и почему вас так расстроило.
усталость, свои собственные неудачи. Помните: вы и ваш малыш – это два человека, и если один злится на другого, это всегда вызвано чьей-то ошибкой. Возможно эта ошибка – ваша.
не хотите привить ребенку стойкую неприязнь к домашним делам).
а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
Даже преступников не судят дважды за одно и то же преступление. Правила наказаний 1. Определенность. Главное – понять, почему ваше чадо так поступает, что послужило причиной плохого поведения. Расспросите его, порассуждайте вместе с ним, объясните, почему этого делать не стоит или помогите исправить ситуацию. 2. Нужно критиковать поступок, а не личность («Я не люблю, когда ты ломаешь игрушки» - вместо «Ты такой неуклюжий, бестолковый и т.д.»). 3. Последовательность. Если вы говорите ребенку: «Ты будешь наказан», то выполняйте свое обещание, иначе он перестанет вам верить и произойти это может очень быстро. 4. Когда вы видите, что малыш переживает по поводу случившегося, не стоит усугублять эти чувства. Лучше попробуйте поддержать его. 5. Никогда не наказывайте ребенка, если он болен или устал. 6. Наказание должно быть адекватно поступку. Иногда можно обойтись разговором по существу проблемы или строгим замечанием. 7. Необходимо объяснить ребенку, что и почему это плохо. В большинстве случаев малыш просто не понимает, что можно, а что нельзя. 8. Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: избил слабого, замучил котенка и т.д. Возраст ребенка и наказание 2 – 2,5 года В это время наказывать или ругать его почти бессмысленно. Потому что единственный урок, который он может из этого вынести – что он плохой и его никто не любит. Пока малыш еще не выделяет себя из мира и не может отвечать за свои поступки, потому что не понимает, кто их совершает. Когда ребенок видит результат своей деятельности (например, порезанную клеенку), он до конца не осознает, как это произошло: то ли он что-то делал ножом, то ли нож набросился на скатерть, то ли клеенка порезалась сама. В этом возрасте вы можете научить маленького человека управлять собой и окружающими вещами только через разумные, ясные запреты и ограничения. 2,5 - 4 года Дошкольник начинает осознавать свою отдельность от мира, и вместе с этим к нему приходит осознание авторства своих поступков. Он уже в состоянии понять, какие дела радуют близких, а какие огорчают. Но, несмотря на это, способность управлять своим поведением еще недостаточно сформировалась. Обычно на этом этапе жизни у детей появляется «заместитель», который творит все те ужасы, которые сводят родителей с ума. Именно это позволяет ребенку освободиться от чувства стыда, поскольку большую часть того, что происходит, совершает кто-то другой. Постарайтесь поверить в то, что малыш не обманывает вас, утверждая, что это «нахулиганила белочка» или «другой мальчишка». В этом возрасте он еще путает реальность с фантазией и сам искренне верит в то, что говорит. Независимо от того, о ком идет речь, ваша задача – понять, почему ребенок так поступает. Так же, не забывайте, что в это время дети часто поступают наперекор родителям. Это происходит, потому что им нужно почувствовать свою независимость, свои возможности и границы. 4-6 лет Ребенку этого возраста все еще трудно контролировать свои поступки, хотя он почти всегда может их анализировать. Но даже если он понимает, чего делать не стоит, иногда не хватает сил сдержаться, и тогда, поступив неправильно, его начинает мучить чувство вины. Ситуация осложняется тем, что малышу начинают открываться тонкости человеческих отношений, и он обнаруживает, что однозначных «хорошо» или «плохо» не бывает и очень многое зависит от ситуации. После 6 лет ребенок обретает возможность контролировать себя и останавливать свое «неправильное» поведение. Этот навык стоит поощрять и тренировать, постепенно передавая малышу контроль за совершенными поступками. Помните, что полностью отвечать за свои поступки он сможет только в 18-20 лет, а сейчас ваша задача – помочь ему научиться это делать, а не требовать, чтобы он вел себя как взрослый. Не забывайте, что самым сильным оружием по-прежнему остаются разумные ограничения, о которых можно договориться с ребенком, учитывая его возможности и желания. Вместо заключения На самом деле, психологическая травма, которая наносится ребенку наказанием, определяется не формой вашего воздействия, а тем, что оно значит в контексте ваших отношений. Если малыш уверен в вашей любви и своей «правильности», то даже шлепок, полученный от усталой и раздраженной мамы, не причинит ему серьезного вреда, поскольку имеет сиюминутное, эпизодическое значение. В то же время, если вы придерживаетесь мнения, что наказание – это не ваш метод, но при этом подсознательно считаете ребенка не интересным, слабым, недостойным внимания и любви, то через некоторое время у него сформируется твердое убеждение в том, что он плохой и никому, кроме вас не нужен. И тогда простая фраза, сказанная в минуту отчаяния: «Как ты мог так поступить!» - будет означать, что в нем разочаровался единственный человек, которому он был дорог. Конечно, все это не шлепать полезно, а осуждать вредно. Главное, воспитывая детей, вы должны заботиться о том, чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были определенные ориентиры, а это зависит не от того, когда, как и за что вы его наказали, а от того, какой опыт он вынесет из отношений с вами. Не забудьте, что наряду с наказанием ребенка необходимо поощрять, говорить, что любите его и тогда его благодарность не заставит вас долго ждать. |
Внеклассное чтение – за … Хорошо это было или плохо Думаю, что уроки внеклассного чтения имели положительное значение для детей. Чтение книг воспитывает ребенка,... | «Человек должен жить в сфере добра или воспитание милосердия» И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные... | ||
Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... | «Я в мире человек» (1 младшие группы). Цель: формирование первоначального... «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики... | ||
Классный час тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Если у вас нету» из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», «Песни об улыбке», из кинофильма «Карнавальная ночь», «Как... | Конспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения... | ||
Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В А ведь, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Поэтому, с первых... | Зачем нужна литература в школе? Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,... | ||
Конспект урока по развитию речи «Что такое тип речи». Цель: дать... ... | Участие в выборах: право или обязанность? Этот вопрос и другие, интересующие нас: Зачем нужны выборы? Что такое избирательное право и каковы его принципы? Какая история развития... | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | Что такое мировоззрение? ... | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… |